5 шагов к развитию самосознания

Самосознание  —  зачем изучать себя

BC Platforma

Сегодня вы можете найти на моем блоге массу полезной информации по развитию личности и качеству жизни.

Причем, я беру все направления жизни человека и вскрываю все самое ценное в них.

НО…

Есть и часть глубоких знаний, методик и практик, которые находятся за прочной дверью нашей образовательной платформы и доступны не всем.

Вы можете получить к ним доступ. При чем, мы обновляем их каждый месяц и они «условно» бесплатны.

Готовы получить доступ к закрытой базе знаний на BC Platforma?

Жмите кнопку «Узнать больше» и подключайтесь.

Надеюсь, мои мысли по этому поводу были полезны для Вас. Ставьте “Мне нравится” и пишите комментарии, если это так. Я очень ценю ваше мнение.

С любовью, Павел Бильский

Структурные элементы самосознания

В современной психологии существует многообразие подходов и методик в определении структуры самосознания и ее компонентов. При этом традиционно выделяют следующие элементы:

Когнитивный, также определяемый рефлексивным и рациональным, отражает представления человека о самом себе и представляет собой процесс самопознания, результаты которого выражаются в разнообразных образах «Я».

В системе самосознания личности находится большое многообразие сменяющих друг друга восприятий своего «Я». Обычно выделяют:

  • «я– реальное» — объективное представление о себе в настоящем времени;
  • «я-идеальное» — образ, которому человек хотел бы соответствовать;
  • «я-фантастическое» — неосуществимые мечты человека о том, каким бы он хотел стать.
  • «я-зеркальное» — представления личности о том, каким его видят окружающие.

Эмоционально-ценностный — это компонент, который включает в себя ценностное отношение человека к себе и его самооценка. Под эмоционально-ценностным элементом понимается переживание своей успешности или неуспешности в жизни, в принятии или отвержения себя, чувстве уверенности в себе или неуверенности и т. д.

Самооценка индивида строится на сравнении себя с окружающими людьми, в результате чего он анализирует стороны своего «я». Оценивая себя и других, человек опирается на систему ценностей, которую использует в качестве эталона.

Самооценка характеризуется по трем параметрам:

  • по уровню она может быть высокой, средней или низкой;
  • по соответствию реальности она бывает завышенной и заниженной;
  • по особенностям строения — конфликтная и бесконфликтная.

Самоотношение также выстраивается на основе сравнения, но в данном случае оно осуществляется через внутренний диалог с самим собой. В психологии определяется три стороны структуры самоотношения:

  • самоуважение — внутренне обоснованное или оценочное позитивное отношение к себе;
  • аутосимпатия — безоценочное положительное и отрицательное самоотношение;
  • самоуничижение — негативное самовосприятие.

Основное различие между самооценкой и самоотношением состоит в том, что первое опирается на внешнее оценочное основание в виде других людей и определенных ценностей, а второе — на внутреннее основание в виде самого себя.

Самоактуализация — важнейший элемент в процессе становления личности, который определяет ее психологическое развитие и осознание своего предназначения в жизни.

Опираясь на свои внутренние мотивы и потребности, человек стремится к максимальной реализации своего потенциала и способностей. Самоактуализация человека напрямую влияет на уровень его самооценки и отношение к себе.

В системе основных потребностей Маслоу, самоактуализация основана на 8 признаках:

  • жизнь «здесь и сейчас»;
  • открытость к новому и неизведанному;
  • делать то, что нравится;
  • быть честным с собой и другими, брать на себя ответственность за свои поступки;
  • доверять своему мнению даже если оно не совпадает с взглядами большинства;
  • постоянно заниматься саморазвитием;
  • перерождаться, перосмылять свои ценности и взгляды.
  • выработать осознанное поведение.

Уровень притязаний — это стремление личности к достижению целей такого уровня сложности, который соответствовал бы ее способностям. Он зависит от успешности или неудачливости человека в какой-либо сфере деятельности: чем успешнее результат, тем выше уровень притязаний и, напротив, в случае отрицательного или недостаточно успешного результата, он понижается.

Люди с уровнем притязаний, соответствующим их реальным возможностям, обычно более успешны и уверены в своих силах.

Что такое самосознание

Самосознание – это способность человека осознавать себя, как отдельную от других личность, понимать свое место в обществе, свои социальные роли, возможности, желания, потребности. Развитие самосознания начинается еще с первых лет жизни и позволяет человеку идентифицировать себя, видеть и принимать свою уникальность на всех уровнях:

  • физическом – это осознание своего тела, так называемое «Я-телесное»;
  • социальном – это понимание своих социальных ролей и их принятие;
  • духовном – включает в себя систему морально-нравственных ценностей и жизненных принципов;
  • эмоционально-волевом – это осознание своих желаний, потребностей, целей, мотивов.

Понятие самосознания долгое время рассматривалось в рамках философии неразрывно с вопросами бытия и смысла жизни. В психологии определение самосознания первым ввел Л. С. Выготский, говоря о том, что это «направленность индивида на самого себя».

Ошибки в развитии самосознания

Если кризис не будет разрешен должным образом, личность будет неадекватной. Можно выделить следующие варианты неадекватного развития самосознания, которые отражаются на личности и ее отношениях с миром:

  1. Избегание близких межличностных отношений.
  2. Страх перемен и взросления, неадекватное понимание времени, размытость его границ.
  3. Растрата собственного потенциала, продуктивности и творческих способностей. Неспособность мобилизовать внутренние ресурсы и сосредоточиться на одном виде деятельности.
  4. Отказ от самоопределения и самопознания, выбор негативных ролевых моделей.

Отдельно хотелось бы рассмотреть вариант развития неблагоприятного самопринятия, который характеризуется неуверенностью человека в себе, страхом отвержения, низкой самооценкой. Такой тип самопринятия опасен следующим образом:

  • низкая самооценка, которая проявляется в социальной деградации, неудачах, агрессивности, преступности и антисоциальности;
  • адаптивная реакция в сложных ситуациях, с риском быть втянутым в антисоциальные группы и поддаться внешнему влиянию;
  • неадекватное восприятие, которое проявляется как в анализе человеком своих действий или внешности, так и в анализе внешних ситуаций.

Другие нарушения в развитии самосознания включают:

  • неразвитое самосознание, т.е. зависимость от других людей;
  • искаженное представление о себе;
  • Эгоцентризм (искаженное представление о своей роли в мире);
  • Патологии (психические заболевания и недуги).

Улучшение самосознания: как это может работать

Вы ответите на вопрос Кто я? просто не могу придумать хороший ответ, и единственное, что приходит вам в голову, это что-то вроде: Я просто я? Затем вам следует изменить что-то в своем самовосприятии — и этому можно научиться, даже если нелегко состоит в том, чтобы разрушить привычки, с помощью которых до сих пор успешно скрывалось или фальсифицировалось собственное восприятие себя. Мы собрали несколько способов, которые помогут вам достичь желаемых результатов. Улучшить самосознание. Необязательно делать все сразу. Найдите альтернативу, которая лучше всего подходит вам и вашей ситуации.

Вряд ли кто-то находит время, чтобы сознательно подвергнуть сомнению собственную ситуацию, чувства и мысли. Однако только такая рефлексия приводит к здоровому самосознанию. Осознавайте свое внутреннее «я» и ответьте на важные вопросы: Что вас беспокоит? Что ты думаешь о своей нынешней ситуации?

Дневник дает возможность записывать важные выводы, записывать мысли или чувства и определять, когда они возникают. Многие вещи, которые иначе были бы забыты, можно записать и прочитать снова позже

Таким образом вы сможете узнать, что для вас важно, каковы ваши потребности, а также то, над чем вам, возможно, еще придется поработать.

Не всегда необходимо внимательно прислушиваться к себе, чтобы улучшить свое представление о себе. Также может помочь внимательное общение с другими людьми

Спросите людей, которым вы доверяете, оценить свои сильные и слабые стороны, не обижаясь на честный ответ. Сравните это со своим самовосприятием и спросите себя, откуда могут взяться различия.

Советы по улучшению самосознания

Функциональное самовосприятие — это не разовое дело. Скорее воспринимайте это как непрерывный процесс, который необходимо регулярно обновлять. Со временем многое может измениться, в том числе и вы сами. Эти изменения также должны отразиться на вашем восприятии себя. Лучший способ сделать это — добавить его в Сделайте регулярную привычку уделять время себе. В повседневной жизни многим это сложно, стресс большой, времени мало. Но это очень помогает думать о своей собственной ситуации, своей жизни и своей личности. Таким образом вы сможете много узнать о себе и в то же время избавиться от стресса.

Многим людям легче справиться с занимать собственные мысли и чувства в сочетании с расслабляющими упражнениями. Возможности очень широки, и у вас есть выбор, какой метод лучше всего подходит для вас. Только в начале В первую очередь перспективны различные дыхательные упражнения.которые просты в использовании и по-прежнему дают хорошие результаты. Например, используйте метод 4-8-4: медленно и глубоко вдохните, считая до четырех, задерживая дыхание на шесть секунд, а затем медленно выдыхая, считая до восьми. Повторите это несколько раз, и расслабление и концентрация начнутся автоматически.

Ваше собственное самовосприятие можно значительно улучшить, если вы будете принимать собственные решения и доверять им. Часто мы действуем определенным образом, потому что считаем, что именно такой ответ от нас ожидается.. Однако при этом вы должны снова и снова маскироваться и сбивать с толку свой образ. Лучше просто время от времени прислушиваться к своему инстинкту и подходить к вещам так, как вы считаете их правильными
И если это невозможно из-за того, что вам придется пойти на компромисс: Тем не менее, обратите внимание на то, как вы отреагировали бы на себя

Это покажет вам, что для вас наиболее важно.

В любом случае у спортивного образа жизни есть много преимуществ, и он также может помочь в самосознании регулярно планировать время для занятий спортом
Прежде всего, это помогает Постарайтесь уменьшить неудовлетворенность и стресс и заменить их положительной энергией.. Любой, кто действительно измотал себя в спорте на выносливость, знает чувство, которое приходит после него, и которое лучше всего можно описать как удовлетворение и счастливое истощение

В то же время спорт — это тоже одно хорошая возможность прислушаться к себе, отключить другие мысли и сосредоточьтесь на действительно важных вещах. В частности, бегуны на длинные дистанции неоднократно сообщают, что ритм бега помогает им лучше понимать свои эмоции.

Другие читатели считают эти статьи интересными

  • подлинность: Искусство быть аутентичным
  • повысить уверенность в себе: Советы для большей уверенности в себе
  • Самооценка: Научитесь уважать себя
  • Научись любить себя: Ты хорош!
  • Самокритика: Искусство конструктивно критиковать себя
  • Вы относитесь к себе достаточно хорошо?
  • Будь лучше — себе!
  • Самопознание: Знаю ли я себя?
  • Развитие личности: Это все в тебе
  • Самооценка: Признаете ли вы свои успехи?
  • Обзор психотестов: 20 бесплатных самоанализа
  • Тест на компетентность: Узнайте, что вы можете

Нравственное самосознание личности

Самосознание личности в психологии представлено в трудах большого количества зарубежных и отечественных психологов. Анализ теоретических работ позволяет дать формулировку нравственному самосознанию личности. Оно проявляется в процессе регулирования и осознания человеком своих поступков, мыслей и чувств. В результате происходит соотношение своего морального облика с нравственными ценностями и требованиями социума.

Нравственное самосознание личности являет собой сложную систему, в которой принято выделять два уровня, которые не полагается противопоставлять друг другу. Это обыденный и теоретический уровни.

Обыденный уровень можно изобразить оценкой нравственных стандартов, которая опирается на будничные взаимоотношения между людьми. Этот уровень упирается в обычаи и традиции, принятые в социуме. Здесь возникают простые умозаключения, которые связаны с оценками и наблюдениями.

А теоретический уровень, в свою очередь, базируется на нравственных понятиях, помогающих осмыслить суть нравственных проблем. Он предоставляет возможность разобраться в осуществляющихся событиях. Тут выделяют такие структурные компоненты как: ценности, смыслы и идеалы. Они связывают нравственное самосознание личности с поведением человека.

Самыми важными формами нравственного самосознания личности принято считать стыд, долг, совесть и ответственность, воздаяние и обязанность. Стыд при этом выступает элементарной формой, а совесть универсальной. Остальные формы нравственного сознания являются высокодифференцированными.

Стыд обеспечивает для личности возможность действовать соответственно с предписаниями культуры и нравственных идеалов общества. Совесть же является переживанием человека относительно собственного достоинства и правильности совершаемых поступков. Долг представляет собой внутреннее требование, которое подразумевает для человека поступать согласно со своими нравственными нормами. Ответственность ставит перед человеком задачу выбора какого-то мотива, потребности, идеи или желания. Воздаяние предполагает осмысление связи, существующей между похвальной реакцией окружающих на достойный поступок и противоположной реакции на безнравственное действие. Обязанность имеет схожий смысл с понятием ответственности и содержит три компонента: осознание, уважение и внутреннее принуждение к выполнению нравственных требований.

Далеко не все люди правильно понимают, что такое самосознание, несмотря на то, что это слово знакомо каждому человеку, и многие используют его в самых разных смыслах. В психологии данным термином описывают совокупность представлений человека о себе, своем физическом теле, своей психике, своём текущем состоянии и о том, как он выглядит со стороны. Самосознание формируется в детстве, когда ребёнок начинает задумываться о том, как окружающие воспринимают его и совершаемые им поступки. Сегодня мы подробно разберём, что такое самосознание, как оно формируется и как устроено.

Как вы определяете самосознание

Выявление самосознания помогает вам больше узнать о том, кто вы и что вы можете сделать. Есть много отличных способов определить самосознание.

№1. Оцените, как вы разговариваете сами с собой

Выявление самосознания начинается с того, что вы слушаете себя. О чем ты думаешь? Это куча плохих идей, которые заставляют вас чувствовать себя довольно плохо? Или вы всегда видите хорошее во всем?

На практике: ежедневно уделяйте несколько минут тому, чтобы посидеть в тишине и прислушаться к тону своего внутреннего голоса. Один из способов услышать свой внутренний голос — встать перед зеркалом и послушать, что вы говорите себе о том, как вы выглядите. Может быть полезно записать свои мысли, чтобы увидеть, насколько они позитивны или негативны.

№ 2. Используйте свои чувства.

Ваши чувства, особенно зрение и слух, могут многое рассказать вам о том, что вы чувствуете, что чувствуют другие люди и как идут дела в целом. Но мы часто смотрим на эти чувства через призму того, что говорим себе. Например, хмурый взгляд не всегда означает, что кто-то зол, а стон не всегда означает, что человеку, с которым вы разговариваете, скучно, несмотря на то, что может говорить вам ваш внутренний голос.

На практике: когда вы думаете, что кто-то осуждает вас или заставляет вас чувствовать себя плохо, сделайте шаг назад и запишите, почему вы так думаете. Спросите себя: «Мог ли я интерпретировать сказанное или сделанное по-другому?» Вы можете обнаружить, что ваши собственные негативные мысли затуманили ваше понимание.

№3

Обратите внимание на то, как вы себя чувствуете

Это может быть сложно, если вы не любите слишком много думать о том, что вы чувствуете. Чувства — это спонтанные эмоциональные реакции на то, что вы испытываете. Если вы решите прислушаться к ним, они могут многое рассказать вам о том, что происходит вокруг вас, точно так же, как и ваши чувства.

Вы можете искать некоторые физические признаки, которые могут помочь вам «прочитать» ваши чувства. Среди них:

  • Ощущение тепла на вашем лице может означать, что вы стесняетесь.
  • Если вы чувствуете «бабочек» в животе, это может означать, что вы нервничаете.
  • Если вы стискиваете зубы, это может означать, что вы сошли с ума.

На практике: обратите внимание на свое тело, чтобы понять, как вы себя чувствуете. Обращая внимание на то, как вы себя чувствуете, вы можете больше узнать о том, что вам нравится, что доставляет вам дискомфорт и что вас бесит

Заткни уши

От нас очень многого ожидают. Мы постоянно слышим галдеж тех, кто дает нам советы, и весь этот Шум заглушает нашу индивидуальность. Он исходит от членов семьи, учителей и социальных педагогов и в целом от общества. С ним смешивается гомон рекламы, которая заставляет нас покупать всевозможный хлам: каждая знаменитость, улыбаясь нам с обложки глянцевых журналов, вносит сюда свой вклад.

Одним этот Шум постоянно напоминает, что нужно зарабатывать деньги или идти по стопам успешных братьев и сестер. Другим он твердит, что они никогда не добьются успеха в выбранном деле или что они сумасшедшие, раз берутся за что-то новое, чего никто больше не делает.

Как отделить ненужный Шум от полезных советов и отзывов?

Будь честным с самим собой, и ты сможешь его отфильтровать. Представь, что комментарии учителей, родителей, друзей, семьи и коллег написаны под видео твоей жизни на YouTube

Неважно, сколько лайков наберут их комментарии. Только ты сам должен решить, справедливо ли то, что они говорят, и не стоит ли подумать серьезнее над этими словами

 Упражнение из книги «Дорожная карта»

Штука в том, что нельзя сделать прививку от Шума на всю жизнь. Печально, но от него не избавиться: он будет появляться в твоей жизни снова и снова, как грязь на кроссовках. Возможно, это звучит слишком мрачно, но на самом деле в этом есть и кое-что обнадеживающее.

Считайте Шум компенсатором. Каждому успешному человеку — от президентов и инженеров-новаторов до усатых барменов — нужно преодолевать этот Шум каждый день. Только так можно найти свой путь.

По материалам книг «Чего ты по-настоящему хочешь», «Дорожная карта»

Обложка поста: pexels

Самоценность — что это такое?

Если говорить о самоценности простым языком, то в первую очередь, это о гармонии внутри себя, о полном принятии себя, умением ценить себя, о самоуважении к себе. Это про любовь к себе!

Иногда люди смешивают два понятия: любовь к себе и эгоизм. Но эгоисту всегда что-то, да не хватает. Внутри у него много негативных эмоций и состояний, таких как гнев, раздражение, злость, напряжение. Разрушающих. И он реализуется за счёт других.

А когда у человека внутри гармония и баланс, он живёт в мире с собой и притягивает в свою жизнь светлых людей. Мир изобилен вокруг. Родные и близкие начинают меняться, и в отношениях становится больше тепла и любви.

Пойми, пока ты искренне не полюбишь себя, то, как окружающие могут любить тебя? Ведь люди, которые нас окружают, всего лишь наши зеркала.

Самосознание: виды

Психологи разделяют такое понятие, как самосознание на виды (группы), которыми являются уровни отношений:

  1. Эгоцентрический.
  2. Группоцентрический.
  3. Социальный.
  4. Эстохолический.

Группоцентрический вид отношений выражается в положительной, одобряемой манере к своей группе, семье, коллективу, государству, района, города и т.д. Уровень хороших отношений зависит от ситуации и жизненных обстоятельств.

Эгоцентрический вид

Эгоцентрический вид, когда человек формирует своё отношение к окружающим людям на основе их взаимоотношений. Например, если собеседник неуважительно разговаривает, оскорбляя и унижая человека, то он скопирует неподобающее поведение и направит своё отношение в адрес обидчика.

Подобный уровень отношений распространён среди детей, для которых данное поведение является естественным. Некоторые взрослые люди также склонны проявлять эгоцентрическое поведение.

Социальный и эстохолический вид

Каждый индивид представляет неоценимую важность независимо от следующих моментов:

  • возможностей;
  • навыков;
  • характеристик;
  • обстоятельств.

В эстохолическом виде отношений индивид рассматривает окружающих людей как элемент духовного мира. Важными чертами характера становятся:

  • милосердие;
  • терпимость;
  • уважение;
  • гуманность.

Как формируется самосознание

Первый этап – это формирование личности человека. Сначала они слышат его из уст своих родителей и начинают отождествлять себя с ним. Имя дает ребенку понять, что он – личность. Затем к имени добавляются фамилия и отчество, которые становятся все более конкретными.

В младшем школьном возрасте имя может видоизменяться, появляются другие его интерпретации, его сопровождают прозвища. В подростковом возрасте многие люди дают себе другие имена, связывая с ними свою личность. Бывают случаи, когда люди меняют свои паспортные данные в течение этого периода.

Еще одной потребностью в самосознании является образ тела, который формируется сначала под влиянием установок ближайшего окружения (родителей, бабушек и дедушек), а затем под влиянием семейных традиций и культурных ориентаций.

Потребность в признании также возникает в раннем детстве. Ребенок узнает, что правильно и неправильно, разрешено и не разрешено. Поощрение за хорошие поступки и хорошее поведение приводит к желанию совершать одобренные действия.

Если требования признания не удовлетворяются взрослыми, у ребенка развиваются негативные черты характера, такие как ложь, агрессия, неуверенность в себе и комплексы.

В подростковом возрасте у подростков формируется гендерная идентичность. Очевидно, что принадлежность к мальчику или девочке определяется уже в трехлетнем возрасте; чуть позже появляются стереотипы мужского или женского поведения.

В процессе интроспекции и самопонимания индивид формирует представление о социальном пространстве, т.е. о среде, в которой происходит рост и развитие:

  • Образ жизни и стиль жизни;
  • Культурные и этические ценности;
  • Моральные нормы;
  • отношение к религии и т.д.

В подростковом возрасте человек стремится освоить как можно более широкое социальное пространство (от группы друзей на заднем дворе до политической сферы). В этот же период углубляются размышления о внутреннем мире, чтобы осознать собственные потребности и место в обществе.

Основными признаками самосознания являются: наличие целостного представления о себе, самоуважение, самопринятие, осознание любви и открытие своего внутреннего мира.


Самосознание проходит через несколько этапов формирования

1. Осознание своего имени

Имя – важная часть самосознания. Ребенок будет понимать свое имя как один из первых элементов самосознания. Он/она постоянно слышит это имя от своих родителей и постепенно начинает отождествлять себя с ним. В дальнейшем это помогает ему/ей определить себя как личность. Позже ребенок узнает, что у него есть имя, и становится более конкретным.

Большинство детей учатся узнавать себя примерно в трехлетнем возрасте. До этого они называют себя по имени, как их называют другие.

Затем ребенок придумывает себе прозвища и учится играть роли различных персонажей из детских игр. По мере взросления они могут придумать себе новое имя и попытаться сделать его своим собственным, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность

Для некоторых подростков это настолько важно, что они меняют свое имя на настоящее, когда получают документы

2. Осознание своего тела

Базовые знания о собственном теле и его границах формируются у ребенка примерно в возрасте одного года. Позже он учится узнавать себя в зеркале, узнает, что он растет и что его тело постоянно меняется. Он узнает, что такое боль от ушибов и других травм и что его действия могут причинить боль другим.

3. Потребность в признании

Поскольку дети эгоцентричны, они ожидают, что все внимание будет сосредоточено на них. Постепенно они узнают, какие действия являются хорошими, а какие – плохими

Каждый раз, когда он делает доброе дело, он ожидает, что взрослые оценят и одобрят его. Если взрослые не реагируют должным образом на его поведение, у него могут развиться негативные черты характера – агрессивность, подлость и отсутствие уверенности в себе.

4. Половая идентификация

Хотя дети осознают свой пол в раннем возрасте и первые чувства между мальчиками и девочками появляются в начальной школе, истинная гендерная идентичность формируется только в подростковом возрасте. Развиваются стереотипы мужского и женского поведения, и мальчики начинают считать себя мужчинами, а девочки – женщинами.

5. Представление о социальном пространстве

В процессе взросления дети развиваются и меняют свое восприятие социального пространства. Это относится и к условиям, в которых живут дети:

  • повседневной жизни и способов существования;
  • специфические для общества ценности;
  • воспитание, моральные нормы;
  • религия и т.д.

В подростковом возрасте человек испытывает желание расширить свое социальное пространство, но не осознает, что ему нужно, поэтому склонен резко менять приоритеты и принимать импульсивные решения.

Самосознание и самооценка личности

Самосознание влияет на самооценку личности, которая является обязательным атрибутом психики

Человеку важно воспринимать себя определенным образом. Какая оценка будет выставляться, во многом зависит от окружающих людей, родителей и самого человека, когда он сможет сам на себя влиять

Самооценка влияет на поведение человека, его мироощущение и отношения с окружающими людьми. В одной ситуации люди с различными самооценками будут вести себя по-разному:

  1. Завышенная самооценка заставляет индивида превозносить собственную значимость для окружающих. Он считает себя идеальным и совершенным, выше всех остальных. Он самолюбив, никогда не признает собственных ошибок и пробелов, ленив. Также у него могут наблюдаться жестокие и агрессивные модели поведения.
  2. Заниженная самооценка заставляет думать о себе как о никчемном человеке. Индивид становится застенчивым, нерешительным, неуверенным в себе, стеснительным. Цели он никогда не достигает, поэтому зачастую ставит их так, чтобы все-таки можно было достичь (то есть занижает.). Очень критичен к себе. При заниженной самооценке человек не может обойтись без посторонней поддержки, не реализовывает своих талантов, преувеличивает собственные неудачи.
  3. Адекватная самооценка заставляет индивида объективно смотреть на самого себя, оценивать свои таланты, не превозносить самого себя и адекватно на все реагировать. Также человек спокойно относится к неудачам.

Слишком много самоанализа может убить вас

Поздно ночью слепой старик собирался вернуться домой, побывав в гостях у своего друга. И он попросил взять с собой фонарь. Друг удивился: «Зачем тебе фонарь? Ты все равно ничего не увидишь».

«Я не увижу, но другие увидят меня и не наткнутся».

Друг дал старику фонарь, и тот ушел. Но не успел он далеко отойти, как на него наткнулся парень.

Старик возмутился: «Ты что не смотришь, куда идешь? Не видишь фонарь?».

«Фонарь? Ну так он выключен», — ответил парень.

Рефлексия похожа на фонарь — она может обеспечить свет, но не гарантирует зрение.

Слепому не нужен был свет. Однако, взяв фонарь, он положился на него и стал небрежен. Поэтому он наткнулся на незнакомца.

Одержимость самосовершенствованием может иметь тот же эффект. Постоянное изучение своих мыслей и чувств, этот непрекращающийся режим самоанализа приводит к застреванию. Вместо того, чтобы все больше осознавать себя, вы теряете связь с самим собой и с другими.

Рефлексия – это переосмысление мысли, но далеко не всегда она приводит к пониманию.

Вопреки распространенному мнению, люди, которые постоянно рефлексируют над своими прошлыми мыслями, поступками и чувствами, более напряжены, озабочены и менее удовлетворены своей работой и личными отношениями. Самоанализ затягивает их в свою пучину, и они отрываются от реальности.

Но мысли о себе не отражают осознание себя. Вы можете потратить уйму времени на самоанализ, не задумываясь о себе.

Постоянное изучение своих мыслей, чувств и поведения не означает, что вы их понимаете.

Разница между самосознанием и саморефлексией хорошо видна в процессе.

В прошлом у каждого можно найти неудачные моменты, ошибки и потери. Представим их как черные грозовые тучи, низко плывущие по небу.

Вспоминая, пережевывая, анализируя те события, вы погружаетесь в них и рискуете потеряться. Самосознание поможет понаблюдать за ними со стороны какое-то время, не размышляя и не сравнивая их, и пойти дальше.

Структура «Я-концепции»

В психологии самосознание имеет разные названия: самоидентичность, «Я-самость», «Я-концепция». Первым этот терпим ввел психолог Уильям Джеймс.

«Я-концепция» – это устойчивое, осознанное представление человека о своей личности, как целостной структуры. «Я-концепция» может со временем видоизменятся, но в целом она постоянна и стабильна, включает 3 основных элемента:

  • «Я-реальное» – это представление человека о том, какой он есть на самом деле;
  • «Я-идеальное» – то, каким человек хочет быть, его идеальный образ, к которому он может стремиться (тогда это называют «Я-динамическое»), а может только фантазировать о нем («Я-фантастическое»);
  • «Я-социальное» – то, каким человек предстает перед обществом, при общении с теми или иными людьми.

Иногда используют более подробную структуру, выделяя «Я-прошлое», «Я-настоящее», «Я возможное (будущее)». Также выделяют «Я телесное», то есть восприятие своей внешности, тела. У людей с ошибками в развитии самосознания выделяется «Я-фальшивое», то есть искаженное представление о себе.

Самосознание и развитие личности

Только что рожденный человек еще не обладает самосознанием. Его развитие занимает длительное время. Однако зачатки и склонность к осознанию самого себя наблюдаются еще с младенчества.

Развитие самосознания происходит в следующих этапах:

  1. Первый этап происходит до года, когда ребенок постепенно начинает отделять себя от окружающего мира. Поначалу он не отделяет себя, воспринимает чужое настроение за свое, чужие действия за собственные. Однако по мере того как ребенок начинает активно взаимодействовать с окружающими предметами, повелевать своими руками и ногами, тем более проявляет первые навыки речи, тогда он постепенно осознает, что он и окружающий мир не всегда идентичны.
  2. На втором этапе, который занимает от 1 до 3 лет, происходит духовное развитие ребенка. Он постепенно обучается координировать свои порывы к действиям во времени, когда не всегда получается все сделать сразу.
  3. На третьей стадии, которая занимает от 3 до 7 лет, самосознание развивается плавно. Здесь ребенок начинает пробовать собственную самостоятельность, противопоставлять себя окружающим. Это естественным образом ведет к ряду конфликтов. Теперь ребенок осознает себя и не говорит о себе в третьем лице.
  4. На четвертой стадии, которая занимает от 7 до 12 лет, никаких существенных скачков и кризисов не наблюдается. Самосознание меняется в зависимости от появления новых социальных условий жизни – школы.
  5. На пятом этапе, который отмечается в 12-14 лет, ребенок снова проявляет интерес к собственной личности и своей роли в социуме. Теперь он снова пытается противопоставить себя уже взрослым (родителям и учителям).
  6. На шестом этапе, который отмечается в 14-18 лет, каждый ребенок начинает взрослеть. Здесь он пытается понять и познать себя, найти свое место в этом мире. Он получает много информации о себе, познает себя, пробует свои силы, контактирует с окружающим миром и пытается найти такое место, в котором ему будет комфортно находиться.

Механизмы работы самосознания

Самосознание — это способность человека осознавать и ощущать себя как отдельное существо со своими мыслями, чувствами и действиями.

Существует несколько механизмов, которые определяют работу самосознания:

  • Анализ собственных действий и связь с результатами. Этот механизм включает в себя способность человека анализировать свои поступки и связать их с полученными результатами. Например, если человек сделал что-то хорошее и получил положительную реакцию окружающих, он понимает, что его действия вызывают положительные эмоции у других людей.
  • Рефлексия и самоанализ. Рефлексия — это процесс осмысления своих мыслей, чувств и действий, а самоанализ — анализирование своей личности и поведения. Если человек задумывается над собой, анализирует и пытается понять свои мысли и эмоции, он использует механизм самоанализа.
  • Сравнение с другими людьми. Сравнение с другими людьми позволяет человеку осознать свои индивидуальные особенности и отличия, а также оценить себя. Некоторые люди могут чувствовать себя увереннее, когда видят, что у других людей есть те же проблемы или способности.
  • Восприятие обратной связи. Обратная связь от окружающих людей играет важную роль в формировании самосознания. Комментарии, похвалы или критика помогают человеку понять, как другие люди воспринимают его и формируют его представления о себе.
  • Социализация и образцы поведения. Человек учится смотреть на себя через призму общественных норм и ожиданий. Образцы поведения, установленные в обществе, помогают формировать его представление о себе, определять свое место в обществе и понимать свою социальную роль.

Все эти механизмы работают вместе, взаимодействуя друг с другом, и определяют наше самосознание. Они помогают нам осознавать себя как уникальную личность и формировать представление о себе.

Заключение

Самосознание – это необходимый атрибут сформировавшейся личности

Важно учитывать, что самосознание не закодировано в генах, оно не возникает само себе и не формируется без наличия необходимых факторов. Поэтому родители должны ответственно относиться к процессу его формирования у своего ребёнка

Очень важно демонстрировать ребёнку адекватный уровень внимания и уважения, своевременно указывая ему на ошибки и поощряя правильные поступки. В таком случае у него сформируется правильное самосознание и адекватная самооценка, что позволит ему стать успешным человеком во взрослом возрасте

  • Анализ итоговой контрольной работы по математике 1 класс фгос школа россии

      

  • Почему иран не любит израиль кратко

      

  • Есть ли школа хогвартс на самом деле

      

  • Почему трактор ведя на буксире автомашину не должен резко изменять скорость движения кратко

      

  • Терроризм и террористическая деятельность их цели и последствия кратко
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Alarm beauty
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: