Ослабление воздействия стресса
Стресс — это естественная реакция организма на внешние факторы, которые могут быть либо физическими, либо эмоциональными. У детей стресс может возникать по разным причинам, включая учебу, социальное окружение, семейные проблемы и другие негативные события.
Ослабление воздействия стресса помогает ребенку справиться с негативными эмоциями и успокоиться. Вот несколько практических советов, которые помогут вашему ребенку освободиться от стресса:
- Создайте спокойную обстановку: Убедитесь, что у ребенка есть чистое и уютное место, где он может отдохнуть и расслабиться. Может быть полезно создать ритуалы перед сном или время тишины, чтобы ребенок имел возможность расслабиться.
- Предоставьте ребенку возможность выразить свои эмоции: Позвольте ребенку говорить о своих чувствах и эмоциях, а также выражать их через рисование, музыку или другие творческие активности. Это поможет ребенку освободиться от стресса и найти способы справиться с ним.
- Создайте режим и структуру: Установите определенное время для отдыха, активности, учебы и других занятий. Структура поможет ребенку чувствовать себя более уверенно и способствует более эффективному управлению стрессом.
- Предложите ребенку заниматься спортом или физической активностью: Физическая активность помогает снять напряжение и стресс, а также улучшает настроение и общее психическое состояние. Поэтому стимулируйте вашего ребенка заниматься спортом или проводить время на открытом воздухе.
- Укажите на источники поддержки: Посоветуйте ребенку обращаться за помощью к взрослым, которым он доверяет, таким как родители, учителя или близкие друзья. Знание, что есть люди, которые готовы помочь, поможет ребенку более эффективно справляться со стрессом.
У каждого ребенка могут быть различные способы справления со стрессом, поэтому важно быть внимательным к потребностям вашего ребенка и экспериментировать с различными методами, чтобы помочь ему находить максимальное облегчение от стресса
Метод самоуспокоения
В данном случае научить малыша засыпать самостоятельно можно путем мягкого вербального и тактильного воздействия. В результате этого малыш сможет научиться засыпать и просыпаться самостоятельно без тревоги и слез.
Суть метода заключается в следующем. Если ребенок не слишком хорошо засыпает, является капризным, то в таком случае начинайте выполнять ритуалы отхода ко сну в одно и то же время. Чтобы поддержать спокойствие малыша, используйте теплую ванну, колыбельные, неяркий свет, фоновую музыку. Когда малышу нужно будет уснуть, положите его в кроватку и ждите. Как только ребенок закроет глаза, аккуратно покиньте помещение. Если малыш почувствовал, что вы его покидаете, начал плакать, вернитесь обратно и начните тихий диалог с ним.
Основная задача – успокоить малыша путем воздействия вашего голоса. Он должен засыпать от звука вашей речи. Со временем малыш привыкнет к тому, что во время ночных пробуждений его не берут на руки. При помощи современных радионянь успокоить ребенка можно даже на расстоянии. Через две-три недели такого режима малыш уже сможет засыпать и успокаиваться самостоятельно, находясь в одиночестве в своей кроватке.
Чтобы добиться такого засыпания, нужно быть последовательной в своих действиях. Результаты не всегда приходят быстро. Все малыши индивидуальны. Одни приучаются отходить ко сну всего за пару недель. Другим требуется порядка месяца-двух. Бывают и такие периоды в жизни малыша, когда он в целом достаточно плаксивый – к примеру, когда у него прорезываются зубы
Важно всегда искать свой собственный подход к ребенку
Пять «нужно»
-
Делиться опытом. Наверняка, были ситуации, когда у вас дрожали руки, сбивалось дыхание, а живот сводило от волнения — иными словами, вы стеснялись? Поделитесь воспоминаниями о своих переживаниях. Скажите, что стеснительность — это естественное чувство, с которым при желании можно легко справиться. Подавайте пример: спрашивайте у прохожих время или дорогу к магазину. Малыш должен видеть, что свободное общение с незнакомыми людьми — это нормально и не так уж страшно.
-
Укреплять у ребенка веру в себя. Постарайтесь сформировать у него чувство собственного достоинства: поменьше ругайте за неудачи и побольше хвалите за достижения («У тебя все получится», «Ты хорошо очень хорошо подготовлен», «Ты самый ловкий и спортивный»).
-
Оказывать поддержку. Застенчивый ребенок очень нуждается в чувстве безопасности. Дайте ему уверенность в том, что вы всегда будете рядом, когда понадобится помощь. Входя в комнату, полную народа, не выталкивайте его вперед и не оставляйте в одиночестве. Напротив, держите за руку, пока он не почувствует себя в своей тарелке, и сам не отпустит вас. На детской площадке сами заводите разговор с другими малышами и их родителями: через некоторое время ваше чадо вас с радостью поддержит!
-
Расширять кругозор. Поощряйте совместные игры и походы гости, сами приглашайте друзей, устраивайте совместные вылазки на природу. Не требуйте от маленького ребенка немедленного включения в диалог или игру — дайте ему время освоиться и привыкнуть к новой обстановке, но постепенно «раздвигайте» границы общения.
-
Обратиться к специалисту. Если вы видите, что у вас ничего не получается, и застенчивость продолжает набирать обороты, обратитесь к детскому психологу. Он поможет определить, что скрывается за детской робостью, позанимается с ребенком индивидуально или даст рекомендации походить на специальные занятия. Не стоит жалеть на эту работу времени и сил: часто на работу по раскрепощению приходится тратить столько же времени, сколько застенчивость формировалась.
Помогите ребенку расширить круг общения
У застенчивого ребенка мало друзей. Стеснительность и неуверенность в себе мешают ему знакомиться со сверстниками и общаться с ними на равных. И нередко родители, видя, насколько тяжело малышу находиться в большом коллективе, стараются «защитить» его. Няня вместо детского сада, минимум времени на детских площадках, праздники только в кругу семьи — это целый ряд ошибок, которые тормозят развитие ребенка и совсем не помогают ему в навыках социализации.
«Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками, — говорит Любовь Быкова. — Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации».
«Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. — советует Любовь Быкова. — При этом можно переходить к групповым занятиям постепенно, если малыш сильно стесняется. Пусть это будет сначала работа с педагогом тет-а-тет, а затем малые группы по 2-3 человека. А дальше — большой коллектив. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно».
Помощь в управлении эмоциями
Один из важных аспектов во время времени тишины для детей — это помощь ребенку в управлении своими эмоциями
Дети часто испытывают сильные эмоции, и важно научить их тому, как правильно справляться с ними
1. Узнавание эмоций. Родители могут помочь детям в узнавании и понимании своих эмоций. Разговор о том, какие эмоции они испытывают и почему, может помочь ребенку осознать свои чувства.
2. Успокоительные техники. Ребенку может понадобиться помощь в нахождении способов успокоиться. Это может быть глубокое дыхание, счет до десяти, использование успокаивающих слов или фраз. Родители могут научить детей применять эти техники во время приступа сильных эмоций.
3. Признание и принятие эмоций
Важно научить детей принимать свои эмоции и не стесняться их выражать. Родители могут поддержать ребенка, выслушать его и показать, что эмоции являются нормальными и необходимыми
4. Разработка плана действий. Если ребенок часто испытывает сильные эмоции, полезно разработать план действий на случай возникновения таких эмоций. Например, ребенок может выйти на свежий воздух, сделать паузу и подумать о своих чувствах, или написать в дневник о том, что его беспокоит. Родители могут помочь ребенку составить такой план и поддерживать его в его реализации.
5. Пример от родителей. Родители являются важным примером для детей в управлении эмоциями
Поэтому важно быть самим спокойными и контролировать свои эмоции в присутствии ребенка. Если ребенок видит, что его родитель умеет контролировать свои эмоции, он также будет стремиться делать то же самое
Помощь в управлении эмоциями является важным навыком, который ребенок сможет использовать во время времени тишины и в повседневной жизни. Родители могут помочь детям развивать этот навык, обсуждать эмоции и находить способы справляться с ними.
Упражнение «К вашему несчастью»
Игроки берут из колоды равное количество карточек, обычно 5–7. Первый выбирает из своих одну и быстро придумывает рассказ «по картинке», адресуя его другому игроку и начиная со слов «к вашему несчастью».
Например, карточка с драконом может послужить основой для такого зачина: «К вашему несчастью, за вами гонится страшный дракон, он хочет вас съесть».
Задача другого игрока — «покрыть» предъявленную карточку одной из своих, сопроводив ее счастливой развязкой, которая начнется со слов «к моему счастью».
Например, «дракона» покрывает «озеро»: «К моему счастью, я умею плавать, а дракон не умеет. Я ныряю в озеро и оказываюсь в безопасности».
Следующий ход может развивать этот сюжет или начать новый. Другие игроки могут помогать «нападающему» или «счастливчику» — здесь простор для фантазии.
Такая игра стимулирует изобретательность, тренирует навык быстро находить выход из ситуации, а также позволяет выразить агрессию в игровой, необидной форме.
Советы по самообезболиванию ребенка
Существует несколько приемов, которые вы можете использовать, чтобы приучить ребенка к самоуспокоению. Проверьте их и посмотрите, что подходит именно вам.
1. Кроватка с музыкальной игрушкой
Музыка — отличное успокаивающее средство для людей всех возрастов. Вы можете приобрести музыкальную кроватку с прикрепленной к ней игрушкой, которая играет успокаивающие мелодии, побуждая малыша ко сну.
2. Последовательное время отхода ко сну
Последовательное время отхода ко сну приучает мозг ребенка засыпать в определенное время. Попробуйте перенести время отхода ко сну немного вперед, если малыш чувствует себя некомфортно в свое обычное время сна.
3. Поддерживайте спокойный ночной режим
Режим ночного сна готовит ребенка к спокойному засыпанию. Вы можете завести такой распорядок, приняв ванну, прочитав сказку или напевая колыбельную. Кроме того, одевайте малыша в удобную одежду без резкого запаха, желательно полной длины, чтобы избежать укусов насекомых или холода в ночное время. Свет в комнате должен быть приглушенным; это позволит вашему ребенку заснуть, даже если он просыпается по ночам.
4. Используйте подходящие успокаивающие игрушки
Рекомендации по безопасности детских кроваток рекомендуют выбирать успокаивающие и безвредные игрушки для детской кроватки. Для детей младше восьми месяцев рекомендуется привязать игрушку к кроватке, чтобы они могли чувствовать, обонять и ощущать ее, но не могли подтянуть ближе или запутать. Для детей старше восьми месяцев вы можете просто бросить игрушку в их кроватку.
5. Постепенное уменьшение вашего присутствия в комнате, пока ребенок спит
Вы можете начать с поглаживания волос или спины ребенка, не беря его на руки, сидя рядом с кроваткой. Затем постепенно переходите к тому, чтобы просто сидеть рядом без активного участия. Затем постарайтесь просто находиться в комнате и не попадаться им на глаза. Наконец, просто положите ребенка в кроватку и выйдите из комнаты, не обращая внимания на его крики о том, что он хочет спать.
Как научить медитировать своего ребенка
У детей меньше терпения, чем у взрослых, они с трудом сидят на одном месте больше минуты. С другой стороны, у них сильнее воображение и присутствует чувство игривости, а также они учатся на примере. Чтобы эффективно научить медитации своих детей, придерживайтесь следующих шести принципов.
1
Сделайте процесс интересным и веселым
Самое главное во время обучения медитации – это представить свои занятия наиболее интересным и привлекательным образом. Никогда не позволяйте медитации становиться скучной для детей. Покажите, что это приятная игра.
Принцип «сделайте занятие веселым» означает, что вам нужно выбирать методы, которые по своей природе более привлекательны для детей. Например, работа с их чувствами и воображением.
Вместо того, чтобы сказать ребенку: «Понаблюдай за своим дыханием», вы можете попросить его поместить маленькую игрушку на живот и смотреть на то, как она движется вверх и вниз, когда он глубоко дышит. И, естественно, ваш подход сильно зависит от возраста ребенка.
2
Обращайтесь к воображению
Большинству детей трудно осознать абстрактные понятия. Скорее, дети наслаждаются деятельностью, которая позволяет им использовать свое воображение и творчество. Поэтому убедитесь, что вы задействуете их на практике.
Один из способов сделать это – сделать медитацию вызовом. Например:
- Физическая неподвижность является мощным принципом медитации. Во время обучения бросьте ребенку вызов: «Давай сыграем в игру под названием «Будда-статуя». Мы сидим в этой позе, притворяемся статуей и медленно отсчитываем от 100 до 1. Кто первым двинется, тот проиграл»
- Если вашему ребенку нравятся боевики, вы можете создать такую метафору: «Твое дыхание похоже на секретного агента, который время от времени любит исчезать. Твоя задача – защитить его, поэтому тебе нужно внимательно и тихо следовать за ним.
Еще один способ – создать интересное пространство для медитации дома или в школе. Дети любят переноситься в другой мир с разными переживаниями и странными объектами.
3
Делайте занятия короткими
У детей нет терпения, чтобы сидеть на месте даже 20 минут. Поэтому делайте занятия короткими, особенно для детей в возрасте до 10 лет. Им никогда не надоест медитация, если все сделать правильно.
Используйте правило «Возраст ребенка + 1». Это значит, что если ребенку 9 лет, то сессия медитации должна длиться 10 минут. О ее окончании может свидетельствовать гонг или колокольчик.
4
Будьте примером
Дети учатся больше, имитируя, нежели следуя инструкциям. Им нравится подражать взрослым и чувствовать себя старше. Поэтому лучший способ научить ребенка медитировать – это медитировать самому!
Сидите в неподвижном положении, пока ребенок сам не подойдет и не спросит, что вы делаете. Чтобы усилить любопытство, создайте тайну и небольшой запрет: «Это специальная игра, в которую могут играть только взрослые. Но если ты будешь хорошо себя вести, я тебя научу».
Это значит, что вам нужно медитировать вместе со своим ребенком. Хотите, чтобы он стал дисциплинированным – сделайте медитацию семейной практикой.
5
Будьте гибкими и оказывайте поддержку
В конце совместной медитации спросите ребенка, как все прошло. Это, кстати, позволит ему практиковать осознанность, сравнивая «до» и «после», что еще больше поощряет развивать самосознание. Примите любую обратную связь от своего ребенка, а затем сделайте выводы.
6
Управляйте своими ожиданиями
Польза медитации может прийти очень нескоро. Вы не сделаете своего ребенка маленьким Буддой за две недели. Но это даст ему ценные инструменты, чтобы лучше узнать себя и создать пространство и силу внутри.
Оцените предложенные решения на основании ценностей вашей семьи
Теперь настало время перейти к обсуждению идей, чтобы решить, какие из них стоит опробовать, а какие следует отбросить. Поощряйте ребенка рассматривать каждое решение отдельно, задавая следующие вопросы:
- «Это решение справедливое?»
- «Оно будет работать?»
- «Насколько оно безопасно?»
- «Как ты будешь себя чувствовать? Как будут себя чувствовать другие люди?»
Это упражнение дает еще одну возможность объяснить причины ограничений на определенные виды поведения. Такие разговоры также позволяют родителям укрепить в ребенке ценности, принятые в семье.
Например, вы можете сказать: «В нашей семье принято встречать проблемы лицом к лицу, а не пытаться от них спрятаться, оставаясь дома. Поэтому не идти в садик из-за ссоры с Машей — это не лучший вариант».
Если у вас маленький ребенок, попробуйте продемонстрировать альтернативные решения в ролевой или фантазийной игре. Вы можете использовать кукол или разыгрывать сценки от своего лица.
Стимуляция чувства безопасности: игры и ритуалы
1. Игра «Построение крепкой башни»
В этой игре ребенку предлагается построить высокую и прочную башню из различных материалов, таких как деревянные блоки или пластиковые кубики
Во время игры важно поощрять ребенка, хвалить его усилия и успехи. Это поможет ребенку почувствовать себя важным и уверенным в своих силах, что способствует развитию чувства безопасности
2. Ритуал «Сказка на ночь»
Ритуалом перед сном может стать чтение сказки. Ребенок может выбрать книгу, которую вы будете читать каждый вечер. Этот ритуал создает ощущение предсказуемости и регулярности, что помогает ребенку чувствовать себя в безопасности и способствует расслаблению перед сном.
3. Игра «Тайный друг»
Эта игра основана на установлении тайного друга для ребенка. Вы можете помочь ребенку выбрать игрушку или предмет, который будет его «тайным другом». Ребенок может разговаривать, делиться своими мыслями и чувствами с этим предметом, что способствует чувству безопасности и пониманию, что всегда есть кто-то, кто его слушает и поддерживает.
4. Ритуал «Семейное собрание»
Этот ритуал может проходить регулярно, например, каждую неделю. Семья может собираться вместе, чтобы обсудить прошедшую неделю, поделиться радостями и заботами, а также планировать будущие события. Это создает чувство семейного единства и поддержки, что способствует чувству безопасности у ребенка.
Преимущества использования игр и ритуалов для стимуляции чувства безопасности: |
---|
• Развивают эмоциональную позитивную обстановку в семье |
• Укрепляют связь между родителями и ребенком |
• Учат ребенка управлять своими эмоциями |
• Помогают ребенку научиться справляться со стрессом и тревогой |
• Способствуют развитию самооценки и уверенности в себе |
Преимущества медитации для детей
Мечта многих родителей состоит в том, чтобы успокоить своих детей, научить их управлять собой и своими эмоциями, видеть, как они превращаются в здоровых и счастливых людей. Хотя здесь и есть некоторое количество сложностей, медитация может стать мощным инструментом для достижения такой цели.
Дети сталкиваются с множеством проблем:
- переизбыток энергии;
- давление со стороны сверстников;
- требования учителей;
- сложности с концентрацией;
- трудности создания здоровых отношений с другими;
- низкая самооценка;
- неспособность справиться со своими эмоциями: злостью, страхами, разочарованиями, беспокойством.
В современном обществе эти проблемы усугубляются социальными медиа (что усиливает последствия издевательств и социального давления) и чрезмерным стимулированием, исходящим из средств массовой информации и технологий (оно приводит к большему беспокойству и сокращению объема внимания).
В результате появляются проблемы психического здоровья у детей, такие как тревожность и депрессия. Ответственность в первую очередь ложится на родителей. Но в наших руках есть методики, при помощи которых ситуацию можно исправить, ведь медитация дает детям инструменты для решения своих эмоциональных проблем.
Существуют исследования, которые показывают, что медитация дает много положительных результатов. К примеру:
- улучшение концентрации, внимания и памяти (источник, английский язык);
- развитие усидчивости (источник);
- снижение уровня стресса и депрессии (источник);
- достижение психологического благополучия (источник).
Было также обнаружено, что медитация помогает детям улучшать отношения с родителями, брать под контроль свое импульсивное поведение, укреплять самооценку, повышать уровень эмпатии и социальных навыков, снижать тревогу и влияние посттравматических симптомов.
С помощью медитации дети учатся лучше управлять своим телом, энергией и эмоциями. Увеличивается эмоциональный интеллект, позитивный взгляд на жизнь и способность к саморегуляции. Дети развивают организационные навыки и учатся быть более настоящими, спят намного лучше.
Использование успокаивающих техник и телесных практик
1. Глубокое дыхание: Учите ребенка глубоко дышать. Попросите его вдохнуть воздух и выдохнуть медленно и глубоко. Такая техника позволяет снизить уровень тревожности и сосредоточиться.
2. Мышечное расслабление: Попросите ребенка сосредоточиться на каждой части своего тела. Затем попросите его расслабить эти мышцы поочередно, начиная с ног и заканчивая головой. Эта практика помогает снять напряжение и успокоиться.
3. Визуализация: Вместе с ребенком придумайте историю или место, которое будет спокойным и безопасным для него. Попросите его представить это место и вместе с ним описывать детали. Визуализация помогает успокоить ум и усилить чувства безопасности.
4. Медитация: Научите вашего ребенка простым медитационным техникам, таким как концентрация на дыхании или повторение мантр. Медитация помогает улучшить концентрацию, снизить тревожность и снять напряжение.
5. Развлечение и игры: Используйте различные игры и упражнения, чтобы помочь ребенку отвлечься от своих эмоций. Например, попросите его нарисовать или проиграть ситуацию, которая вызывает у него стресс, и попросите его найти альтернативные решения или поведение. Это поможет ребенку переключиться и избавиться от негативных эмоций.
6. Физическая активность: Предложите ребенку заняться физической активностью, такой как прыжки на скакалке, прогулка или танцы. Физическая активность способствует выделению эндорфинов — гормонов счастья и допамина, что помогает расслабиться и улучшить настроение.
7. Массаж: Попросите ребенка массировать свои руки, ноги или другие части тела. Массаж способствует расслаблению мышц и улучшению циркуляции крови. Кроме того, это может быть приятной физической активностью для ребенка.
Используйте эти успокаивающие техники и телесные практики, чтобы помочь своему ребенку справиться со стрессом и негативными эмоциями
Важно показать ребенку, каким образом он может использовать эти методы самостоятельно, когда ему нужно успокоиться, и поощрять его практиковать их регулярно для поддержания эмоционального благополучия
Поза супермена
Наверняка вы слышали понятие «поза силы». По мнению психологов, поза и осанка напрямую влияют на наше самоощущение и самооценку.
Это утреннее упражнение поможет ощутить прилив сил и уверенности
Предложите его своему подростку в те дни, когда ему предстоит важное дело, работа над серьезным проектом или непростой разговор
Практика:
- Встань перед зеркалом: ноги на ширине плеч, руки на поясе или чуть ниже. Глядя себе в глаза, сделай пять глубоких вдохов.
- Скажи про себя или вслух: «Мне нужны сила, мудрость и смелость». Постой в этой позе одну минуту, смотря на свое отражение и стараясь прочувствовать эти слова и поверить в них.
- Теперь снова скажи: «Я обретаю силу, мудрость и смелость». Постой в этой позе еще минуту, смотря на отражение и стараясь прочувствовать эти слова и поверить в них.
- Повтори: «Я чувствую в себе силу, мудрость и смелость». Закрой глаза и представь, как ты блестяще справляешься со всеми сегодняшними задачами. Повтори этот шаг еще раз.
- В завершение сделай пять глубоких вдохов.
В каждом упражнении указано время чтения и время на выполнение. А в конце есть подсказки, как можно углубиться в каждую практику.
Попробуйте снова!
Приходилось ли вам говорить эти слова в детстве? Попытайтесь вспомнить о них теперь, став взрослым человеком. Наберите воздуха в грудь, походите немного и постарайтесь подойти к ситуации с другой стороны. «Попробуем снова», — часто говорю я, осознав, что мои вопли становятся бессвязными и выходят из-под контроля. «Теперь объясни, как эта жвачка попала к собаке?» Когда мы раздражены, нам всем нужно отдохнуть — не только мамам и папам, но и малышам. Поэтому посидите некоторое время спокойно — на расстоянии больше, чем вытянутая рука, — и полистайте книгу или журнал (поиграйте с собакой или игрушечной машинкой). Даже пять минут такой вынужденной тишины разрядят атмосферу. И тогда попытайтесь начать разговор снова.
Справиться играючи
Преодолеть детскую зажатость и нерешительность поможет игровая терапия. Предлагаем несколько игр, направленных на коррекцию застенчивого поведения малыша: они научат его свободно выражать эмоции и озвучивать свое мнение, общаться, импровизировать и снимать физическое напряжение.
«Давай поговорим!»
Предложите ребенку: «Давай поговорим? Я бы хотел стать волшебником (дрессировщиком, Фантомасом, дворником)!». «Почему?», — спросит кроха. Ответьте на все его вопросы, а потом ненавязчиво задайте свои.
«Рычи, лев, рычи!»
Упражнение можно выполнять как с одним ребенком, так и с группой детей. Скажите: «Мы — стая львов! Устроим соревнование: кто громче всех рычит?». По команде («Рычи, лев, рычи!») дети должны будут громко зарычать. Тот, чей рык был слышен лучше других, побеждает.
«Пойми меня!»
Запаситесь сборником стихов Агнии Барто («Бычок», «Мишка», «Мячик», «Зайка» и др.). Строчку за строчкой читайте стихотворение, а ребенок должен мимикой и жестами иллюстрировать описываемые события, действия и эмоции.
«Чья походка?»
По очереди имитируйте, как ходит: годовалый малыш, старушка, кошка или собака, акробат в цирке и т.п. Сначала потренируйтесь перед зеркалом, а потом играйте на «угадывания».
«Преображение»
Замкнутость и зажатость можно обхитрить, если дать ребенку возможность выразить себя, выдав за кого-то другого. Сделайте сами или купите несколько масок (животных, любимых персонажей мультфильмов, супергероев). Пусть малыш выберет маску, придумает себе имя, род занятий. Покажите ему, как можно говорить «чужим» голосом, и начинайте вместе «рассказывать» историю.
Больше полезных материалов о семейной психологии — в нашем канале на .
Отнеситесь к эмоции как к возможности для сближения и обучения
Что бы ни стало причиной кризиса — лопнувший воздушный шарик, неспособность к математике или предательство друга, — негативные эмоции всегда служат превосходной возможностью для сближения с ребенком, а также предоставляют шанс научить его управлять своими чувствами.
Некоторые родители совершают ошибку, пытаясь игнорировать негативные чувства своих детей в надежде, что все разрешится само собой. На самом деле эмоции рассеиваются, если ребенок может поговорить о них, назвать их и почувствовать, что его понимают.
Признавая эмоции своих детей, мы обучаем их искусству самоуспокоения, которым они будут пользоваться в течение всей своей жизни.
Постарайтесь улавливать негативные чувства как можно раньше, до того, как они достигнут критической точки. Если ваш пятилетний ребенок нервничает из-за предстоящей поездки к дантисту, то лучше разобрать этот страх за день до визита, чем ждать, пока он сядет в стоматологическое кресло и устроит истерику.
Если ваш двенадцатилетний ребенок завидует, что его друга взяли в футбольную команду, а его нет, то лучше обсудить с ним это чувство, чем позволить ему закипеть и на следующей неделе рассориться с приятелем.
Проявляя интерес и озабоченность каждый раз, когда ваш ребенок ломает игрушку или получает царапину, вы закладываете кирпичик в здание ваших взаимоотношений. Вы учитесь сотрудничать и в случае большого кризиса сможете вместе ему противостоять.
Ваше укромное местечко
Пусть у вас будет укромное местечко. У детей есть игровая комната и комната с гимнастическими снарядами. У отца — офис (на работе или дома) и, возможно, гараж или подвал, а у матери… кухня? Я так не думаю. Найдите большой, мягкий стул (распродажа вещей домашнего обихода на дому — самый доступный источник таких вещей), хорошую настольную лампу и оборудуйте для себя уютное местечко для чтения. Или маленькое убежище в саду: шезлонг, складной столик и стакан, скажем, лимонада. Пусть дети играют, пока вы свободны. Пусть все знают, что это время, которое вы проводите в своем уголке, — священно. Хотя бы десять минут дети могут играть сами, и их просьбы принести что-нибудь перекусить могут остаться без ответа.