«Малхолланд Драйв»
Еще одно творение Дэвида Линча многим критикам кажется менее запутанным, чем остальные. Но все равно это фильм для думающих людей, ведь даже при самом внимательном и вдумчивом просмотре не всем удается понять смысл с первого раза.
Едущую в автомобиле девушку чуть не настигает пуля таинственного убийцы, спасением оказывается то, что она врезается в другую машину. После аварии героиня теряет память. Она берет имя Рита, пытается начать новую жизнь. Но события прошлого настигают девушку, появляются вопросы, на которые нет ответа. Кем были двое мужчин, сидевших с ней в одной машине и погибших? Почему следователи убеждены, что эти мужчины ее похитили? А тут еще в жизни Риты появляется новая загадочная подруга Бетти, рядом с которой жизнь превращается в безумие.
- Год: 2001
- Страна: Франция, США
- Жанр: детектив, драма, триллер
- Рейтинг: «КиноПоиск» — 7,6; IMDb — 7,9
Атмосфера
Трейлер к фильму «Куклы» (2002)
Авторские фильмы, даже не очень удачные, отличаются особой атмосферой, стилем и ритмом, в них присутствует особая энергетика.
Авторы всегда очень тщательно выстраивают не только видеоряд в своем фильме — они скрупулезно создают атмосферу внутри своего творения.
Недаром японские режиссеры и сценаристы так органично вписались именно в это направление. Медитативная тягучая атмосфера, театральность — у них в крови.
Впрочем, возьмите любой фильм артхауса, будь то «Догвилль», «Куклы», «Мертвец» или «Малхолланд драйв» — такие разные произведения таких разных режиссеров, но каждый из них обладает своей неповторимой аурой, уникальной атмосферой, похожей на авторские духи, запах которых преследует зрителя даже после того, как он уже покинул кинотеатр.
В других видах медиа[править]
- Видеоигры
- Игры Tale of Tales, бельгийской студии из двух человек. Больше всего предмет статьи напоминает The Graveyard, чёрно-белая и медлительная «игра» про бабушку, которая приходит на кладбище, проходит мимо множества могил, садится на лавочку, начинает играть песня про неё (первый куплет — перечисление её умерших близких, далее идёт лирика; песня на голландском, опять-таки Европа, написана и исполнена каким-то безвестным любителем), а затем уходит. Это в триале, а платная версия отличается от триала только тем, что в ней наша бабушка-старушка умирает в случайный момент.
- Plug & Play и KIDS —
игрыинтерактивные сюрреалистические экспириенсы от швейцарского аниматора Михаэля Фрая (первая изначально создана как мультфильм, который ещё и победил в номинации «Лучший международный фильм» на Рижском международном фестивале короткометражных фильмов, что уже говорит о том, что нас ждёт.) Весь «хронометраж» нарисованные в двух цветах — чёрном и белом — человечки делают странные, непонятные и иногда неприятные вещи, которые вроде бы должны быть печальной аллюзией на отношения между людьми. А основные музыкальные темы — пение детских христианских хоров.
- Сетевая литература
Локальным мемом крипи-сайта «Мракопедия» стал аналог фестивального кино — «фестивальные пасты». «Даже черты схожи: скучное, тягучее действо, нарочито высокохудожественное безупречное исполнение (в нашем случае — до тошноты вылизанный литературный язык), ГЛУБОКИЙ СМЫСОЛ, аллегории, отсыл очки для „посвященных“…»
Человек, который изменил все / Moneyball (2011)
Уникальная по сюжету спортивная драма «Человек, который изменил все» рекомендована к просмотру тем, кто не верит в себя и возможность собственных достижений. Фильм снят по книге Майкла Льюиса «MoneyBall. Как математика изменила самую популярную спортивную лигу в мире».
У команды по бейсболу «Окленд Атлетикс» одна за одной случаются неудачи в Серии дивизионов Американской лиги, после чего группу покидают ключевые игроки. Главный менеджер Билли Бин хочет собрать сильную команду заново, полностью изменив ее состав, но денег на хороших игроков у команды нет.
Он обращается в Питеру Бренду, выпускнику Йельского университета – тот предлагает искать бейсболистов по схеме расчета полезности игроков на основе математических расчетов личностных показателей. Так в команде оказались, на первый взгляд, бесперспективные игроки, чему противятся действующие скауты. Новичкам не удается влиться в игру из-за сопротивления главного тренера «Атлетикс». Однако вскоре окажется, что шансом воспользовались все, а предложенная Брендом схема работает.
Почему стоит посмотреть: как показала история Билли Бина, даже из череды серьезных неудач можно найти выход, если проявить упорство и творчество. А тем, кто успехов еще не достиг, фильм дает немного веры в шанс, которым нужно успеть воспользоваться. Фильм получил высокие оценки кинокритиков, у него отличные рейтинги в мировых агрегаторах, в том числе в России. Киноленту можно увидеть в рейтингах топ-10 фильмов, стоящих того, чтобы их посмотреть.
Ссылки
Wikimedia Foundation
.
2010
.
Смотреть что такое «Арт-хаус» в других словарях:
— (англ. art house), авторское, культовое, нетрадиционное искусство (театр, кино, изобразительное искусство), обычно соответствующее сюрреалистическому (см. СЮРРЕАЛИЗМ), модернистскому (см. МОДЕРНИЗМ (в искусстве и литературе)) или… … Энциклопедический словарь
— … Википедия
Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия
Мини-отель Арт-Хаус
— (Санкт Петербург,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Марата … Каталог отелей
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Артём Семакин … Википедия
Артём Семакин Имя при рождении: Артём Сергеевич Семакин Дата рождения: 12 июля 1980 Место рождения: Челябинск, СССР … Википедия
В последнее время что только не называют арт-хаусом – и низкобюджетное кино, и кино на грани фола, и любое кино, снятое студентами университета Карпенко-Карого, и просто откровенно странное кино. Действительно ли это понятие так обширно или оно все же имеет свои рамки? Все ли авторское кино можно называть арт-хаусом? Как отличить арт-хаус от откровенной безвкусицы? За ответами на эти вопросы Be in Trend! обратился к специалистам из киноиндустрии.
Особенности артхауса
Исходя из толкования понятия, можно утвердиться в том, что артхаус – это жанр в кинематографе, но это может обозначать и то место, где собирались в 40-е годы посмотреть американские фильмы и ленты других стран.
Профессионалы, боясь путаницы в понятиях, предложили конкретное название для фильмов – «арт-кино». К этой группе не следует относить низкопробные, некачественные и внебюджетные фильмы. Артхаус предполагает высококачественную съёмку при малом бюджете. Всё это не значит, что зрителю будут продемонстрированы малоизвестные актёры, наоборот: у снимающихся в артхаусных фильмах есть имя, известность, поклонники и награды.
Новейший завет / Le tout nouveau testament (2015)
Бельгийская фэнтези-комедия о Боге, который на самом деле живет не в облаках и воздушных замках, а в современном Брюсселе. Иногда он запирается в кабинете и выполняет свои обязанности через компьютер, без которого особой волшебной силы не имеет. Выглядит Бог из фильма совсем не так, каким его изображают художники. Фильм нужно смотреть именно как художественную задумку режиссера на грани сарказма и самоиронии.
Историю рассказывает дочь Бога по имени Ея. Она, услышав наставления Иисуса, решает сбежать от отца, предварительно лишив Бога главного инструмента управления людьми – разослала всем сообщения о времени, которое у них осталось до гибели. Ея встречает бездомного, с которым пишет новое Евангелие, для него ищет шесть апостолов, которыми станут обычные люди, знающие, когда умрут.
Осознание оставшегося времени жизни развязывает людям руки: они наконец решаются на то, что откладывали так долго, на что не решались.
Почему стоит посмотреть: комедия не входит в рейтинги фильмов топ-10 самых лучших из-за специфичности режиссерского взгляда. Но если на этом не зацикливаться, можно увидеть неплохо снятую картину, в которой библейские истории обыграны на новый лад, местами с сарказмом, но без зла.
Главный посыл, к которому режиссер не нарочно или умышленно направляет зрителя, – задуматься о том, как каждый из нас проживает жизнь, ресурс которой органичен – эти мысли с высокой вероятностью увлекут вас надолго. Если не цепляться к смыслам, «Новый завет» – хороший способ скоротать вечер любителям нестандартного саркастичного юмора и артхауса.
Почему артхаус не представлен в большинстве кинотеатров?
Из вышесказанного следует, что арт-хаус-фильмы создаются для зрителей. Так почему же их не показывают в кино?
Дело в том, что такой продукт не ставит своей целью развлечение смотрящих. Представьте два блюда: вкуснейший огромный стейк с порцией картофеля фри и тарелка сыра «Дорблю» с бокалом выдержанного сухого вина. Если первое направлено на утоление голода и вызовет аппетит практически у всех, то второй вариант угощения рассчитан на гурманов. Не всем по душе не так ли? Он не утолит голод и вкус имеет весьма своеобразный.
С фильмами в стиле артхаус дело обстоит также. Это творения для «гурманов кино», людей, которые равнодушны к развлекательным картинам. Практически все коммерческие фильмы показывают зрителям какую-то историю, для съемок привлекаются знаменитые актеры, используются дорогие спецэффекты. Фильмы же в стиле артхаус, скорее, задают зрителю вопросы, на который он должен сам найти ответы. В картинах такого плана играют чаще всего малоизвестные актеры, хотя режиссер может быть весьма именитым.
Это плохо?[править]
Как и любой жанр, не хорош и не плох сам по себе.
Из плюсов — артхаусные фильмы, как правило, менее шаблонны. Хотя и тут есть свои штампы — например, делать всё ме-е-едленным или чёрно-белым, потому что именно такое кино критики считают «серьёзным». Но для того, кто устал от голливудских штампов, это действительно глоток свежего воздуха. Кроме того, многие артхаусные режиссёры, не имея крутых спецэффектов, стараются хотя бы сделать картинку красивой саму по себе — снимают красивые пейзажи и интерьеры, красивых женщин в красивых платьях и без них…
Из недостатков — логики в артхаусных сценариях часто бывает даже меньше, чем в блокбастерах, потому что авангард, сюрреализм и художник так видит. Если вы бежите от мейнстрима, потому что там нелогичные сюжеты — вам не сюда, сюда ходят за безумием и загадочным символизмом. Ну и поскольку на все табу и широкого зрителя забито изначально, тут могут встретиться и отвратительные сцены, и обнажёнка на грани порнографии, и спецдефекты. А могут и не встретиться.
Ну и главное — артхаус бывает разный. Самым лютым артхаусом можно назвать «Трудно быть богом» Алексея Германа — бессюжетная, наполненная грязью, дерьмом, противным звуковым сопровождением адская вакханалия, длящяяся 3 часа (!!!). Также мозговыносящий авангард, вроде работ Ходоровски, тошнотворные фильмы-пощёчины какого-нибудь Белы Тара, Ларса фон Триера или Светланы Басковой (хотя с её работ можно и поугарать), трэш-абсурдизм Киры Муратовой. Но в то же время есть вполне популярное эстетское кино Джима Джармуша, Стэнли Кубрика, Андрея Тарковского, Ингмара Бергмана, Вуди Аллена и старых французских режиссёров, которое отпугнуть может разве что медлительностью.
Интерстеллар / Interstellar (2014)
В топ-10 фильмов с высоким рейтингом 8.6 вошел «Интерстеллар», в России занявший 8 место из ТОП-250 по версии Кинопоиска.
Джозеф Купер, бывший пилот НАСА, после смерти жены занимается фермерством, выращивает кукурузу, которая стала последней культурой, способной развиваться в условиях засухи и пыльных бурь. Однажды в комнате Мерф, дочери Купера, на полу обнаруживаются странные тени, в которых читаются координаты. Вдобавок девочка стала регулярно сталкиваться с «призраком», который разбрасывает книги.
Джозеф отправляется по координатам «призрака», где находит секретную базу НАСА. Его готовят к полету на поиски новой планеты для переселения людей с засыхающей Земли. Он еще не знает, что спасение человечества будет связано с таинственными существами из шкафа Мерф.
Почему стоит посмотреть: фильм задумывался как научно-фантастический, в него вошли реальные визуализации исследований ученых-астронавтов. Зрителям объясняют, что такое Черная дыра, как работают «экзотические события во Вселенной, доступные человечеству». Кино идет 169 минут (2 часа 49 минут), и в это время скомпоновано много интересных фактов, которые не сразу умещаются в голове.
Особенно напрячь когнитивные способности мозга придется к концу фильма, где находится разгадка «привидения» в комнате Мерф. Посмотрев «Интерстеллар», можно углубить взгляд на мир: он не плоский и даже не трехмерный, как многим кажется. Не остались за кадром взаимоотношения и эмоциональные состояния героев – многие зрители сопереживают Куперу, понимают Мерф и злятся на доктора Манна.
Что означает Артхаус простыми словами
Артхаус — это специфический сегмент кинопроката, в котором представлены фильмы, отличающиеся от голливудских блокбастеров и коммерчески успешных картин. Эти фильмы часто оригинальны, экспериментальны и могут быть непредсказуемыми для зрителей, привыкших к стандартным сюжетам и жанрам. Артхаус фильмы обычно создаются с целью исследования глубоких тем, психологических аспектов, а также для передачи художественных идей и концепций.
Основная цель артхаус кинематографа — не просто развлечь зрителя, а заставить его задуматься, вызвать эмоциональный отклик и возможно изменить его взгляд на мир. Фильмы этого жанра часто обращаются к тонким моментам человеческих отношений, социальным проблемам, философским и духовным вопросам. Они могут быть медленными, непривычными по стилю и сюжету, что делает их непопулярными среди широкой аудитории, но в то же время привлекательными для ценителей искусства и кинематографа.
Фильмы артхауса часто получают признание на кинофестивалях и в критических кругах, нежели в коммерческом кинопрокате. Они могут быть созданы молодыми и талантливыми режиссерами, которые стремятся выразить свое видение мира и исследовать новые формы кинематографического искусства. Тем не менее, некоторые известные и уважаемые режиссеры также могут создавать фильмы в этом жанре, чтобы осуществить свои творческие амбиции и эксперименты.
Хотя артхаус фильмы не всегда приносят большие кассовые сборы, они играют важную роль в кинематографической индустрии, расширяя границы искусства и предлагая зрителям новые перспективы и идеи. Их влияние может быть ощутимым не только в киноиндустрии, но и в обществе в целом, поскольку они могут вызвать дискуссии и изменить восприятие определенных тем и проблем. Таким образом, артхаус кино является важным элементом культуры и искусства, предлагая зрителям возможность увидеть мир по-новому и расширить свое кинематографическое опыт.
«Начало»
Жизнь прекрасна / La vita è bella (1997)
Если смотреть топ-10 фильмов про любовь и дружбу, радость и вкус к жизни, это кино обойти нельзя. И вряд ли можно подумать, что драматическая комедия «Жизнь прекрасна» – это история одной семьи во времена Второй мировой войны.
Еврей Гвидо приезжает в деревню Ареццо, где влюбляется в местную итальянку. Скоро он узнает – девушка выходит замуж. Преданный своему чувству, Гвидо делает все, чтобы добиться расположения любимой, через фантазию, заботу и добрые проявления. Через некоторое время он получает свое, женится, у молодой пары рождается ребенок, который растет в атмосфере любви, счастья, игры. Через пять лет идиллию нарушает война: отец и его маленький сын отправлены в концентрационный лагерь, за ними добровольно отправляется жена-итальянка.
Чтобы ужасы концлагеря не ранили ребенка, отец представляет происходящее в виде игры. Гвидо уверяет: лучшие мальчики, которым удастся не попадаться на глаза надзирателей, никогда не плакать и не жаловаться, не просить еду, получат танк в качестве приза. Ребенок, видя смерти, боль и слезы, верит отцу, и воспринимает происходящее играючи.
Почему стоит посмотреть: первая часть фильма – комедийно-романтическая, вторая – трагическая. У зрителя есть возможность испытать широкую гамму чувств, которую вызовет история семьи, попавшей в эпицентр страшной катастрофы 20 века. Роберто Бениньи, режиссер картины и исполнитель главной роли, показал, как в самых сложных ситуациях люди способны сохранять контроль и бодрость духа, даже если им в спину дышит смерть. Это поможет зрителю пересмотреть взгляды на некоторые жизненные ситуации и, возможно, справиться с эмоциональными трудностями по примеру главного героя.
Обратная сторона прогресса / Surviving Progress (2011)
Документальный фильм о том, что произойдет с планетой, если человек не перестанет злоупотреблять потребительством – «Обратная сторона прогресса» от канадских режиссеров
Мэтью Роя и Харольда Крукса.
В последние десятилетия прогресс шагнул далеко вперед, но, возможно, это путь к краху человечества, а не к процветанию. Создатели фильма провели уникальную исследовательскую работу, в которой представили уничтожившие древние цивилизации «ловушки прогресса». По мнению авторов, технологии и системы верований, актуальные в настоящий момент, – это кредит от планеты, по которому придется расплачиваться в будущем. Эксперты размышляют о том, сможет ли человечество избежать мировой катастрофы и не уйти в забвение, если прогресс не прекратит развитие.
Почему стоит посмотреть: документальное кино показывает глобальную проблему стремления человечества к комфорту, порой навязанному маркетологами и корпорациями, для которых цель прогресса – прибыль, а не благополучие людей и окружающей среды. Отдельному человеку будет интересно узнать, как потребительство людей вредит планете, возможно, зритель пересмотрит свой подход к покупкам и утилизации вещей.
Кстати, проблема потребления неизбежно влечет огромное количество мусора. Осознанное потребление – один из способов для каждого из нас сделать мир вокруг чище и лучше.
Путешествие в трансцендентальность
Трейлер к фильму «Мертвец» (1995)
Вспомните свое самое ужасное путешествие — украли деньги, сломалась машина, попались ужасные попутчики, застряли на сутки в аэропорту из-за нелетной погоды. Как же это похоже на артхаус! Комфорт здесь никто не гарантирует. Порой даже авторы фильма не знают, чем закончится это путешествие.
Вспомним «Мертвеца» Джима Джармуша. Финал заявлен в самом названии фильма: мы знаем, что скромный бухгалтер, с громким именем бессмертного поэта, Уильям Блэйк, случайно оказавшись в постели с проституткой «в завязке», поймает пулю и умрет в финале.
Но зритель останется в зале, ведь герой не может путешествовать по Дикому Западу в компании индейца по имени Никто и не испытать нечто трансцедентальное перед смертью. Как и в жизни — человек не может просто так появиться на свет и уйти, ничего не испытав, не прикоснувшись хотя бы на миг к вечности.
Значимые режиссёры артхауса[править]
- Андрей Тарковский
- Андрей Звягинцев
- Александр Сокуров
- Алехандро Ходоровски
- Алексей Герман (отец и сын)
- Алексей Балабанов
- Ари Астер
- Бела Тарр
- Бернардо Бертолуччи
- Вим Вендерс
- Вуди Аллен
- Вернер Херцог
- Вернер Райнер Фассбиндер
- Дэвид Линч
- Даррен Аронофски
- Дени Вильнёв
- Джим Джармуш
- Жан-Люк Годар
- Ингмар Бергман
- Илья Авербах
- Йос Стеллинг
- Ким Ки Дук
- Карл Теодор Дрейер
- Ксавье Долан
- Кирилл Серебренников
- Кира Муратова
- Ларс фон Триер
- Луис Бунюэль
- Микеланджело Антониони
- Михаэль Ханеке
- Марлен Хуциев
- Николас Виндинг Рефн
- Пьер Паоло Пазолини
- Педро Альмодовар
- Роберт Эггерс
- Робер Брессон
- Рустам Хамдамов
- Стэнли Кубрик
- Сергей Параджанов
- Светлана Баскова
- Такэси Китано
- Терренс Малик
- Терри Гиллиам
- Федерико Феллини
- Эмир Кустурица
- Юрий Быков
Анастасия Верлинская, менеджер проектов FILM.UA
Лично мне «арт-хаус» проще называть авторским кино. Сегодня само слово «арт-хаус» — уже стереотип: маленькие бюджеты, неизвестные актеры, режиссеры и т.п. Но если разобраться, то это не совсем так.
В арт-хаусе снимаются звезды первой величины, такие как Тильда Суинтон, Эван МакГрегор, Кевин Спейси, и т.д. Что же касается самого понятия, то любое авторское кино – это конкретное видение конкретного режиссера
Как правило, это драматическое кино, которое уделяет внимание в первую очередь проблемам главного героя, его переживаниям, образу жизни, и только когда зритель «понял» героя, вокруг него начинают происходить события, меняющие его жизнь
Собственно, влияние таких ситуаций, а самое главное поведение в них героя и есть отличительной чертой авторского кино. Остросоциальные и психологические проблемы – не то, ради чего среднестатистический зритель пойдет в кинотеатр или захочет посмотреть после напряженного рабочего дня дома — именно поэтому арт-хаус противопоставляется мейнстриму, «массовому» кино. И если у привычного голливудского кино есть определенная структура построения сюжета, то авторское кино – это еще и поиск новых форм выражения, которые чаще воспринимаются только настоящими киноманами.
Любимые фильмы арт-хаус на данный момент:
“Жить” Василия Сигарева, “Пьета” Ким Ки дука и “Темная Лошадка” Тодда Солондза
Что же такое артхаус?
Кинокритики и простые смертные постоянно пытаются дать определение этому причудливому детищу кинематографа. Одни называют его «направлением, которое объединяет фильмы, претендующие на некий художественный поиск, новаторство в кинематографе» (цит. Википедия).
Другие относят сюда все фильмы, снятые маленькими киностудиями. Но все сходятся лишь в одном — авторское независимое кино не спутать ни с чем.
Артхаус — это эксцентричное направление кинематографа, проекты в котором финансируются весьма неохотно. Проще говоря, это фильмы с большими амбициями и очень скромным бюджетом.
Феномен артхауса всегда вызывает эмоции, возможно чрезмерные. Почти каждый зритель будет иметь свое собственное мнение об этом течении. Это как феномен Стеклянного пляжа в Калифорнии. Одни придут и будут восхищаться причудливым видом, другие будут долго вспоминать, как давным-давно здесь была свалка, после которой осталось битое стекло, и как же это опасно.
Одно и тоже явление вызывает противоположные суждения.
Да что ты такое?[править]
Изначально так вообще назывались американские кинотеатры, крутившие «высокохудожественное» кино с ограниченным спросом, особенно европейское (московский кинотеатр «Художественный», можно сказать, именно что такой «арт-хаус» даже по названию). Кстати, похожие кинотеатры, крутившие полный трэш, назывались «грайндхаус», и нередко это были одни и те же кинотеатры. Потом так стали называть фильмы, которые тут крутят. При этом многие из них у себя на родине считались вполне себе мейнстримом (например, работы Куросавы), а «артхаусом» вдруг стали только в Америке.
Границы артхауса довольно размыты и даже условны. Но можно попробовать выделить несколько основных составляющих.
- Авангардное кино. То есть экспериментальное, нарушающее каноны, табу и вообще, «так снимать нельзя». Иногда изобретённые авангардистами приёмы переходят в арсенал «большого кино», но чаще так и остаются странным экспериментом. Но далеко не весь артхаус экспериментален — особенно сейчас, когда перепробовали уже всё, что можно. И наоборот, иногда возможны эксперименты и в «зрительском» кино (кто скажет, что «Хардкор» — артхаус, пусть сам бросит в себя камень).
- Кино не для всех. То есть не рассчитано на широкую публику, не развлекает (вернее, развлекает, но о-о-чень своеобразного любителя). Понятие расплывчатое — в артхаусе бывают и вполне смотрибельные вещи, а с другой стороны, фильмов совсем «для всех» не бывает.
- Независимое кино. То есть снятое не на крупной студии, а силами небольшой группы товарищей и инвесторов. С артхаусом эта категория пересекается не всегда: молодёжные ужастики тоже в основном «инди-кино», снятое на коленке, но явно не артхаус.
- Некоммерческое кино. Вообще-то, вопреки фантазиям юных идеалистов, артхаусные режиссёры в основном очень даже не против, если их фильм что-то заработает, ездят его продвигать и продают прокатчикам, если те берут. Но само фильма при этом под запросы киноиндустрии не подстраивается, как художник видит — так и снимает. Поэтому снимают обычно на деньги всяких фондов и правительства.
- Фестивальное кино. Следует из предыдущего: если эти фильмы финансируют, значит, это кому-нибудь нужно? А нужно это для получения престижных премий на кинофестивалях и вообще создания статусных произведений. В этом артхаус схож с голливудскими «Оскаровскими» драмами о трудной биографии чернокожего гения-гея, но путать их не следует.
- Сюрреалистическое кино. Такое, где логика сна и все ведут себя, как наркоманы, зато очень красиво и цветасто всё. Частный случай: артхаус не всегда равно сюрреализм, а вот снять не-артхаусный сюрреалистический фильм удаётся редко.
- Авторское кино. Расплывчатое понятие, означающее, что фильм снят так, как режиссёр видит, а не как видят студия, продюсеры и маркетологи. Бывает не обязательно артхаусным — в принципе, фильмы Тарантино, Балабанова, братьев Коэн и Уэса Андерсона вполне себе авторские, но при этом массовые.
Так что из этого артхаус? Спорить можно бесконечно, но проще всего считать так: если фильму подходит сразу несколько таких определений — его смело можно называть артхаусом.
Примеры артхаусных фильмов[править]
- «Страсти Жанны д’Арк» (1928);
- «Андалузский пёс» (1929);
- «Седьмая печать» (1957);
- «Земляничная поляна» (1957);
- «На последнем дыхании» (1960);
- «Восемь с половиной» (1963);
- «Персона» (1966);
- «Андрей Рублёв» (или «Страсти по Андрею») (1966);
- «Маргаритки» (1966);
- «Наудачу, Бальтазар» (1966);
- «Космическая одиссея 2001 года» (1968);
- «Цвет граната» (1968);
- «Агирре, гнев Божий» (1972);
- «Солярис» (1972);
- «Святая гора» (1973);
- «Зеркало» (1974);
- «Голова-ластик» (1977);
- «Осенняя соната» (1978);
- «Сталкер» (1979);
- «Фантазии Фарятьева» (1979);
- «Сияние» (1980);
- «Одержимая» (1981);
- «Полёты во сне и наяву» (1982);
- «Ностальгия» (1983);
- «Мой друг Иван Лапшин» (1984);
- «Бразилия» (1985);
- «Жертвоприношение» (1986);
- «Синий бархат» (1986);
- «Небо над Берлином» (1988);
- «Астенический синдром» (1989);
- «Мертвец» (1995);
- «Рассекая волны» (1996);
- «Шоссе в никуда» (1996);
- «Пи» (1997);
- «Про уродов и людей» (1998);
- «Хрусталёв, машину!» (1998);
- «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998);
- «Зелёный слоник» (1999);
- «С широко закрытыми глазами» (1999);
- «Реквием по мечте» (2000);
- «Танцующая в темноте» (2000);
- «Малхолланд Драйв» (2001);
- «Донни Дарко» (2001);
- «Пианистка» (2001);
- «Русский ковчег» (2002);
- «Лиля навсегда» (2002);
- «Догвилль» (2003);
- «Возвращение» (2003);
- «Фонтан» (2006);
- «Груз 200» (2007);
- «Антихрист» (2009);
- «Древо жизни» (2010);
- «Меланхолия» (2011);
- «Разделитель» (2011);
- «Враг» (2013);
- Дилогия «Нимфоманка» (2013);
- «Левиафан» (2014);
- «Лобстер» (2015);
- «Бёрдмэн» (2014);
- «Прибытие» (2016);
- «Ученик» (2016);
- «Человек — швейцарский нож» (2016);
- «Нелюбовь» (2017);
- «История призрака» (2017);
- «Дом, который построил Джек» (2018);
- «Маяк» (2019);
- «Солнцестояние» (2019);
- «Легенда о Зелёном рыцаре» (2021).
Первые режиссёры артхауса
Кто же первым ввёл термин нового жанра и предложил публике свои фильмы в жанре артхауса? Сергей Эйзенштейн приобрёл известность благодаря фильму «Броненосец Потёмкин». Режиссёр уловил разные тонкости, которыми можно было воздействовать на зрительские эмоции: детали, угол камеры во время съёмки, её ракурс и многое другое.
Конечно, на дальнейшее становление артхауса повлияли такие страны, как: Франция, Испания и Германия. Появилось новое имя талантливого Альфреда Хичкока. В советском кино освоили монтаж, в Испании заговорили о работах художника Сальвадора Дали.
На киностудии Голливуда началось создание массового кино. Наряду со всем этим, элитарные фильмы смогли прорваться на свою дорогу. В числе первых таких лент стоит назвать «Рим – открытый город».
Афиша фильма «Рим – открытый город».
Мейнстрим и арт-хаус — что это такое
Фильмы можно разделить на две категории. Большинство зрителей обычно смотрит кино именно развлекательного характера, то есть мейнстримное (mainstream — основное течение).
Жанр здесь не имеет значения, это может быть комедия, драма, боевик или ужасы. Главная цель создателей фильма — сбор средств за счет интереса зрителей к картине. Если кино показывают на большом экране, то это практически сразу вешает на него ярлык «мейнстрим». Чем больше людей посмотрит фильм, купит диски с ним после премьеры, тем лучше для создателей ленты. Поэтому автор старается сделать картину интересной, он работает на зрителя и ради его удовольствия.
Арт-хаус-фильмы не рассчитаны на широкую аудиторию, и их цель — дать зрителю Чаще всего авторы не жаждут коммерческой выгоды. Они снимают кино ради кино и ради вдумчивого зрителя. Вместе с тем автор не подстраивается под ожидания того, кто будет смотреть его работу.
Поэтичность
Трейлер к фильму «Малхолланд драйв» (2001)
Если зритель добровольно пришел на сеанс авторского кино, он знает (хотя бы на уровне подсознания): в артхаусе любой герой, даже самый-самый главный — лицо второстепенное
Сюжет, персонажи, образы и приемы — всего лишь способ выразить нечто трансцендентальное, важное, наболевшее
Именно здесь артхаус встречается с поэзией — любые образы, любая форма здесь лишь инструмент, способ передать «холодной» публике, которая случайно завернула в кинотеатр, некий трансцендентальный опыт.
Вот настоящая причина провала амбициозных проектов авторского кино: если создатели лишь имитируют путешествие в трансцендентальность — их проект обречен. В авторском кино даже одна фальшивая нота может загубить всю картину.
Истоки
С ранних художественных фильмов, включая произведения Жоржа Мельеса , Дэвида Гриффита и Сергея Эйзенштейна , наметилось то, что называют языком кино ; а в работах создателей испанского авангарда, таких как Луис Бунюэль и Сальвадор Дали , а также Жана Кокто оно осмысленно разрабатывалось как вид изобразительного искусства.
Артхаус продолжает традиции кинематографического авангарда экспериментального кинематографа , сформировавшегося в 20-30-е годы XX века . Именно тогда сформировалась идея о том, что фильмы могут быть разделены на «… развлекательное кино, направленное на массовую аудиторию, и на серьёзное искусство кино, направленное на интеллектуальную аудиторию». В Англии Альфред Хичкок и Айвор Монтегю создали Общество Фильмов и импортировали фильмы, которые, по их мнению, были «художественными достижениями» (такие, как «советские фильмы диалектического монтажа» и экспрессионистские фильмы студии Universum film AG (UFA) в Германии).
В 1920-1930-х годах французское авангардное движение фильмов Чистого Кино (Cinéma Pur) также оказало влияние на развитие идеи «арт фильма». Дадаисты Рене Клер и Марсель Дюшан стали отменять традиционные методы описательного и буржуазного искусства и привычных со времён Аристотеля понятий времени и пространства путем создания гибкого монтажа времени и пространства. Чистое Кино повлияло на немецкое «абсолютное» кино Ганса Рихтера, Вальтера Руттманна и Викинга Эггелинга.
Само же понятие Артхаус возникло в 1940-х годах в США , где арт-хаусами стали называть кинотеатры, специализирующиеся на показе классических довоенных голливудских лент, а также фильмов иностранного (то есть не американского) и местного независимого производства.
Термин «Арт-фильм» гораздо более широко используется в США , чем в Европе. Киноведы там, как правило, определяют «арт» фильм с помощью тех качеств, которые отличают его канон от «массовых», «голливудских» фильмов. Киновед Дэвид Бордвэлл (Bordwell) утверждает, что «арт-кино само по себе является жанром , со своими отдельными конвенциями». Сами же фильмы, снятые в жанре «арт-хаус», нельзя в большинстве случаев отнести ни к одному классическому жанру современного кинематографа.
В Европе «Арт-фильм» не входит в категорию коммерческого киноискусства и не является развлекательным жанром. Обычно фильмы такого рода показывают в скромных моноэкранных кинотеатрах, за небольшую цену.