Трансгуманизм. философия, фантастика или реальность?

Трансгуманизм. Here we go again

В потоке изменений и эволюции, трансгуманизм тоже меняет свою суть. Если раньше это было мировоззрение на грани фантастики, то сегодня оно трансформируется в быт и слабое руководство к действию. Новые направления, такие как биохакинг и нейрохакинг берут на себя прагматичное решение вопросов трансгуманизма. Если Вас интересуют вопросы нейрохакинга, рекомендую подписаться на Телеграм канал. В нем Вы всегда будете получать новые материалы об особенностях работы мозга.

Что же в итоге? Фантастика постепенно превращается в быт. Да, это убивает чувство магии, но была ли эта магия? Технологии – это про достижение результатов в борьбе за дефицитные ресурсы. И кто успевает первым, тот получает всё.

В тексте писалось о том, что нам придется жертвовать. Придется отбросить розовые очки. Внешняя атрибутика прогресса – это пыль, которую маркетологи рассеивают в каждом баннере, в каждом попапе. Прогресс, эволюция, совершенство — все это нас не волнует. А волнует: политические новости и скандалы, последний айфон, где миллиард транзисторов и видеокарта, с РГБ подсветкой.

Опасность трансгуманизма только в том, что он рискует превратить прогресс и технологии в культ Карго. Впрочем, поклониться богу из машины, или самому стать им – каждый решает сам.

Направления и течения

Трансгуманизм начал активно развиваться сравнительно недавно — в 80-е годы прошлого века. Развитие было настолько стремительным, что сегодня мы можем наблюдать у этого молодого мировоззрения несколько течений. В каждом из них существуют свои способы достижения конечного результата.

Радикальность и здравый смысл

Одно из самых радикальных направлений допускает возможность полного перемещения разума человека в виртуальный мир, слияние его с компьютером. Личность приобретает сходство с искусственным интеллектом, потребность в физическом теле отпадает. Преодолеваются временные и пространственные ограничения — такая сущность обретает бессмертие и свободу от границ физического мира.

Но такой взгляд на человеческое тело является скорее исключением, чем правилом для трансгуманизма. Большинство его течений склоняются к тому, что тело все-таки останется (по крайней мере пока что), но будет развиваться и совершенствоваться в разных направлениях. В связи с этим человечество ждут блестящие перспективы развития. У нас появятся возможности полного контроля своей внешности и настроения, мы будем способны контролировать функции мышления, границы чувственного опыта расширятся, нам будут доступны принципиально новые способы постижения мира. Проблемы современной цивилизации, такие как эпидемии и голод, будут разрешены.

Из основных течений можно выделить либертарианский трансгуманизм, техногайянизм, анархо-трансгуманизм и коммунистический трансгуманизм. Каждое из них опирается на уже существующую в обществе идеологию и тесно связывает ее с трансгуманизмом.

Либертарианский трансгуманизм

Например, либертарианский трансгуманизм, объединяя в себе либертарианство и трансгуманизм, стремится снять любые запреты на расширение возможностей тела. По мнению его представителей, человеческое тело — это собственность самого человека, и запрет как-то его изменять является нарушением гражданских прав и свобод. Государство не должно никоим образом вмешиваться в эту область.

Техногайянизм

Главная задача техногайянизма — защита природы и окружающего мира. Представители этого течения призывают использовать новые технологии для восстановления и защиты окружающей среды. Эксплуатация природных ресурсов должна быть ограничена, технологии должны помочь человеку получать необходимое другим путем.

Анархо-трансгуманизм

Анархо-трансгуманизм является синтезом трансгуманизма и анархии. Его сторонники выступают против тирании государства, капитализма и собственных генов. По их мнению, люди должны быть абсолютно свободны не только политически и экономически, но и биологически.

Коммунистический трансгуманизм

Коммунистический трансгуманизм — это переплетение гуманизма, сциентизма и рационализма. По мнению его последователей, трансгуманизм должен помочь человечеству прийти к коммунизму.

Трансчеловек и постчеловек

Среди последователей трансгуманизма существует мнение, что в результате быстрого развития технологий, качественного изменения жизни и стремительного процесса эволюции появятся постлюди — люди, претерпевшие столько изменений, что их невозможно больше считать людьми. Именно постлюди, качественно отличаясь от современного человека, станут следующей ступенью эволюции. Но развитие будет происходить постепенно, поэтому необходим переходный этап. В рамках данной философии им является трансчеловек, который еще только готовится стать постчеловеком.

Возможности тела и интеллекта постчеловека несоизмеримо выше обычных человеческих возможностей. Болезни и старение не поражают его тело, смерть ему больше не угрожает. Невозможно пока делать точные прогнозы, но есть вероятность, что постчеловеком станет усовершенствованный искусственный интеллект.

Является ли старение просто болезнью?

В “Гарри Поттере и методах рационального мышления”, фанфикшене Элиезера Юдковского, профессор Квиррелл рассказывает Гарри о далеком будущем, когда человечество мигрирует из одной солнечной системы в другую. Он говорит, что тогда люди “не будут рассказывать детям об истории Древней Земли, пока они не повзрослеют, чтобы правильно воспринять информацию о том, как люди жили в прошлом. А когда они узнают, то будут рыдать, узнав, что такая вещь, как Смерть, когда-то существовала!”.

Смерть, действительно, является самым непреодолимым из ограничений, которые накладывает на нас биология. Хотя в настоящее время бессмертие – это скорее вымысел, чем факт, радикальные улучшения в области долголетия уже происходят. 

За последние несколько десятилетий развитие ОМИК-технологий позволило понять, как гены влияют на фенотипы. Технологии омиков представляют собой относительно новые научные дисциплины, такие как геномика, протеомика и метаболомика. Так как они направлены на изучение полных геномов, протеомов или метаболомов, ученым приходится работать с огромными объемами информации. Исследования на различных модельных организмах показали, что с процессом старения связаны несколько генов, вовлеченных в стрессоустойчивость, длина теломер (концы хромосом, которые укорачиваются по мере старения) и клеточное деление. 

Некоторые из этих исследований выглядят очень многообещающе. Но в основе лежит предположение, что старение – это просто болезнь, как и любая другая, которую можно вылечить. Так ли это?

Следует помнить об одном важном ограничении: большая часть этих исследований проводится на мышах. Это хорошо

Но в отличие от мышей в лабораторных условиях, люди не живут в строго защищенных помещениях, что является роскошью, которая, возможно, является основным фактором увеличения продолжительности жизни. Кроме того, физиология мышей и людей слишком отличается, чтобы утверждать, что любые эффекты, наблюдаемые у первых, будут наблюдаться и у вторых. Плохой перенос эффекта с мышей на человека остается проблемой почти для всех разрабатываемых препаратов против старения, а также для биомедицинских исследований в целом.

Исследователи долголетия часто рассматривают старение как болезнь, которую можно вылечить. Предполагаемые способы лечения связаны с восстановлением жизненных сил путем обращения вспять биологических часов. Технологии регенеративной медицины вызывают большой интерес, особенно после работы Синъя Яманаки, побудившего специализированные клетки превратиться обратно в стволовые при введении нескольких транскрипционных факторов – молекул, регулирующих экспрессию генов.

Однако и в этой области много чрезмерно преувеличенных исследований. Что бы ни говорили, но теломеры – ненадежные часы старения, а найти лекарство от старения сложно, если его нельзя точно измерить. В основном, все антивозрастные препараты тестируются по их способности замедлять эти часы. Аналогичным образом, исследования способности стволовых клеток омолаживать наш организм оцениваются по тому, насколько хорошо они заводят биологические часы. Но если эти часы не являются истинными индикаторами биологического возраста, то исследования, основанные на них, не дают достоверной информации. Хуже того, непроверенные методы лечения стволовыми клетками могут привести к серьезным побочным эффектам, включая слепоту и рак. У одной женщины неудачное лечение стволовыми клетками привело к тому, что вокруг ее глаза выросли костные фрагменты.

Трансчеловек и постчеловек

Трансчеловек – понятие, непосредственно связанное с трансгуманизмом. Приверженцы движения обозначают им «переходного человека» (впервые он был описан уже упомянутым нами FM-2030) – человека, который готовится стать постчеловеком. Постчеловек же – это результат всевозможных модификаций, и человеком он уже не является.

Постчеловек обладает физическими и умственными возможностями, многократно превосходящими возможности обычного человека. Его тело не могут поразить никакие болезни и старение; он не подвержен смерти. Постчеловечество вполне может стать новой расой, состоящей из существ, созданных искусственным интеллектом, и жить оно способно даже внутри виртуальной реальности.

Прийти к таким результатам трансгуманисты намерены с помощью самых разных средств, среди которых искусственный интеллект, генная инженерия, нанотехнологии, всевозможные препараты против старения и для улучшения интеллектуальных способностей, программы по управлению информацией и т.д.

Фокусируясь на достижении своих основных целей, сегодня трансгуманизм ставит перед собой конкретные задачи и проблемы, которые необходимо решить. О них мы и побеседуем ниже, но прежде предлагаем вам посмотреть очень интересный 15-тиминутный видеоролик о трансгуманизме и постчеловечестве.

Хосе Кордейро

Хосе Кордейро

Венесуэльский профессор Хосе Кордейро является сегодня одним из ведущих представителей Движения трансгуманистов. Так же как и Джулиан Хаксли, он несомненно входит в состав членов мировой элиты и является ярым интернационалистом. В настоящее время Кордейро — постоянный член «Римского клуба» и занимает должность президента «Global Currency Association».

На своих лекциях Кордейро активно поддерживает версию того, что в настоящее время человечество вступает в переходный этап своего трансгуманистического развития. В своих речах он неоднократно ссылается на закон Мура, который гласит, что «число транзисторов на кристалле удваивается каждые два года». Таким образом, наука о человеческом существовании будет быстрее развиваться в соответствии с применением определенных технологий. Успех таких препаратов как «Риталин» и «Виагра», по мнению Кордейро, является своеобразным предвестником создания «Нового общества».

Что такое трансгуманизм

Понятие трансгуманизм произошло от словосочетания «трансатлантический перелёт», где приставка «транс» используется как переходный момент между обычным человеком и пост-человеком. Идея трансгуманизма говорит о том, что человек, будучи вершиной эволюционной пирамиды, пока ещё несовершенен, однако его можно улучшить при помощи технологий и науки как в физическом, так и интеллектуальном планах. Сама идея трансгуманизма – это постоянное постижение новых знаний. Улучшая себя, мы меняемся. С изменением появляется большое количество новых возможностей. Именно тогда, когда человек обретёт эти новые возможности, его можно назвать пост человеком.

Многие смотрели фильм «Гаттака», где люди умеют анализировать ДНК человека и после исследования дают ему подходящую роль в обществе на основе полученных данных. На основе исследований генома человека людям назначают образование, подбирают профессию и даже партнёра.

Основные идеи трансгуманизма

Дух и цели данной философии отражает декларация трансгуманизма, которая была сформулирована всемирной ассоциацией этого движения. Одна из главных особенностей концепции трансгуманизма – это рациональный подход к техническим достижениям, понимание, что они способны нести не только пользу, но и угрозы – для человека, для природы и планеты, для будущего развития. Оценка последствий, обдумывание всех за и против – неотъемлемая составляющая данного мировоззрения, то есть трансгуманизм декларирует ответственное отношение к научным новациям.

Также данная идеология исходит из того, что потенциал человека и человечества до конца не раскрыт, и мы можем дальше развиваться и совершенствоваться.

Принципы трансгуманизма включают уважение прав личности, стремление к тому, чтобы технологии были доступны всем людям

, а также заботу обо всех высокоразвитых существах, в том числе о животных.

В отличие от того, что порой рисуют фильмы и о чем думают некоторые противники этого течения,

философия трансгуманизма вовсе не видит главной целью превращение человека в робота

. Как было отмечено выше, в определение трансгуманизма входит совершенствование нашего тела и разума, избавление от ограничений и страданий, расширение границ возможного. Научные достижения и технические разработки становятся инструментом достижения данной цели, а не целью как таковой. Некоторые примеры такого совершенствования мы можем найти уже сейчас – вспомним, например, биопротезы. Даже таблетки от депрессии или ноотропы (препараты, стимулирующие работу мозга) порой рассматриваются через призму трансгуманизма, ведь эти средства также являются достижениями науки и избавляют нас от страданий / расширяют наши возможности.

Трансгуманизм и его связь с Движением Нью-Эйдж

Большинство идей, исповедуемых Движением трансгуманистов, имеют некоторое сходство с учебной пророческой концепцией «просветительского» Движения Нью-Эйдж. Один из главных идеологов трансгуманизма Джулиан Хаксли предрекал наступление Новой Эры, в которой человечество было бы развито не только в духовном и научном плане, но и в технологическом. Несколько строк из эссе Джулиана Хаксли на тему трансгуманизма: «Что нужно сделать для того, чтобы научить людей новой методике достижения духовного развития и обогащению духовным опытом? Если среднестатистического человека можно научить технике танца и технике игры в теннис, так почему бы не научить его так же получать удовольствие от общения с «духовным и мистическим»?» Так как Джулиан Хаксли являлся постоянным членом масонского Ордена и ярым атеистом, нам не должно казаться странным отрицание этим человеком всех без исключения религиозных догм. В то же время, несмотря на свое отрицание духовного, Хаксли выступал за распространение во всем мире масонского черного мистического учения.

Фильм «Дух Времени» («Zeitgeist») является еще одним ярким примером взаимосвязи «просветительского» Движения Нью-Эйдж и трансгуманизма. Авторы фильма подробного рассказывают о структуре мировой денежно-финансовой системы и в конце предлагают вполне конкретный вариант решения всех проблем человечества: положить конец этой бесконечной дилемме смогут только наука и развитые технологии. Мировое сообщество должно способствовать и всячески поощрять людей и ученых, трудящихся на благо человечества, но там совершенно не указывается, кто должен решать, что есть благо. Цитата: «Единый Мир должен работать на благо всех людей». Данное утверждение перекликается с одной из вышеприведенных идей Джулиана Хаксли, которая гласит: «Весь человеческий потенциал должен быть реализован на службу обществу. Мы обязаны обеспечить благосостояние будущих поколений и улучшение нашего вида в целом».

Обложка DVD-диска с фильмом «Дух времени» («Zeitgeist»)

Другой интересной «находкой» несомненно является то, что Движение трансгуманистов в лице Хосе Кордейро и авторы фильма «Дух Времени» в своих многочисленных исследованиях ссылаются на одного и того же человека — ученого и писателя Карла Сагана, который так же являлся масоном. В одной из своих работ под названием «Космос», Саган описал идею создания на Земле Единого Мирового государства, ссылаясь при этом на сочинения Джулиана Хаксли и Герберта Уэллса.

Кроме того, один из первых идеологов постгуманизма Ферейдун Эсфандиари (1930 — 2000), в своей работе под названием «Эра Водолея», описал процесс трансформации человечества в связи с трансгуманистическим учением.

Космический календарь Вселенной из книги Карла Сагана «Драконы Эдема»

Знаменитый философ Теренс Маккенна (1946 — 2000) также являлся сторонником идеи наступления в ближайшее время так называемой Эры Трансчеловека. Теренс является сторонником теории 2012 года, согласно которой 21.12.2012 года человечество совершит эволюционный скачок, разработав так называемую «Компьютерную программу Нулевой Волны», которая должна означать начало становления Эпохи Правления Трансчеловека. Своим последователям Маккенна советовал регулярно принимать вовнутрь различные психоделические препараты, якобы для того, чтобы благополучно и без предрассудков пережить период индуцированного сдвига в человеческом сознании во время эволюционно-технологического скачка. Как и Хосе Кордейро, Теренс утверждал, что люди, активно использующие уже в наше время новейшие технологии, через 5 — 6 лет будут обладать пространственным мышлением.

Таким образом, мы можем с полной уверенностью сказать, что и идеологи трансгуманизма, и учителя-концептуалисты Общества Нью-Эйдж придерживаются одной и той же точки зрения касательно этого вопроса. Провозглашение Новой Эры в области науки и техники тем самым являет собой провозглашение Новой Эры в области человеческого существования. И идеологи трансгуманизма, и учителя Новой Эпохи выступают за идею обожествления человеком самого себя.

Все это рано или поздно приведет человечество к будущему сродни утопическому. Мировым СМИ поставлена цель — популяризация трансгуманистических идей в обществе.

Критика

Явление трансгуманизма по своей сути революционно и, естественно, не могло и не может быть воспринято обществом однозначно. Существует огромное количество людей, противостоящих развитию этого движения. Оно окружено многочисленными дискуссиями и непрекращающимися спорами.

Технологическое совершенствование человека вызывает опасения не только у обычных людей, но и среди самих ученых. К примеру, американский философ, политолог и писатель Фрэнсис Фукуяма отреагировал на трансгуманизм как крайне опасную идею, представляющую угрозу для всего мира.

Виды критики

Можно сказать, что вся критика трансгуманистических идей заключает в себе две основные формы (часто они совмещены):

  1. «Практическая» критика (сомнения в возможности достижения целей трансгуманизма).
  2. «Этическая» критика (несогласие с мировоззрением и нравственными убеждениями участников трансгуманистического движения и их сторонников).

Необоснованные обвинения

Те, кто критикует трансгуманизм, видят в его стремлениях реальную угрозу для ценностей всего человечества, боятся нарушений прав и свобод личности. Но в действительности подобные обвинения необъективны. Сегодня все же подавляющее большинство трансгуманистов:

  • Оказывают поддержку социальных программ по улучшению системы образования и развития инфотехнологий.
  • Выступают в защиту личных свобод и прав человека.
  • Придерживаются демократических традиций.
  • Участвуют в разработках технологий, призванных разрешить проблемы кризиса экологии и бедности, поднять уровень жизни человека и т.д.

Потеря человечности

Большинство противников движения особенно подчеркивают тот факт, что из-за трансгуманизма человек лишается самой человечности. То есть людьми утрачиваются те особенности, которые отличают наш биологический вид. Здесь можно справедливо заметить, что некоторые трансгуманисты действительно видят главной целью переход на новый этап эволюции и становление постчеловека. Получается, то, что активно критикуется как опасность, для последователей трансгуманизма фактически является целью.

Вмешательство в естественный ход жизни

Противники трансгуманизма часто задаются вопросом, насколько возможно так смело вмешиваться в природные процессы — нет ли риска, что технологические совершенствования пошатнут существующее в мире равновесие и приведут к необратимым последствиям? Не будет ли проект постчеловека величайшей трагедией и бессмысленной жертвой в угоду бесконечной погони за совершенством?

Элитарность технологий

Делается упор на то, что новые технологии будут элитарны, недоступны всем людям. Это, по мнению многих, приведет к тому, что элита общества, усовершенствованная технологически, превратит остальных людей в свою рабочую силу или расходный материал для опытов. Проводят даже параллель между трансгуманизмом и учением евгеники, говорящим, что развиваться должны сильнейшие, а слабых следует уничтожать.

Постчеловек — замена человека?

Между собой сопоставляются гуманизм, трансгуманизм и постгуманизм. Многие критикующие уверены, что трансгуманизм является первым активным проявлением постгуманизма. Поскольку эти два течения сходятся в стремлении создать новый вид разумного существа, задается вопрос — не станет ли этот вид заменой человека, уничтожив или подчинив последнего своей воле?

Критика в культуре

Критические выпады в сторону трансгуманизма встречаются и в современной культуре — например, в фантастических фильмах или литературе. Хотя в них все же больше художественного вымысла, чем объективного анализа реальных проблем.

Одним словом, все критично настроенные к трансгуманизму специалисты и обыватели сходятся во мнении, что перспективы развития, предлагаемые этим движением, неоднозначны, и человечеству стоит серьезно задуматься, прежде чем вступать на заманчивый высокотехнологичный путь.

Жизнь в облаке

Обеспечение вечного существования наших тел путем регенерации – не единственный путь к бессмертию. Как утверждают многие любители фантастики, однажды мы сможем загрузить свой разум в огромные суперкомпьютеры. Как и многие другие технологии, о которых говорят трансгуманисты, существуют реальные достижения в области интерфейсов мозг-компьютер. Например, некоторые пациенты в вегетативном состоянии теперь могут общаться благодаря достижениям в области нейронаук. Таким образом, трансгуманисты рассматривают загрузку нашего разума как кульминацию уже наметившейся тенденции. Но в этом споре, к сожалению, преобладает хайп, а не наука.

Важной и необходимой вехой на пути к воспроизведению человеческого мозга in silico является понимание того, как работает мозг. Дело в том, что мы не можем создать сознательную сущность с нуля, если не знаем, как зарождается сознание

А пока что мы действительно не знаем – и даже с трудом можем дать ему определение. Как признает большинство нейробиологов (и, возможно, немногие инженеры ИИ), мы знаем поразительно мало о том, как работает человеческий мозг. Он по-прежнему остается для науки “черным ящиком”.

Почему? Ну, хотя бы потому, что человеческий мозг имеет квадриллион (1000 триллионов) нейронных связей. Чтобы правильно воспроизвести мозг, то есть – вас, потребуется точно воспроизвести все эти связи и содержащуюся в них информацию. (Кстати, как мозг хранит информацию – это еще одна базовая вещь, которую мы не понимаем). Объем информации, необходимый для воспроизведения одного мозга, примерно равен размеру всего Интернета (во всяком случае, версии Интернета 2016 года). А вычислительная мощность, необходимая для работы одного такого компьютеризированного “мозга” в режиме реального времени, на данный момент просто невообразима.

Но даже если бы у нас была необходимая вычислительная мощность, ученые не имеют представления о том, как структура и функции мозга преобразуются в субъективный, сознательный опыт. Ощущения от поедания шоколада мы не можем воспроизвести. 

Кроме того, сама идея о том, что мозг или сознание можно “загрузить”, сомнительна. В значительной степени оно проистекает из убеждения, что наш мозг подобен компьютеру. Однако это сравнение некорректно. Мозг как компьютер – это всего лишь полезная метафора, сравнивающая сложность мозга с самым сложным изобретением человечества. Но она не является биологически точной. Мозг не работает как компьютер.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Alarm beauty
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: