Мы становимся умнее? — эффект флинна

Эффект флинна: правда ли, что человечество глупеет?

Теория человеческой глупости

По мнению историка и автора научно-популярных книг Юваля Харари, роль глупости в истории человечества нельзя недооценивать . Глупость – одна из самых могущественных сил во всем мире.

Ситуацию усугубляет и коронавирус – COVID-19 действительно ухудшает когнитивные способности. По крайней мере именно к таким выводам пришли ученые, опубликовав научный труд в медицинском журнале The Lancet.

Чем хуже состояние окружающей среды, тем ниже интеллект человека

В общем и целом ситуация мрачная, а Земля рискует превратится в планету дураков. Как выяснили норвежские исследователи, внимательно изучив период с 1970 по 2009 годы, каждое последующее поколение за указанный период времени теряло в среднем по 7 баллов IQ.

К счастью, остановить идиократию мы пока можем, но действовать нужно сейчас. Как утверждает знаменитый лингвист Стивен Пинкер в одной из своих последних книг, наша главное оружие против глупости – это просвещение. А наука, как говорил астроном Карл Саган, и есть свеча во тьме.

Еще больше интересных статей читайте в нашем журнале на Sponsr.ru! Вы также можете оформить подписку и поддержать независимую научно-популярную журналистику в России!

Объяснения этого явления

Учитывая, что обнаруженное повышение интеллекта произошло слишком быстро (иногда до 10 баллов IQ за 30 лет) из-за генетических изменений, объяснения, предложенные для эффекта Флинна, сосредоточены в основном на окружающей среде .

1. Улучшение обучения

Некоторые авторы предполагают, что эффект Флинна объясняется просто повышением уровня грамотности, что связано с улучшением IQ. С другой стороны, доступ к качественному школьному образованию, особенно у детей с низким социально-экономическим статусом, также может объяснить часть этого явления.

2. Компенсация дефицита питания

Дефицит питательных веществ мешать физическому развитию детей, а следовательно, и в познавательном. В местах, где кормление детей грудного возраста не является адекватным, как это было в большинстве стран мира столетие назад или во многих африканских странах сегодня, показатели IQ, как правило, ниже.

Важно помнить, что эти эффекты пересекаются с улучшениями в образовании после определенного возраста. В любом случае считается, что питание может иметь большее значение для интеллектуального развития на самых ранних этапах жизни

Вы можете быть заинтересованы: «Какие 14 самых питательных продуктов существуют?»

3. Достижения в медицине

Как улучшение условий питания, медицинский прогресс позволил здоровому развитию многих людей

Согласно некоторым исследованиям, это особенно важно снижение количества инфекционных заболеваний , а также по степени тяжести; Этот тип изменения может повлиять на мозг, если его не лечить должным образом

4. Обогащение окружающей среды

Сам Флинн защищал в своей книге «Что такое интеллект?» (2007), что недавние изменения в обществе увеличили способность абстрактного мышления населения мира. Эти вариации могут быть в основном технологическими или социальными.

Среди значимых факторов Флинн выделяет ознакомление с новыми технологиями что может стимулировать мозг, увеличение академических и рабочих потребностей и уменьшение количества детей в семье, что позволит улучшить внимание и заботу, получаемые детьми

5. Знакомство с тестами КИ

В дополнение к популяризации тестов IQ этот фактор связан с ростом уровня грамотности и улучшением формального образования. Обучение повышает способность к абстрактному мышлению и, следовательно, это позволяет получить более высокие оценки в инструментах, которые измеряют интеллект.

В этом же смысле формат теста значительно расширился за последние десятилетия как форма образовательного теста, включая тесты со словесными и математическими предметами, очень похожими на некоторые тесты IQ. Это также могло повлиять на знакомство с такими доказательствами.

Связанная статья: «Типы тестов интеллекта»

Сомнительные тесты на IQ

Что такое интеллект на самом деле, до сих пор неясно. Обвинение в тестах на IQ: они спрашивают об индивидуально обучаемых навыках. Однако у них нет всеобъемлющей связи

Кто-то умный, кто гений числа, но борется в других областях? Является ли логическое мышление и распознавание контекстов более важным признаком интеллекта, чем лингвистический талант? Поэтому тесты на IQ следует проводить, по крайней мере, с осторожностью. Эффект Флинна также объясняется тем, что тест на самом деле не измеряет интеллект

Скорее, речь идет о навыках, таких как абстрактное мышление или контексты в изображениях, которые молодые люди уже знают из своей повседневной жизни. Так что неудивительно, что они автоматически добиваются большего.

Абстрактное мышление

В наши дни студентов очень рано учат мыслить абстрактно. Вы учитесь устанавливать связи, которые не сразу очевидны, и ставить под сомнение вещи

В прошлом основное внимание уделялось другим областям. Абстрактное мышление было менее популярным

Вместо этого к проблемам подходили очень практично. В то время как лучшее образование в первую очередь увеличивает кристаллический интеллект людей, абстрактное мышление отражается в еще большем увеличении подвижного интеллекта. Это способность человека учиться и мыслить, его способность мыслить логически и творчески. Чем выше подвижный интеллект, тем лучше результаты тестов на IQ.

Изменение климата делает нас глупее

На Земле проживает почти восемь миллиардов человек и чтобы прокормиться, мы используем все больше ресурсов, параллельно отнимая у диких животных их привычную среду обитания.

Если темпы отупения сохранятся, то к 2110 году средний IQ человечества не превысит 84 пунктов.

Следующей, и, пожалуй, главной проблемой является выброс парниковых газов и их накопление в земной атмосфере. Этот процесс приводит к росту температур, оказывая губительное влияние на всех живых существ на планете.

Ряд недавних исследований также показал, что более теплый мир (с высокой концентрацией CO2 в атмосфере) определенно точно способствует эпидемии глупости. Способность к обучению в особенно жаркие дни снижается на ряду со способность ясно мыслить.

Так, исследователи из Йельской школы общественного здравоохранения пришли к выводу, что загрязнение воздуха само по себе оказывает чрезвычайно негативное влияние на нашу способность к познанию и приводит к значительному снижению уровня интеллекта.

Вам будет интересно: Ведущие конспирологи страны – бесогон, антипрививочница и «главный по тарелочкам»

Человечество медленно глупеет и для этого есть все предпосылки

Более того, как выяснила еще одна команда ученых, у людей, подвергающихся воздействию высоких концентраций CO2 , общие когнитивные способности снижаются в среднем на 21%.

И если ситуация не изменится, то к 2100 году снижение интеллектуальных способностей будет катастрофическим: способность мыслить сократится в общей сложности на 25%. Выходит, через каких-то 80-100 лет среднестатистический человек будет не сильно отличаться от развитой обезьяны.

Эффект Флинна напрямую связан с обществом и технологиями.

Другими словами, интеллект развивается по мере развития общества. Мы делаем это, чтобы лучше адаптироваться. Нам нужно быть в гармонии с этим миром, где информация течет намного быстрее

Для нас важно быть частью каждого технологического прогресса, каждого изменения и каждой инновации. Кроме того, в тестах на интеллект наблюдали увеличение скорости реакции и способности нынешних детей устанавливать отношения между объектами

Абстрактное мышление детей, а также скорость их восприятия с каждым годом улучшаются. Неврологи говорят нам, что все это тоже может быть связано с новыми технологиями. Интерактивные экраны, игры и виртуальные реальности, требующие быстрого реагирования, изменяют способ обработки информации человеческим мозгом.

Эффект Флинна и технологические достижения

Эффект Флинна говорит нам, что сегодня ребенок получит в среднем примерно на 10 баллов больше, чем его родители, в тесте на интеллект. По этому правилу трех создается впечатление, что будущее человечества идет рука об руку с умами, гораздо более квалифицированными, искушенными и обладающими высоким потенциалом. Однако специалисты в области человеческого интеллекта опережают прояснение некоторых ключевых аспектов.

Это увеличение IQ, отраженное в тестах интеллекта, не означает, что наш «сырой» мозговой потенциал увеличивается таким же образом. Улучшение нашей интеллектуальной деятельности совершило значительный скачок со времен промышленной революции. Таким образом, такие аспекты, как образование, лучшее питание или достижения в области технологий, являются стимулами, которые закладывают основу для развития нашего ума.

Другими словами. Интеллект развивается по мере развития самого общества. Мы делаем это, чтобы лучше адаптироваться. Нам нужно быть в гармонии с этим миром, где информация течет намного быстрее. Мы хотим быть частью каждого технического прогресса, каждого изменения, каждой инновации. Аналогичным образом, факт, наблюдаемый в тестах на интеллект, — это увеличение скорости реакции и способности современных детей устанавливать отношения между объектами.

Абстрактное мышление детей, а также скорость их восприятия улучшаются с каждым годом. Неврологи говорят нам, что все это тоже может быть связано с новыми технологиями. Интерактивные экраны, игры и виртуальный мир с разнообразными стимулами, требующими быстрого реагирования, изменяют способ обработки информации человеческим разумом.  

Все это ни лучше, ни хуже. Эффект Флинна на самом деле показывает, как мы учимся реагировать в среде, которую создаем сами.

Умное вмешательство

Исследователи феномена «всеобщего оглупления» предлагают различные методы борьбы с этим явлением. Например, генетики уже установили большое количество генов, которые отвечают за повышенный «мозговой уровень». Теоретически, редактируя человеческие эмбрионы, можно получить целое поколение «умников». Для этого в них просто надо внедрить «правильные» гены.

Уровень IQ знаменитостей

Но если существующие сегодня технологические проблемы рано или поздно решить удастся, то что делать с этическими, ведь после такой генетической «коррекции» это уже будут дети не совсем своих родителей. Не исключено и деление на касты, как это было показано в фильме «Дивергент». К тому же, чтобы получить корректные результаты, этот эксперимент должен длиться несколько поколений. Станет ли он успешен и будет ли у человечества время на следующий!

Психологи-когнитивисты считают, что надо вернуться к проверенному временем методу развития мыслительной деятельности – учению и вдумчивому восприятию научно-популярной информации. Да, это очень трудно для расслабленного, ленивого обывателя, привыкшего посвящать свой досуг мыльным операм, ток-шоу и спортивному «белению».

Но не хочется думать, что человечество проскочило точку невозврата. И позволит ли развивать людям генетическую инженерию всепроникающий и развивающийся ударными темпами искусственный интеллект?..

Что такое эффект Флинна: немного истории

Прежде чем разбираться с «эффектом Флинна», давайте вспомним, что такое IQ (intelligence quotient). Тесты IQ используются для оценки уровня интеллектуального развития человека. Задания тестов изначально составлены так, чтобы получить нормальное распределение результатов с медианным значением IQ μ = 100 и стандартным отклонением σ = 15 .

Кроме того, тесты время от времени обновляются и проходят стандартизацию на новых тест-группах, где медианное значение аналогичным образом приравнено к 100.

Так вот, замечено, что каждое последующее поколение проходит тестирование на IQ все лучше и лучше. Эту закономерность первым обнаружил новозеландский психолог американского происхождения Джеймс Роберт Флинн (1934-2020).

Итог своих многолетних наблюдений он подвел в работе The mean IQ of Americans: Massive gains 1932 to 1978 («Средний IQ американцев: огромный прирост с 1932 по 1978 год»), а открытая им закономерность впоследствии получила название «эффект Флинна» .

Данное исследование наглядно демонстрирует, что каждая выборка стандартизации по шкале интеллекта Стэнфорда-Бине, WISC, WAIS, WISC-R, WAIS-R и WPPSI с 1932 по 1978 год обнаруживала нормы более высокого стандарта, чем предшествующие выборки.

Уточним, что шкала интеллекта Стэнфорда-Бине и прочие вышеперечисленные показатели, так или иначе, «завязаны» на исследование IQ, поэтому и были задействованы в данном исследовании.

Очевидная интерпретация этой закономерности говорит о том, что репрезентативные выборки американцев справлялись с тестами IQ все с большим успехом в течение 46 лет, а общий рост среднего IQ составил 13,8 балла.

Последствия сделанного вывода уточняются, потому что сочетание прироста IQ наблюдается одновременно со снижением результатов теста на школьные способности. Но это только кажется почти необъяснимым. Как считают исследователи, дело тут в устаревших нормативах и заданиях.

Выражаясь научным языком, устаревшие нормы «выступали в качестве непризнанной смешанной переменной в сотнях исследований, и прирост IQ такой величины создает серьезную проблему причинного объяснения» .

Сделанные Флинном выводы предопределили научную дискуссию на долгие годы вперед, в том числе в контексте практической значимости сделанного Флинном открытия. Ярким примером тому может служить статья Bell curve: Intelligence and class structure in American life («Кривая нормального распределения: интеллект и классовая структура в американской жизни») .

К слову, именно благодаря данной работе в научном обороте и закрепилось определение «эффект Флинна», которым мы пользуемся по сей день для описания открытой им закономерности. Помимо указания на дискуссионность некоторых ранее предложенных объяснений «эффекта Флинна», в статье был поднят ряд важных вопросов.

Так, была сделана попытка критически осмыслить взаимосвязь между высокими показателями IQ и положительными жизненными результатами. В частности, подробно рассматриваются три основных вопроса:

  1. Насколько значительна корреляция между показателями IQ и социально-экономическим успехом?
  2. Превосходит ли предсказательная сила показателей IQ другие переменные, такие как социально-экономический статус родителей или школьные оценки?
  3. Есть ли какие-либо возрастные или исторические изменения в отношениях между показателями IQ и социально-экономическим успехом?

Останавливаться на конкретных выводах, сделанных в статье, не будем, потому что сами исследователи признали, что хорошо контролируемые эксперименты в исследованиях интеллекта невозможны, и поэтому выводы основаны на простых корреляциях или результатах плохо контролируемых естественных экспериментов.

Соответственно, не все выводы полностью подтверждаются доказательствами и в целом принимаются научным сообществом. Возможно, для разрешения разногласий первоочередной задачей является совершенствование методологии и навыков исследования .

Эта оговорка, сделанная почти три десятка лет тому назад, актуальна и сегодня, потому что в лабораторных условиях невозможно в полной мере смоделировать реальные жизненные ситуации, где интеллект и психология человека проявляются так, как они есть. Если бы существовала непосредственная линейная зависимость между увиденным в лаборатории и реальной жизнью, мир никогда бы не столкнулся с таким явлением, как обратный эффект Флинна.

Это действительно так?

На самом деле это спорный вопрос. Сложность сравнения уровня интеллекта современного человека и предыдущих поколений заключается в том, что у ученых просто нет достоверных показателей уровня IQ на протяжении столетий. Кроме того, на интеллект одного человека влияет множество факторов, поэтому сложно сказать что-то конкретное по поводу наших предков, которые обладают совершенно другими ценностями и идеологией. Ученые и психологи разработали целые теории, но пока так и не нашли определенного ответа.

Статья по теме

Жорес Алфёров: «Что-то кошмарное сейчас происходит с человечеством»

Какие факторы влияют на интеллект?

Формирование нашего интеллекта начинается в утробе. Ученые уже давно выяснили, что гены влияют на уровень нашего интеллекта и их роль с возрастом растет. В детском саду генетические особенности не имеют особого значения, на формирование ребенка особое влияние оказывают родители, которые учат его читать, писать, лепить, петь, считать и т. д. Затем родительское влияние ослабевает: наше сознание формирует школа. Благодаря генетической предрасположенности мы находим дополнительные способы для стимуляции ума: выбираем интеллектуальные занятия, записываемся в клуб любителей книг или идем в класс с углубленным изучением языков. И это повышает наш уровень интеллекта. Но семья продолжает играть важную роль в развитии ума. Не стоит недооценивать и случайные факторы: потерю работы или ссору с любимым человеком. Эти события могут негативно сказаться на нашем интеллекте. Кстати, выбор второй половинки тоже очень важен для развития умственных способностей. Флинн советует выбирать партнера, который сообразительнее вас.

Еще один важный фактор, который воздействует на изменение нашего интеллекта, — это рост требований, предъявляемых обществом к разуму человека. «Требования общества к индивиду со временем меняются, и человеку приходится приспосабливаться», — утверждает психолог. Например, мы вынуждены быстро осваивать новые технологии, без которых сегодня никуда.

Обратный эффект Флинна

Ну что, добро пожаловать в дивный новый мир: за последние 20 лет показатели IQ упали примерно на 1,5 единицы. Это падение в научных кругах нарекли «обратным эффектом Флинна» – кривая умственных способностей человека устремилась вниз.

Переломным моментом стал 2004 год – именно тогда показатели IQ стали снижаться. Если эта тенденция продолжится, то в следующие сто лет нас ожидает самая настоящая идиократия. Сегодня многие эксперты говорят об очевидности эффекта Флинна, однако единогласной точки зрения на сегодняшний день нет.

Средний уровень интеллекта человека в обществе постепенно падает

Некоторые исследователи справедливо отмечают: причина как роста, так и падения интеллектуальных способностей во многом зависит от состояния окружающей среды. Именно она подарила нам доступ к продуктам питания, информации и образованию.

Это интересно: Эпоха мракобесия: почему лженаука в России процветает?

Но по мере деградации окружающей среды в результате изменения климата, деградируем и мы сами. Это подтверждают результаты последних исследований. Ученые также отмечают и другие причины, например, серию генетических мутаций, оказывающих влияние примерно на 5000 генов и интеллект.

По оценкам авторов научной работы, опубликованной в журнале Trends in Genetics, за последние 3000 лет случайные, естественные мутации оказали влияние на 120 поколений и наблюдались практически у каждого человека.

Есть предел совершенству

Сегодня эффект Флинна ярче проявляется в развивающихся странах с улучшающейся экономикой и прочими показателями, ну и среди детей иммигрантов, а в развитых он постепенно идет на спад. Это подтверждает теорию о влиянии среды. Стала лучше еда/среда – мозгу раздолье. А вот скандинавам пока некуда дальше улучшать свою обстановку, они как раз и приостановились. Возможно, есть даже какой-то интеллектуальный предел у всего человечества. Кстати, заметили ученые, что особенно резко умнеет группа людей с более низкими показателями. То есть это число “глупцов” сокращается, а гениев особо больше не становится.

Возможно, новый прорыв случится, если сегодняшним умникам удастся существенно изменить мир и поставить всех нас перед новыми задачами. Например, уйдем в виртуальную реальность или колонизируем Марс и зашевелятся наши мозги по-новому.

А пока предлагаем порадоваться тому, какие мы умницы. Кстати, есть версия, что такие категории как справедливость, гуманизм, равенство возможно проводить в жизнь только при развитой логике и абстрактном мышлении. Вот нам как раз этого очень не хватало.

Текст: Пономарева Елизавета

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook

Возможный конец прогрессии

Джон Мартин Сундет и его коллеги (2004) изучили результаты тестов на интеллект, которые давались норвежцам в период с 1950-х по 2002 год. Они обнаружили, что рост оценок общий интеллект прекратился после середины 1990-х годов и снизился в подтестах числового мышления.

Тисдейл и Оуэн (2005) изучили результаты тестов на IQ, данных датским призывникам-мужчинам. Между 1959 и 1979 годами рост составлял 3 пункта за десятилетие. В период с 1979 по 1989 год рост составил 2 балла IQ. С 1989 по 1998 год прирост составил около 1,3 пункта. В период с 1998 по 2004 год IQ снизился примерно на ту же величину, что и в период с 1989 по 1998 год. Они предполагают, что «одним из факторов, способствующих этому недавнему падению, могло быть одновременное снижение доли учащихся, поступающих на трехлетние школьные программы продвинутого уровня для 16. –18-летние «. Те же авторы в более всестороннем исследовании 2008 года, опять же на датских призывниках-мужчинах, обнаружили, что в период с 1988 по 1998 год наблюдалось увеличение на 1,5 пункта, а в период с 1998 по 2003/2004 год — снижение на 1,5 пункта. Возможным фактором, способствующим недавнему спаду, могут быть изменения в датской системе образования. Другой причиной может быть рост доли иммигрантов или их непосредственных потомков в Дании. Это подтверждается данными о призывниках из Дании, где иммигранты первого или второго поколения с датской национальностью набрали меньше среднего.

В Австралии IQ детей в возрасте 6–12 лет, измеренный с помощью цветных прогрессивных матриц не показала увеличения с 1975 по 2003 гг.

В Соединенном Королевстве исследование Флинна (2009) показало, что тесты, проведенные в 1980 году и снова в 2008 году, показывают, что средний показатель IQ за 14 лет -old упала более чем на два пункта за этот период. Для верхней половины результатов результат был еще хуже. Средний показатель IQ снизился на шесть баллов. Тем не менее, у детей в возрасте от пяти до десяти лет за три десятилетия их IQ увеличивался до половины балла в год. Флинн утверждает, что аномальное падение IQ британских подростков могло быть связано с тем, что молодежная культура «застопорилась» или даже пошла на спад. Он также заявляет, что молодежная культура больше ориентирована на компьютерные игры, чем на чтение и поддержание беседы. Исследователь Ричард Грей, комментируя исследование, также упоминает снижение компьютерной культуры чтения книг, а также тенденцию преподавать экзамен.

Stefansson et al. (2017) приводят доводы в пользу снижения полигенных оценок, относящихся к уровню образования исландцев, родившихся с 1910 по 1990 гг. Они отмечают, что наблюдаемый эффект крайне незначителен и может вызывать беспокойство только в том случае, если Предполагается, что эта тенденция будет сильнее в геномном эффекте и сохраняется на протяжении столетий.

Bratsberg Rogeberg (2018) представляют доказательства того, что эффект Флинна в Норвегии изменился, и что как первоначальный рост средних значений IQ, так и их последующий спад был вызван факторами окружающей среды. Они приходят к выводу, что факторы окружающей среды объясняют все или почти все снижение, а предполагаемое снижение генотипического IQ незначительно, хотя они «не могут исключить теоретическую возможность отрицательного отбора по генетическому компоненту, который маскируется при оценке с использованием показателей, влияющих на окружающую среду»., не будучи в состоянии исключить снижение, предложенное Стефансоном и др.

Одно из возможных объяснений глобального снижения интеллекта, предложенное Всемирной организацией здравоохранения и Форумом Международное респираторное общество «Комитет по окружающей среде» — это рост загрязнения воздуха, от которого в настоящее время страдает более 90% населения мира.

Затухание и разворот в эффекте Флинна

Первые годы после 1984 г. подтвердили эффект Флинна. Изначально исследования проводились в промышленно развитых странах. Были добавлены дополнительные исследования из стран с формирующимся рынком и развивающихся стран, которые дали аналогичные результаты. В некоторых случаях IQ населения повышается еще более резко. С другой стороны, с 1995 года в западных промышленно развитых странах наблюдается спад.

В Дании самые высокие средние показатели IQ были зарегистрированы в конце 1990-х годов. Однако с тех пор IQ падает. Аналогичное снижение или даже прекращение эффекта Флинна можно также увидеть в Германии и Австрии. Речь идет об эффекте Флинна или даже об обратном эффекте Флинна. Разногласия по поводу причин:

  • насыщенность Ученые подозревают вероятную связь между эффектом Флинна и условиями окружающей среды. В прошлом веке, и особенно в последние несколько десятилетий, произошло много улучшений — диета, здоровье, возможности для получения образования. В какой-то момент эти факторы больше не могут быть увеличены. Их влияние исчезает, в результате чего IQ больше не увеличивается. Нечто подобное можно было наблюдать, например, с размерами тела.
  • Экологические гормоны Этот тезис основан на фактическом обращении эффекта Флинна: ​​опасные вещества из лекарств, пластмассовых изделий и повседневных предметов попадают в пищевую цепочку через воду. По структуре они похожи на гормоны человека. Организм их усваивает, и в головном мозге происходят долговременные изменения.
  • генетика Поскольку дети наследуют часть предрасположенности от своих родителей, их образование и IQ также играют роль. Один из тезисов состоит в том, что в менее образованных классах больше детей, а у людей с высоким IQ — меньше детей. Таким образом, доля интеллектуальных генов будет постоянно уменьшаться. Но ни эта гипотеза, ни миграция как причина не могут объяснить различия в результатах тестирования детей в одной и той же семье.
  • Фреймворк Скорее всего, это культурно-индивидуальные рамочные условия. В зависимости от того, какая образовательная политика действует в стране, тесты на IQ различаются в определенных областях. Например, пространственное воображение в Германии пошло на убыль с 1995 года. При этом улучшаются результаты общих тестов на IQ и словарный запас. Такие различия в конкретных странах объясняют, почему, например, в Великобритании вместо этого были худшие результаты в абстрактном мышлении.

Определение: что такое эффект Флинна?

Эффект Флинна назван в честь его первооткрывателя, политолога Джеймса Р. Флинна. В 1984 году Флинн обнаружил удивительные вещи, когда он занимался разведывательными исследованиями, точнее с коэффициентом интеллекта. Эффект Флинна утверждает, что измеряемый интеллект в развитых странах со временем увеличивается. Флинн смог показать, что результаты тестов IQ становились все лучше и лучше из поколения в поколение. Один и тот же тест интеллекта всегда проводился у разных поколений. Другими словами: молодые люди в целом кажутся умнее. У большинства людей в наши дни IQ составляет от 85 до 115. Средний показатель составляет около 100.

Несколько десятилетий назад все выглядело совсем иначе. При текущем IQ, равном 100, более ранние поколения были бы в верхней части распределения IQ. Результаты, кажется, позволяют сделать один главный вывод: молодые люди умнее пожилых. Ушли в прошлое хваленая мудрость. В соответствии с этим люди старшего возраста могли учиться у молодых. Но так ли это на самом деле? На самом деле, у эффекта Флинна есть свои плюсы и минусы.

Почему важен эффект Флинна?

Мы начали наш сегодняшний материал с того, что, прежде чем говорить про эффект Флинна, нужно сначала вспомнить, что такое IQ. И это неспроста. Если в нашей стране тесты IQ в их оригинальном виде – это, по большей части, чья-то частная инициатива, то в США его результаты могут иметь поистине судьбоносное значение.

Так, в США уровень IQ может стать основанием для признания ребенка умственно отсталым и нуждающимся в особых условиях обучения в школе. Если человека на основании теста на интеллект признают умственно неполноценным, это является основанием для назначения ему социального пособия по инвалидности .

Более того, в судебной практике зафиксированы случаи, когда низкий уровень IQ позволил подсудимому избежать смертной казни, потому что он был признан умственно отсталым и не способным в полной мере осознать последствия своих действий .

В России ставки не столь высоки, потому что для вынесения неких судьбоносных решений используются комплексные методики оценки мышления и различных личностно-психологических характеристик. Для тестирования собственно интеллекта у нас наиболее распространены такие тесты, как тест Векслера, матрицы Равена и тест Айзенка-Горбова .

Итак, мы с вами разобрались, что такое эффект Флинна и что такое обратный эффект Флинна. Думается, что, независимо от формальных выводов ученых, мы с вами и так будем вынуждены согласиться, что каждое последующее поколение умнее или, как минимум, прогрессивнее предшествующего. Просто потому, что иначе были бы невозможны научно-технический прогресс, изобретение колеса и двигателя внутреннего сгорания, электричества и электрической лампочки, самолета и ракеты, персонального компьютера и того же смартфона.

Впрочем, вы и сами это наверняка заметили, когда ваши дети разобрались с вашим смартфоном быстрее, чем вы, а ваши внуки быстрее вас сориентировались, как пользоваться электронными весами в зале самообслуживания универсама, куда вы все вместе пришли за покупками. Так что ругать молодежь – занятие, конечно, по-прежнему модное, только вряд ли сильно полезное и результативное. Ну, разве что чуть-чуть, чтобы молодые люди не зазнавались и всегда были в хорошем интеллектуальном тонусе.

Вы тоже сможете поднять свой интеллектуальный тонус, если пройдете наши программы «Когнитивистика» и «Мозг и нейронауки». Это займет буквально пару месяцев, а прямо сейчас мы просим вас ответить на вопрос по нашей сегодняшней теме:

Мы становимся умнее?

Хотя эффект Флинна остается значительным на низких социально-экономических уровнях и в бедных странах, исследования, проведенные в последние десятилетия, подтверждают, что влияние этого явления во всем мире уменьшается. Это означает, что в настоящее время средний уровень IQ имеет тенденцию падать , даже сохраняя эффект Флинна.

Согласно нескольким исследованиям, эффект Флинна был преодолен другими факторами, которые способствуют снижению среднего IQ в таких странах, как Великобритания, Норвегия, Дания или Австралия. Эксперты также прогнозируют, что это снижение будет продолжаться, по крайней мере, в течение остальной части 21-го века в Европе и США, если нынешняя тенденция сохранится.

Однако ожидается, что увеличение интеллекта будет по-прежнему происходить в регионах, где потребности населения покрываются в меньшей степени, например в Латинской Америке, Восточной Азии, арабских странах, Африке и Индии.

В настоящее время точные причины этого явления не установлены. Некоторые люди связывают это с прибытием иммигрантов из стран с более низким средним IQ, но исследования не подтверждают эту гипотезу. На историческом уровне снижение интеллекта объясняется тем, что люди с более высоким IQ, как правило, имеют меньше детей .

Мы становимся умнее, но . счастливее ли мы?

Больше, чем счастье . мы должны говорить о личном удовлетворении. Если из года в год люди демонстрируют все большие навыки решения проблем, внедрения инноваций и содействия развитию нашего мира . Означает ли это, что мы также испытываем более высокий уровень удовлетворения и / или личного благополучия? 

Жан Твенге, профессор психологии Государственного университета Сан-Диего, опубликовала статью в Американской психологической ассоциации, которая должна побудить нас к глубокому размышлению. Новое поколение, то самое, которое некоторые авторы уже называют iGen, состоит из явно несчастных подростков.. Их описывают как гиперсвязанных, терпимых, неудовлетворенных и неподготовленных мальчиков и девочек к зрелости.

Технологическая зависимость формирует новый сложный сценарий, мгновенно обновляясь и порождая более сложный. Изменились способы взаимоотношений друг с другом, и для многих изменилось даже то, как они видят себя и понимают мир. Возможно, это наш незавершенный аккаунт. Если эффект Флинна делает нас все более и более интеллектуальными, мы также должны научиться лучше выживать во все более технологичных и сложных условиях.

С другой стороны, как любопытный факт, стоит упомянуть теорию трансгуманизма. Согласно этому философскому движению, возглавляемому Дэвидом Пирсом и Ником Бостромом, двумя профессорами Оксфордского университета, будущее человечества на самом деле будет очень радужным.

В следующем столетии человечество совершит (по мнению этих авторов) эволюционный скачок.. Мы будем не только умнее. Мы будем обществом, ориентированным исключительно на гедонизм и счастье. По какой причине? В основном потому, что достижения в области генной инженерии, фармакологии, внутричерепной стимуляции и молекулярных нанотехнологий позволят искоренить болезни и значительно замедлить старение.

Каковы возможные причины этого явления?

Увеличение, обнаруженное в интеллектуальном коэффициенте, произошло быстро. В некоторых случаях было обнаружено, что увеличение составляет целых 10 пунктов всего за 30 лет.

Это заставляет нас думать, что этот рост связан не с генетическими вариациями, а с:

  • социальными,
  • образовательными,
  • семейными и
  • пищевыми изменениями.

Давайте подробнее рассмотрим некоторые из этих вероятных причин:

Улучшение образования

Некоторые исследователи предполагают, что эффект Флинна связан с ростом уровня грамотности и опасениями по поводу более качественного образования, особенно для детей с низким социально-экономическим статусом.

Компенсация дефицита питания

Столетие назад в большинстве частей мира не было адекватного детского питания. Эта плохая диета была напрямую связана с низкими показателями IQ.

очевидно, что этот дефицит питания мешает когнитивному развитию детей; однако эта проблема уже решена во многих частях мира, поэтому она может быть причиной эффекта Флинна.

Достижения в медицине

Наряду с улучшением условий питания успехи медицины позволили сократить число инфекционных заболеваний.

Это способствовало уменьшению повреждения головного мозга, особенно у детей.

Знакомство с IQ-тестами.

В течение нескольких десятилетий школы использовали форматы, очень похожие на тесты IQ, в своих оценках.

Это привело к тому, что студенты познакомились с этим типом теста. Это может быть одной из причин, почему эти студенты решают тесты более эффективно и быстро.

Помимо этих факторов, Флинн считает, что есть еще один фундаментальный фактор: технология.

Давайте посмотрим немного больше об этом

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Alarm beauty
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: