9 когнитивных искажений, которые невольно меняют наше поведение

Когнитивные искажения: характеристики, виды и примеры

Причины появления когнитивных искажений

По мнению большинства психологов, каждая личность в какой-то мере подвержена когнитивным искажениям на определенном этапе своего развития. Одних это касается довольно редко, а другие систематически совершают действия, основанные на ошибочном мнении. На частоту, с которой люди становятся заложниками ловушек своего разума, влияет большое количество факторов.

Появление когнитивных искажений у человека обусловлено предыдущим жизненным опытом, а именно – следствием полученного в детстве воспитания, а также тех установок и убеждений, которые личность неосознанно перенимает у своих родителей или кумиров. Также их формирование определяется культурой того общества, в котором постоянно живет индивид.

Бастер Бенсон, бизнес-переговорщик и автор книг по продуктивной коммуникации, считает, что основной причиной появления когнитивных искажений является стремление мозга человека экономить свои ресурсы. Ведь гораздо быстрее и легче повесить на любое явление определенный ярлык, принять упрощенное понимание ситуации, оставить все как есть и не пытаться разобраться в хитросплетениях каждого запутанного случая.

Узнай, какие ИТ — профессии входят в ТОП-30 с доходом от 210 000 ₽/мес

Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains

Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры
подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.

Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в
IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее
будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка

Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽

Получить подборку бесплатно

pdf 3,7mb
doc 1,7mb

Уже скачали 25288

Когнитивные искажения выполняют функцию защитного механизма мышления. Поэтому человеческий мозг намного легче и быстрее решает такие проблемы, как:

  • Информационная передозировка. Практически ежеминутно людям приходится перерабатывать крупные потоки данных, которые не только появляются из разных источников, но и нередко могут противоречить друг другу. Для облегчения осознания информации мозг человека склонен упрощать ее в тех случаях, когда она сложна в восприятии или потоки слишком крупные.
  • Необходимость в быстродействии. В какие-то моменты на принятие решения человеку отводится не так много времени, как ему хотелось бы. Часто ситуация развивается таким образом, что решение необходимо принимать «здесь и сейчас», и именно в этот момент происходит проявление когнитивных искажений.
  • Сложность понимания мира. В таких случаях вместо поиска информации и анализа новых реалий происходит компенсация недостатка знаний определенными стереотипами и опытом прошлых лет.
  • Необходимость выбора информации для запоминания. Для экономии памяти, размер которой не безграничен, мозг обобщает информацию, запоминая только яркие моменты, а мелкие детали и подробности игнорирует.

Чем опасны или вредны когнитивные искажения?

Неправильное принятие решений

Когнитивные искажения могут приводить к ошибочным или неэффективным решениям, так как они искажают наше восприятие реальности. Например, если кто-то принимает решение, основываясь только на информации, подтверждающей его предубеждения, он может упустить важные факты или альтернативные варианты.

Общение и взаимопонимание

Искажения могут негативно сказываться на общении и взаимопонимании между людьми. Например, склонность к подтверждению может привести к тому, что люди игнорируют или недооценивают точки зрения, отличные от собственных, что затрудняет диалог и понимание.

Социальные и профессиональные последствия

В профессиональной среде когнитивные искажения могут привести к неверной оценке ситуаций, рисков или потребностей клиентов, что может негативно сказаться на карьере и бизнесе.

Эмоциональное воздействие

Искажения могут способствовать развитию или усилению негативных эмоций, таких как страх, тревога или депрессия. Например, искажение, связанное с переоценкой угрозы (как в случае с эффектом доступности), может привести к излишней беспокойности или страху.

Препятствия для обучения и развития

Когнитивные искажения могут мешать объективному анализу и критическому мышлению, что важно для обучения и личностного роста. Например, эффект Даннинга-Крюгера может препятствовать самосовершенствованию, так как человек не осознает своих слабых сторон

Принятие рискованных и опасных решений

Некоторые искажения могут побуждать людей к рискованным действиям, которые могут иметь серьезные последствия. Например, чрезмерная уверенность в собственных способностях может привести к опасным или непродуманным действиям.

Проблема 1: Переизбыток информации

В окружающем мире слишком много информации. У нас есть единственный выбор — отсекать в восприятии почти всё. Наш мозг использует несколько простых приёмов, чтобы выбрать только ту информацию, которая с большей вероятностью как-то нам пригодится.

Мы охотнее замечаем то, что ранее запоминали, либо часто встречали. Очень простое правило, согласно которому мозг скорее обращает внимание на нечто, похожее на то, что мы уже запоминали. Примеры: Эвристика доступности (en), Систематическая ошибка внимания, Эффект иллюзии правды, Каскад доступной информации (en), Эффект знакомства с объектом (en), Эффект контекста, Забывание без подсказок (en), Отклонение в сторону соответствия эмоциям (), Иллюзия частотности, Феномен Баадера — Майнхоф (en), Разрыв эмпатии между горячим и холодным состоянием (en), Недооценка бездействия, Ошибка базового процента

Примеры: Эвристика доступности (en), Систематическая ошибка внимания, Эффект иллюзии правды, Каскад доступной информации (en), Эффект знакомства с объектом (en), Эффект контекста, Забывание без подсказок (en), Отклонение в сторону соответствия эмоциям (), Иллюзия частотности, Феномен Баадера — Майнхоф (en), Разрыв эмпатии между горячим и холодным состоянием (en), Недооценка бездействия, Ошибка базового процента.

Странные / смешные / внешне привлекательные / антропоморфные вещи привлекают внимание больше, чем привычные / несмешные. Мозг завышает оценку важности непривычных вещей, с которыми мы незнакомы. Аналогично, мы стараемся пропускать информацию, которая кажется нам рядовой и ожидаемой

Примеры: Эффект причудливости, Эффект юмора (en), Эффект Ресторфф, Эффект превосходства картинки (en), Эффект самореференции (en), Феномен негативного восприятия (en), Гипотеза Поллианны (en), Сдвиг к позитивной оценке (en).

Мы замечаем, когда что-то меняется. И обычно мы воспринимаем ценность нового именно в сравнении со старым (её возрастание или убывание, позитивное или негативное изменение), а не переоцениваем новое заново, само по себе. То же происходит, когда мы сравниваем похожие вещи.

Примеры: Эффект привязки, Эффект контраста, Эффект фокусировки (), Денежная иллюзия, Эффект фрейминга (en), Закон Вебера — Фехнера, Консерватизм в переоценке убеждений (en), Систематическая ошибка различения (en)

Нас привлекают частности, подтверждающие наши существующие убеждения. Это очень важная вещь. И следствие: мы опускаем те детали, которые противоречат нашим убеждениям.

Примеры: Склонность к подтверждению своей точки зрения, Систематическая ошибка согласованности, Рационализация после покупки, Искажение в восприятии сделанного выбора, Селективное восприятие, Эффект ожидания наблюдателя (en), Эффект страуса (en), Субъективное придание значимости (en), Эффект продолжающегося влияния (), Рефлекс Земмельвайса (en).

Мы гораздо легче замечаем изъяны в других, чем в себе. Да, перед тем, как изучать список когнитивных искажений других людей, имеет смысл осознать, что все они относятся и к тебе тоже.

Примеры: Слепота в отношении когнитивных искажений (en), Наивный цинизм (en), Наивный реализм (en).

Социально обусловленные искажения

Большая группа искажений, связанных с поведением и принятием решений. Большинство из них связаны с ошибками .

Искажения в собственную пользу

  • Иллюзия конца истории — согласно масштабному исследованию 2013 года, люди любого возраста считают, что их личность сильно изменилась в прошлом, но слабо изменится в будущем. Эффект проявляется в любом возрасте.
  • Искажение в оценке гомогенности членов другой группы — люди воспринимают членов своей группы как относительно более разнообразных, чем члены других групп.
  • Искажение в пользу своей группы — тенденция людей отдавать предпочтение тем, кого они считают членом своей собственной группы.
  • Искажение в связи с проекцией — тенденция бессознательно полагать, что другие люди разделяют те же, что и субъект, мысли, верования, ценности и позиции.
  • Искажение самовозвеличения — тенденция признавать большую ответственность за успехи, чем за поражения. Это может проявляться также как тенденция людей преподносить двусмысленную информацию благоприятным для себя образом (см. также Искажение в пользу своей группы).
  • Искажение при описании черт характера — тенденция людей воспринимать себя как относительно изменчивых в отношении личных качеств, поведения и настроения, одновременно воспринимая других как гораздо более предсказуемых. Например, иллюзия прозрачности — люди переоценивают способность других понимать их, и они также переоценивают свою способность понимать других.
  • Фундаментальная ошибка атрибуции — тенденция людей объяснять поведение других людей их личностными качествами, недооценивая ситуационные факторы, и в то же время переоценивать роль и силу ситуационных влияний на собственное поведение, недооценивая личностный аспект.
  • Эффект Лейк-Уобегон — человеческая тенденция распространять льстивые верования о себе и считать себя выше среднего (см. также хуже-чем-в-среднем эффект и эффект сверхуверенности).
  • Эффект ложного консенсуса — тенденция людей переоценивать ту степень, в которой другие люди соглашаются с ними.
  • Эффект ложной уникальности — недооценка индивидом распространённости среди других способностей и желательного или приносящего успех поведения, характерных для него.
  • Эффект эгоцентричности — он имеет место, когда люди считают себя более ответственными за результат неких коллективных действий, чем это находит внешний наблюдатель.

Другие искажения

  • Феномен «Дверь в лицо» — люди склонны идти на уступку и соглашаться с малопривлекательным предложением в том случае, если оно им предлагается сразу после их отказа от другой более обременительной просьбы.
  • Феномен «Нога в двери» — после выполнения изначально незначительной просьбы люди склонны соглашаться исполнять другие более обременительные требования.
  • Феномен «справедливого мира» — тенденция людей верить, что мир «справедлив» и, следовательно, люди получают «то, что они заслуживают».
  • Эффект Форера (а также эффект Барнума) — тенденция высоко оценивать точность описаний своей личности, как если бы они были нарочно написаны специально для вас, но которые в действительности являются достаточно общими, чтобы их можно было приложить к очень большому числу людей. Например гороскопы.
  • Эффект ореола — имеет место при восприятии одного человека другим и состоит в том, что позитивные и негативные черты человека «перетекают», с точки зрения воспринимающего, из одной области личности воспринимаемого человека в другую (см. также стереотип физической привлекательности).
  • Эффект первого впечатления — влияние мнения о человеке, которое сформировалось у субъекта в первые минуты при первой встрече, на дальнейшую оценку деятельности и личности этого человека. Причисляют также к ряду ошибок, часто совершаемых исследователями при использовании метода наблюдения, наряду с эффектом ореола и другими.
  • Искажение в связи с формулировкой закона — эта форма культурного искажения связана с тем, что запись некого закона в виде математической формулы создаёт иллюзию его реального существования.
  • Эффект опознаваемой жертвы — тенденция оказывать более щедрую помощь отдельному индивиду (жертве), чьи затруднительные жизненные обстоятельства можно наблюдать напрямую, нежели неопределённой группе лиц с аналогичными проблемами.

#2 каскад доступной информации

Этот эффект описали социологи Кэсс Санстейн и Тимур Куран в контексте искаженных реакций на риски в политике. В своей статье они описали два примера, один из которых — известная в США «даминозидовая паника».

Даминозид — химикат, которым опрыскивали яблоки, чтобы те быстрее росли и приобретали товарный вид. В 1989 году американские СМИ написали о том, что даминозид в больших количествах вызывает рак у мышей и крыс. Одна газета, за ней другая — а там и репортажи по ТВ. В итоге люди стали бояться яблок, сдавали яблочный сок в лаборатории, а производители терпели колоссальные убытки. Позже ученые объявили, что для человека даминозид фактически безвреден.

Суть искажения

Чем больше люди повторяют какое-то убеждение, тем быстрее его станут считать правдой. Если человек постоянно слышит о чем-то из разных каналов, он ему верит.

Пример

Директор магазина косметики и парфюмерии привык принимать на работу только женщин. Но однажды слышит от кого-то, что продавцы-мужчины вызывают больше доверия. Потом читает пару статей на эту тему, подписывается на YouTube-канал корейского бьюти-блогера, видит кучу восторженных комментариев от женщин — и через несколько месяцев нанимает мужчину. Продаж он делает не больше, чем женщины.

Отлично, и как я теперь должен всё это запомнить?

Ты не должен. Но можно начать запоминать с 4 гигантских проблем, с которыми сталкиваются наши мозги на протяжении миллионов лет. И ещё можешь добавить статью в закладки, чтобы потом найти и сослаться на конкретное когнитивное искажение.

1. Переизбыток информации — это отстойно, поэтому мы агрессивно отсекаем всё ненужное. Шум становится сигналом.

2. Недопонимание нас путает, поэтому мы активно достраиваем картину. Сигнал становится историей.

3. Нам приходится действовать быстро, чтобы не упустить шанс, поэтому мы сразу перепрыгиваем к заключениям. Истории становятся решениями.

4

Проще нам от этого не становится, поэтому мы пытаемся запоминать самое важное. Решения дают нам информацию для корректировки моделей мира и себя

Чтобы не утонуть в переизбытке информации, мозгу приходится отсекать и фильтровать огромное количество информации и быстро, почти без усилий, решать, что из этого действительно важно и должно быть предъявлено нашему вниманию. Чтобы создавать смыслы из разрозненных кусочков информации, мы заполняем пустые места и соотносим данные с нашими ментальными моделями окружающего мира и самих себя

Одновременно мы контролируем, что это происходит настолько устойчиво и непротиворечиво, насколько возможно

Чтобы создавать смыслы из разрозненных кусочков информации, мы заполняем пустые места и соотносим данные с нашими ментальными моделями окружающего мира и самих себя. Одновременно мы контролируем, что это происходит настолько устойчиво и непротиворечиво, насколько возможно.

Чтобы действовать быстро, нам приходится за доли секунды принимать решения, которые могут повлиять (или нам кажется, что могут повлиять) на наши шансы выжить, оказаться в безопасности, добиться успеха или почувствовать уверенность в своих силах.

Чтобы это происходило наиболее эффективным образом, мозг должен запоминать самое важное из новой информации и информировать об этом другие системы организма. Ровно настолько, чтобы они могли адаптироваться и усилиться со временем, но не больше

Звучит полезно!

5 составляющих эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект — способность распознавать свои и чужие эмоции, желания, мотивацию, управлять ими и использовать их для решения практических задач.Он состоит из пяти компонентов, впервые описанных психологом и автором бестселлера «Эмоциональный интеллект» Дэниелом Гоулманом.

1. Самосознание

Самосознание — способность распознавать и осознавать свои и чужие эмоции и их последствия.Это умение понимать связи между чувствами и поступками и осознавать свои слабые и сильные стороны. Самосознание связано с открытостью к различным впечатлениям и новым идеям, умением учиться в процессе социального взаимодействия.

Чтобы понять, хорошо ли вы разбираетесь в собственных эмоциях, пройдите короткий тест.

Прочитайте несколько предложений и решите, описывают ли они состояние, в котором вы не бываете никогда, бываете иногда или часто.

1. Если меня охватывают неприятные эмоции, я чувствую себя некомфортно физически:

а) часто;б) иногда;в) никогда.

2. Я могу угадывать чувства других людей:

а) часто;б) иногда;в) никогда.

3. Если друг грустит, я подбодрю его советом или словами поддержки:

а) часто;б) иногда;в) никогда.

4. Если я злюсь, то делаю что-нибудь успокаивающее, например считаю в уме:

а) часто;б) иногда;в) никогда.

За каждый ответ «а» начисляется 3 балла, «б» — 2 балла, «в» — 1 балл.

Если вы набрали 4–5 баллов, вам не помешает поближе познакомиться с миром эмоций и научиться разбираться в них.

Если набрали 6–10 баллов, скорее всего, вы уже неплохо знаете свои эмоции, хотя не всегда понимаете, что с ними делать.

Если набрали 11–12 баллов, вероятно, вы хорошо разбираетесь в своих эмоциях, умеете с ними договариваться и понимаете себя.

Каким бы ни был результат, читайте эту и следующие статьи из серии об эмоциональном интеллекте, и вы научитесь гораздо лучше разбираться в себе и людях.

2. Самоконтроль

Самоконтроль включает в себя гибкость, умение приспосабливаться к переменам и способность справляться с конфликтами.Он помогает управлять эмоциями, разрешать трудные или напряженные ситуации, понимать последствия своих поступков и брать на себя ответственность за свое поведение.

3. Социальные навыки

Эта составляющая ЭИ отвечает за взаимодействие с другими людьми, понимание своих и чужих эмоций как средства повседневного общения и взаимодействия.

К социальным навыкам относятся:

  • активное слушание — умение вести беседу так, чтобы лучше понять мысли и чувства говорящего;
  • вербальные коммуникативные навыки — умение общаться посредством языка;
  • невербальные коммуникативные навыки — мимика, жесты;
  • лидерство — способность взять ситуацию под контроль и организовать деятельность группы;
  • умение договариваться и находить общий язык с людьми.

Чем лучше развиты социальные навыки, тем больше шансов добиться успеха в учебе и карьере, построить гармоничные отношения.

4. Эмпатия

Эмпатия — это понимание чувств окружающих. Эта составляющая ЭИ позволяет человеку адекватно реагировать на эмоции других людей.Эмпатия также помогает понять структуру любых отношений, в том числе на рабочем месте: оценить расстановку сил, понять, как она влияет на чувства и поведение людей.

5. Мотивация

Речь идет о внутренней мотивации — когда человек стремится к удовлетворению потребностей и целей, руководствуясь своими убеждениями, желаниями и ценностями, а не внешними факторами — деньгами, славой или признанием.

Люди с сильной внутренней мотивацией входят в состояние «потока» — полностью погружаются в свою деятельность. Они четко ставят перед собой цели и вырабатывают план действий. Такие люди испытывают потребность в самореализации и самосовершенствовании, активно вовлекаются в процесс и часто проявляют инициативу.

Эмоциональный интеллект — не врожденная особенность, его можно развивать и тренировать в любом возрасте — чтобы улучшить отношения, сделать новый шаг в карьере, понять самого себя

И конечно, очень важно помогать развивать эмоциональный интеллект детям и подросткам — это поможет им гораздо лучше чувствовать себя в этом мире

В следующей статье мы поговорим о моделях эмоционального интеллекта. Будет интересно!

Кому тогда вообще можно верить?

И тут получается странная ситуация.

С одной стороны, не стоит верить красивым и складно говорящим людям — мол, ещё не факт, что они не говорят полную дичь под диктовку. Чтобы не быть подверженным гало-эффекту, нужно смотреть на слова отдельно от говорящего. 

С другой стороны, если человек эксперт — это тоже ни о чём не говорит. Кандидат наук может иметь купленную диссертацию, эксперт может быть липовым, его академия наук — выдуманной, дипломы отфотошоплены, а халатик куплен в переходе. Но как тогда отличить нормального эксперта? 

Ровно для этого нужно критическое мышление. Вот его основные вехи: 

Мы оцениваем, на что нужно реально обращать внимание и тратить энергию (а что можно оставить на периферии внимания)

Обычно критическое мышление нужнее всего на работе. 

Формируем цель принятия решения, чтобы дальше отфильтровать под неё данные. 

Находим нужные данные и анализируем их
Очень важно отбросить те данные, которые не помогают нам в решении нашей проблемы.

Принимаем решение в рамках поставленной задачи. . Очевидно, что это очень трудоёмкий процесс, и критически мыслить по каждому мелкому вопросу ты не будешь

Но какие-то важные фундаментальные вещи придётся всё-таки разобрать критически. 

Очевидно, что это очень трудоёмкий процесс, и критически мыслить по каждому мелкому вопросу ты не будешь. Но какие-то важные фундаментальные вещи придётся всё-таки разобрать критически. 

И тут самое время для нативной интеграции: 

Нативная интеграция

У «Яндекс Практикума» есть курс «Критическое мышление». Это двухмесячный курс в смешанном формате: теория онлайн плюс практические воркшопы в формате вебинаров.

Основные темы курса:

  • Особенности работы мозга, которые мешают принимать правильные решения. Когнитивные искажения, например ошибки в определении причин и следствий. Базовые принципы логики: индукция, дедукция, расчёт вероятностей. Правила анализа и составления аргументов.
  • Работа с информацией. Вы научитесь не обманываться при определении проблемы. Распознавать, если кто-то манипулирует фактами или неправильно интерпретирует данные. Улучшать и оценивать ваши идеи, превращая их в эффективные решения.
  • Воркшопы для отработки теории. Всю теорию вы будете закреплять на практических онлайн-воркшопах. Это будет командная работа, чтобы вы научились грамотно обосновывать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы, и противостоять риторическим уловкам.

В курсе есть обратная связь и командная работа. Вводная часть бесплатно, а если «зайдёт» — то за деньги. Есть рассрочка.

Программа на 56 часов, 20 воркшопов плюс поддержка наставника.

Ссылка для читателей «Кинжала»: practicum.yandex.ru

Возбуждающие триггеры редкости и эксклюзивности

Людям свойственно желать иметь что-то, что очень трудно получить. Этот психологический феномен символ успеха и его можно активировать при помощи эффекта эксклюзивности. Принадлежать к VIP группе и возможность получить доступ к эксклюзивным услугам придает людям уверенность в себе и повышает чувство собственной значимости. Здесь отлично срабатывают изображения статусных персон, которые причастны этой группе.

Сопричастность к событию или принадлежность к эксклюзивной группе, так же являются стимулом к совершению действия. Психологическая сила эксклюзивности очень мощная, ведь чем менее доступен предмет, тем он ценнее  и желаннее. Любые приемы эмоционального дизайна, которые вызывают непреодолимое любопытство к уникальному предмету и сильное желание выяснить, что можно потерять, упустив ее — будут успешными.  

Используйте эти приемы в вашем маркетинге сайта: Примеры как эксклюзивный веб-контент может быть невероятно эффективным

 

Что значит эмоциональный интеллект и почему он важен

Эмоциональный интеллект (ЭИ)  — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями.

Историческая справка 

Именно такое определение впервые ввели Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году в своей статье с одноимённым названием. Чуть позже к команде присоединился Дэвид Карузо, который стал автором единственного признанного научным сообществом теста для определения уровня ЭИ — MSCEIT (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test).

Авторы выделили четыре составляющие ЭИ:

  • восприятие — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, позе, поведению и голосу;
  • понимание — знание, как определять причины появления эмоции, устанавливать связь между эмоцией и мыслью;
  • управление — умение подавлять, побуждать и направлять эмоции;
  • использование — активизация мозга с помощью эмоций.

В России знакомство с понятием произошло благодаря журналисту Дэниэлу Гоулману, который в 1995 году опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence (EI)). Он взял за основу концепцию Майера и Сэловея, добавил собственное видение и использовал новый термин — Emotional Quotient (EQ).

Упражнения и активности по изменению мышления

В последние десять лет ученые активно изучали методы коррекции когнитивных предубеждений (cognitive bias modification – CBM), поскольку они связаны с усилением симптомов тревожности и депрессии. Считается, что когнитивные искажения могут прямо влиять на ухудшение состояния; другими словами, именно они могут усиливать симптомы.

Упражнения по методам CBM разработаны, исходя из этой взаимосвязи. Если удастся уменьшить или устранить когнитивное искажение, тяжесть симптомов также должна снизиться.

Существует два типа упражнений по методам CBM:

  1. Изменение направленности внимания. В этих упражнениях участников учат сосредотачиваться больше на положительных, а не на отрицательных стимулах.
  2. Изменение интерпретации. Участникам предварительно предъявляют положительную информацию перед выполнением задач, которые имеют двусмысленный эмоциональный контекст.

Минимум шесть мета-анализов дали противоречивые результаты по этому вопросу2-7. Различия в исследованиях могут быть связаны с множеством факторов, например, с разными типами включенных исследований, особенностями их проведения, определением методов вмешательства, используемыми критериями оценки результатов, клиническими состояниями, которые изучались, и так далее. Поэтому на данный момент нет однозначного мнения о том, насколько надежно упражнения CBM влияют на уменьшение тяжести симптомов.

Вывод

Теперь, когда вы знаете некоторые типы автоматических негативных мыслей, попробуйте распознать их в своем мышлении.

Попробуйте вести дневник мыслей. Заносите в него те автоматические мысли, которые вы засекаете в своем сознании, когда вас что-то пугает, расстраивает, настораживает, тревожит, злит или порождает какие-то другие негативные эмоции. Постарайтесь определить тип когнитивной ошибки, с которой вы столкнулись в работе своего разума.

Не надо себя стыдить за когнитивные искажения. Они общие для всех людей, все могут быть им подвержены

Важно уметь их вовремя определять и вовремя перестраивать ход своего мышления на более конструктивный

Фото Leeloo Thefirst

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Alarm beauty
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: