Содержание
Основная функция прав человека — защищать неотъемлемые, основные права, на которые мы изначально имеем право просто потому, что мы люди. Чтобы гарантировать уважение к нашей жизни, свободе и стремлению к счастью. Однако эти права мало используются во время войны или других ситуаций человеческого насилия. Трудно кому-то оставаться в безопасности и не пострадать, повреждены или нарушены другими.
В «теории истории» Гегеля есть идея, что принципы тезиса и антитезиса (события истории) разрешились в том, что мы сегодня знаем как синтез в качестве основы. Синтез сбалансированных противоборствующих сторон. Однако кажется, что Гегель как в своей теории истории, так и в своей «диалектике господин-раб» был слишком оптимистичен.
Нет ничего безумного в том, чтобы утверждать, что история движется вперед с плохой стороны. С текущей призмы, с помощью которой мы можем видеть прошлые и настоящие события и предсказывать будущее на основе опыта, то есть.
Даже в книге Бытия мы видим, что бог авраамических религий использовал насилие, когда изгонял людей из их земного рая. Все для того, чтобы отважиться попробовать запретные знания. По их мнению, Бог может обладать только знанием. Более того, Ева высокомерно согрешила, съев яблоко с дерева мудрости. Далее следует боль и насилие как братья Каин и Авель своими действиями раскрывают нам загадку всех трагедий.. Стремление к обладанию и власти. (Каин означает «владение», а Авель представляет «невинность»).
Дух господства и влечения к смерти
Мы могли бы сказать, не боясь ошибиться, что желание обладания — это просто желание господства. Когда у кого-то нет того, что он хочет, он должен искать это в другом месте. Именно здесь мы обнаруживаем, что этот человек жаждет обладать другим. Кроме того, они могут получить его, только схватив его и не отпуская.
Именно это стремление обладать тем, что ведет нас, людей, к насилию и побуждает убивать. Вот почему Фрейд концептуализировал это как «влечение к смерти». Обладание — это не что иное, как желание доминировать над другими, чтобы обладать тем, что у них есть. Если носитель объекта желания отказывается дать господину то, что он хочет, он погибнет в результате акта насилия.
Или, как сказал Ницше, «там, где есть жизнь, — воля к власти. И даже самые сильные живые существа будут рисковать своей жизнью ради большей власти. Это говорит о том, что воля к власти сильнее воли к выживанию«. То есть, чтобы сохранить то, что у вас есть, вы должны расширяться.
Александра Митрошина
Блогерка
По статистике, каждая третья женщина хотя бы раз в жизни подвергается физическому или сексуальному насилию. Многие обращаются в полицию за помощью, но у сотрудников нет никаких реальных инструментов, чтобы их защитить. Все, что они могут сделать, это иронично сказать: «Когда убьют, тогда и звоните». Причем, это реальный случай, произошедший с Яной Савчук. Через пять минут после того, как из ее квартиры уехали полицейские, муж действительно ее убил.
Нам необходим закон о домашнем насилии, чтобы женщин могли изолировать от угрозы сразу же после обращения в полицию.
А потом пусть разбираются, кто прав и виноват. Сейчас же ты приходишь в полицию с побоями, насильника в лучшем случае обязуют выплатить штраф, а по возвращении домой все повторяется с еще большей агрессией.
Мне кажется, мужчины из «Мужского государства» боятся, что исчезнет культ мужской силы, агрессии и доминирования. В результате они потеряют свое привилегированное положение в социальной иерархии.
Проблема домашнего насилия разрешится, но не скоро. Несмотря на то, что уже несколько лет идет борьба за принятие закона, в Госдуме по-прежнему все молчат
Но если СМИ и блогеры продолжат привлекать внимание к этой проблеме, то рано или поздно это случится
Зара Мхитарян
Эта проблема каждого из нас
Для меня происходящее особенно важно, потому что это случилось в армянской семье. Я являюсь представителем этой нации, и для меня нонсенс, что наша диаспора молчит
Моя цель — выразить свою позицию: девчонки стали жертвами больного человека, а его в свою очередь поощряла наша система. Из‑за того, что эта система могла его крышевать, он становился еще агрессивнее и самоутверждался за счет своих детей.
Во всех цивилизованных странах, которых в России почему‑то считают агрессорами, девочки были бы в терапевтической больнице, а не в тюрьме.
Это глобальная проблема новой России и всего постсоветского пространства. Также это проблема моих соотечественников, которые забыли о своих ценностях, потому что они стараются всячески игнорировать происходящее. Москва — город, где можно найти свою зону комфорта, жить и не париться. Мне очень обидно, что 4-5 миллионов армян, которые здесь находятся, застряли в этой зоне комфорта. Мне больно это видеть, не понимаю, что происходит с людьми. И мне кажется, что уже слишком поздно: сейчас девчонок убивает система. Не знаю, сможем ли мы это остановить, но мы не позволим опорочить наши ценности.
Кто побеждает в жестоком мире
Для Адольфа Гитлера только Германия представляла культуру и силу. В его стране была воля к власти, а не у другого хозяина. В конце концов, ни в одной другой стране не было того, что было в Германии. Именно из этой идеи возникла его потребность расширяться и убивать, чтобы увеличивать свою империю.
Как мы уже говорили ранее, когда вы действительно чего-то хотите, вы должны доминировать над тем, у кого это есть, чтобы обладать этим. В этом случае, как уже утверждал Гегель, побеждает тот, у кого меньше страха смерти.
Стремление к мастерству духовно и, следовательно, мотивирует. Однако страх смерти — это плотский страх, который превращает людей в простых млекопитающих. Те, кто продолжают сражаться, сохраняют свое состояние мыслящих людей.
Мир принадлежит мастерам. У них есть война и средства массовой информации, необходимые для завоевания мир. Кроме того, они могут владеть миром, потому что люди боятся. А те, кто боятся, не бунтуют.
«Только тот, кому принадлежит молодежь, обретает будущее».
-Адольф Гитлер-
В возрасте до 18 лет ребенок увидит 16 000 убийств по телевизору.
Трудно поверить, что каждый раз, когда мы слышим о другой массовой стрельбе, ничто не могло ее предотвратить. К сожалению, мы знаем, что массовые расстрелы будут продолжаться, будь то результат международного терроризма или рук соседа. Хотя агрессор или группа агрессоров могут испытывать гнев по отношению к определенной группе лиц, их акты насилия приводят к жертвам разного возраста, этнических групп и религий.
Анализ данных о безопасности в каждом городе для безопасности оружия в период между 2009 и 2016 годами от Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC), Национальной системы статистики жизнедеятельности и Федерального бюро расследований (ФБР) сообщает о многочисленных тревожных фактах ,
Более того, Соединенные Штаты являются страной с большинством вооружений на душу населения. Четыре из семи человек владеют оружием в своем доме или живут в доме, в котором кто-то обладает оружием. Ежегодно в результате огнестрельного оружия ежегодно ранено около 97 820 человек – 268 в день. Было также установлено, что в период между 2012 и 2016 годами было зарегистрировано около 35 000 смертей, связанных с применением оружия: 21 600 человек были самоубийствами и 12 800 человек стали жертвами убийств.
Однако эта информация не объясняет причин насилия. Он не отвечает на вопросы о психическом здоровье тех, кто нападает или получает доступ к огнестрельному оружию в обществе, которое оккупировало насилие.
Многие считают, что оружие необходимо для обеспечения безопасности. Однако некоторые страны, такие как Япония, приняли много и очень строгие законы о контроле над оружием. Гражданам разрешается приобретать ружья и воздушные винтовки после посещения класса в течение всего дня, сдавать письменный экзамен и проходить тест на стрельбу с отметкой не менее 95%. Кроме того, завершается фоновый осмотр, который включает в себя психическое здоровье, употребление наркотиков, а также отношение родственника и другого коллеги к заявителю. Ружья проверяются один раз в год. Через три года те, кто стремится продлить свои лицензии на оружие, проходят такой же строгий процесс. В Японии число погибших составляет примерно 10 человек, население которых составляет 128 миллионов человек. Австралия также смогла сократить свою проблему на 40%, когда в 1996 году была реализована программа против использования огнестрельного оружия. Почему США не могут сделать что-то подобное, учитывая, что в странах, где есть больше контроля над оружием законов существует меньше смертельных случаев, связанных с оружием.
В Соединенных Штатах сложная проблема заключается в том, что индустрия оружия порождает миллиарды зарубежных доходов для страны.
В Соединенных Штатах у нас есть история насилия и военной активности во всем мире. Мы живем в культуре насилия, где оружие является символом власти для некоторых. Оружие без пользователей безвредно. Легко сказать, что преступление совершает не пистолет, а тот, кто нажимает на курок. Это вопрос психического здоровья.
Это также вопрос пола. Почему мужчины прибегают к оружию, чтобы их услышали? Неправильно ли мы воспитываем наших детей? Это также тема образования? Можем ли мы иметь образовательные планы, которые учат наших детей, как разрешать конфликты с того времени, когда наш ребенок начнет школу?
Следовательно, как и во всех других проблемах сложного общества, ответ нелегкий. Эта страна предлагает удивительные возможности, но перемещаться по ним иногда сложно. Человек, страдающий психическим заболеванием, не всегда располагает необходимыми ресурсами для поддержания здорового образа жизни. Права человека защищают их в той мере, в какой общество может вмешаться, чтобы помочь, если лицо не дает согласия.
Самый распространенный профиль – ангел-мужчина, затворник, с проблемами отношений с другими и без поддержки семьи. Когда кто-то с расстройством личности и психическим состоянием находится в поисках ответов, потому что этот отчужденный человек чувствует, что он заслуживает чего-то лучшего и имеет доступ к огнестрельному оружию, существует риск найти «власть» с насилием. Это не только проблема психического здоровья, но и социальная и политическая проблема.
Света Коваленко
Организаторка «Марша сестер»
Мне кажется, власти не считают эту проблему действительно важной, если не дают нам говорить об этом в центре столицы. Шансов на оправдательный приговор очень мало
Мы надеемся, что дело будет переквалифицировано в самооборону. Учитывая общественный резонанс, это возможно.
Домашнее насилие — очень многослойная проблема. Мы все живем в культуре насилия. У нас всегда виновата жертва: она сама довела, она могла этого избежать, она могла уйти.
У нас девочек учат не связываться с плохими парнями, но при этом им никто не объясняет, как не стать плохими в отношении с девушками. Поэтому все транслируется на жертву. Людям вообще страшно признавать, что это происходит вокруг них. Они хотят жить в каком‑то вакууме, в котором нет насилия и проблем, часто закрывают глаза, когда сталкиваются с этим. Что уж говорить об эмпатии к постороннему человеку.
Как патриархат влияет на жизнь женщин
По словам социолога Ольги Савинской, женщинам часто приходится соответствовать патриархальным нормам поведения, но эти нормы уже не согласуются с возможностями наукоемкого общества и его технологий.
Когда-то женщинам нужно было рожать по восемь — десять детей из-за высокой младенческой смертности, чтобы хотя бы несколько из них выжили и могли обеспечивать семью в будущем. Благодаря современной медицине дети умирают реже. Поэтому женщина может родить одного-двух детей и идти работать, ей не обязательно посвящать себя только семье, приводит пример Савинская.
Последствия патриархата в обществе для женщин можно перечислять долго. С детства девочек могут стыдить за «неженственные» черты характера — такие, как безэмоциональность или настойчивость вместо уступчивости. А еще заставляют носить в школе юбки и платья, даже если девочке нравится ходить в брюках, или заниматься игрой на флейте вместо каратэ.
Девушки сталкиваются с репродуктивным давлением. В 20 родственники могут интересоваться, когда замуж, а в 25 рассказывать с очевидным намеком, что у дочки знакомой уже третий ребенок.
В патриархальном обществе женщинам сложнее строить карьеру. С одной стороны, от них ожидается, что они выберут стереотипно женскую работу — например, преподавать литературу в школе, а не заниматься ковкой по металлу или конструировать самолеты.
В России женщины реже получают высшее образование по техническим специальностям — 32% против 68%. А еще реже занимаются научной работой: женщин на 22% меньше среди исследователей, на 16% — среди кандидатов наук и на 46% — среди докторов.
Например, в спецпроекте «Теорий и практик» о дискриминации женщин в науке географ рассказывает, как начальник полевой экспедиции не взял ее на один из выездов со словами, что женщина на корабле — плохая примета. А генетик-иммунолог вспоминает, как на собеседовании ее спросили, точно ли она не хочет сменить науку на модельный бизнес.
Бездетным женщинам отказывают в приеме на работу со словами, что они уйдут в декрет. А женщинам с детьми говорят, что они будут постоянно уходить на больничные или брать отгулы.
За одну и ту же работу, которая требует одних и тех же навыков и занимает то же самое время, женщина может получать меньше денег — просто потому что она женщина. По данным проекта «Если быть точным», в России гендерный разрыв в оплате труда составляет 31%.
Вместе с рабочим днем проблемы не заканчиваются. Нередко после него женщины возвращаются домой уставшими и весь вечер забираются уборкой — такую двойную нагрузку исследователи называют «второй сменой». По статистике, женщины тратят на домашние дела и заботу о родственниках в два раза больше времени, чем мужчины.
Женщины также сталкиваются с бытовым сексизмом. Например, когда они расстроены, окружающие могут обесценивать их эмоции: «бабы вечно плачут по любому поводу», «у нее наверняка ПМС». Мужчины на улицах могут делать комментарии о внешности и одежде женщин. А еще домогаться, несмотря на просьбы прекратить. По данным агентства «Михайлов и Партнеры», 47% российских мужчин не считают отказом, когда женщина говорит «нет».
~
Одна из технологий, продуктивность которой значительно выросла еще до начала Промышленной революции, — книгопечатание. До изобретения Гутенбергом в 1452 г. печатного пресса каждую копию книги переписывали от руки. Этот процесс был не только длительным (чтобы переписать 250-страничную книгу, требовалось 37 человеко-дней), но и весьма неэффективным в смысле использования энергии и материалов. Рукописный текст различать труднее, значит, рукописные книги должны быть большего формата и на них требуется больше бумаги. Переплет, хранение и транспортировка объемных фолиантов тоже обходились дороже. За два века после Гутенберга книгоиздание стало высокотехнологичным бизнесом и производительность изготовления бумаги и книгопечатания выросла более чем в 20 раз (рис. 4–8), опережая темпы роста всей британской экономики времен промышленной революции.
Новая эффективная технология издания книг привела к взрыву книгопечатания. На рис. 4–9 видно, что число книг, издаваемых в год, в XVII в. стабильно росло, а к концу XVIII в. взлетело до небес.
При этом книги не были забавой одних лишь аристократов и интеллектуалов. Как отмечает литературовед Сюзанна Кин, «к концу XVIII в. платные библиотеки с выдачей книг на дом уже были широко распространены в Лондоне и провинциальных городах и большую часть их книжных фондов составляли романы». С ростом доступности книг росло и желание читать. Сложно оценить уровень грамотности до эпохи всеобщего образования и стандартизированных тестов, но историки отыскали убедительные косвенные показатели, например процент людей, сумевших расписаться в книге регистрации актов о заключении брака и в судебных документах. Рис. 4–10 показывает пару временных рядов, составленных Кларком и позволяющих предположить, что в XVII в. уровень грамотности в Англии удвоился и к концу столетия большая часть мужчин Англии уже умела читать и писать.
Одновременно с этим рос уровень грамотности и в других странах Европы. К концу XVIII в. большинство французов умели читать, и, хотя по другим странам показатели грамотности за тот период недоступны, есть все основания предполагать, что в начале XIX в. в Дании, Финляндии, Германии, Исландии, Шотландии, Швеции и Швейцарии большинство мужчин были грамотными. Читающая аудитория росла, но и это еще не все: люди начали читать иначе — изменение, которое немецкий историк Рольф Энгельсинг назвал «революцией чтения».
Теперь читали не только религиозные, но и светские книги, читали не вслух, а про себя, читали актуальные памфлеты и периодику, а не многократно перечитывали несколько канонических текстов вроде альманахов, религиозных трактатов и Библии. По словам историка Роберта Дарнтона, «конец XVIII в. действительно кажется поворотным пунктом, временем, когда широкой публике становится доступно гораздо больше материалов для чтения, когда возникает широкая читательская аудитория, которая в XIX в. вырастет до огромных размеров — с промышленным производством бумаги, появлением паровых печатных станков, линотипа и практически поголовной грамотностью».
И конечно, людям XVII и XVIII в. уже было о чем читать. Научная революция показала, что обыденный человеческий опыт — это лишь узкий сегмент знаний на шкале от микроскопического до космического и наш дом во Вселенной вовсе не центр мироздания, а огромный камень, обращающийся вокруг звезды. Благодаря открытию Америки, Океании, Африки и морских путей в Индию и Азию европейцам явились новые миры: стало известно о существовании экзотических народов, жизнь которых была совсем не похожа на жизнь европейских читателей.
Развитие письменности и грамотности кажется мне самым подходящим кандидатом на роль внешней причины, запустившей Гуманитарную революцию. Изолированный мирок деревень и кланов, постижимый с помощью пяти чувств и обслуживаемый единственным провайдером контента — церковью, уступил место феерии народов, мест, культур и идей. И в силу разных причин расширение границ мышления вполне могло добавить человеколюбия чувствам и убеждениям людей.
Вероника Ефремова
Я считаю, что самооборона не должна считаться преступлением. Девочки поступили так, потому что это был единственный вариант. Их никто не защищал: родная мать оставила; хотя ей, наверное, тоже было страшно. В любом случае, других вариантов, кроме как продолжать терпеть насилие, у них не было. Поэтому они не должны сидеть — это была самооборона. Люди, которые считают иначе, просто не особо понимают, что произошло. Они, вероятно, не сталкивались с насилием, а я сталкивалась. И это очень неприятные воспоминания, которые так или иначе отражаются на твоей психике. Из‑за этого мне еще больше хочется, чтобы девчонок оправдали.
Где узнать еще больше
Книги:
- Кэрол Гиллиган и Наоми Снайдер, «Почему патриархат все еще существует»
- Суламифь Фаэрстоун, «Диалектика пола»
- Бэлл Хукс, «Загадка женственности»
- Кэролайн Перес, «Невидимые женщины. Почему мы живем в мире, удобном только для мужчин. Неравноправие, основанное на данных»
- Линда Скотт, «(Не)женская экономика. Как гендерное неравенство ограничивает наш экономический потенциал»
Видео:
- «Как ученые придумали матриархат»
- Сериал FEM IS
- «Екатерина Шульман // О гендерных стереотипах, патриархальности и зарплатах»
- «Идеальный мужчина патриархата и что с ним не так»
- «Зачем мужчинам бороться с патриархатом»
Как патриархат влияет на жизнь мужчин
Влад Кривощеков
докторант Бернского университета (Швейцария), социальный психолог, автор телеграм-канала Men & Masculinities Channel
Гендерные стереотипы вредят и мужчинам, и тем, кто их окружает. Исследователей беспокоит, что мужчины суицид в среднем чаще женщин. Во многих странах ниже как продолжительность жизни мужчин, так и их удовлетворенность жизнью.
Помимо всего, гендерные стереотипы мешают быть аутентичными. Они как бы засовывают человека в коробку и говорят: «Внутри этой коробки ты можешь жить и передвигаться, но выход из нее будет плачевным».
Как объясняет Кривощеков, есть семь основных стереотипов о мужчинах:
- антифеминность;
- агрессивность;
- ограниченная эмоциональность;
- доминирование;
- гиперсексуальность;
- негативное отношение к геям и всему, что ассоциируется с гомосексуальностью;
- уверенность в себе.
Если мужчина не следует этим стереотипам, он может сталкиваться с вербальным или физическим насилием.
По словам эксперта, гендерные стереотипы мешают мужчинам свободно выбирать профессию. Некоторые мужчины хотели бы работать специалистами по маникюру или воспитателями в детском саду, а общество предписывает им стремиться к карьере в бизнесе.
Влад Кривощеков
докторант Бернского университета (Швейцария), социальный психолог, автор телеграм-канала Men & Masculinities Channel
В целом исследования показывают, что жизнь в системе патриархата незавидна для мужчин. Это про депрессии, это про то, что мужчины реже обращаются за помощью, чтобы не выглядеть слабыми. У мужчин меньше глубоких дружеских связей, потому что в свете маскулинных норм дружба — нечто инструментальное. Она всегда основана на общих занятиях, будь то рыбалка или видеоигры, но в ней не хватает разговоров о совместном опыте и поддержки друг друга.
Существует определенная слепота по отношению к опыту мужчин. Из недавнего: есть исследования на тему, как мужчины переживают рак молочной железы. Не все знают, что это заболевание может быть не только у женщин. Случаев, когда диагноз ставят мужчинам, меньше процента от общего числа, но этот процент реален.
В итоге вся система, которая нацелена на лечение рака молочной железы, не приспособлена к опыту мужчин. Например, мужчинам дают брошюры с советами спать в лифчике. Или человек с заболеванием приходит в женскую консультацию, а врач говорит ему: «Я ничего не знаю о раке молочной железы у мужчин, мне не платят за то, чтобы я вас лечил, и вообще вам здесь не место».
Когда говорят о мирных жертвах боевых конфликтов, вспоминают женщин и детей, игнорируя опыт мужчин, которые не участвуют в военных действиях. Мужчин в меньшей мере воспринимают как невиновных, поэтому реже готовы принимать как беженцев. При этом вероятность гибели мужчин среди гражданского населения выше до девяти раз.
По данным проекта «Если быть точным», в России мужчины умирают на десять лет раньше женщин — этот разрыв больше, чем в любой другой стране мира. Для мужчин также в пять раз выше процент насильственных смертей. Мужчины чаще женщин страдают от туберкулеза (47 человек против 25 в расчете на 100 тысяч), алкоголизма (66 против 19) и наркомании (16 против 3).
По подсчетам Росстата, российские мужчины совершают суицид чаще женщин в семь раз. Эта разница тоже выше, чем во многих странах. В 2019 году Россия оказалась на девятом месте в антирейтинге ВОЗ по уровню мужских самоубийств.
Джавид Мамедов
Член организации «Социалистическая альтернатива»
Я пришел сказать, что солидарен с активистами и активистками, которые пришли сегодня сюда бороться за свободу сестер Хачатурян. Они действительно невиновны. Сегодняшнее мероприятие носит широкий политический характер, поскольку домашнее насилие происходит почти в каждой второй семье, но никакой помощи его жертвам не оказывается. Мы призываем к созданию комитетов женской борьбы, с помощью которых можно было бы воздействовать на полицейские участки, чтобы те действительно начали защищать жертв домашнего насилия. А также — на государство, чтобы оно выделяло деньги на создание кризисных центров в каждом районе. Пока что таких комитетов не существует, но мы стараемся поддерживать и продвигать инициативу их создания.
Людмила Сукова
Считаю, что вопрос с сестрами должен быть урегулирован максимально мягко. Им нужна реабилитация и интеграция в общество, а не тюрьма. Мне страшно читать комментарии некоторых парней. Понимаю, что если сестер выпустят, они снова столкнуться с бесконечным унижением. Найдутся те, кто будет обвинять их в убийстве и говорить, что они во всем виноваты сами. И я не знаю, что мы можем с этим сделать.
Я сегодня очень долго спорила с представителями «Мужского государства». Они утверждали, что парни тоже сталкиваются с насилием в обществе, поэтому вышли отстаивать свои права, как феминистки — женские. Говорили: «Вообще-то, мы тоже страдаем». Ну окей, значит мы все тут страдаем.
Новости партнёров
Для богатых и с языком: США ужесточили правила выдачи грин-карт
За кого болеть: краткий гид по чемпионату мира по футболу среди женщин
Камеры сняли вооруженное нападение на полицейских в Нальчике
Самолеты ВВС США прибыли на Украину для участия в военных учениях «Чистое небо — 2018»
«Я вырос со знанием, что Сталин — чудовище». Шифрин рассказал Дудю о репрессированном отце из Орши
Росгвардия обратится в суд из-за публикаций РБК о поставках продуктов
Дане Борисовой испортили волосы на «Модном приговоре»
В ЛНР сообщили о расстреле националистов из «Азова» солдатом ВСУ
Человеческое насилие и стремление к власти
Для Ницше в людях преобладает воля к власти, и это важно и важно. Воля к власти бросает человека в мир жизни, а не работы
Воля к власти существует, потому что это постоянная эволюция. Мы любим себя и не просто хотим сохранить то, что имеем, но и боремся, чтобы получить больше.
Именно в этом противостоянии того, что у вас уже есть, и того, что вы хотите. Между хозяином и рабом; где раб подчиняется потому что они боятся умереть, и вот как они подчиняются и сведен к нулю. Только те, кто меньше боится, кто желает большего, кто не против причинить вред другим и борется за то, что они хотят, сохранят свое человеческое достоинство.
Эта теория человеческого насилия утверждает, что оно существует, потому что существовало всегда и будет существовать вечно. Это присуще человеку и, к счастью или к сожалению, является частью нашей природы.
Ирина И.
Организаторка фестиваля «Женщины. Инвалидность. Феминизм»
Это системная проблема. Я знаю, что женщины, которые имеют какие‑либо элементы угнетения, — например, у них есть инвалидность, или они являются представительницами народности с патриархальным строем — подвержены насилию гораздо чаще остальных. Как женщина с инвалидностью, считаю своим долгом выступить против подобной системы и внести свою лепту в разрушении патриархата, эйблизма, расизма и прочих нехороших вещей.
Не хотелось бы, чтобы подобные дела постоянно решались только с условием выхода людей на улицы. Хочется, чтобы справедливость правосудия было правилом, а не исключением.
Эмилия Григорян
Организаторка «Марша сестер»
Очевидно, что мэрия считает проблему домашнего насилия не такой серьезной, чтобы отдавать под нашу акцию центр города. А мы считаем, что участники марша должны оставаться в зоне видимости, поэтому отказались от предложенного властями маршрута в Люблино.
Мы собираемся пересогласовать марш на 27 июля. Если нам без обоснований отказали в одном маршруте, то наверняка смогут отказать и в другом. Но если мы предложим сразу несколько вариантов, то шансов устроить марш гораздо больше.
Акцию 6 июля нам отказали по причине того, что на Пушкинской площади якобы нет места для сбора большого количества людей. Хотя мы все понимаем, что это не так.
Я могу объяснить, почему молчат армяне. Если они признают факт насилия, то это поведет за собой целую цепочку последствий. Им придется признавать и другие несовершенства традиционной патриархальной семьи, которая всегда считалась для них примером. Люди выросли в этой системе и кажется, что по-другому быть и не может. А еще армяне считают себя очень сплоченным народом. Поэтому признать, что конкретный армянин насиловал своих дочек, для них то же самое, что сказать: «Армянские отцы насилуют своих дочек». Поэтому они очень держатся за свою идеалистическую картину. Но я думаю, что это ненадолго.
От «Мужского государства» нам действительно поступали угрозы, хотя сейчас они нелепо предоставляют подделанные скриншоты как опровержение. Говорят, что мы все вырвали из контекста. Но есть переписки, в которых они договариваются о том, чтобы прийти на поэтические чтения в поддержку сестер с водяными пистолетам, наполненными мочей, и расстрелять присутствующих. Мне очень стыдно за них.
Есть мнение, что если сестер освободят, то им просто не дадут жить. Я считаю, что девушки должны находится под защитой государства, им необходима реабилитация и полная изоляция от родственников отца.
Суть явления
Сейчас патриархатом часто такое общественное устройство, при котором женщины являются объектом угнетения и эксплуатации, а также оказываются в подчиненном положении. Но на протяжении истории значение этого термина менялось.
Ольга Савинская
социолог
Патриархат сложно обозначить одним определением. Точно так же специалисты по культуре спорят над тем, что такое культура. Патриархат — это одна из базовых категорий, которые пронизывают все и формируют порядок в обществе.
Концепция патриархата стала популярной в XIX веке. Все началось с того, что в 1861 году швейцарский ученый Иоганн Якоб Бахофен опубликовал книгу «Материнское право». Опираясь на примеры из истории и мифологии, Бахофен пытался обосновать, что в архаическом обществе власть принадлежала женщинам, и называл это матриархатом.
По логике Бахофена, если существовал матриархат, должен был быть и патриархат. Его идеи вдохновили современников.
Например, Энгельс в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» доказывал, что женщины подчиняются мужчинам не по своей природе, а потому, что так сложились отношения в обществе. Энгельс считал, что женщины изначально обладали более высоким статусом и более широкими правами в обществе. Поэтому женщин вынудили следовать единобрачию и посвящать себя семье, чтобы мужчины получили их власть и положение. Философ и историк называл это первым классовым противостоянием из существующих.
По логике Энгельса, идеалы целомудрия и верности женщин обеспечивали уверенность мужчин в том, что имущество будет передано их наследнику. Контроль над частной собственностью, в свою очередь, был важен для становления капитализма — общественного строя, который основан на власти господствующего класса над средствами производства, такими, как станки и сырьё.
Современные антропологи считают, что патриархата в чистом виде никогда не было. Доказательств существования матриархата тоже не нашлось.
Тем не менее идею подхватили феминистки второй волны, такие как Кейт Миллет, Суламифь Файерстоун или Кэрол Гиллиган. Они использовали концепцию патриархата как теоретический инструмент для анализа современного им общества.
По словам социолога Ольги Савинской, гендерные теории исследуют, как сложились роли мужчин и женщин, а также стереотипы об обоих полах. Они приходят к выводу, что это не нечто естественное — люди сами создают правила в обществе и передают их из поколения в поколение.
Как объясняет Савинская, классические теории 1960-х и 1970-х годов акцентировали внимание на том, как патриархат ограничивает возможности людей. При патриархате у женщин нет шанса проявить себя — а иногда он есть, но его не получается реализовать из-за культурных предубеждений
В конечном счете из-за этого страдает все общество: женщины не приносят ему ту пользу, которую могли бы.
По данным исследования McKinsey & Company, если женщины будут полностью участвовать в экономике, к 2030 году ВВП европейских стран может вырасти на 146 миллиардов евро. Это 8,3% ежегодно.
Еще пять лет назад прежний министр экономического развития Максим Орешкин заявлял: если бы в России экономическая активность женщин сравнялась с активностью мужчин, ВВП страны вырос бы на 13-14%.
Ольга Савинская
социолог
Когда женщины боролись за то, чтобы у них были равные права, и за осознание того, чем вредит патриархат на культурном уровне, некоторые мужчины воспринимали это как претензии на их позиции. Но на самом деле разговор о патриархате — это разговор о том, как изменить саму систему позиций, как перестроить общество и наше взаимодействие, чтобы избежать иерархии, которая сдерживает развитие человеческого потенциала.
Например, в Российской империи XIX века женщины стремились не отнять у мужчин право на образование, а добиться этого права для себя. Но от вклада в науку таких ученых XX века, как Зинаида Ермольева или Наталья Бехтерева, выиграло все человечество.