4.
Некоторые дамы облачались в облегающие мужские костюмы, которые не стесняли движений. Однако одевать мужскую одежду считалось неприличным. Всё же дворянка должна была оставаться леди в любой ситуации.
Поединки между дамами старались не афишировать. Всё происходило в тихом уединенном месте. Современники отмечали невероятную ожесточенность дамских дуэлей. Ни о каком примирении не шло и речи, всё закачивалось серьезными ранениями. Накал достигал таких пределов, что вслед за дуэлянтами вызов друг другу бросали и их секундантки.
Пик дамских поединков в Европе пришелся на XVI-XVII века. В России они продолжались вплоть до конца XIX века. Но, как и мужские сражения, женские дуэли ушли в прошлое, оставив нам немало умопомрачительных историй.
Интересности
13 марта, 2023
326 просмотров
См. также[править]
Женщины-воины
Амазонки • Скифянки • Фу Хао • Иаиль • Гвендолен • Томирис • Женская гвардия царя Давида • Юдифь • Наложницы Хэлюя • Артемисия I • Женская гвардия Чандрагупты • Кинана • Армия сестёр Чынг • Кельтские женщины-воины (Боудикка) • Гладиатриксы • Чьеу Тхи Чинь • Дзингу • Леди Као |
Щитодевы (Лагерта • Хервард) • Богемские повстанки • Этельфледа Мерсийская • Женщины-крестоносцы (Алиенора Аквитанская) • Матильда Тосканская • Орден Топора • Онна-бугэйся (Томоэ Годзэн) • Половчанки • Урду-Бегани • 6 Обезьяна Нунуу • Хутулун • Чёрная Агнес • Жанна д’Арк • Жанна Ашетт |
Мария де Эстрада • Инес де Суарес • Янекео • Катрин Сегюран • Кенау Хасселер • Амина (Заззау) • Зинга Мбанди Нгола • Сапура Матенкызы • Амазонская рота Российской империи • Дагомейские амазонки • Анна Дорота Хшановская • Мадам де Сен-Бальмон • Кристиан Дэвис • Амазонки Хайдарабада • Гарриет Табмен • Габриэла Силанг • Нэнси Харт • Маргарет Корбин • Велу Начияр • Микаэла Бастидас • Версальские женщины (Теруань де Мерикур) • Селеста Булкли • Луиза Регрениль • Катарина Ланц • Агустина де Арагон • Хуана Галан • Каста Альварес • Мария Мануэла Луна-и-Санчо • Ана Мария Сото • Надежда Дурова • Василиса Кожина • Луиза Кессених-Графемус • Элеонора Прохазка • Франциска Субиага-и-Берналес • Хуана Асурдуй • Барбара де ла Торре Гутьеррес • Мария Китерия • Ласкарина Бубулина • Эмилия Плятер • Антонина Томашевская • Лакшми Баи • Королевская женская гвардия Сиама • Ополчение Нэнси Харт • Амазонки Сены • Отряд Грылинского (Анна Пустовойтова) • Такэко Накано • Белль Старр • Элиза Линч • Черногорки • Райна Княгиня • Мэри Филдс • Яаа Асантева • Маркитантки • Фехтовальщицы |
Сольдадеры • Вспомогательный армейский корпус Королевы Мэри • Екатерина Теодорою • Женские батальоны смерти (Мария Бочкарёва) • Александра Соколовская (Маруся) • Нина Нечволодова • София де Боде • Женские королевские военно-морские силы Великобритании • Женские королевские военно-воздушные силы Великобритании • Добровольческий женский легион (Александра Загурская) • Бонни Паркер • Мария Бонита • Женская секция Испанской фаланги • Женская Сечь (Стефания Тисовская • Мария Химинец) • Лотта Свярд • Вспомогательная служба вермахта • Вспомогательная территориальная служба (Елизавета II) • 1-й отдельный женский пехотный батальон им. Эмилии Плятер • Ночные ведьмы • 586-й истребительный авиационный полк • Женщины-снайперы СССР • Мария Лялькова • Симона Сегван • Фей Шульман • Урсула Бауэр |
Женский королевский армейский корпус • Хоахао • Женская мусульманская гвардия Синда • Эрика Селеш • Женская стрелковая команда Ватикана • Народное ополчение Китая • Женский корпус вооружённых сил • Движение женской солидарности (Мадам Ню) • Фракция Красной Армии (Ульрика Майнхоф) • Симбионистская армия освобождения (Патрисия Херст) • Филлеттес Лалеау (Макс Адольф) • Женский почётный караул Республики Корея • Национальный союз сахарских женщин • Фронт освобождения Эритреи • Аль-Зохра • Революционные вооружённые силы Колумбии |
Телохранители (Анна Логинова • Виктория Корчагина • Моэми Ишида) • Амазонская гвардия Каддафи • Додо Гугешашвили • Рита Зонгурова • Батальон чёрных колготок • Белые колготки • Батальон Каракаль • Вирангана • Джамаат аль-Фукра • Минакши Амма • Айша Бакари Гомби • Женское подразделение гвардии Палестинской автономии • Бригады аль-Хансы • Отряды женской самообороны • Амазонки Майдана • Надежда Савченко • Маруся Зверобой • Русь (батальон) • Ольга Кулыгина |
3.
Портрет Екатерины II. Эриксен Вигилиус.
И вот именно с восшествия на престол этой великой царицы и начался российский бум женских дуэлей. Русские придворные дамы дрались с упоением, только за 1765 год произошло 20 дуэлей, на 8 из которых секунданткой была сама царица.
К слову сказать, несмотря на пропаганду вооруженных поединков между женщинами, Екатерина была жесткой противницей смертельных исходов. Ее лозунгом были слова: “До первой крови!”, а посему во время ее правления было всего три случая гибели дуэлянток.
В 1770 году с княгиней Екатериной Дашковой случилась не очень приятная история. Произошло это в Лондоне, в доме графини Пушкиной, жены российского посла. В гости к графине приехала герцогиня Фоксон, считавшаяся одной из образованнейших женщин Англии. Причиной ее приезда было желание побеседовать с Дашковой, а по возможности и подискутировать с ней. После получасовой беседы между дамами завязался горячий спор. Соперницы оказались достойными друг друга, поэтому обстановка быстро накалилась.
Униформа[править]
Как правило, большинство фехтовальщиц-дуэлянток были одеты в типичное для своего времени женские платья. Популярны были и т. н. «эмансипированные дуэли», во время которых женщины оголяли верхнюю часть своего тела. По одной версии, это делалось для того, чтобы не занести заражение от грязной одежды в случае ранения в верхнюю часть тела, но, с другой стороны, подобные дуэли женщин с оголенной грудью были очень зрелищными и привлекательными для мужчин, что могло служить дополнительной мотивацией.
В конце XIX — начале XX века у европейских фехтовальщиц (именно тех, кто занимался спортом, а не дуэлью) была популярна униформа, состоящая из чёрного вельветового костюма с белым корсажем, с левой стороны которого было нашито красное сердце, чёрными вельветовыми рукавами, короткая чёрная юбка с красной или белой подкладкой, чёрных шелковых колготок, чёрных туфель с красной подошвой. Фотография актрисы и фехтовальщицы Бланш Меркреди в таком костюме стало очень популярным, её стали перерисовывать на открытках и даже целых полотнах: так, например, французский художник Жан Беро создал целую серию картин девушек в униформе подобного дизайна. Многие популярные актрисы и певицы оперы, даже не являясь фехтовальщицами, фотографировались в этом образе. Главным узнаваемым элементом данного образа является именно красное сердце, нашитое как раз в том месте, где у женщины находилось её настоящее сердце. Скорее всего, нашивка в виде сердца имела практическое значение — чтобы противница ни в коем случае не колола в ту область, но в виду своей лаконичности и романтичности стало просто красивым декоративным элементом униформы европейских фехтовальщиц конца XIX — начала XX века.
4.
Дуэль журналисток. Иллюстрированный роман “Двадцатый век” Альбера Робиды.
Разговор пошел на повышенных тонах и у англичанки, в пылу спора, вырвалось оскорбительное замечание в адрес оппонентки. Наступила зловещая тишина.
Княгиня медленно поднялась и жестом пригласили встать герцогиню. Когда та последовала просьбе, Дашкова вплотную подошла к оскорбительнице и дала ей пощечину. Герцогиня, недолго думая, дала сдачу. Графиня Пушкина опомнилась лишь, когда соперницы потребовали шпаги. После безуспешных попыток примирить женщин, она все-таки вручила им оружие и провела в сад. Поединок длился недолго и завершился ранением Дашковой в плечо.
После эпохи Екатерины II женская дуэль в России претерпела сильные изменения. Российские женщины полюбили дуэли. Приютом же женских вооруженных поединков стали дамские салоны. Особенно в этом преуспели петербургские светские дамы. Так, в салон госпожи Востроуховой (к сожалению, подробных сведений об этой женщине нет) только в 1823 году состоялось 17 (!) дуэлей.
Женские поединки – по правилам и без
На Руси издавна были в ходу кулачные бои. Конечно, по большей части в них принимали участие мужчины, но бывали случаи, что дрались и женщины. Впрочем, русские крестьянки чаще выясняли отношения с мужьями и друг с другом любыми подручными средствами, а не только кулаками – например, кочергой… Поводом к драке между двумя женщинами могло стать предполагаемое воровство или другой дурной поступок, совершенный одной из них по отношению к другой. Нередко нападали на соперниц: жена могла напасть на любовницу своего мужа. Бывало, что в процессе драки женщины царапали друг друга, таскали за волосы, чего обычно не водилось среди мужчин.
Еще в Древней Руси были узаконены так называемые судебные поединки, причем участие в них могли принимать и женщины. Правда, женщина имела право выставить против своего обидчика кого-то из мужчин – отца, мужа, брата, жениха или просто знакомого. Но только если обидчиком был мужчина. Если же обидчицей являлась другая женщина, то истица обязана была сразиться с ней лично. Эти правила были официально записаны в Псковской судебной грамоте от 1397 года. Причем касались они представительниц всех сословий.
2.
Дуэль на поляне. Шарль Кро.
Пик моды на дамские дуэли пришелся на середину XVII века. Во Франции, Италии, Англии и Германии женщины скрещивали шпаги или вскидывали пистолеты практически по любому поводу. Одинаковые платья, любовники, косой взгляд — лишь часть того, что было причиной для поединка.
Женщины словно сошли с ума. А жестокость, проявляемая ими на дуэлях, шокирует. Из десяти дуэлей между женщинами 8 имели смертельный исход (для сравнения: мужские дуэли завершались убийством в четырех случаях).
Женские дуэли, по сути, не имели правил. По ходу дуэли к сражающимся соперницам нередко присоединялись и их секундантки; дуэлянтки смазывали кончики шпаг раздражающими составами, чтобы каждое ранение причиняло жуткую боль, дерясь на пистолетах, соперницы стреляли до тех пор, пока одна из них не оказывалась убитой или тяжело раненой…
Русские женщины тоже знали толк в дуэлях. Более того, в России активно культивировался этот вид выяснения отношений. А началось все, что самое интересное, в неблизкой Германии. В июне 1744 года немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская получает вызов на дуэль от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Анхальт. Неизвестно, что не поделили эти две пятнадцатилетние девочки, но, запершись в спальне первой, они принялись на шпагах доказывать свою правоту.
К счастью, принцессам не хватило духу довести дело до смертоубийства, а то бы не видать России Екатерины II, коей по прошествии времени стала Софья Фредерика.
Женские дуэли в России
Не нужно думать, что женские дуэли не происходили в России, правда, настоящий бум их приходится на период правления Екатерины Второй, поскольку она сама была дуэлянткой в юности, подравшись на шпагах со своей троюродной сестрой. Наиболее плодовитым на женские дуэли в России оказался 1765 год — двадцать поединков.
В девятнадцатом веке женские дуэли стали практиковаться в дамских салонах, например, только в 1823 году в салоне Востроуховой состоялось семнадцать поединков, причем опять-таки по воспоминаниям современников, российские дамы дрались без всякого изящества. Правда, смертельных исходов было значительно меньше, чем в странах Западной Европы, всего четыре из десяти, в то время как во Франции – восемь из десяти. К слову заметим, что средний показатель смертельных исходов у мужчин – два из десяти.
Фото из открытых источников
И если мужчины дрались в основном из-за дам, то женщины – из-за мужчин, то есть на почве ревности. Кстати, если проследить все современные женские драки, то они происходят по той же причине, причем с той же остервенелостью и безжалостностью к противнице. Правда, в наше время чаще всего на кулаках или ногтях. Значительно реже – на ножах. И опять же, если современные «мужчины» порой без всякой дуэли забивают соперника ногами, причем одного патером, то если «женщины» делают то же самое (а они делают), такая «дуэль» в девяти из десяти случаев заканчивается для жертвы смертельным исходом…
Фото из открытых источников
1.
Дуэль женщин. Хусепе де Рибера.
Самой легендарной женской дуэлью почему-то считается поединок между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк осенью 1624 года. Не поделив благосклонность герцога Ришелье, который чуть позже стал кардиналом, дамы, вооружившись шпагами и пригласив секунданток, отправились в Булонский лес, где и сразились.
Дуэль закончилась победой графини, которая ранила свою соперницу в ухо. Этот поединок не был каким-то особенным, но благодаря Ришелье, в записках которого упоминается данный случай, и воспоминаниям самих дуэлянток он оставил след в истории.
Отсчет же хроники женских дуэлей можно было бы вести с древних времен, когда царил матриархат, и женщины занимали более активную жизненную позицию. Но так как документальных источников о том периоде, можно сказать, нет, то продвинемся по времени дальше.
Первые достоверные сведения о женских дуэлях относятся к XVI веку, И они, кстати, развеивают миф о том, что первопроходцами в этом деле были француженки.
Так, в хронике миланского женского монастыря Св. Бенедикты упоминается, что 27 мая 1571 года в монастырь прибыли две знатные сеньориты. Они попросили у настоятельницы разрешения на комнату для ее молебна. Разрешение было дано. Но, запершись в комнате, сеньориты вместо того, чтобы начать молиться, выхватили кинжалы и бросились друг на друга. Когда перепуганные шумом монашки ворвались в помещение, то перед ними открылась ужасающая картина: на полу лежали две окровавленные дамы, одна из которых была мертва, а вторая умирала
Дуэль № 3
Пушкина, по праву, называют самым известным русским дуэлянтом. О пушкинских дуэлях писали П. Щеголев и Ю. Лотман, А. Гессен и С. Бонди.
Дуэль Александра Пушкина с Жоржем Шарлем Дантесом – одна из самых известных дуэлей во всем мире.
Поводом, как известно, послужило анонимное письмо, в котором поэта «избирают адьютантом великого магистра рогоносцев и историографом ордена».
Дуэль Пушкина с Дантесом — дуэль на пистолетах, состоялась 27 января (8 февраля) 1837 года на окраине Санкт-Петербурга, в районе Чёрной речки, в результате которой Пушкин был смертельно ранен. Спустя два дня поэт умер. Дуэль была спровоцирована анонимными письмами, намекавшими на любовную связь между женой Пушкина и Дантесом.
По подсчётам пушкинистов, столкновение с Дантесом было как минимум двадцать первым вызовом на дуэль в биографии поэта (хотя очень немногие из них были доведены до встречи у барьера).
2.
Д’артаньян в юбке
Одним из таких «счастливчиков» стал Луи-Голар Дюмени, обидевший в театре графиню Жюли Мопен. Жюли вызвала Луи-Голара на дуэль, тот рассмеялся в ответ. Тогда дама подождала обидчика на улице после спектакля, а потом побила его тростью. В качестве трофеев она забрала его часы и табакерку.
На следующий день Дюмени всем рассказывал, что его избили и ограбили бандиты. Узнав об этом, графиня улучила момент, когда Луи-Голар был в обществе друзей, а потом раскрыла всем правду, вернув обидчику его вещи. Репутации сеньора был нанесен непоправимый ущерб и сделать с этим уже было нечего.
Как у мужчин, поединки между женщинами могли разгореться по самому ничтожному поводу. Похожие платья, пошлая шутка, соперничество за мужчину – самые распространенные причины для дуэлей.
Иногда бой проходил с обнаженным торсом
Считалось, что, во-первых, женская одежда стесняет движения, а, во-вторых, корсет может слишком хорошо защитить от ударов клинка, да и спрятать под ним броню было гораздо легче. Ну и, в-третьих, кусочки одежды могли попасть в рану, что привело бы к заражению. Разумеется, такой поединок проводился в чисто женском обществе, даже слуги-мужчины должны были отойти на приличное расстояние и ждать отвернувшись, пока их не позовут.
Иногда случалось и так, что дама вынуждена была сражаться с мужчиной. Понятное дело, что никто бы не принял вызов от женщины, опасаясь быть опозоренным (вне зависимости от исхода), и тогда в ход шли уловки и переодевание.
Во Франции жила мадемуазель Ла Мопен (1673-1707), известная тем, что убила на дуэлях несколько мужчин и любила, переодевшись в мужскую одежду, танцевать на королевских балах, а когда ее оттуда пытались вытурить, угрожающе обнажала шпагу. И, хотя король Людовик XIV запрещал дуэли, на ее выходки падкий до женских прелестей монарх смотрел сквозь пальцы.
Также в 17 веке во Франции некий офицер, воспользовавшись гостеприимством, самовольно занял комнату графини Сен-Бельмон и вел себя вызывающе. Через некоторое время он получил вызов от некоего «шевалье де Сен-Бельмон». И какого же было изумление бравого капитана, когда сеньор не только обезоружил его в поединке, но и обратился к нему со словами: «Вы думаете, мосье, что дрались с шевалье. Вы ошибаетесь, я — мадам де Сен-Бельмон. И убедительно прошу вас в будущем быть более чутким к женским просьбам».
В Россию мода на дворянские дуэли пришла из Европы, и особенно ярко они проявили себя во времена Екатерины II, которая и сама в молодости дралась на дуэли с троюродной сестрой, так что на шалости своих подданных смотрела сквозь пальцы. В эту эпоху прославилась и княгиня Екатерина Воронцова-Дашкова, которая в 1770 году, во время пребывания в Лондоне, поссорилась с местной аристократкой, немедленно отправившись драться с ней на шпагах в саду. Получив незначительные раны, дамы разошлись с миром.
Позже, в 19 веке, дворянки организовывали свои закрытые дуэльные клубы, для прикрытия называвшиеся «литературными салонами». Так в салоне некой госпожи Востроуховой, по некоторым данным, в 1823 году прошло семнадцать женских поединков. Конечно, столичная мода докатывалась и до провинций, и вот, в июне 1829 года, помещицы Ольга Заварова и Екатерина Полесова сражаются на саблях своих мужей, при этом так рьяно, что погибают обе. Их дело подхватили взрослеющие дочери, и через пять лет уже Александра Заварова зарубила Анну Полесову на такой же дуэли, о чем она с удовлетворением записала в своем дневнике, откуда мы и знаем подробности.
К началу 20 века дуэльная лихорадка сошла на нет, превратившись в фарс. К примеру, из-за внимания известного композитора Листа французская писательница Жорж Санд дралась на ногтях с возлюбленной композитора, Марией д’Агу, а их избранник сидел в это время в соседней комнате и ожидал финала схватки своих фурий.
К счастью, в наше время девушки не так часто используют оружие для доказательства своей правоты, хотя интернет пестрит видео жесточайших женских драк, но тут хотя бы используют лишь кулаки и ноги, так что летальный исход редок. Поединки с участием женщин показывают нам, что воинское искусство не чуждо прекрасным дамам, а оружие в руках сильно уравнивает шансы.
Дуэль №4
Дуэль считается прерогативой мужчин: они сходились в смертельных поединках из-за задетой чести либо за дам своего сердца. Но такое мнение очень ошибочное.
Женщины тоже были не прочь сразиться друг с другом, более того — дуэли между ними были не столь редки и, по большей части, намного более кровавыми и изощрёнными.
А жестокость, проявляемая ими на дуэлях, шокирует. Из десяти дуэлей между женщинами восемь имели смертельный исход (для сравнения: мужские дуэли завершались убийством в четырёх случаях).
Русские женщины тоже знали толк в дуэлях. Более того, в России активно культивировался этот вид выяснения отношений. Бум на дуэли начался с восшествием на престол Екатерины II.
Русские придворные дамы дрались с упоением, только за 1765 год произошло 20 дуэлей, на 8 из которых секунданткой была сама царица.
К слову сказать, несмотря на пропаганду вооруженных поединков между женщинами, Екатерина была жёсткой противницей смертельных исходов. Её лозунгом были слова: «До первой крови!», а посему во время её правления было всего три случая гибели дуэлянток.
«Дамы, к барьеру! – сказала дородная женщина, посмотрев на соперниц, которые с неподдельным интересом рассматривали пистолеты, которые им только что дали. Через пять минут одна из них лежала без признаков жизни. Так завершилась жизнь молодой актрисы Мариинского театра Анастасии Малевской.
Нелепая смерть от руки не менее юной особы, которая была проездом через Петербург, имя которой даже никто не запомнил. Причиной же дуэли был молодой человек, к которому была неравнодушна Малевская, и рядом с которым имела несчастье оказаться незнакомка. Минутная вспышка ревности, словесная стычка — и в тот же вечер девушки целятся в друг друга из пистолетов».
« Саамы: что они сделали с Иваном Грозным и почему все считали их колдунами
Когда дерутся насмерть…
После Екатерины II женские дуэли стали еще более частыми. Так, в одном только петербургском салоне госпожи Востроуховой за 1823 год состоялось 17 дуэлей.
В июне 1829 года в Орловской губернии поссорились две помещицы — Ольга Петровна Заварова и Екатерина Васильевна Полесова. Отношения решили выяснить с помощью поединка. В качестве оружия обе дамы взяли сабли, принадлежавшие их мужьям, а роль секундантов исполняли гувернантки-француженки. Также присутствовали дочери-подростки Заваровой и Полесовой.
Дуэль проходила в березовой роще. Примириться противницы отказались и вновь вступили в перепалку. В разгар ее обе выхватили сабли… Закончилось все трагически. Заварова скончалась на месте от ранения в голову, а Полесова, получив рану в живот, умерла через сутки.
Пять лет спустя на дуэли встретились уже их выросшие дочери. Они также дрались на саблях. Для Анны Полесовой поединок стал смертельным, а вот Александра Заварова осталась жива, и обо всей этой истории стало известно из дневника, который она вела.
На дуэли погибла молодая актриса Мариинского театра Анастасия Малевская. Убийцей ее стала еще более юная особа, имя которой даже не сохранилось в истории. Малевская приревновала к девушке, которая была проездом в Петербурге, своего кавалера. После словесной стычки был назначен поединок на пистолетах. Увы, актрисе не повезло…
Современники свидетельствуют, что дуэли женщин из-за мужчин были особо жестокими. Как правило, соперницы не удовлетворялись нанесенными ранами – они жаждали смерти оппоненток. Иногда дуэлянтки даже смазывали острия шпаг или сабель ядом, чтобы соперница наверняка умерла.
В записках французской маркизы де Мортене говорится о русских дуэлянтках: «Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы».
1.
Очарованные шпагой
Считается, дуэль, как форма защиты чести, впервые появилась в Италии во второй половине XIV века. В 1410 году там же был оформлен первый дуэльный кодекс, который официально закрепил негласные принципы проведения поединков.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что пионерами, открывшими эру дамских дуэлей, стали 2 неаполитанки – Изабелла де Карации и Диамбра де Петтинелла. В 1552 году дамы подрались на шпагах в присутствии арбитра маркиза де Васта. Поводом стала любовь к одному и тому же мужчине, Фабио де Зересола.
Бой потряс итальянцев до глубины души. Это событие было запечатлено художниками и легло в основу множества художественных произведений. С этого момента женщины начали драться повсеместно, порой вызывая на бой даже мужчин!
Забудьте классический портрет дамы эпохи Ренессанса, изображающий кроткую и нерешительную личность. Умение обращаться с оружием в XVI-XVIII веках объединяло подавляющее большинство благородных аристократок. Нарваться на такую барышню и нажить себе проблем можно было в самых неожиданных ситуациях.
Дуэль № 2
Одной из самых знаменитых российских дуэлей является поединок, который произошёл 14 сентября 1825 года на северной окраине Питера между поручиком Семёновского полка Константином Черновым и флигель-адъютантом Владимиром Новосильцевым. Причина дуэли – отказ Новосильцева жениться на сестре Чернова из-за сопротивления матери, наследницы огромного состояния графа Орлова.
Она боготворила сына, и брак с бедной и незнатной девицей Черновой был ей совершенно не по душе. Мать Новосильцева приложила все усилия, чтобы расстроить женитьбу сына, и ей это удалось.
Оскорблённый брат невесты вызвал Владимира Новосильцева на дуэль, которая состоялась на окраине Лесного парка. У Чернова секундантом был его двоюродный брат К.Ф.Рылеев, являвшийся членом Северного тайного общества «декабристов». Оба дуэлянта были смертельно ранены, а Рылеев сделал всё, чтобы превратить похороны Чернова в манифестацию.
Мать Новосильцева, узнав о дуэли, ещё успела застать сына живым и обещала известному доктору Арендту 1000 рублей за спасение сына, но все усилия медиков оказались тщетными.
Неутешная женщина истратила около 1 млн. рублей, чтобы приобрести постоялый двор, где стрелялся её сын, и построила на этом месте Новосильцевское благотворительное заведение и Князь-Владимирскую церковь. Места, где с расстояния восьми шагов стрелялись дуэлянты, отмечены были двумя тумбами.
Изощренная жестокость
Далее женщин как будто прорвало на дуэли, в семнадцатом, восемнадцатом и девятнадцатых веках они происходили довольно часто в Италии, Франции, Германии, Англии и других европейских странах. И опять-таки, современники отмечали изощренную жестокость в женских поединках, чем не страдали подобные стычки мужчин. Например, дамы кончики шпаг непременно смазывали специальным болезненным составом, а то и просто ядом. Если дуэль шла на пистолетах, то женщины практически никогда не удовлетворялись легким ранением обидчицы, а стрелялись до смертельного исхода.
Дуэли, как правило, происходили в закрытых или укромных местах, дамы дрались непременно топлес, поскольку считалось, что платье не только стесняет движение, но еще и грозит попаданием кусочков материи в рану, что почему-то пугало людей в то время.
Фото из открытых источников
Дуэль №1
24 ноября 1817 года на Волковом поле, в северной Пальмире, состоялась дуэль графа Александра Завадовского и офицера Кавалергардского полка Василия Шереметева. Стрелялись они из-за 18-летней блистательной балерины Авдотьи Истоминой.
Этот поединок, вошедший в историю как «дуэль четверых», закончился смертью Шереметева и дуэлью секундантов — будущего декабриста корнета Александра Якубовича и чиновника Коллегии иностранных дел, поэта Александра Грибоедова.
Известная балерина Авдотья Истомина, дочь спившегося полицейского, ровесница и подруга Пушкина и возлюбленная офицера Кавалергардского полка Василия Шереметева, поссорилась со своим кавалером.
Расстроенная, она приняла приглашение Александра Грибоедова и отправилась с ним на чай к камер-юнкеру Александру Завадовскому. Чаепитие затянулось на 2 дня. Шереметев, подстрекаемый корнетом Александром Якубовичем, вызвал Завадского на дуэль, в результате которой Шереметев был смертельно ранен и умер на следующий день. Могила его находится на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
В скором времени дуэль эта получила продолжение. Между секундантами также случилась ссора, итогом которой стал вызов на дуэль. Из-за следствия по делу Шереметева дуэль пришлось отложить, и состоялась она уже через год в Грузии. Стрелялись в овраге у Татарской могилы в окрестностях Тифлиса.
Якубовичу удалось прострелить Грибоедову мизинец на левой руке. Именно по этой примете и опознали изуродованное тело автора «Горя от ума» и российского посла, когда в Тегеране с ним расправилась толпа религиозных фанатиков.