«Они позволяют уничтожать прекрасных женщин»
«Венера с зеркалом» — единственная сохранившаяся картина испанского художника XVII века Диего Веласкеса, на которой изображено обнаженное женское тело. В 1906 году Фонд национальных коллекций при поддержке общественности выкупил работу за 45 000 фунтов стерлингов (около 606,6 млн рублей сегодня — примеч. автора) и подарил ее Лондонской национальной галерее. На тот момент это была самая дорогая покупка картины.
Суфражистки — участницы движения, выступавшие за предоставление женщинам избирательного права и против их дискриминации в политике и экономике. Чаще всего для борьбы они использовали радикальные акции: поджоги, преследование политиков, установку бомб.
Спустя восемь лет на полотно совершили нападение. В марте суфражистка Мэри Ричардсон с помощью ножа для мяса разбила защитное стекло и сделала семь порезов на теле Венеры. Причиной преступления стал арест Эммелин Панкхёрст, защитницы прав женщин и лидера британского движения суфражисток.
«Я попыталась уничтожить изображение самой красивой женщины в мифологической истории в знак протеста против правительства. Оно хочет устранить миссис Панкхерст, самую красивую представительницу современной истории. Справедливость — это такой же элемент красоты, как цвет и контуры на холсте. Миссис Панкхерст добивается справедливости для женщин. За это ее медленно убивает правительство искариотских (лживых — примеч. автора) политиков. Пусть каждый несогласный с моим поступком помнит: такой протест является лицемерием до тех пор, пока они уничтожают миссис Панкхерст и других прекрасных женщин. Покуда общественность не перестанет одобрять человеческое уничтожение, осуждение моего поступка — лишь доказательство их художественного, морального и политического обмана и лицемерия», — объяснила свой поступок Мэри Ричардсон.
Женщину приговорили к шести месяцам заключения — на тот момент максимальный срок за уничтожение произведений искусства. А картину вскоре отреставрировал Хельмут Рухеман. С тех пор она хранится в Национальной галерее как напоминание о политическом потрясении начала XX века.
Причины вандализма
Проявления такого поведения можно увидеть практически в каждом городе. Взять хотя бы граффити. Но художественные рисунки, не содержащие оскорблений и других запрещенных элементов, вполне можно рассматривать как форму позитивного самовыражения. Что же касается порчи надгробных памятников, фасадов, имущества в общественном транспорте, парках и других публичных местах, то здесь имеет место негативное поведение. Безусловно, должна быть причина для совершения таких действий.
Психологи выделяют разные обстоятельства, которые могут отрицательно повлиять на человека и подтолкнуть его к совершению противоправных действий. К примеру, подростковый вандализм может возникать вследствие:
- Проблем в семье.
- Недостаточной развитости позитивных наклонностей и интересов.
- Стремления к самовыражению любыми доступными способами.
- Негативного влияния друзей или взрослых. Подростки очень подвержены отрицательному воздействию, вследствие чего у них формируются установки на противоправное поведение.
- Отсутствия цели в жизни.
- Нарушения социализации, адаптации в обществе.
Причинами эпатажного вандализма может являться стремление:
- Самоутвердиться.
- Противостоять нормам морали и закона потому, что их соблюдают все остальные.
Бытовой вандализм часто становится следствием неприязни к конкретному субъекту. В этом случае гнев и злость виновного направлены не столько на имущество, сколько на его владельца. Достаточно часто противоправные действия совершаются в состоянии опьянения.
В некоторых случаях акты вандализма совершаются с целью скрыть другие преступления, нанести конкретный вред из идеологических соображений (например, противники коммунизма в некоторых зарубежных странах разрушают или портят надгробные памятники советским солдатам). В отдельных случаях причиной противоправных действий является корысть (например, разрушаются чугунные скамейки в парке, чтобы сдать их элементы на металлобазу).
Маньяк и обнаженная «Даная»
Картины голландского художника Рембрандта — одни из самых
невезучих, сразу несколько шедевров мастера были атакованы вандалами. Самый
громкий случай произошел 15 июня 1985 года в Эрмитаже. Литовец Бронюс Майгис подошел
к «Данае» и облил ее серной кислотой, после чего нанес несколько ударов ножом.
Вандала признали сумасшедшим и на шесть лет отправили в
психиатрическую больницу, хотя сам он объяснил свой поступок политическими
мотивами. Первое время специалисты считали, что пострадавшую картину уже не
восстановить — кислота уничтожила самые важные и тонкие по живописному исполнению
части.
Реставраторы совершили подвиг и спасли шедевр золотого века
голландской живописи, работы заняли целых 12 лет. «Данаю» вернули в экспозицию
в 1997 году, теперь многострадальная картина находится под бронированным
стеклом.
Отличие от хулиганства
Термин «хулиганство» часто путают с вандализмом. Это понятие более широкое, предполагает под собой любое грубое нарушение правопорядка. Объектов хулиганства множество, это:
- покушение на здоровье индивида;
- покушение на личностное достоинство;
- демонстративное нарушение общественного порядка;
- совершение действий, демонстрирующих неуважение к общественным элементам;
- показательная порча имущества — личного или общественного.
Главное отличие хулиганства от вандализма в показательности совершаемого действия. Вандал может действовать скрытно. Его цель — разрушение или осквернение предмета, а не другой личности или нанесение физического и психологического урона. Вандализм — одна из разновидностей хулиганства, но хулиганство вандализмом не ограничивается.
Виды и стили граффити
В центре города, конечно, очень сложно найти граффити. А вот в других районах и на окраинах это довольно просто, при том, что все рисунки разные. Это говорит о том, что у граффити есть свои виды и стили. И каждый райтер сам выбирает то, что ему хочется изобразить на домах, зданиях и многих других поверхностях.
Виды граффити:
Writing. Это основной вид граффити. Используется три и более цвета. Рисовать и писать можно в разном стиле. Чаще рисуют выпуклые буквы или абстракцию. Но на это уходит много времени и есть вероятность, что поймают правоохранительные органы.
Bombing. Рисунок появляется на городском транспорте. Изначально это было метро
Для данного вида неважно как много ты нарисуешь, главное быстро. Поэтому их рисунки неаккуратные
Чаще всего используют 2 цвета. Профессионалы в этом деле уже могут позволить себе добавить еще один цвет.
Streer-Art. Данный вид приближен к людям. Это способ непросто заявить о себе, но и привлечь толпу необычным, интересным рисунком, который отображает какую-либо проблему общества.
Tagging. Это подпись художника, реклама его имени. Выполнено одним цветом, просто, но со вкусом.
Scratching Scrabbing. Рисуются символы точильным камнем на стеклах. Очень часто это можно увидеть на транспорте.
Стили граффити:
- Throw-up. Смысл этого стиля заключается в том, что райтеры пишут в труднодоступных местах. Они рисуют четкие линии, которые потом превращаются в буквы. Заполняют белой или серебряной краской. Чем больше букв, тем лучше. Качество не играет роли. Чаще всего пишут первую и последнюю букву своего имени, а в конце ставят восклицательный знак.
- Blockbusters. Стиль возник в Лос-Анжелесе. Раньше его использовали для обозначения территории уличных группировок. Рисуются большие трехмерные буквы. Если название большое, то подключалось к делу еще несколько человек. К примеру, один рисовал контур, другой заполнял белой или серебряной краской, а третий придавал буквам трехмерности.
- WildStyle. Данным стилем владеют уже опытные райтеры, так как в нем очень много элементов. Все они переплетаются между собой. Сотворяют их в спокойном месте. Ведь в данном случае здесь важнее качество. Рисуется не менее 3 цветами.
- Bubble letter. Дутые буквы, которые похожи на пузыри. Они округляются и становятся друг на друга похожи. Чтобы нарисовать буквы в данном стиле используют 2-3 цвета.
- Computer Rock Style. Все буквы являются отдельными фрагментами и наклонены в разные стороны.
- 3D Style. Это самый сложный и объемный стиль. Он является легальным, так как большинство клубов, магазинов используют этот стиль для рекламы и оформления стен.
- Character Style. В данном стиле работают райтеры, которые имеют художественные навыки. А все потому, что рисуются персонажи в стиле комиксов. Рядом иногда пишутся их коронные фразы.
- FreeStyle Mixstyle. Из названия понятно, что это свободный стиль. В нем могут сочетаться различные направления. У данного стиля нет ограничений ни по количеству, ни по цвету.
Каждые несколько лет придумывается новый стиль. Художники не стоят на месте и постоянно развиваются.
Обезглавленная Русалочка
Статуя персонажа из сказки «Русалочка» Ганса Кристиана
Андерсена расположена в порту Копенгагена
Сложно найти другое произведение
искусства, которое настолько часто привлекает внимание вандалов. Например,
статую трижды обезглавливали
Впервые голова Русалочки исчезла 24 апреля 1964,
шедевр пришлось восстанавливать.
22 июля 1984 подростки отпилили руку Русалочки, в 1990 году
неизвестный пытался отрезать ей голову и оставил на шее шрам глубиной 18
сантиметров, 6 января 1998 года голова вновь исчезла, однако ее удалось найти. 11
сентября 2003 статую попытались взорвать, она упала с постамента.
Несколько раз статую пачкали краской, рисовали на Русалочке
лифчик, прикрепляли к руке фаллоимитатор. Последний случай вандализма был
зафиксирован в 2017 году. Датским властям так надоел этот непрерывный культурный террор, что они перенесли памятник дальше в гавань.
Множественные акты вандализма
Ханс Иоахим-Больман
Ханс Иоахим-Больман(1937-2009) был серийным вандалом. В период между 1977 и 2006 годами он повредил около 50 картин общей стоимостью больше чем 270 миллионов немецких марок(примерно 138 миллионов евро). Повреждены были работы таких художников, как Рубенс, Рембрандт, Дюрер и др. Больман страдал расстройством личности и с детства проходил лечение в различных психиатрических лечебницах. В большинстве случаев он разбрызгивал на картины серную кислоту, целясь при этом в лица персонажей.
Мона лиза
«Мона Лиза» Леонардо да Винчи всегда привлекала вандалов и на данный момент считается одним из самых защищенных произведений искусства. 30 декабря 1956 молодой боливиец по имени Уго Унгаза Вильегас кинул в картину камень, что привело к повреждению частички пигмента рядом с левым локтем, который потом была закрашена.
Использование пуленепробиваемого стекла защищало «Мона Лизу» от более поздних атак подобного рода. В апреле 1974 года, женщина-инвалид, расстроенная труднодоступностью музея для инвалидов, разбрызгала красную краску на стекло, когда картина была выставлена в Токийском национальном музее. 2 августа 2009 года россиянка, расстроенная тем, что уй отказали во французском гражданстве, кинула терракотовую чашку или чайную кружку, купленную в музее, в картину. Сосуд разбился о защитное стекло. В обоих случаях картина не пострадала.
Ночной Дозор
«Ночной дозор»(1642) Рембрандта — одна из самых популярных картин собрания Рейксмюзеум в Амстердаме. Её посещает примерно 4-5 тысяч человек ежедневно, а стоимость картины в 1970-х оценивалась в 925,000 долларов. Картина была подвержена вандализму несколько раз. 13 января 1911 года безработный, бывший ранее поваром на флоте, попытался изрезать ее ножом, но не смог прорвать толстый слой лака, нанесенный на картину. В 1975 году Уильям де Рийк, безработный учитель истории, оставил на полотне десятки зигзагообразных разрезов ножом до того, как его схватили охранники. За день до этого де Рийка не впустили в музей, так как он пришел после его закрытия. После инцидента его сочли психически больным и отправили в психиатрический госпиталь, в котором 23 апреля 1976 года он совершил самоубийство. Реставрация картины заняла шесть месяцев и на ней до сих пор видны следы порезов. в 1990 году, мужчина облил полотно кислотой. Охранникам удалось быстро смыть ее водой, в результате кислота повредила лишь лаковое покрытие. Картину затем отреставрировали вновь.
Русалочка
Файл:Little mermaid examined.jpg Полицейские эксперты оценивают урон, нанесенный «Русалочке» после того, как она была отделена от постамента взрывчаткой 10 сентября 2003 года.
«Русалочка» — статуя, изображающая русалку из одноименной сказки Ханса Кристиана Андерсена. Статуя находится в бухте в Копенгагене и является символом города, а также одной из главных туристических достопримечательностей. Статуя была повреждена и изуродована столько раз в период с середины пятидесятых годов прошлого века по 2007 год, что власти города заявили, что она может быть перенесена дальше в пределах порта, чтобы избежать вандализма и не позволять туристам взбираться на нее.
Главной формой вандализма по отношению к статуе было его обезглавливание. 24 апреля 1964 года статуя была спилена и украдена художниками — членами политизированного движения под названием ситуационизм. Голову так и не вернули, так что вместо нее была спроектирована новая, которую затем приделали к статуе. 6 января 1998 года статую снова обезглавили. Виновных так и не нашли, но голова была анонимно возвращена находящейся неподалеку телевизионной станции и затем приделана вновь.
В ночь 10 сентября 2003 года статую сбили с постамента взрывчаткой, позже она была найдена в воде в пределах порта. При этом в руке и колене были пробиты дыры.
Статую несколько раз обливали краской: один случай произошел в 1963 году и еще два в марте и мае 2007. 8 марта 2006 года статую облили зеленой краской и приделали к руке фалоимитатор.
Art Vandalism or Contemporary Art?
At times, there is a thin line between art and vandalism and it is controversial where to draw it. The case of Ai Weiwei is very illustrative in this regard. In 1995, the Chinese artist and activist used his personal antique collection to create the provocative work Dropping a Han Dynasty Urn, a series of three black and white photographs depicting him holding a 2000-year-old vase, then the vase in mid-air and, finally, the vase smashed on the floor. The piece, reflecting on themes long dear to the artist, such as our relationship with the past – with a special emphasis on Chinese history – heritage conservation as well as transformation and destruction, did not fail to shock the art world. While some saw the work as a sort of collaboration or handover over time, from the artist who manufactured the ancient vase to Ai Weiwei, many considered the voluntary dropping of such a valuable object extremely unethical, despite the artist being the object’s owner. Moreover, Ai Weiwei actually had to destroy two urns since the photographer failed to catch the first one shattering. Some others even supposed that the urn was a fake, refusing to believe that the artist had smashed an authentic vase.
Ai Weiwei, Dropping A Han Dinasty Urn, 1995.
At the beginning of 2014, the Pérez Art Museum in Miami, Florida, was hosting the exhibition “Ai Weiwei: According to What?”, a retrospective featuring the artist’s work of the last twenty years including a floor installation of sixteen ancient Chinese urns repainted in bright colours by Ai Weiwei; large prints of Dropping a Han Dynasty Urn hanging behind them. On Sunday 16th February, a man walked in the museum, picked up one of the painted vases and, despite a guard’s warnings, dropped it on purpose, smashing it into a hundred pieces right in front of the images depicting Ai Weiwei doing the same thing almost twenty years before. The man, named Maximo Caminero, was immediately arrested. He was acting in protest, claiming that the museum was not supporting the local art scene, giving too much space to top-notch international artists. His gesture did not mean to be a personal accusation against Ai Weiwei or his work, on the opposite, he had imitated his deeds in homage and solidarity. Still, both Ai Weiwei and the authorities did not seem to appreciate the gesture, and the man was charged with criminal mischief and forced to pay $10,000. It is surprising how small contextual nuances can lead similar acts to be perceived very differently.
Artist Maximo Caminero at the Perez Art Gallery in Miami breaking one of the vases of Ai Weiwei’s installation, February 2014.
Similarly, art and vandalism seem to be two sides of the same coin when it comes to street art. Without going into too much depth about the long-standing quarrel whether graffiti should be considered art or not, one just has to think of the case of Shepard Fairey. On the one hand, his iconic work is featured in prestigious institutions – the MoMA in New York, the Smithsonian in Washington, D.C., the Victoria and Albert Museum in London just to mention a few – on the other, the artist has been arrested around eighteen times for vandalism and destruction of property charges. In fact, rather than in a museum, you are most likely to have spotted one of his works in cities around the globe, maybe one among the myriad of Andre the Giant ‘OBEY’ stencils, or one of his large-scale murals covering once-bare walls.Ironically, the same man who, by all accounts, is regarded as an outstanding artist, when acting without permission in public or private space, by the law is no any different from a teenager with a spray paint can. Conversely, without its free nature, a hint of unexpected, and a touch of criminality, street art would not be so powerful.
Shepard Fairey, Make Art Not War, mural in Berlin-Kreuzberg, Germany, 2014 (by /CC BY-SA 3.0).
Things get even more paradoxical when is street art to be vandalised. Banksy knows that better than most. Whether it is to speak out about a specific topic, to criticise Banksy’s popularity, or simply to develop his work further, Banksy’s artworks are often subject to what could be recognised as vandalism even though incorporating existing graffiti is a common practice in the street art world. After all, we should assume is all part of the game and accept the transient nature of street art.When, in 2007, London transport workers had painted over one of the most celebrated Banksy – a parody of Quentin Tarantino’s Pulp Fiction, with Samuel L. Jackson and John Travolta clutching bananas instead of guns – a spokesman stated: “the graffiti removal teams were staffed by professional cleaners, not professional art critics“.
«Теория заговора»
«Свобода, ведущая народ», Эжен Делакруа, 1830 год. Иллюстрация: Wikimedia Commons
В феврале 2013 года подверглась акту вандализма картина Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» (также известна как «Свобода на баррикадах». — Прим. TUT.BY), выставленная в филиале Лувра во французском Лансе. 28-летняя посетительница музея написала на полотне черным маркером «АЕ911».
Позже выяснилось, что оставленная женщиной надпись является названием сообщества сторонников «теории заговора», убежденных в том, что «власти скрывают правду» о настоящих организаторах терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Арт-терроризм. Кто и зачем портит шедевры мирового искусства
Несколько дней назад вандал напал на картину Репина. Это полотно не первый раз подвергается нападению. Как портят шедевры мирового искусства и по каким причинам — в…
Примеры из реальной жизни
Один из известных актов вандализма, который именуется Портлендской вазой. Ваза выполнена в 1 тысячелетии до н.э., 7 февраля 1845 года Уильям Ллойд, придя в нетрезвом состоянии в Британский музей, разбил вазу, объясняя поведение тем, что хотел посмотреть, как разобьется древняя ваза.
Покушение на Мону Лизу, это не одно преступление, а 3 действия, расцененных как вандализм. В 1956 году предмет искусство пострадал от кислоты, через двадцать лет ее обливают краской. Недавно в нее полетела керамическая кружка. В настоящее время картина защищена бронированным стеклом.
Следующий акт осквернения именуется как Церковь Фанфорте. Связан с поджогом религиозного строения. Совершил этот акт Кристиан Викирнес, ныне именуемый Варгом Викирнесом. Он считал язычество истинная вера, а христианство навязано верховные кругами власти.
Еще один не малоизвестный вандализм — это Копенгагенская русалочка. Как и Мона Лиза, не однократно подвергалась преступным деяниям. В 1961 года – облита краской, через некоторое время — у нее появилось нижнее белье. В1963 году русалку оставили без головы, через 30 лет Иорген Наш писатель и художник из Дании, в мемуарах признался в содеянном. В 1998 году скульптура снова лишилась головы. В 2003 года — отправлена в свободное плавание. Последним актом было раскрашивание в розовый цвет на глазах у очевидцев.
«Они так обеспокоены чем-то неживым»
В VI веке из скалы вырезали две огромные статуи Будды: одна 55 метров в высоту, друга — 38. Они располагались на территории современного Афганистана в долине Бамиан и оставались нетронутыми вплоть до 2001 года.
Во время Гражданской войны в 1998 году территория вокруг памятников была захвачена талибами (террористическая организация, запрещенная в России). Спустя три года лидер движения Мохаммед Омар приказал разрушить статуи.
«Я не хотел уничтожать Бамианских Будд. Однажды иностранцы пришли ко мне, желая отреставрировать статуи, которые были слегка повреждены из-за дождей. Это потрясло меня. Я подумал: эти бессердечные люди не имеют никакого отношения к тысячам живых человеческих душ — афганцам, умирающим от голода. Они так обеспокоены чем-то неживым, таким как Будда. Это было крайне прискорбно — поэтому и приказал уничтожить статуи. Если бы они пришли с гуманитарной помощью, я бы никогда этого не сделал», — рассказывал Мухаммад Омар в интервью для индийского портала Rediff.
На устранение Будд ушло несколько недель. Обстреливание их из автоматов и гранатометов не дало результата — разрушения были минимальны. Тогда боевики прикрепили взрывчатку к спинам и рукам памятников. Но даже так для полной ликвидации потребовалось несколько дней. Обломки статуй талибы продали антикварам через черный рынок.
В 2004 году ЮНЕСКО начали реставрационные работы, которые прекратили в 2011-м. Организация решила не восстанавливать статуи, так как новые памятники стали бы «подделкой».
Является ли граффити вандализмом?
Отвечая на вопрос, не стоит забывать, что граффити и стрит-арт это два различные понятия. Чаще граффити — это надпись, выраженная в стиле, характерном конкретному человеку. Не стоит забывать и о том, что это большой риск. Но все-таки если это не вписывается в городской дизайн, то это вандализм. Стрит-арт – это направление изобразительного искусства, связанное с повышением роли города в общественной жизни и увеличения числа городского населения.
Обратите внимание, стрит-арт основывается на граффити. Как относиться к граффити, это решает каждый для себя самостоятельно, но речь идет о юридической стороне
Поэтому любое осквернение или повреждение наказывается по закону
Как относиться к граффити, это решает каждый для себя самостоятельно, но речь идет о юридической стороне. Поэтому любое осквернение или повреждение наказывается по закону.
Ответственность за хулиганство и вандализм
Хулиганство и вандализм считаются экстремистскими действиями и подлежат уголовному наказанию. Хулиганство в УК РФ – это 213 статья. Меры наказания для хулиганов:
- обязательные работы, длительностью 180-240 часов;
- исправительные общественные работы (от нескольких месяцев до 2 лет);
- лишение свободы до 5 лет в особо тяжелых случаях.
Для вандализма ответственность и наказания более мягкие, кроме случаев кладбищенского вандализма, когда происходит надругательство и уничтожение тел усопших, могил, памятников. Статья УК РФ 244 предусматривает административный штраф для родителей несовершеннолетних, совершивших преступление и лишение свободы совершеннолетних граждан от 3 месяцев до 3 лет. В остальных случаях вандализма (порча имущества, оборудования, транспорта) статья 214 предполагает:
- исправительные работы в течение назначенного времени;
- арест от 15 суток до 3 месяцев.
Как художники портят чужие произведения
В 1974 году молодой художник Тони Шафрази, впоследствии ставший успешным арт-дилером, пришел в MoMA и нанес на «Гернику» Пикассо надпись KILL ALL LIES, которая, впрочем, была быстро стерта. Таким образом художник хотел «осовременить» работу испанца. Шафрази отделался штрафом.
В 1997 году российский художник Александр Бренер получил пятимесячный срок за то, что испортил картину Казимир Малевича «Белый крест», выставленную в амстердамском Стеделейк-музее. Он нарисовал на полотне зеленой краской знак доллара — «прибил доллар к кресту, как Иисуса». «Я подозвал охранника и продемонстрировал ему нашу с Малевичем работу. Бедняга просто не знал, что и подумать! Ему казалось, что все на месте, все в порядке, это был явно не эксперт по Малевичу. Зато как озверели кураторы!», — рассказывал Бренер.
Такое «cоавторство» художников и их «диалог» с мастерами прошлого не всегда воспринимается обществом как художественная акция и часто оказывается наказуемым. Тем не менее признанные современные художники, создающие новые произведения посредством арт-вандализма, избегают и порицания и наказания. Вот несколько примеров таких эпатажных проектов.
Хрестоматийный пример художественного вандализма, который скорее был оценен, нежели осужден, — работа известного абстрактного экспрессиониста Роберта Раушенберга. В 1953 году он выпросил в подарок рисунок у известного представителя того же течения Виллема де Кунинга. Де Кунинг согласился, а Раушенберг стер карандашный набросок и выставил его под названием «Стертый рисунок Де Кунинга».
В 1995 году один из самых популярных современных художников Ай Вэйвэй разбил древнюю вазу династии Хань. Перфоманс, по замыслу китайца, символизировал упадок национальной культуры в эпоху глобальной экономики. Эта художественная акция нашла своих почитателей и даже последователей. В 2014 году художник Максимо Каминеро зашел в музей в Майами, где проходила выставка Ай Вэйвэя, и разбил одну из ваз, уже созданных самим художником. Каминеро объяснил свой поступок тем, что таким образом протестует против того, что Pérez Art Museum Miami выставляет только иностранных художников.
Современные британские художники, братья Джейк и Динос Чепмены к концу 2000-х собрали коллекцию портретов неизвестных авторов XVIII–XIX веков. На основе этих картин они создали собственный арт-проект, придав лицам жутковатые черты и дорисовав на них признаки разложения.
Еще один их известный проект — «переработка» акварелей Адольфа Гитлера, приобретенных ими на аукционе. Художники пририсовали к пейзажам Гитлера радуги, звездочки и сердечки. «Если ад существует и Гитлер находится там, он наверняка вертится от злости, глядя на то, во что мы превратили его картины», — сказал Джейк Чепмен, отметив, что был бы рад, если бы Гитлер был хиппи.
В 2013 году галерея Tate провела масштабную выставку, посвященную вандализму в отношении произведений искусства в Великобритании, Art Under Attack. То, что факт порчи искусства оказался в центре выставочного проекта, ставит точку в споре о том, считать ли вандализм художественной акцией.
Вандализм на кладбище
Это особая категория преступлений, требующая пристального внимания правоохранительных структур. Следует сказать, что уголовное законодательство разделяет ответственность за акты вандализма и осквернение мест захоронения.
Родственники умерших приходят на могилы, чтобы почтить их память. Они ухаживают за местом захоронения, ставят цветы, убирают сорняки и мусор. Крайне отрицательное влияние на родственников оказывают действия вандалов, разоряющих могилы, выкапывающих тела, наносящих надписи, оскорбляющие как самих умерших, так и их близких.
Существуют индивиды, которые используют кладбища как места проведения ритуалов и даже жертвоприношений. Сравнительно недавно большой резонанс вызвали действия одной девушки, убивавшей животных на могилах.
Часто акты вандализма на кладбище совершают подростки в состоянии опьянения. Мотивом может быть стремление самоутвердиться среди сверстников, вызвать расположение к себе со стороны взрослых и пр. Преступными признаются действия, связанные с:
- Нарушением целостности могил. Речь о повреждении надгробий, раскапывании места захоронения, разрушении гроба и пр.
- Осквернением тела умершего. Есть такое понятие, как некрофилия. Она предполагает совершение насильственных действий с трупом.
- Нанесением нецензурных надписей и рисунков на памятники, надгробия.
«Против коммерциализации искусства»
«Белый супрематический крест», Казимир Малевич, 1927 год. Фото: blog.rowleygallery.co.uk
В январе 1997 года в музее «Стеделек» в Амстердаме уроженец Алма-Аты, художник-акционист Александр Бренер нанес повреждение картине Казимира Малевича «Белый супрематический крест» (также известна как «Белый крест на сером фоне», «Супрематизм». — Прим. TUT.BY). Он нарисовал на полотне зеленой краской из баллончика символ доллара — свой акт Бренер назвал актом против «коммерциализации искусства».
Бренер получил по решению суда пять месяцев тюремного заключения плюс пять месяцев условно. Кроме того, на него наложили двухгодичный запрет на посещение «Стеделека», а также обязали оплатить стоимость работ по реставрации картины.
«Экстремисты напуганы историей и культурой»
В течении нескольких лет боевики запрещенной в России организации «Исламское государство» уничтожали памятники культуры для порабощения национального самосознания и борьбы с идолопоклонством. Кроме того, для террористов продажа культурных ценностей — один из источников финансирования.
Триумфальная арка Пальмиры, построенная еще в III веке, была одной из главных достопримечательностей Сирии и входила в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако в мае 2015 года боевики захватили памятник архитектуры и в октябре взорвали его с помощью самодельных бомб.
Триумфальная арка Пальмиры до разрушений. Фото: Bernard Gagnon, 2010
«Новое разрушение показывает, насколько экстремисты напуганы историей и культурой, потому что понимание прошлого подрывает и лишает легитимности (законности — примеч. автора) отговорки, которые они используют для оправдания преступлений, и показывает их как выражение чистой ненависти и невежества», — говорила Ирина Бокова, бывший гендиректор ЮНЕСКО.
Сегодня восстановлением Триумфальной арки занимаются Россия, ЮНЕСКО и Генеральный департаментом древностей и музеев Сирии. Эксперты уже разработали для дальнейшей реставрации, которая начнется в этом году.
На обложке: «Вандалы сбросили с пьедестала статую Королевского ботанического сада», Getty Images, 14 июля 1989 года