Звёздный стыд: 10 артистов, опозорившихся с фонограммой

Фристайлер ракомакофон! или почему иногда мы неправильно слышим слова песен на английском / хабр

«Немое» кино и новые изобретения

Спустя несколько лет случился «бум» кинематографа. Индустрия привлекала своей новизной. Тогда все смотрели «немые» фильмы. Кстати, узнать краткую историю создания кинематографа как индустрии можно в другом материале нашего портала.

Удивительно, но зрители редко смотрели «немое» кино без музыкального сопровождения. В камерных залах часто находились пианисты, которые играли на протяжении всей картины. В России их прозвали таперами от французского слова «tapeur» — стукач. Для больших залов и вовсе нанимали оркестр.

Чарли Чаплин на съемках / Фото: AP / TASS

Это было дорого, ведь помимо затрат на съемки фильма приходилось также платить музыкантам. Поэтому изобретатели вновь обратились к идее звукозаписи. На этот раз они попытались записать звуковую дорожку не на внешний носитель вроде цилиндра, а прямо на кинопленку.

В 1919 году три немецких изобретателя запатентовали триэргон — систему записи звука на кинопленку оптическим методом. Технология Йозефа Энгеля, Ганса Фохта и Йозефа Массоле решила проблему синхронизации и длительности записи. Но недостаточное усиление все еще не позволяло громко хлопнуть дверью, оставив немое кино не у дел.

Решение проблемы усиления поступило от американского изобретателя Ли де Фореста. В 1906 году он изобрел аудион, который позволял усиливать слабый аудиосигнал, что как раз нужно было для появления полноценного звукового кино.

Ли де Форест / Фото: The Granger Collection, New York / TASS

К 1922 году американец усовершенствовал триэргон и создал свою компанию «Фонофильм». Для нее он даже снимал фильмы.

Среди работ были комедийные стэндапы того времени:  

«Несколько мгновений с Эдди Кантором» (1923)

Концертные записи:  

Фонофильм Фореста (1928)

И водевили:  

Водевиль (1923)

Де Форест рассказывал о своем изобретении голливудским студиям, однако они не были заинтересованы в этой технологии. Тогда киноиндустрия имела конвейерный тип производства и внедрение новой технологии могло «убить» большую доходность кино. Так размышлял Голливуд до тех пор, пока одна студия все-таки не решилась пересмотреть свои взгляды на будущее индустрии.  

литература

  • Георг Альрих: О узнаваемости речевых форм при чтении из уст. Диссертация Боннский университет 1960.
  • Ричард Лучзингер , Готфрид Эдуард Арнольд : Справочник по медицине голоса и речи. 3-е, полностью переработанное и значительно дополненное издание в 2-х томах. Springer, Вена а. а. 1970:
    • Том 1: Голос и его расстройства. ISBN 3-211-80983-X .
    • Том 2: Язык и его расстройства . ISBN 3-211-80984-8 .
  • Виллибальд Вагенбах: Если вы не слышите, вы должны видеть! Том 1: Упражнения и предложения для начинающих и опытных пользователей. 2-е, переработанное издание. Ассоциация слабослышащих Koblenz e. V. в Немецкой ассоциации глухих В. , Кобленц 1980.
  • Джон Чэлонер Вудс: чтение по губам. Руководство для новичков. Королевский национальный институт глухих, Лондон, 1991 г., ISBN 0-900634-58-8 (английский).
  • Бриджит Эйзенворт, Гундула Фиххаузер, Вольфганг Бигензан: Обучение чтению. Рабочие листы. Groos, Гейдельберг 1992, ISBN 3-87276-676-7 .
  • Хериберт Юссен , Мартин Клостер-Йенсен, Карл Хайнц Висоцки: Звукообразование у людей с нарушениями слуха. Очерк теории немецкого языка. 3-е, переработанное издание. Издание Marhold, Берлин 1994, ISBN 3-89166-133-9 .
  • Гарриет Каплан, Скотт Дж. Балли, Кэрол Гарретсон: чтение речи. Способ улучшить понимание. 2-е издание переработанного издания 1995 г., Gallaudet University Press, Вашингтон, округ Колумбия, 1999 г., ISBN 0-930323-32-7 (на английском языке).
  • Герхарт Линднер: Прицельная сетка — другой способ понимать язык. Руководство по разговору для людей с нарушением слуха. Лухтерханд, Нойвид 1999, ISBN 3-472-03913-2 .
  • Карл Хайнц Рамерс: Введение в фонологию. 2-е издание. Финк, Мюнхен, 2001 г., ISBN 3-8252-2008-7 .
  • Томас Кауль: Общение слабослышащих взрослых (=  серия публикаций по специальному образованию в области исследований и практики , том 4). Ковач, Гамбург, 2003 г., ISBN 3-8300-0955-0 (также хабилитация, Кельнский университет, 2000 г.).
  • Саша Фагель: Аудиовизуальный синтез речи. Разработка и оценка системы (=  устное общение , том 2). Логотипы, Берлин 2004, ISBN 3-8325-0742-6 (также диссертация TU Berlin 2004).

Лучано Паваротти «тоже в теме»

У многих людей фонограмма ассоциируется исключительно с поп-музыкой, но что, если мы скажем вам, что сам Лучано Паваротти не брезговал этой хитростью?! Да-да! Мировая икона оперы оказалась в весьма затруднительном положении в начале 90-х: история гласит, что Лучано выступал в Модене, Италия, и BBC транслировала его в прямом эфире по всему миру на своей радиостанции. Получить права на такой концерт недёшево, и, скажем так, BBC была не в восторге, когда появились новости о том, что выступление Паваротти в тот вечер было полностью… фальшивым.


Лучано Паваротти в старости

Публика негодовала, но больше всего гневалась BBC, которая подала на оперную звезду в суд, чтобы возместить убытки. Как истинный джентльмен, Паваротти не стал уворачиваться от критики и открыто признался в использовании записи во время выступления. Он также согласился вернуть деньги телекомпании и признал, что то, что он сделал, было неправильным.

Интересно, что это был не последний скандал с синхронизацией губ, в котором был замешан Паваротти. Его последнее выступление перед смертью было на зимних Олимпийских играх 2006 года, но это, по-видимому, тоже была… запись

Но стоит взять во внимание тот факт, что в то время Паваротти было 70 лет, и он был болен, поэтому единственным вариантом была заранее записанная минусовка. Несмотря на то, что это были серьезные скандалы, они никак не уменьшили репутацию Паваротти как одного из величайших оперных певцов всех времён

Проблемы

Из звуков немецкого языка только около 15% могут быть распознаны с некоторой степенью ясности их ртом. Во многих случаях разные, но похожие на слух слова имеют почти идентичные видения. Например, масло и гайки , шина и захват или восемьдесят , и имеет визуальное впечатление от губ движений неразличимых. Даже те, кто плохо слышит, которые, несмотря на дополнительные слуховые аппараты, иногда распознают только фрагменты сказанного своим слухом, а также воспринимают информацию, в том числе фрагментарно, читая ее, должны вывести значение из контекста в течение короткого периода восприятия. С большим размахом — з. Б. Лекция — это очень утомительно или даже невозможно.

Поэтому, несмотря на чтение по губам, глухим и слабослышащим людям сложно усваивать то, что говорится, особенно в значительной степени. Текст с заполненными пробелами , возникающий в результате фрагментарного восприятия, может быть дополнен большим опытом и знанием контекста, так что опытные читатели по губам могут прочитать до 30% текста по известным темам. Поэтому люди, формально не знающие языка и словарного запаса, менее способны читать по губам.

Одна из вещей, которые помогают улучшить скорость распознавания, — это четкое изображение рта . Также имеет смысл сначала кратко упомянуть тему или объем того, о чем вы хотите поговорить. Если говорящий поддерживает свой текст жестами или мимикой, распознается больше содержания. С другой стороны, чрезмерно четкое произношение не помогает, потому что оно искажает положение губ и делает их нетипичными для модели. Это также относится к очень медленной речи. Неблагоприятные условия освещения, бормотание или диалектное произношение затрудняют чтение по губам. Чтение по губам может только помочь пониманию.

Области применения

Глухие и сильно слабослышащие не могут уловить фонетические знаки или лишь в небольшой степени при устном общении. Поэтому вы зависите от техники чтения по губам при прямом контакте с другими говорящими. Чтение по губам — не единственное средство общения. Есть альтернативные возможности с языком жестов и с письменным общением.

Язык жестов может также содержать слова или закодированные символы, которые частично представлены видениями , которые не обязательно произносятся акустически. Здесь тоже используется техника чтения по губам.

Даже слабослышащие люди, у которых есть слуховой аппарат , могут время от времени распознавать только фрагменты фонетических знаков; тогда они также используют чтение по губам параллельно со слухом.

В определенной степени люди с нормальным слухом также используют эту технику бессознательно, чтобы дополнить или обеспечить понимание слухового впечатления ( эффект Мак-Герка ). В этих случаях это сопутствующее явление проникает в сознание только в том случае, если, например, в изначально иностранном фильме перевод синхронизации означает, что положение рта значительно отличается от положения, если бы оно соответствовало слышимому звуку.

В судебной медицине изображения лиц оцениваются экспертами при записи изображений, если запись звука недоступна. Недостающую звукозапись можно заменить на основе визуальных образов, и таким образом можно определить, на чем говорили записанные люди или на каком языке они использовали.

Какие бывают виды фонограмм?

В современном шоу-бизнесе немало певцов, которые хотя бы раз, но пользовались фонограммой во время собственных выступлений (будь это большой тур, корпоратив или фестиваль). Кто-то из селебрити предпочитает петь под «плюс» на постоянной основе. Но так ли это плохо, как кажется на первый взгляд? Рассмотрим основные виды «вспомогательных звуковых записей».

Фонограмма «плюс» и фонограмма «минус»

Профессиональная студийная запись зачастую используется для публикации на стриминговых сервисах и в клипах. Во время создания фонограммы «плюс» голос певца обрабатывается как качественное фото, чтобы люди при прослушивании не отвлекались на какие-либо огрехи. Но есть артисты, которые пользуются благами цивилизации и во время концертов

Чтобы определить «плюсовую» студийную запись во время так называемого живого выступления, достаточно просто обратить внимание на разницу звука, когда исполнитель говорит с поклонниками и поет

Прямо как на диске

Живое исполнение всегда имеет какие-то индивидуальные особенности и шероховатости. Тут ритм немного ускорился, там мелодическое украшение добавилось: Если же вы слышите пение, до мельчайших деталей совпадающее с известной по дискам и радиоэфиру фонограммой, то это значит, что именно она здесь и звучит.

Впрочем, этот способ не всегда работает. «Некоторые мастера идут на ухищрения, — рассказал „Труду“ Андрей Ковалев. — Те звезды, которым позволяют средства, пишут специальный концертный „плюс один“ с некоторыми как бы шероховатостями исполнения. Например, София Ротару в 1970-х записала фонограмму с нарочитым киксом, будто у нее срывается голос. Она в этом месте мило извинялась, и у публики создавалось впечатление живого пения».

Значение музыки в немом кино: выразительная функция и эмоциональное воздействие

Музыка в немом кино выполняла множество функций. Она помогала создавать атмосферу и подчеркивать эмоциональные состояния персонажей. Музыкальное сопровождение придавало фильму ритм и динамику, делало его более понятным и интересным для зрителя.

Музыка также использовалась для поддержания внимания зрителя и компенсации отсутствующей речи. Она помогала раскрыть характеры персонажей и передать их эмоциональные переживания. Музыкальные мотивы могли повторяться в разных сценах, что создавало своеобразную лейтмотивность и помогало зрителю удерживать в памяти сюжет фильма.

Немое кино обращалось к универсальному языку музыки, который понятен для зрителей всех национальностей и культур. Музыкальное сопровождение помогало выразить эмоции и передать информацию, которую персонажи не могли передать словами.

Эмоциональное воздействие музыки в немом кино было первозданным и прямым. От выбора музыки зависело тональное настроение и эмоциональная окраска фильма. Музыкальное сопровождение создавало иллюзию звучания, делая проекционный экран живым и эмоционально насыщенным.

Звук в немом кино: от отсутствия к музыкальному сопровождению

В начале кинематографа, когда немое кино только появилось, зрители могли лишь наблюдать картину, не слыша звуков, которые присутствовали в реальной жизни. В то время фильмы показывались без какого-либо аудиосопровождения, и актеры могли только выражать свои эмоции и передавать сюжет через жесты и мимику.

Однако уже через некоторое время режиссеры осознали, что звук важен для создания полноценной кинематографической истории. Использование различных способов звуковой обработки стало постепенно внедряться в немое кино. Это могли быть простые звуковые эффекты, такие как звонок телефона или звук переходящего поезда, которые добавляли реалистичности к действию на экране.

Важным шагом в развитии звука в немом кино стало использование пианино или оркестра в живую, который играл музыку, соответствующую настроению и драматургии фильма. Это позволяло создать эмоциональное напряжение и подчеркнуть смысловую нагрузку сцен на экране. Многие кинотеатры нанимали музыкантов специально для аккомпанемента к немому фильму, что делало просмотр более интересным и увлекательным.

С появлением звуковых дорожек в кино в конце 1920-х годов, вместе с озвучкой фильмов возникла и возможность добавить звуковые эффекты и музыку в постпродакшн. Это позволило добиться еще большей реалистичности и драматизма в немых фильмах. Однако музыкальное сопровождение всегда оставалось одним из главных элементов звука в немом кино, который не только поддерживал настроение зрителей, но и дополнял сюжет и создавал атмосферу фильма.

Хотя немое кино уже стало частью истории, его значимый вклад в развитие кинематографа нельзя недооценивать. Звук в немом кино, от отсутствия до музыкального сопровождения, являлся неотъемлемой частью искусства кино и оказал влияние на последующее развитие звука в кинематографе.

Первый звуковой фильм

Как-то в Нью-Джерси, между 1894 и 1895 годами, в лаборатории Томаса Эдисона был записан небольшой видеоролик. Уильям Диксон, коллега Эдисона, использовал кинетофон (или кинетофонограф) для съемок видео под названием «Экспериментальный звуковой фильм Диксона». Оно интересно нам тем, что параллельно также осуществлялась запись звука. Этот фильм — пионер звукового кино.  

Экспериментальный звуковой фильм Диксона

Хоть этот прототип и был крайне интересен, он все еще не справлялся с вышеназванными задачами. Кстати, ролик дошел до нас далеко не в первозданном виде. Из-за технических неполадок запись восстановили только в 1998 году.  

1980

«Даллас» и клиффхэнгеры

Мыльная опера «Даллас» ввела моду на клиффхэнгеры (cliffhanger — буквально «висящий над обрывом»). Это значит заканчивать серию на самом интересном месте, что заставляет зрителей ждать следующей серии, а заодно сходить с ума в догадках, что же будет дальше. Наибольшую известность приобрел финал 3-го сезона популярного шоу. Эпизод завершается, когда в главного героя Джей Ара дважды стреляет неизвестный. Практически каждый персонаж был в числе подозреваемых, но продолжение пришлось ждать целых 8 месяцев. Для телевидения того времени срок небывалый, но затея себя оправдала. Премьера нового сезона собрала у экранов 350 (!) миллионов по всему миру. С тех пор этот трюк — клиффхэнгер — используют многие, в том числе и всеми любимая «Игра престолов», где продолжение ждали и по полтора года.

Развитие звукового кино

Звуковое кино постепенно занимало рынок, а художники искали новые возможности для творчества. Многим артистам было трудно принять приход звука в кинематографе. Например, Чарли Чаплин долго оставался верен музыкальному сопровождению и актерской игре, а советские режиссеры Всеволод Пудовкин, Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров и вовсе опубликовали на эту тему заявку «Будущее звуковой фильмы»:

«Первый период сенсаций не повредит развитию нового искусства, но страшен период второй, который наступит вместе с увяданием девственности и чистоты первого восприятия новых фактурных возможностей, а взамен этого утвердит эпоху автоматического использования его для „высококультурных драм“ и прочих „сфотографированных“ представлений театрального порядка. Так использованный звук будет уничтожать культуру монтажа».

Далее Технологии звукового кино развивались постепенно. Появились многоканальные системы, где количество каналов увеличивается с каждым годом. Dolby Atmos, например, может работать с 68 каналами.  

О Dolby Atmos

Художников современные технологии также не обижают. Системы звукового кино позволяют создавать звукозрительные контрапунты и влиять звуковыми эффектами на драматургию картины, а диалоги становятся отдельным авторским приемом режиссеров. Такой долгий путь звукового кино от первых наработок Эдисона до многоканальной записи и огромных кинотеатров определенно стоил того.  

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Обложка: кадр из фидьма «Певец джаза (1927) / Warner Bros.

Как создается фонограмма?

Фонограмма — это запись звука, которая может быть создана различными способами. Вот основные этапы процесса создания фонограммы:

Запись звука

Первый шаг в создании фонограммы — это запись звука. Звук может быть записан с помощью микрофона, который преобразует звуковые волны в электрические сигналы. Запись может производиться в студии, на концерте, в природной среде или в любом другом месте, где есть звуковые источники.

Обработка звука

После записи звука он может быть обработан с помощью различных программ и устройств. Это может включать редактирование, сведение, наложение эффектов и другие манипуляции с звуком. Обработка звука позволяет улучшить качество записи, добавить эффекты и создать желаемую атмосферу.

Монтаж

После обработки звука фонограмма может быть смонтирована. Это означает, что различные звуковые элементы могут быть объединены вместе, чтобы создать единое музыкальное или звуковое произведение. Монтаж может включать изменение порядка звуковых фрагментов, добавление пауз и другие манипуляции с временем и структурой звука.

Мастеринг

Последний этап создания фонограммы — это мастеринг. Во время мастеринга звуковой материал приводится в окончательный вид. Это включает в себя балансировку громкости, улучшение качества звука, добавление финальных штрихов и подготовку фонограммы к воспроизведению на различных устройствах и в различных форматах.

Таким образом, создание фонограммы — это сложный и творческий процесс, который требует знания и умения работать с звуком, а также использования специального оборудования и программного обеспечения.

Функции фонограммы

Фонограмма выполняет несколько важных функций в различных областях. Вот некоторые из них:

Запись и сохранение звукового материала

Одна из основных функций фонограммы — это запись и сохранение звукового материала. Фонограмма позволяет зафиксировать звуки и звуковые события, сохраняя их на аудионосителе, таком как компакт-диск или цифровой файл. Это позволяет сохранить и передать звуковую информацию на протяжении длительного времени.

Воспроизведение и распространение звукового материала

Фонограмма также служит для воспроизведения и распространения звукового материала. Она может быть использована для воспроизведения музыки, речи, звуковых эффектов и других аудиозаписей на различных устройствах, таких как аудиоплееры, компьютеры, мобильные телефоны и т.д. Фонограмма может быть также использована для коммерческого распространения музыкальных произведений и других аудиозаписей.

Коммуникация и передача информации

Фонограмма играет важную роль в коммуникации и передаче информации. Она может быть использована для передачи речи, музыки и звуковых эффектов в различных сферах, таких как радио, телевидение, кино, реклама и т.д. Фонограмма позволяет передать эмоции, идеи и сообщения через звуковую форму.

Творчество и эксперименты со звуком

Фонограмма также используется в творческих целях и для экспериментов со звуком. Она позволяет музыкантам, звукорежиссерам и звуковым дизайнерам создавать новые звуковые композиции, эффекты и атмосферы. Фонограмма дает возможность играть с звуком, изменять его, смешивать различные звуки и создавать уникальные звуковые образы.

Таким образом, фонограмма выполняет разнообразные функции, связанные с записью, воспроизведением, коммуникацией и творчеством со звуком. Она является важным инструментом в музыке, радио, телевидении, кино и других областях, где звук играет важную роль.

Первый полнометражный звуковой фильм и конец эпохи немого кино

В 1925 году Warner Bros. Entertainment, Inc. вложились в новую технологию, основанную на предшествующих изобретениях. Но витафон им нужен был скорее для записи музыки, а не диалогов. В 1926 году состоялась премьера фильма «Дон Жуан», где прозвучало много музыки.  

Сцена из фильма «Дон Жуан» (1926) 

Однако даже громкий успех первого фильма с записанной музыкой не убедил индустрию в том, что пора покончить с немым кино. Никто не хотел рисковать и разоряться на новое оборудование. И даже актерам это не нравилось, ведь они никогда не говорили в кадре. Но Warner Bros. Entertainment, Inc не отчаивались и в 1927 году выпустили фильм, который положил конец эпохе молчания.  

Сцена из фильма «Певец джаза» (1927) 

«Певец джаза» планировался, как и «Дон Жуан», лишь с музыкальным сопровождением. Но небольшая импровизация Эла Джонсона понравилась студии, и ее оставили в картине.  

Сцена из фильма «Певец джаза» (1927) 

Несмотря на привычные тогда карточки с репликами, «говорящие» эпизоды навсегда изменили историю кинематографа. В «Певце джаза» речь прозвучала настолько естественно и необходимо, что немое кино потеряло смысл. Это доказывает и международных успех: фильм заработал почти $3 млн с бюджетом около 500 тысяч.

Именно 6 октября, дату премьеры этой картины, считают днем появления звукового кино. Дальше это было уже делом времени. Fox Film Corporation начали записывать новостные хроники со звуком, что стало прототипом телевизионных сводок новостей.  

Заставка Fox Film Corporation  

Вместо заключения

Как видим, очередной виток спирали возвращает нас назад к истокам. И это естественно, ведь мир сегодня перенасыщен скрытыми от человека процессами обработки информации и все сильнее погружается в виртуальное пространство, оцифрованное, закодированное и упакованное. Музыкальные инструменты прячут свою природу, их нельзя потрогать или заглянуть под крышку, чтобы прикоснуться к волшебству рождения нового звука, ощутить его энергию. Рисование музыки на «атомарном» уровне и перенос этого процесса в реальный мир — несомненно, большой шаг к сокращению расстояния между композитором и воплощением его творческих замыслов. Одновременно с этим создание музыки становится доступным для любителей и представителей смежных видов искусств, мы больше не ограничены жесткими рамками и правилами, а нотная грамота отныне лишь дополнение. Берем ручку, бумагу и начинаем творить новый шедевр.

Уитни Хьюстон и самое большое разочарование американцев

Для многих лучшая версия «Знамя, усыпанное звёздами» (гимн США) перед Суперкубком принадлежит Уитни Хьюстон! Она исполнила гимн в 1991 году на Суперкубке XXV. Согласитесь: исполнение гимна – на таком масштабном мероприятии перед огромной аудиторией, на камеру, запись с которой навсегда войдёт в историю – задача крайне ответственная, требующая отдачи на всю тысячу процентов! И использование фонограммы в такой момент кажется как минимум проявлением неуважения не только к родине, но и к миллионам людей…


Уитни Хьюстон на одном из выступлений

В течение многих лет большинство людей думали, что Хьюстон спела эту песню полностью вживую и передала своим голосом энергию и напряжённость стадиона. Однако… это было ложное ощущение. Много лет спустя её бывший музыкальный руководитель Рики Майнор открыл американцам малоприятную правду: Хьюстон на самом деле использовала минусовку вместе со своим живым голосом.

Использование минусовки несколько снизило престиж её выступления, но многие поклонники до сих пор считают его легендарным несмотря ни на что. По словам Майнора, аранжировка, которую они использовали для песни, была особенной, и она была специально рассчитана, чтобы максимально раскрыть её голос. С синхронизацией губ или без, выступление Хьюстон занимает особое место в сердцах многих людей и не скоро будет забыто.

Возникновение и развитие фонограммы в немом кино

В эпоху немого кино важное место занимало звуковое сопровождение фильмов. Однако, идея добавления звука к картине в первые годы кинематографа мало кто осмелился реализовать

И только в 1900 году, французский физик Леон Гоэ предложил использовать цилиндрограф, устройство, позволяющее записывать звуковые волны на фонограмму.

Первые попытки добавить звук к фильму были неудачны – качество звука оставляло желать лучшего, а синхронизация звуковой и видеозаписей представляла собой сложную техническую проблему. Однако, вскоре появились улучшенные аппараты для записи и воспроизведения звука и первые пластинки со звуком. Первыми кинопроекторами, способными воспроизводить звук, стали аппараты “Vitascope” и “Biograph”. Они использовали пластинки с музыкой, специально записанной для сопровождения фильмов.

Основными фонограммистами в те времена были музыканты, которые играли музыку на различных инструментах в прямом эфире в кинотеатрах. Им приходилось адаптироваться к динамике фильма и моментально подбирать подходящую музыку для соответствующих сцен.

Важным этапом в развитии фонограммы стало появление звуковых фильмов в 1927 году. Первым полнометражным звуковым фильмом стал “Певец джаза” режиссера Алана Кроссленда. С появлением звучащих картин, потребность в фонограмме значительно увеличилась, и музыкальное сопровождение к фильму стало более сложным и разнообразным.

С появлением звука на пленке и использованием готовых звуковых дорожек, фонограммисты стали использовать записи оригинальных музыкальных произведений, что позволяло оперативно подготавливать музыкальное сопровождение к фильму. К тому же, появление немых фильмов сделало их более доступными для широкой аудитории благодаря возможности перевода диалогов и добавления субтитров.

Тем не менее, фонограммы продолжали развиваться вместе с технологическим прогрессом. В 1930-х годах появились новые звукозаписывающие аппараты, которые существенно улучшили качество звука. А к 1950-м годам, совершенствование записи звука и появление стереоэффекта полностью изменили звуковой фон немого кино.

Таким образом, развитие фонограммы в немом кино пережило небывалый прогресс, благодаря которому звук стал неотъемлемой частью киноискусства и повысил эффектность восприятия фильма.

Зачем артистам «фанера»?

Без «плюсовой» записи никак не обойтись на многих телевизионных передачах (вроде «Голубого огонька»). Не спешите кидаться помидорами! В большинстве случаев съемочные площадки просто не предусматривают необходимую аппаратуру для live-выступления. Все это увеличивает расходы на съемку, поэтому многие продюсеры отказываются от живого звучания.

По такому же принципу проходят некоторые музыкальные премии (например, «Песня года»). Там у организаторов задача показать идеальную картинку отечественного шоу-бизнеса, где нет места вокальным ошибкам во время концерта. Справедливости ради отметим, что некоторым артистам все же удается показать себя настоящих. Полина Гагарина нередко возит все необходимое оборудование как раз для таких ситуаций.

«Фанера» бывает особенно полезна во время туров. Порой музыканты дают до 30 выступлений в месяц. На один день может выдаваться аж по два, а иногда по три шоу. Чтобы сберечь голосовые связки, живой звук умело миксуется с «плюсом». Также подобная хитрость помогает при активной хореографии. С помощью фонограммы исполнитель в силах полностью отдаться танцу или любому другому трюку, но при этом не переживать, что пострадает качество самой композиции.

Телекамера — спутница «фанеры»

Если вы увидели в зале краны с телекамерами, можете быть на 90 процентов уверены: здесь звучит «фанера». А если концерт сборный, то есть проходит с участием множества артистов, то и на все 100. Потому что невозможно быстро настроить аппаратуру под каждого артиста. «По своему опыту работы в группе „Пилигрим“ знаю, что на настройку звука уходит не меньше трех часов, — говорит Ковалев. — Конечно, на сборных концертах никто этого не делает. Но в таком случае зрители должны задуматься: а стоит ли зрелище тех больших денег, которые они за него заплатили? Ведь, по сути, их сделали статистами, то есть это им должны платить за съемки, а не они».

Итак, все «Песни года» и им подобные действа — сплошная «фанера». Хотя на самом деле мы далеко ушли от тех времен, когда несовершенная аппаратура не позволяла записать качественный звук на живом шоу. Сегодня такая возможность есть. На некоторых телешоу звук уже живой и очень качественный. Так что все дело в желании или нежелании телевизионщиков возиться с живой акустикой.

1990

Расовая дискриминация со стороны полиции 

Ситком с Уиллом Смитом «Принц из Беверли-Хиллз» первым рассказал о том, что если ты черный в Америке, то у полицейских будет к тебе другое отношение. В одном из эпизодов двух главных героев, Карлтона и Уилла, останавливают за «угон» машины их дяди Фила, поскольку патрульного настораживает факт, что двое чернокожих подростков гоняют в очень дорогой машине. На деле их родственник дал им ее покататься. До протестов Black Lives Matter еще 30 лет. 

Твин Пикс и сон Купера 

Кайл МакЛахлан в роли агента Дейла Купера видит сон, в котором один персонаж говорит задом наперед, а другой напоминает Лору Палмер, смерть которой он расследует. И хоть сама сцена — это типичный Дэвид Линч, но увидеть такой авангард по телевидению в ту пору было настоящим откровением. С тех пор экспериментальные, концептуальные и «странные» сериалы перестали быть редким явлением.  

1972

«Шоу Мэри Тайлер Мур» — о разной зарплате у мужчин и женщин 

Актриса Мэри Тайлер Мур играла одинокую и независимую женщину за тридцать, которая работает ведущей новостей. В одном из эпизодов 3-го сезона Мэри узнает, что у коллеги-мужчины зарплата больше, чем у нее. Устроив скандал боссу, она получает в ответ: «Тебе платят меньше, потому что ты женщина и тебе на надо содержать семью». Мур негодует, и с экранов телевизора в тот вечер первый раз в истории американского ТВ поднимается вопрос о том, что платить женщинам меньше несправедливо.  

Ситком «Мод» и тема аборта 

Сериалы Нормана Лира («Все в семье», «Джефферсоны», «Добрые времена») всегда хвалили за реализм и новаторские сюжетные линии. Не был исключением и его ситком «Мод». В одной из серий главная героиня в исполнении Беатрис Артур решает сделать аборт, поскольку не может позволить себе содержать еще одного ребенка. Эпизод вызвал серию протестов у консервативной аудитории.

Мэрайя Кэри стала преемницей Milli Vanilli


Мэрайя Кэри

Думаете, фонограмма для «слабаков, у которых нет голоса»? Что ж: вы, возможно, заблуждаетесь, ибо как показывает практика – даже мировые иконы с голосами в пять октав прибегают к ней! Например – Мэрайя Кэри. На протяжении десятилетий «Новогодний рок Дика Кларка» был одним из самых популярных телешоу для празднования Нового года в США. Каждый год приезжают потрясающие музыкальные гости, исполняющие всевозможные песни, и обычно они получают восторженные отзывы. Можно было бы подумать, что Мэрайя Кэри с лёгкостью станет очередной жемчужиной шоу, но её появление в 2016–м, к сожалению, было омрачено техническими неполадками…

Во время своего выступления Кэри не расслышала музыку, под которую должна была петь. Она предпринимала тщетные попытки «вовремя открывать рот под минус», но вскоре плюнула на это и вовсе перестала что-то делать! Данный фрагмент передачи быстро завирусился в Интернете, и вскоре Кэри начали высмеивать и сравнивать с печально известными Milli Vanilli. Сама же певица не унывала, и заявила, что технические неполадки случаются у всех, и это ещё не означает, что артист в чём-то виноват. Вот так!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Alarm beauty
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: