Самооценка

Как повысить самооценку: прокачка на всю жизнь

Сравнение себя с другими

Сравнение себя с другими может быть полезным инструментом для самоанализа и развития, но важно делать это осознанно и справедливо. 1

Подходите к сравнению себя с другими с осторожностью. Каждый человек уникален, у него свои способности, навыки и опыт

Сравниваясь с другими, не забывайте об этих индивидуальных особенностях

1

Подходите к сравнению себя с другими с осторожностью. Каждый человек уникален, у него свои способности, навыки и опыт

Сравниваясь с другими, не забывайте об этих индивидуальных особенностях.

2. Уточните свои цели и меру успеха. Прежде чем сравниваться с другими, определитесь, что именно вы хотите достичь и как будете измерять свой успех. Сравнивайте только те аспекты, которые важны для вас.

3. Используйте сравнение с другими как источник мотивации. Наблюдая за успехами других, можно вдохновиться и поставить перед собой новые цели. Однако несмотря на это, помните, что главная цель — развиваться для себя, а не для того, чтобы превзойти кого-то еще.

4. Не забывайте о своих достижениях. Во время сравнения себя с другими, легко забыть о том, что у вас есть свои собственные достижения и прогресс. Цените свои успехи и помните о них.

5. Будьте объективными и справедливыми. Во время сравнения себя с другими, старайтесь быть объективными и справедливыми. Не искажайте реальность и не переоценивайте или недооценивайте свои достижения и способности.

6. Принимайте себя таким, какой вы есть. Сравнение с другими может привести к негативным эмоциям и недовольству собой. Помните, что каждый человек имеет свои сильные и слабые стороны. Принимайтесь таким, какой вы есть, и стремитесь к развитию на основе своих собственных возможностей.

Сравнение себя с другими может быть полезным источником мотивации, но только если вы подходите к этому с осторожностью и справедливостью. Помните о своих собственных целях и достижениях, и принимайте себя таким, какой вы есть

В конечном счете, самооценка и оценка себя должны основываться на собственных стандартах и ценностях, а не на сравнении с другими людьми.

Благодарность

Очень популярным стало вести дневники благодарности. Вечером, желательно перед снов, человек пишет пять вещей, за которые готов сказать «спасибо» в этот день. Это может быть что угодно, даже самые мелочи в виде солнечной погоды или удачной поездки на метро. Главное, чтобы строки отражали искренние эмоции. Такой опыт помогает мыслить позитивно, будни видятся в более ярких красках и разрушительные эмоции перестанут тянуться ненужным вагоном.

Меняться трудно

Ещё труднее проходят изменения внутренние, ведь сложно воспринимать их как нечто гипер важное. Но всё как раз наоборот

Жизнь заиграет новыми красками лишь тогда, когда человек подружиться со своими демонами и научиться принимать себя таким, каков он есть.

https://youtube.com/watch?v=pX1NzwDINOQ%3F

Подписаться на мой youtube-канал

Еще:

Книга: Как работать по 4 часа в неделю и при этом не торчать в офисе «от звонка до звонка», жить где…

Почему здоровый эгоизм – это нормальное явление?

Книга: Не жалей ни о чем. И еще 99 правил счастливых людей

Книга: Поражай своей презентацией. 30 правил создания впечатляющего слайд-шоу от лучших спикеров TED…

Уважай свое тело и свой разум

Познакомьтесь со своими субличностями

Психологически мы, как картинки-пазлы, состоим из различных частей. Итальянский психолог Роберто Ассаджоли назвал их субличностями. Они подобны ментальным и эмоциональным костюмам: мы надеваем то один, то другой в зависимости от ситуации.

Есть роли, знакомые многим женщинам: Супермама, Вамп, Послушная дочь, Мисс беспомощность, Верховная жрица. Мужчинам известны такие субличности, как Кормилец, Казанова, Клоун, Испуганный мальчик, Рыцарь в доспехах. Разумеется, существуют и другие варианты.

Постарайтесь изучить и полюбить все стороны своего «я». Источник

Вы сложный, многогранный человек, а не робот, поэтому не можете всегда чувствовать и вести себя одинаково. Не отвергайте свои субличности, даже если они вам не нравятся, а постарайтесь познакомиться с ними и понять, чего они хотят.

Для лучшего эффекта дайте им имена, подробно опишите их внешность, характер и манеры. Подумайте, когда и зачем они приходят. Вступите с ними в воображаемый диалог. Можете ли вы им чем-то помочь? А они вам?

От самооценки к уверенности в себе

Самооценка выстраивается на базе тех оценок, которые давались человеку другими людьми (главным образом, значимыми) и социумом в целом.

Человека научают внутренне оценивать себя, давая ему оценки извне. Маленький ребенок не оценивает себя, не анализирует мысли, желания, способности, поступки и возможности, пока его не научат это делать.

Умение себя оценивать не врожденное. Самооценка формируется в течение жизни и изменяется под влиянием внешних обстоятельств, порой очень быстро и кардинально.

Чем здоровее человек и чем он целостнее как личность, тем стабильнее и адекватнее его самооценка.  

Оценивая себя, люди, как правило, категоричны — выделяют в личности лишь:

  • достоинства (положительные черты) — “светлую” сторону,
  • недостатки (отрицательные качества) — “темную” сторону.

Но о том, что одни черты положительны, а другие отрицательные, человеку “говорят” социальные нормы, стандарты, мораль. В то время как природа человека едина, она не знает “что такое хорошо и что такое плохо”.

Если какие-то черты или свойства есть на данном этапе становления личности, значит, они способствуют этому становлению, нужны и естественны.

Невозможно себя оценить, не прибегая к сравнению.

И если человек, сравнивая, ставит себя выше других, и если считает более “низким”, он вредит себе. Так формируется неадекватная самооценка.  

А вот сравнение себя с самим же собой — полезное занятие. При условии адекватности!

В плане оценивания себя с собой же в прошлом и в желаемом будущем, гораздо эффективнее пользоваться словом “отметка”.  Не оценивать, а отмечать (замечать, примечать, оставлять пометку) свои особенности.

Полезно:

  1. Отмечать свои успехи в прошлом и настоящем, замечать те, которые впереди.  
  2. То, что принято называть ошибками и неудачами, помечать как опыт и извлекать из него уроки, делая выводы как не нужно себя вести, чтобы нежелательная ситуация не повторилась.
  3. Отмечая свои относительно устойчивые качества, руководствоваться логикой и, в частности, законом причины и следствия. Логически можно предположить к какой жизни приведет устоявшаяся черта, свойство, модель поведения. Так, не сложно быть самому себя “гадалкой”.  

Трудность в том, что любая (даже адекватная) оценка всегда субъективна. Не может человек сам себя оценивать объективно, как бы ни старался!

Нужен взгляд со стороны? Но и сторонний наблюдатель всегда субъективен, так как он тоже человек.

К счастью, из любого правила всегда есть исключение.

Специалист, помогающий наиболее объективно определить уровень самооценки, поставить цель и провести работу над собой — профессиональный психолог.

Адекватная самооценка и уверенность в себе — цель, которую реально достичь, поработав над собой.

Работа над собой — всегда личная ответственность и труд, приносящий положительный результат!

Если Вы хотите поработать над собой, отталкиваясь от рекомендаций психолога, обратите внимание на проект Юлии Пряхиной «Женская Академия онлайн-тренеров». 

Обучение здесь беспланое и :

  • позволит понять, какие части Вас спрятаны и подавлены,
  • поможет принять их и освободить свою энергию,
  • вернет Вам ресурсное состояние,
  • позволит заглянуть в светлое будущее.

Настало время, понять, что на самом деле, подлинная Вы — прекрасная личность!

Поделитесь своим мнением

Вопросы и комментарии

Распознавание и принятие своих эмоций

Распознавание своих эмоций — первый шаг к их осознанию. Это требует от нас честности и открытости перед самими собой. Как только мы научимся определять, какие эмоции мы испытываем в конкретной ситуации, мы сможем начать понимать, что приводит к их возникновению и как они влияют на наше состояние.

Принятие своих эмоций — следующий важный шаг в создании адекватной самооценки

Важно понимать, что эмоции — это естественная часть нашей жизни, и нам необходимо принимать их такими, какие они есть. Не стоит судить себя за присутствие «негативных» эмоций, таких как гнев, страх или грусть

Вместо этого, мы должны учиться извлекать уроки из них и использовать эмоции как ценную информацию о наших потребностях и предпочтениях.

Распознавание и принятие своих эмоций помогают нам развивать эмоциональную грамотность и улучшают нашу самооценку. Понимание и принятие своих эмоций помогает нам быть более эмоционально открытыми и искренними как с собой, так и с окружающими.

Что такое самооценка

Самооценка — это определяющий фактор практически во всех жизненных ситуациях. Что такое самооценка? Это то, как мы оцениваем свои силы. На основе оценки своих возможностей мы ставим перед собой цели и предъявляем себе определенные требования.

Человек с хорошей самооценкой (не путайте с завышенной) уважает себя и верит в свои силы, дает себе разрешение на счастье, успех и движение к своим мечтам. В одной и той же ситуации люди с разной самооценкой поведут себя по-разному. Если она низкая, то человек сам не верит, что сможет чего-то добиться, и зачастую даже не пытается. А если и ставит перед собой цели, то слишком простые.

Еще одна отличительная черта людей с хорошей самооценкой — это способность принимать свои ошибки, анализировать их и делать выводы. Если самооценка низкая, то любое поражение воспринимается слишком болезненно и кажется непреодолимой преградой. Человек оставляет попытки, а это путь в никуда.

Что такое самооценка мы разобрали, но как же она формируется?

Виды самооценки.

Существует три основных вида. Их названия используются не только в психологии, но и в быту. Нередко можно услышать фразы вроде «у него неадекватная самооценка». Классификация помогает разобраться в том, как личности оценивают себя, насколько их мнение приближено к объективности.

Адекватная самооценка – вид, характерный, к сожалению, для меньшинства людей. Его обладатели умеют здраво относиться к своим способностям, не отрицают недостатки, стараясь от них избавляться. Кроме этого, акцент делается на сильные стороны, которые активно развиваются. Немногие способны к адекватной самокритике. Зачастую можно наблюдать две крайности – или перебор с самобичеванием, или завышенное самомнение.

Радикальные качества – это признаки второго вида самооценки, которую принято называть искаженной (неадекватной). Ее образование – практически всегда результат комплексов, явных или скрытых. Часто за завышенной самооценкой кроется неуверенность, попытки казаться лучше в глазах остальных. Заниженная отличается тем, что ее обладатель напрямую транслирует собственные комплексы – говорит о них окружающим, ведет себя соответствующе (скованность, зажатость, трудности в общении).

Существует еще один вид, присущий большинству – смешанная. Под ней подразумевается, что в отдельные моменты жизни человек по-разному относится к себе. Он способен адекватно оценивать действия/поступки, уделять время излишней самокритике, при этом иногда переоценивать собственные умения. Увы, у большинства не получается соблюдать баланс, а подобные «колебания» чреваты проблемами с психикой.

Сформированность здоровой личности

Сформированность здоровой личности связана с положительной самооценкой. Ребенок с высокой самооценкой верит в свои силы, чувствует себя ценным и важным, принимает себя таким, какой он есть. Это позволяет ему успешно справляться с трудностями, быть уверенным в своих действиях и стремиться к достижению поставленных целей.

Самооценка ребенка формируется в процессе взаимодействия с окружающими людьми, особенно с близкими взрослыми – родителями, учителями. Положительная оценка и поддержка со стороны взрослых помогают ребенку почувствовать свою ценность и увидеть свои достижения

Важно помнить, что критика и негативные оценки могут негативно влиять на самооценку ребенка, поэтому необходимо уметь правильно выражать свое мнение и воспитывать у ребенка позитивное отношение к себе

Для развития самооценки ребенка также важно создать условия для его самореализации. Дети должны иметь возможность выбирать свои интересы, заниматься тем, что им нравится, и достигать успеха в этом

Поддержка и поощрение со стороны взрослых помогают ребенку почувствовать свою значимость и увидеть свои способности.

Здоровая личность – это личность, которая уверена в себе, способна принимать решения, достигать поставленных целей и справляться с трудностями. Формирование здоровой личности начинается с развития самооценки и позитивного отношения к себе. Поддержка и позитивное взаимодействие с близкими взрослыми играют важную роль в этом процессе. Разумное поощрение и помощь в развитии интересов и способностей ребенка также способствуют формированию здоровой личности.

Проблема самооценки

Психолог Джейн Макнил уверяет, что вера в свои силы, уверенность в себе и чувство собственного достоинства неразрывно связаны. Вера в себя заключается в том, что вы надеетесь на свои возможности, уверенность возникает в результате того, что все получается. Самоуважение или чувство собственного достоинства – это ощущение своей ценности, как личности.

Если вы видите зависимость от того, насколько хорошо вы с чем-то справляетесь, чтобы понимать, хороший ли вы человек – значит, здесь на поверхности проблема самооценки. То есть, нельзя говорить: «Я плохая потому, что не имею престижной работы и хорошего заработка (семьи и пр.)». Если эти понятия взаимосвязаны, с этим необходимо срочно бороться.

Определение целей

Гипнотерапевт Айлса Франк советует ставить перед собой цели, исходя из глобального видения. Представьте себе картину в целом без возможного давления на себя. То есть, вам необходимо добиться чего-то определенного, то есть, важен результат. Постарайтесь составить план на день, неделю, месяц и т.д. Двигайтесь постепенно, шаг за шагом.

Если что-то не успели, перенесите на более поздний срок. Это будут этапы, по которым вы не сможете судить о стопроцентном достижении. Вы будете находиться в процессе, что снимет с вас ответственность за результат. Кроме того, никогда не пытайтесь справиться со всем на сто процентов. Решите для себя, что вашей верхней планкой будет 80%, и этого вполне достаточно.

Типы и уровни

Виды самооценки в психологии характеризуются многими параметрами:

  • в зависимости от уровня: высокая, средняя, низкая;
  • по реалистичности: завышенная, заниженная и адекватная;
  • по особенностям строения: конструктивная и деструктивная;
  • в зависимости от уровня устойчивости: стабильная и колеблющаяся.

В психологии самооценку чаще всего разделяют на 3 следующие категории:

  • заниженная;
  • средняя (нормальная, адекватная);
  • завышенная.

Оптимальная самооценка человека — достаточно высокая, которая меняется под влиянием обретенного опыта. Негативное воздействие на личность оказывает как чрезмерно устойчивое восприятие себя, так и постоянно колеблющееся.

Человек склонен к стабильной самооценке. В связи с этим возникают психологические феномены, например дискомфорт успеха или аффект неадекватности (т.е. отрицание достижения или игнорирование факта поражения).

Самооценка нормальная тогда, когда она способствует адекватному восприятию собственных действий. Такой человек не отрицает свои положительные качества и работает над отрицательными. Он достигает поставленных целей, живет в гармонии с собой и удовлетворен жизнью.

Человек с завышенной самооценкой склонен предъявлять необоснованные претензии к окружающим. Он не способен построить конструктивные отношения с другими. Но чаще встречаются люди с заниженной самооценкой. Такое восприятие себя не позволяет развить потенциал, выразить индивидуальность и достичь какого-либо успеха. Малейшие трудности становятся поводом отказаться от намеченных планов. Человека охватывает чувство вины, разочарования, что только усугубляет ситуацию.

Низкая самооценка может иметь высокий и незначительный уровни притязаний. В первом случае человек склонен ощущать собственную неполноценность и постоянную тревожность. Во втором — преувеличивать свои недостатки.

Завышенный и заниженный виды самооценки тесно связаны. Оба могут возникнуть из-за того, что в детстве ребенком постоянно восхищались и перехваливали. Завышенная самооценка может остаться на всю жизнь. Но иногда, столкнувшись с трудностями в подростковом или взрослом возрасте, такой человек рискует потерять веру в свои силы.

Обратная связь от окружающих

Чтобы получать объективную обратную связь от окружающих, важно установить доверительные отношения с ними. Будьте открытыми и готовыми к критике, а также готовыми слушать мнения других людей

Помните, что обратная связь не всегда будет положительной, и это необходимо принять. Важно не оскорбляться и не воспринимать критику как личное оскорбление, а использовать ее для саморазвития и улучшения.

Советы для получения обратной связи:
1. Будьте готовы слышать критику и не уходить от диалога.
2. Не перебивайте собеседника и выслушайте его мнение до конца.
3. Задавайте уточняющие вопросы, чтобы лучше понять, что имеют в виду другие люди.
4. Проявляйте уважение к мнению других и не критикуйте их.
5. Проявляйте эмпатию и понимание к окружающим.
6. Принимайте критику как возможность улучшения и развития.
7. Спасибоютесь людям за обратную связь и цените их мнение.

Получая конструктивную обратную связь от окружающих, вы сможете более объективно оценить свои достижения и прогресс. Однако, не стоит полностью полагаться только на мнение других людей

Важно научиться слушать самого себя и доверять своей интуиции. Каждый человек уникален и имеет свои особенности, поэтому важно найти баланс между внешней и внутренней оценкой себя

Установление реалистичных целей

Чтобы установить реалистичные цели, важно иметь четкое представление о своих возможностях и ограничениях. Оцените свои стремления и установите приоритеты на основе своих сильных сторон и умений

Помните, что каждый человек уникален и имеет свои собственные возможности.

Для установления реалистичных целей полезно разбить их на небольшие шаги. Каждый шаг должен быть конкретным и измеримым. Это поможет вам отслеживать свой прогресс и поддерживать мотивацию.

Также важно учитывать свои личные интересы и ценности. Установление целей, которые соответствуют вашим интересам, поможет вам ощущать больше удовлетворения от достижений и укреплять вашу самооценку

Кроме того, не забывайте о том, что реалистичные цели могут меняться со временем. Постоянно переоценивайте свои цели и адаптируйте их в соответствии с новыми обстоятельствами и достижениями.

В итоге, установление реалистичных целей поможет вам строить позитивную и адекватную самооценку. Это даст вам возможность расти и развиваться, достигая своих целей без излишнего давления и стресса.

Что определяет самооценку?

Согласно теории, самооценка определяется в основном нашими способностями к самостоятельной оценке и нашей работой в одном или нескольких видах деятельности, которые мы считаем ценными.

Однако люди обычно используют другие критерии. Вот пять основных факторов, которые люди используют для измерения и сравнения собственной самооценки с достоинством других:

  • Внешний вид — измеряется числом на шкале, брендом носимой одежды или видом внимания, полученного другими.
  • Чистая стоимость — это может означать доход, материальное имущество, финансовые активы или все вышеперечисленное.
  • Кого вы знаете / ваш круг общения — некоторые люди судят о своей ценности и ценности других по своему статусу и тем, каких важных и влиятельных людей они знают.
  • Чем вы занимаетесь / ваша карьера — мы часто судим других по тому, что они делают. Например, биржевой маклер часто считается более успешным и ценным, чем дворник или учитель.
  • Чего вы достигаете — как отмечалось ранее, мы часто используем достижения для определения чьей-либо ценности. Например, успех в бизнесе, результаты тестов, участие в марафоне или другом спортивном испытании.

Автор Стефани Джейд Вонг стремится исправить недопонимание и неправильные представления о самооценке. Вместо того, чтобы перечислять все факторы, влияющие на самооценку, она выделяет то, что не определяет вашу самооценку.

3 примера здоровой самооценки

Вы можете подумать: «Хорошо, я знаю, что определяет и не должно определять самооценку, но как на самом деле выглядит здоровая самооценка?»

Учитывая то, что мы знаем о детерминантах самооценки, давайте рассмотрим несколько примеров.

Пример 1

Иван не лучший ученик. Не получает в основном четверки и пятерки, хотя много времени проводит за учебой. Он не получил высоких баллов за экзамен, медленно читает, пишет с ошибками и плохо разбирается в математике.

Несмотря на то, что Иван далек от идеального ученика, он все же довольно хорошо себя чувствует. Он знает, что оценки — это не все, и он такой же ценный человек, как и отличники. Иван обладает высоким чувством собственного достоинства и реалистичным представлением о себе и своих способностях.

Пример 2

Теперь давайте рассмотрим Светлану. У Светланы самые разные интересы, включая марафоны, посещение книжного клуба, еженедельные викторины со своими друзьями и знакомство с новыми людьми.

Светлана не очень хорошо бегает и никогда не участвовала в марафоне. Она медленно читает и часто упускает из виду символику и темы, которые подхватывают ее товарищи по книжному клубу. Она правильно отвечает только на 10% викторин и довольно часто полагается на знания своих друзей. Наконец, она любит разговаривать с новыми людьми, но иногда ее игнорируют.

Несмотря на все это, она по-прежнему считает себя достойной и ценной. Она знает, что ее ценность как человека не зависит от ее способности бегать, читать или заводить новых друзей

Не важно, на каком уровне она находится в каждом из своих избранных занятий, она знает, что по-прежнему достойна счастья и любви

Пример 3

Наконец, рассмотрим случай с Денисом. Денис — отличный продавец и часто превосходит большинство других людей в своей компании, но один коллега, всегда немного опережает его. Он также заядлый игрок в бильярд и часто участвует в турнирах. Иногда он занимает первое или второе место, но обычно не занимает места.

Несмотря на то, что он не лучший в своей работе или любимом хобби, Денис все равно чувствует себя ценным. Хотя он не самый умный, талантливый или успешный, его это устраивает.

Все трое обладают здоровым уровнем самооценки. У них разный уровень способностей и талантов, и они получают широкий спектр результатов от своих усилий. Но все они понимают, что они делают, не то, кем они являются. Независимо от того, получают ли они награды или похвалы за свою работу или нет, они по-прежнему высоко оценивают свою ценность как личность.

Image by 汪 汪 from Pixabay

Никогда не сравнивай себя с другими

Родителям на заметку

Особенно уязвимы в психологическом плане дети и подростки. Детские нерешенные проблемы не исчезают с возрастом, они прячутся на полочках подсознания, постоянно подпитываясь негативными установками и разрушая жизнь ребенка, а потом взрослого человека. Это крайне опасно, так как недооценка себя, тревожность, ожидание худшего, страхи, замкнутость могут включить в ребенке программу самоуничтожения.

Возможные причины заниженной самооценки у ребенка:

  • критика родителей и ближайших родственников, друзей, одноклассников;
  • гиперопека взрослых;
  • неразделенная любовь в подростковом возрасте;
  • ссоры, внутрисемейные конфликты;
  • развод родителей;
  • физические наказания, унижение, моральное давление со стороны близких;
  • чрезмерность или рассогласованность в требованиях к ребенку;
  • плохая успеваемость в школе;
  • сравнения с братьями, сестрами и другими детьми;
  • низкий социальный статус семьи.

У подростков низкая самооценка может быть связана с закомплексованностью, мнимыми недостатками внешности, непринятием в детские группы.

В столь юном возрасте сложно понять, как бороться с низкой самооценкой, и эта задача должна лечь на плечи родителей. В некоторых случаях без помощи специалиста уже не обойтись, однако чем раньше будет выявлена проблема, тем лучше.

Признаки заниженной самооценки у детей и подростков:

  • неряшливый внешний вид, пренебрежение личной гигиеной;
  • невнятная речь, тихий голос с заискивающими интонациями;
  • плаксивость и самобичевание;
  • сутулость, отведение взгляда при разговоре;
  • защитные закрытые позы (скрещивание рук и ног);
  • жалобы, нытье;
  • неумение принимать проигрыш;
  • желание доказать свою исключительность в глазах других;
  • замкнутость;
  • грубость и излишняя агрессивность.

Комплекс неполноценности оставляет в душе человека глубокие раны на долгие годы, формирует различные фобии, мешает развитию личности, приводит к неврозам и депрессии. Поэтому родители обязаны знать, как подростку повысить самооценку, и уметь применять эти методы на практике.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Alarm beauty
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: