Книга — небесные танцовщицы. истории просветленных женщин индии и тибета

Сетевой проект весь мир-театр.../анна павлова - величайшая русская балерина хх века — псковики

Правило 2: развивай твёрдый характер

«Художник просто отражает своё время. Он не опережает время, просто публике в большинстве своём приходится его нагонять».

Бескомпромиссность и непоколебимая вера в себя не раз выручали великую танцовщицу. Травмы, после которых, казалось, путь на сцену закрыт, тяжелый развод, алкогольная зависимость, депрессия, инсульт… Каким-то внутренним чутьём Марта Грэм всегда видела свой уникальный путь и продолжала следовать ему даже в самые тяжёлые времена. Коих за почти 75-летнюю карьеру было более чем достаточно.

История Марты — прекрасная иллюстрация того, что твёрдый характер — вещь, гораздо более ценная, чем успех у публики или признание критиков. И даже если это могло навредить её карьере, Грэм никогда не шла на сделку с собственной совестью. Как в тот раз, когда она рискнула своим спектаклем, лишь бы не допустить расовой дискриминации.

Это случилось ещё до начала движения за гражданские права. Студенток Спелман-колледжа, первого вуза для чернокожих девушек, которых Марта пригласила на своё выступление, отказались пропускать в театр. Тогда танцовщица предъявила импресарио ультиматум: или студентки получат билеты, или представление отменяется. Её слова не восприняли всерьёз, и тогда она велела своим танцорам и работникам сцены собирать вещи. Через несколько минут билеты для девушек из Спелман-колледжа были у неё в руках.

Марта Грэм исполняет танец «Плач» (1935) / Photo: Barbara Morgan

Открытия юности — «рождение» великой босоножки

В 1895 году 18-летняя Дункан вместе с семьей перебралась в Чикаго, где продолжила танцевать в ночных клубах. Но ее выступления разительно отличались от номеров других танцовщиц. Она была диковинкой: танцы босиком и в греческом хитоне изумляли публику. Для Айседоры классический балет был лишь комплексом механических движений тела. Девушке от танца было нужно больше: она стремилась передать чувства и эмоции через танцевальные движения.

В 1903 году Айседора с семьей совершила поездку в Грецию. Для танцовщицы это было творческим паломничеством: Дункан находила вдохновение в античности, а ее идеалом стала танцующая Гетера. Именно этот образ и лег в основу знаменитого «дункановского» стиля: выступления босиком, полупрозрачная туника и распущенные волосы.

В Греции, по инициативе Дункан, было начато строительство храма для проведения танцевальных занятий. Выступления танцовщицы проходили в сопровождении хора из мальчиков, и в 1904 году она объездила с этими номерами Вену, Мюнхен и Берлин. И в том же году встала во главе школы танцев для девочек, расположенной недалеко от Берлина в Грюневальде.

«Прощайте, я отправляюсь к славе»

Но семейная жизнь не заладилась. Есенин устраивал пьяные дебоши. Европейское высшее общество не принимало русского поэта. Дункан пыталась организовать издания стихов Есенина за рубежом, но «последний поэт деревни» был не нужен «железному Миргороду». В итоге Есенин принимает решение развестись и вернуться в Россию. Вскоре поэт был найден мертвым в гостинице «Англитер».

Айседора тяжело переживала смерть Есенина. «Я оплакиваю его смерть с болью и отчаянием», — говорила она друзьям. За издание мемуаров (они увидели свет в 1927 году и вошли в фильм «Любовники Айседоры») Дункан получила большие деньги, которые перевела родным погибшего поэта.

Художница в танце ненадолго пережила своего златокудрого ангела. В 1927 году она переехала в Ниццу, где мучилась от одиночества, страха старости и отсутствия денег. Как-то один знакомый предложил Дункан прокатиться на машине. Накинув на шею шарф, она села в авто, сказав. «Прощайте, друзья, я иду к славе!» Один из концов длинного шарф намотался на ось колеса — через несколько мгновений Дункан была мертва.

Последнее пристанище «божественная босоножка» обрела на знаменитом парижском кладбище Пер-Лашез.

После смерти Дункан ее жизнь обросла несменным количеством мифов и легенд. Но она продолжает жить не только в сохранившихся видеозаписях ее танцев и стихах Сергея Есенина — созданный ею стиль танца модерн пользуется популярностью во всем мире.

« Самые дорогие монеты в России

Муки творчества

История, рассказанная в фильме «Шагни вперёд», полна перекличек с реальностью. Достаточно сказать о том, что главную героиню в фильме сыграла известная французская балерина Марион Барбо. Она тоже занималась балетом с детства, потом поступила в Школу танца Парижской оперы, проведя год в Парижской национальной высшей консерватории танца. Карьера ее развивалась стремительно. Через несколько лет девушку взяли в кордебалет Парижской оперы,
а затем назначили главной танцовщицей. Это последний подготовительный этап перед тем, как получить высший статус артиста балета французской оперы. Она участвовала во многих великих классических балетах, в таких как «Лебединое озеро», диптих «Иоланта/Щелкунчик».  Позже балерина открыла свою собственную компанию «Альт» с партнером по балету Симоном Ле Борне.

В 2022 году она дебютировала в кино в главной роли в фильме «Шагни вперёд» Седрика Клапиша. Режиссер не хотел идти по проторенной дорожке «Чёрного лебедя», где трагедия танцовщицы показана в полной мере. Ему нужно было дать творческому человеку альтернативу, выход из тупика. Чтобы это выглядело правдоподобно, а один из принципов режиссера – документализм, он и взял на главную роль Марион Барбо. Во время съемок он много советовался с экспертами, чтобы правдиво показать  факты из повседневной жизни балетной труппы. Видимо, поэтому фильм лишен флера таинственности жизни небожителей, к коим относят служителей Мельпомены. Элиза после выступления на сцене сидит на крыше театра в белой пачке и курит. Девушки из труппы подрабатывают моделями в фотоагентстве и т. д.

Каков же выход для балерины, которая не может танцевать в классических спектаклях?  Седрик Клапиш считает, что он кроется в современной хореографии. Чтобы это доказать, режиссер снова ничего не стал выдумывать, а обратился к известному хорео-
графу и режиссеру Хофешу Шехтеру. Тот охотно согласился поучаствовать в фильме в качестве актера и консультанта.

Балерине Марион Барбо понравился опыт, который ей пришлось пережить на съемочной площадке. Она положительно оценила свое погружение в мир современного танца, тем более что это был не первый ее опыт. Трио балерины, режиссера и хореографа сложилось за пару лет до этого. Седрик снимал спектакли во французской опере уже несколько лет. Марион Барбо поработала вместе с ним над балетом Хофеша Шехтера «Искусство не оглядываться назад». Вот там-то и зародилась идея создания фильма «Шагни вперёд».

Правда, Марион Барбо все же призналась в одном из интервью, что занятие современным танцем хоть и любопытно, но его можно сравнить с лагерем отдыха, поскольку  нагрузки, которые танцорам приходится выдерживать в балете, гораздо серьезнее.

Правило 5: будь перфекционисткой

«Если что-то подписано твоим именем, ты должен в этом участвовать».

В японской культуре есть такое понятие — кодавари. Это высокий личный стандарт, которого придерживается человек в своей работе. Это желание и умение выходить за рамки разумных ожиданий. Вкладываться больше, чем требуют законы рынка, даже если понимаешь, что твои усилия заметят и оценят лишь единицы. Таким людям недостаточно делать что-то «просто хорошо», они всегда требуют от себя большего.

И Марта Грэм, без сомнений, обладала кодавари

Её спектакли отличала не только безупречная хореография, но и особое внимание к мелочам. Костюмы, декорации, освещение, музыка — Марта лично утверждала все детали, чтобы итоговый результат полностью соответствовал её замыслу

«В течение многих лет я очень хорошо знала музыку “Весны священной”, — вспоминала она. — Но, готовясь к постановке 1984 года, я снова и снова прослушивала запись, так что к началу репетиций я могла работать в тишине с музыкой, которую чувствовала внутри тела». Кто-то скажет, что Марта просто не умела делегировать, но её постановки говорят сами за себя. Среди 180 спектаклей нет ни одного «проходного». Каждый по-своему прекрасен и уникален, каждый из них навсегда остался в истории танца.

Марта Грэм исполняет танец «Письмо миру» (1940) / Photo: Barbara Morgan

Айседора и Есенин

Тогда же, в 1921 году, состоялось ее знакомство с уже состоявшимся поэтом Сергеем Есениным. Их отношения вызывали множество противоречивых мнений в обществе, многие люди не понимали — что нашла известная во всем мире Айседора Дункан в простом пареньке Сергее Есенине? Другие же недоумевали — что прельстило молодого поэта в женщине, которая была старше его на 18 лет? Когда Есенин читал ей стихи, как потом вспоминала Дункан, она ничего в них не понимала — кроме того, что это было красиво, и их написал гений.

И общались они через переводчика: поэт не знал английский, она – русский. Вспыхнувший роман развивался стремительно: вскоре Сергей Есенин переехал в ее квартиру, они называли друг друга «Изадора» и «Езенин». Их отношения были очень бурными: у поэта был очень вспыльчивый, несдержанный характер. Как отмечали многие, он любил Дункан странной любовью. Очень часто ревновал ее, пил, иногда поднимал руку, уходил — потом возвращался, просил прощения.

Друзья и поклонники Айседоры были возмущены его поведением, она же сама считала, что  у него просто временное психическое расстройство, и скоро все наладится.

Танец Айседоры — больше, чем жизнь

Стиль танца Айседоры отличался простотой и удивительной пластичностью движений. Она хотела станцевать все — от музыки до стихотворений.

Для Айседоры танец был естественным состоянием, и она мечтала вместе с единомышленницами о создании нового человека, для которого танец будет более чем естественен.

Большое влияние на ее мировоззрение оказали работы Ницше. И, находясь под впечатлением от его философии, Дункан написала книгу «Танец будущего». Айседора считала, что обучать танцам нужно всех. В школе Грюневальде знаменитая танцовщица не только обучала воспитанников своему искусству, но и фактически содержала их. Эта школа действовала до начала Первой мировой войны.

Трагедия Дункан

В 1913 году в жизни Айседоры стали происходить странные вещи. Ей мерещились гробы и слышалась траурная музыка. Она не могла отделаться от навязчивого предчувствия беды. И вскоре произошла трагедия. Ее дети, ехавшие вместе с няней в машине, трагически погибли. Айседора нашла в себе силы и выступила в защиту шофера — у него тоже были дети.

Дункан впала в депрессию. Ее постоянно преследовали мысли о самоубийстве. Спасением стали танцы. Однажды, когда она плыла на пароходе, от переживаний упала в обморок. «Я могу вам помочь?» — услышала танцовщица слова молодого итальянца, придя в себя. «Дайте мне ребенка», — прошептала несчастная Айседора. От связи с этим человеком у нее родился ребенок, однако он прожил недолго.

Поистине материнские чувства балерина питала к своим ученицам. «Я не собираюсь учить вас танцам. Я просто хочу научить вас летать, как птицы, гнуться, как молодые деревца под ветром, радоваться, как радуется под майским утром бабочка, дышать свободно, как облака, прыгать легко и бесшумно, как серая кошка», — говорила Айседора воспитанницам.

Прощайте, друзья, я еду к славе!

К сожалению, карьера танцовщицы развивалась не так успешно, как того ожидала Дункан. И она приняла решение уехать за границу. Но, чтобы Есенин смог выехать вместе с ней, им нужно было пожениться. В 1922 году они узаконили отношения и взяли двойную фамилию Дункан-Есенин.

Некоторое время они путешествовали по Европе, а потом вернулись в Америку. Айседора пыталась устроить поэтическую карьеру Есенину. Но поэт все больше страдал от депрессий и устраивал скандалы.

Пара вернулась в СССР, но позже Дункан уехала в Париж, где и получила телеграмму от Есенина, в которой он сообщал, что полюбил другую женщину, женился и счастлив.

Айседора продолжала заниматься танцами и благотворительностью. И она никогда не говорила о Сергее Есенине ничего дурного.

Жизнь известной Дункан оборвалась трагически: она удушилась своим шарфом, случайно попавшим в ось колеса автомобиля, когда она совершала прогулку. Перед тем, как автомобиль тронулся, она воскликнула провожавшим: «Прощайте, друзья, я еду к славе!»

Для Айседоры Дункан танец был не просто механическим движением рук и ног, он должен был стать отражением внутреннего мира человека. Она хотела создать «танец будущего» — он должен был стать естественным для людей, их вдохновением.

Философия великой танцовщицы нашла продолжение: ее ученицы стали хранительницами традиций свободного пластичного танца и творчества прекрасной и талантливой Айседоры Дункан.

Правило 4: не ищи лёгких путей

«У меня огромная жажда и большой опыт жизни, я понимаю, что значит жить

Неважно, живёшь ты в Тимбукту или где-то ещё. Ты стоишь на своих ногах, ты индивидуальность, и ты прекрасен

Это для меня священно».

Марта Грэм одной из первых отказалась от гендерных условностей в искусстве танца. В начале XX века мужчинам на сцене полагались прямолинейные движения, в то время как женщинам — плавные и нежные. Марта отвергала подобные традиции, но не столько по политическим причинам, сколько по зову сердца.

В теле исполнителя, по её задумке, зрители должны были видеть не мужчину или женщину, а человека вообще. Сильного, дисциплинированного и прекрасного. Гордая и своевольная, Марта всегда делала лишь то, что считала правильным, а не то, что ожидали от неё другие люди. Даже когда эти люди были очень влиятельны.

Так, она отказалась выступать на танцевальном фестивале в нацистской Германии, несмотря на личное приглашение Йозефа Геббельса. К тому же она добилась того, чтобы туда не уехала ни одна американская труппа. «После войны в Берлине моё имя обнаружили в списке тех, с кем “следовало разобраться”, когда Германия получит контроль над Соединенными Штатами. Я восприняла это как комплимент».

Марта Грэм (1948) / Photo: Irving Penn

Трагедии в жизни Айседоры Дункан

Если в профессиональной карьере у Айседоры все складывалось удачно, то с обустройством личной жизни было несколько сложнее. Насмотревшись на семейную жизнь родителей, Дункан придерживалась феминистких взглядов, и не спешила заводить семью. Конечно, у нее были романы, но выходить замуж звезда танцевальной сцены не собиралась.

В 1904 году у нее был недолгий роман с режиссером-модернистом Гордоном Крэгом, от которого она родила дочь Дейдру. Позже у нее появился сын Патрик от Париса Юджина Зингера.

Но с ее детьми произошла страшная трагедия: в 1913 году сын и дочь Дункан погибли в автокатастрофе. Айседора впала в депрессию, но она ходатайствовала за шофера, потому что он был семейный человек.

Позже она родила еще сына, но ребенок скончался спустя несколько часов после рождения. От отчаянного шага Айседору остановили ее воспитанницы. Дункан удочерила шесть девочек, и ко всем своим воспитанникам она относилась, как к родным детям. Несмотря на свою известность, танцовщица не была богатой. Почти все свои сбережения она вкладывала в развитие танцевальных школ и благотворительность.

Книги серии

160 стр. 20 иллюстраций
12+

Оцените книгу

Артур Пшибыславски Пустота – это радость, или Буддийская философия с прищуром третьего глаза

290 стр. 34 иллюстрации
16+

Оцените книгу

Шамар Ринпоче (Мипхам Чёкьи Лодрё) Золотой лебедь в бурных водах. Необыкновенная жизнь Десятого Кармапы

150 стр. 11 иллюстраций
12+

Оцените книгу

Калу Ринпоче Совершенный буддизм. Жизнь, достойная подражания

180 стр. 19 иллюстраций
12+

Оцените книгу

Мелодии Просветления. Духовная поэзия буддийских лам Тибета

180 стр. 2 иллюстрации
16+

Оцените книгу

Калу Ринпоче Углубленный буддизм. От Хинаяны к Ваджраяне

150 стр. 12 иллюстраций
16+

Оцените книгу

Джамгон Конгтрул Великий путь пробуждения. Комментарий к поучениям Махаяны о семи пунктах тренировки ума

180 стр. 15 иллюстраций
12+

Оцените книгу

Джецюн Миларепа Музыка снежных вершин. Истории и песни тибетского йогина Миларепы

180 стр. 18 иллюстраций
16+

Оцените книгу

Дагпо Таши Намгьял, Девятый Кармапа Вангчуг Дордже Смотри в природу ума. Классический учебник по практике Махамудры

80 стр. 30 иллюстраций

Оцените книгу

Уинстон Лей, Феликс Вон Кто настоящий Кармапа. Необычное журналистское расследование

180 стр. 7 иллюстраций
16+

Оцените книгу

Джамгон Конгтрул, Нгаванг Йонтен Гьямцо Светоч уверенности. Краткие последовательные наставления по четырем, основным и непосредственным, предварительным практикам Великой печати

90 стр. 5 иллюстраций
16+

Оцените книгу

Тринле Тхае Дордже Кармапа XVII Практика Бодхисаттвы

140 стр. 5 иллюстраций
16+

Оцените книгу

Шангпа Ринпоче Семь пунктов Тренировки ума. Практические инструкции на пути к Пробуждению

100 стр. 36 иллюстраций
16+

Оцените книгу

Лопён Цечу Ринпоче Безмятежное сияние истины. Взгляд буддийского учителя на перерождение

300 стр. 46 иллюстраций
16+

Оцените книгу

Цанг Ньон Херука Поющий о свободе. Жизнь великого йогина Миларепы

130 стр. 22 иллюстрации
16+

Оцените книгу

Целе Нацог Рангдрёл Посвящение и путь освобождения. Что означает буддийское посвящение, как его понять и использовать

280 стр. 61 иллюстрация
12+

Оцените книгу

Сиэл Клэридж Маленькие Будды…а так же их родители! Буддийские секреты воспитания детей

Правило 3: не бойся быть уязвимой

«Чтобы работать, чтобы чувствовать возбуждение, чтобы просто быть, нужно переродиться в мгновении. Нужно разрешить себе чувствовать, быть уязвимым»

Один из первых сольных номеров Марты Грэм «Плач» открыл новую страницу в истории современного танца. Критики по сей день отдают должное её новаторскому подходу. Не каждый решится исключить из номера собственно танец и спрятать движения тела внутри узкого платья-кокона. Но не надо быть искусствоведом, чтобы понимать — гораздо большей смелости требует сам язык танца.

Язык трагедии и чувств, благородный и универсальный, знакомый каждому из нас. Для одних этот танец — разговор о боли одиночества. Для других — попытка выбраться из роли, навязываемой женщине обществом. Для третьих — крик о помощи. «Я не делаю ничего, чего не могу почувствовать», — писала Марта. Но верно и обратное: все свои чувства она облекала в танец. Создавая искусство, которое способно менять жизни.

В своей автобиографии Грэм вспоминает об одном таком случае. После выступления в её гримерку зашла заплаканная зрительница и сказала: «Вы никогда не узнаете, что сделали для меня сегодня. Спасибо». Марта осталась в недоумении, но позже узнала, что незадолго до концерта сын этой женщины погиб в аварии. «Плач» помог ей принять эту трагедию и найти силы, чтобы жить дальше.

Марта Грэм исполняет танец «Первобытные мистерии» (1935) / Photo: Barbara Morgan

Правило 1: помни, что начинать никогда не поздно

«Как всё начинается? Думаю, что начала нет. Есть только продолжение».

Однажды вечером в танцевальной студии Марты Грэм раздался телефонный звонок. Звонила женщина, которая хотела записать свою двухлетнюю дочь на занятия. Узнав, что в школу принимают детей с девяти лет, женщина взмолилась: «Но к этому времени моя дочь растеряет всю свою гениальность!» На что Марта Грэм спокойно ответила: «Мадам, если ей суждено её потерять, пусть лучше это случится в детстве».

Великая танцовщица прекрасно знала, о чём говорила. Ведь сама она начала постигать искусство танца в возрасте, в котором многие балерины уже достигают пика своей карьеры. В 17 лет она впервые увидела выступление звезды современного американского танца Рут Сен-Дени и загорелась желанием учиться у неё. Прошло долгих пять лет, прежде чем мечта Марты осуществилась.

Правда, не совсем так, как ей хотелось. В школе «Денишоун» девушку не принимали всерьёз и пророчили карьеру педагога, а не танцовщицы. А всё потому, что она не соответствовала стандартам красоты того времени и к 22 годам не имела никакого опыта в хореографии. Но разве это могло остановить мисс Грэм? Она продолжала танцевать — по ночам, в темноте закрытой студии. Марта точно знала: её время ещё придет. И когда это случится, она должна быть готова.

Марта Грэм (1948) / Photo: Yousuf Karsh

Увлечение народными танцами

Офицерской жене на Яве особо-то и не было чем заняться, потому она искала, куда же себя применить. Вечно пьяный, ругающийся и даже дерущийся муж очень часто жалование до семьи не доносил, а оставлял большую часть денег в злачных местах, где плясала и пела разгульная лихая молодежь, а юные красотки ублажали мужчин любой внешности и сословия.

Во все тяжкие

Сперва Грит пыталась устроиться к кому-нибудь воспитательницей для детей, однако английские офицеры, зная репутацию ее мужа, не желали принимать ее в свой дом. Горничной брать ее тоже не спешили, считая это блажью молодой британки. Детям требовалось нормальное питание, одежда, их нужно было собирать в школу, и Маргарета выбивалась из сил. Она попыталась шить, но получалось плохо, хотела даже стирать на заказ, но яванские прачки требовали гораздо меньше, а делали свою работу быстрее.

Тогда девушка обратила внимание на культуру Индонезии в целом, а в частности на народный яванский танец, которым уже долгое время интересовалась, и решила устроиться танцовщицей, надеясь, что ее молодое и сильное тело быстро изучит все необходимые движения. По сути, танцевальные шоу были единственным развлечением для голландских колонизаторов, и девушка надеялась, что сможет быстро и просто подзаработать

В ансамбль, исполняющий местные стили легонг, бедайя и серимпи, ее приняли неохотно, да и только потому, что им катастрофически не хватало молодой женщины. Однако добиться успеха на сцене Грит так и не сумела, хотя старалась изо всех сил. Офицеру увлечение жены показалось чрезмерным, о ней ходили сплетни, а он ревновал, а вечерами воспитывал ее кулаками.

В 1903 году супруги вернулись в Голландию, где разъяренный МакЛеод подал на развод. Он отсудил себе право воспитывать дочь. Он действительно вложил в девочку душу, дал ей все, что было нужно, включая прекрасное образование и богатое приданое. Однако в 1919 году она внезапно скончалась, по всей видимости, от того же самого сифилиса. На то время врачи пытались лечить «благородную» болезнь ртутными примочками и настойками, что еще сильнее усугубляло ситуацию. Шансов выжить у девочки попросту не было. Сама Герти в это время оказалась на улице, не имея ни гроша за душой.

Око утренней зари

Некоторое время она честно пыталась найти работу и кое-как сводить концы с концами, но все было тщетно, а полуголодная жизнь не дарила радости. Собрав чемодан, девушка рванула в Париж, собираясь стать моделью (натурщицей) для какого-нибудь художника. Однако мастерские французской столицы ее разочаровали – везде указывали на слишком маленькую грудь, на что Марго никак повлиять не могла. Тогда она устроилась в цирк господина Молье, где отчаянно скакала на лошади по арене под именем леди Греша МакЛеод. Но и это не могло продлиться долго, труппа собралась уезжать на гастроли, что в планы девушки не входило.

Идея пришла внезапно, как подарок высших сил. Она решила стать танцовщицей восточных танцев, назвавшись псевдонимом Мата Хари. Для большей интриги вокруг своей личности Грит придумала легенду о том, будто она скрывающаяся яванская принцесса, дочь просветленного брамин и жрица особого культа, которая с детства постигала философию танца. Сами движения, их последовательность и пластика – все это как бы являлось частью ритуала в честь бога Шивы. Согласно мифу, танцовщица посвящает себя божеству, при этом в конце предстает перед ним чуть ли не совершенно обнаженной.

Популярность шпионки не утихает

Непростая, но чертовски занимательная история Мата Хари привлекает внимание общественности и в наши дни. Природных объектов, названных ее именем, так и не появилось, однако памятник ее скандальному танцу установлен на одной из площадей столицы провинции ее родной Фрисландии, города Леуварден

Кино и литература

Слава роковой женщины сделала Мата Хари «лакомым кусочком» для деятелей искусства. Уже в двадцатом году, всего через три года после ее казни, был снят одноименный фильм с прекрасной датской актрисой Астой Софией Амалией Нильсен в главной роли. После этого было еще множество картин. Играть шпионку довелось Грете Гарбо, Марушке Детмерс, Жанне Моро и Сильвии Кристель. В 2016 году на экраны вышел русский сериал о знаменитой куртизанке, в котором танцовщицу сыграла француженка Ваина Джоканте (Vahina Giocante).

В 32-м году русский прозаик и публицист Марк Алдано (Марк Александрович Ландау) опубликовал рассказ о легендарной куртизанке. Ее образ использовал в серии книг знаменитый современный философ и прозаик Бернард Вербер. Нашел вдохновение в ней также Пауло Коэльо, написав роман «Мата Хари. Шпионка».

Извлекаем пользу из истории

Судьба Маргареты Гертруды Зелле сложилась далеко не простым образом, а жизнь ее оборвалась рано. В сорок один год она стала жертвой обстоятельств, во многом, благодаря собственному легкомыслию и несерьезному отношению. Но, несмотря на это, ее история стала вдохновляющей для многих женщин, ведь ее предприимчивости, силе характера и умению работать над собой позавидует любая представительница прекрасного пола, как и многие мужчины.

Она сумела вырваться из-под гнета мужа-тирана и подняться из нищеты к мировой известности. При этом девушка даже не обладала выдающимися внешними данными и никакими особыми талантами из общей массы не выделялась. Однако Мата Хари сумела «сделать себя», создать загадочный, почти мистический образ, который, словно магнитом, притягивал людей. Непреодолимая харизма и налет таинственности позволили ей приобрести ту самую славу, которая еще долго будет приводить в трепет любого, кто погрузится в подробности ее короткой, но насыщенной событиями жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Alarm beauty
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: