Фильмы ужасов и психика человека

Анализ фильмов ужасов

Почему мы любим бояться

Давайте окунемся в интригующий мир фильмов ужасов и попробуем разгадать, почему они оказывают на нас такое завораживающее действие. Прежде чем мы проанализируем их привлекательность, давайте сначала поймем, почему мы активно ищем эти леденящие душу переживания. Это может показаться нелогичным, но, возможно, острые ощущения и страх — это именно то, чего жаждет наш разум среди монотонности повседневной жизни.

Химия, лежащая в основе озноба

Просмотр фильмов ужасов гарантирует прилив адреналина, как никакой другой. Наш мозг, каким бы сложным и увлекательным он ни был, в моменты страха выделяет смесь химических веществ. Адреналин течет по нашим венам, готовя наши тела к действию, хотя мы всего лишь зрители в наполненных ужасом сценах, разворачивающихся перед нами. Сочетание страха и восторга создает захватывающий коктейль, который заставляет нас хотеть большего.

Исследование нашей темной стороны

Фильмы ужасов предоставляют безопасное пространство, чтобы противостоять нашим самым глубоким страхам и тревогам. Подвергая себя вымышленным ужасам, мы обретаем чувство контроля над иррациональными страхами, скрывающимися в темных уголках нашего разума. Это почти как терапия, позволяющая нам принять и понять нашу собственную уязвимость в контролируемой среде. Итак, в следующий раз, когда кто-то спросит, почему вы охотно смотрите ужасающие фильмы, просто скажите, что это полезно для вашего психического здоровья!

Приостановление неверия

Фильмы ужасов, как и любой другой жанр, полагаются на нашу способность сдерживать неверие. Мы охотно погружаемся в эти фантастические миры, где свободно бродят монстры и царят сверхъестественные силы. Это временный побег от реальности, где мы можем на мгновение уйти от банальности нашей повседневной жизни и погрузиться в необычное. Только не забудьте проверить под кроватью перед сном!

Катарсический релиз

Вы когда-нибудь замечали, как чувствуете странное облегчение после просмотра душераздирающего фильма ужасов? Это тревожное чувство на самом деле может быть катарсическим освобождением. Когда мы видим, как персонажи на экране сталкиваются со своими худшими кошмарами, мы испытываем своего рода эмоциональное очищение. Страх и напряжение нарастают только для того, чтобы высвободиться в катарсической кульминации. Для наших эмоций это похоже на американские горки, оставляющие нам чувство освобождения и странного удовлетворения.

Социальный опыт

Фильмы ужасов также объединяют людей, будь то просмотр их с друзьями или посещение полуночных просмотров с другими любителями ужасов. Крики, смех и общие страхи создают уникальную связь и чувство товарищества. Это незабываемый опыт, наполненный общими эмоциями и шутками, которые можно лелеять еще долго после того, как идут титры.

В заключение хочу сказать, что в жанре ужасов есть что-то необъяснимо захватывающее. От вызывающих адреналин химических реакций в нашем мозгу до катарсиса, который мы испытываем, фильмы ужасов дают нам возможность уйти от реальности, получить острые ощущения и шанс противостоять нашим самым глубоким страхам. Итак, в следующий раз, когда кто-то спросит, почему мы жаждем фильмов ужасов, просто напомните им, что все это часть удовольствия от того, чтобы быть человеком.

ПОСЛЕДНЯЯ ДЕВУШКА – ГЕРОЙ ИЛИ ЖЕРТВА?

Любой слэшер – история об обретении силы, вернее самое начало этой истории: обретение маленькой капельки силы (пусть даже от отчаяния) перед лицом невообразимой опасности – это поступок.

Ведь Последняя Девушка – ни разу не героиня, что Кловер явно подчеркивает в своем анализе. «Да, она убивает маньяка в конце, но перед этим она больше часа убегает и прячется, падает, испытывает боль, боится, снова убегает, за ней гонятся, ее почти ловят, ее друзей убивают… «Побитая, но выжившая» – более подходящий термин, или, учитывая, что победой она часто обязана не столько сметке, сколько удаче, то «чудом уцелевшая». «Героиня-жертва», как я ее называю. С акцентом на слове «жертва». Да, это замечательный момент, когда маньяк наконец повержен, но сводить весь ее (да и наш зрительский) опыт к этому последнему моменту – значит упускать из виду центральную вещь: ее (а соответственно и наши) боль и страх».

В подростковом возрасте мало кто чувствует себя героем, а вот боль и страх – всегда пожалуйста. А потому подростку гораздо проще отождествиться с нескладной и объективно слабой Последней Девушкой, чем с крутой и смекалистой героиней вроде Катнис из «Голодных игр» (не говоря уже о каком-нибудь «Крепком Орешке»).

И тот факт, что, несмотря на физическое превосходство и сверхчеловеческую неуязвимость маньяка, Последняя Девушка все же побеждает, наполняет особого рода надеждой. И пусть победа досталась отнюдь не благодаря силе или смекалке, а просто потому, что так устроена жизнь, в смысле жанр. Ведь если она смогла…

Пример поведения в опасной ситуации

Обычный человек в обычной жизни редко сталкивается с реальной опасностью. Но это не значит, что она не может нагрянуть в любой момент. Оказавшись в ситуации, опасной для жизни или здоровья, человек испытывает парализующий страх и растерянность, зачастую не знает, как на это реагировать и как поступить.

Чтение ужасов и триллеров может дать опыт, что лучше сделать, когда столкнулся с опасностью. И здесь важен не столько пример героев книги, которые справляются или не справляются с трудностями, сколько собственные размышления читателя – как я бы поступил на их месте?

Читатель может примерить проблему на себя и найти для неё подходящее решение, а книга может показать, к чему приводит тот или иной поступок, даже если она на первый взгляд банальный хоррор о несуществующих монстрах.

Ужасы и наша психика: влияние на эмоции и поведение

Феномен любви людей к ужасам всегда вызывал интерес и непонимание. Однако, с психологической точки зрения, это явление может быть объяснено несколькими аспектами.

Во-первых, ужасы активно воздействуют на эмоциональную сферу человека. Они способны вызывать страх, тревогу, адреналин и другие эмоции, которые могут быть приятными в определенных контекстах. При просмотре ужасов, наше сердце начинает биться быстрее, дыхание учащается, а мы ощущаем напряжение и возбуждение. Все это помогает снять стресс, освободиться от накопленных эмоциональных напряжений. Кроме того, ужасы учат нас контролировать свои эмоции, помогают привыкнуть к ощущению страха и справляться с ним более эффективно.

Во-вторых, ужасы могут влиять на наше поведение. Во время просмотра фильма или чтения книги-ужастика, мы можем оказываться в определенной роли, идентифицироваться с героями и испытывать их эмоции. Это позволяет нам научиться справляться с ситуациями, требующими принятия решений в экстремальных условиях и развитию способности к эмпатии. Кроме того, ужасы могут помочь нам осознать свои собственные страхи и найти способы справиться с ними в реальной жизни.

В-третьих, ужасы предоставляют возможность исследовать границы своей собственной психики. Они помогают нам узнать себя лучше, понять свои пределы и силу воли. Ужасы заставляют нас переосмыслить наши представления о реальности и преодолеть шаблоны мышления. Это может привести к повышению нашей самооценки и уверенности в себе, поскольку мы становимся способными противостоять ужасам и преодолевать трудности.

В целом, ужасы оказывают сильное влияние на эмоции и поведение людей. Они не только позволяют нам испытывать яркие эмоции и преодолевать страх, но и помогают нам развиваться как личности и осознавать свои возможности.

Библиографические ссылки:

  • Зиллман, Д. (1991a). Просмотр телепередач и психологическое возбуждение. В книге J. Bryant D. Zillman (Eds.), Responding to the screen: Reception and response process (стр. 103–133). Хиллсадейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates
  • Зиллманн, Д. (1991b). Сочувствие: эффект свидетельства эмоций других людей. В книге J. Bryant and D. Zillmann (Eds.), Responding to the screen: Reception and responsecesses (стр. 135–168). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс.
  • Зиллманн, Д. (1996). Психология неизвестности в драматической экспозиции. В: П. Фордерер, В. Дж. Вульф и М. Фридрихсен (ред.), Саспенс: концептуализация, теоретический анализ и эмпирические исследования (стр. 199–231). Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates

Ужасы как способ снятия стресса

Психологические исследования показывают, что многие люди предпочитают смотреть ужасы как способ снятия стресса. Возможно, это связано с тем, что ужасы позволяют нам переживать сильные эмоции в контролируемой среде, что может помочь нам освободиться от накопленного напряжения и страхов.

Когда мы смотрим ужасы, наше тело начинает выделять адреналин, который может вызывать физиологические реакции, такие как ускорение сердечного ритма и повышенное напряжение мышц. Однако, после окончания фильма или просмотра ужасающей сцены, наше тело начинает восстанавливаться и быстро возвращается в нормальное состояние. Это означает, что ужасы могут играть роль в облегчении физического напряжения и стимулировании реакции на расслабление.

Ужасы также позволяют нам переживать эмоциональные сцены, которые мы, возможно, не испытали в повседневной жизни. Играя наши страхи и ужасы, мы можем испытать их без реальной опасности. Это может помочь нам разобраться с нашими эмоциями и дать нам возможность осознать их в безопасной среде.

Другой аспект ужасов, который может помочь снять стресс, связан с переживанием сильного адреналина и волнения. Когда мы находимся в состоянии напряжения и страха, наш организм выпускает определенные химические вещества, которые могут вызвать ощущение эйфории после разряда эмоций. Это может создать ощущение освобождения и улучшить наше настроение.

Некоторые люди обожают смотреть ужасы, потому что это позволяет им почувствовать себя живыми и преодолеть свои страхи. Они могут наслаждаться острыми эмоциями и чувствами страха, которые испытывают во время просмотра ужасов.

Конечно, не все люди находят ужасы расслабляющими или способом снять стресс. Каждый человек уникален и имеет собственные предпочтения. Однако, эти факторы могут помочь объяснить, почему ужасы столь популярны и как они могут быть полезны для некоторых людей в снятии стресса и облегчении напряжения.

Причины популярности ужастиков

Психологическое объяснение привлекательности ужасов

Ужасы — это жанр кино, литературы и других искусств, который вызывает у зрителей или читателей страх, тревогу и отвращение. Интересно, почему некоторые люди предпочитают такой вид развлечений и что заставляет их возвращаться к нему снова и снова.

Существует несколько психологических объяснений привлекательности ужасов. Одно из них связано с высвобождением стресса. Человек, находясь в безопасной среде кинотеатра или дома, может испытывать страх и напряжение, которые в реальной жизни вызывают угрозу его безопасности. Это позволяет ему пережить и контролировать свои эмоции, освобождая накопленный стресс.

Другое объяснение связано с адреналином. Ужасы часто вызывают физическую реакцию в организме, такую как учащенное сердцебиение, повышенное дыхание и напряжение мышц. Это приводит к выделению адреналина, который может вызвать ощущение возбуждения и эйфории. Многие люди ищут такие сильные эмоциональные и физические ощущения, и ужасы предоставляют им возможность испытать их в безопасной ситуации.

Также ужасы могут служить способом познания своих страхов и внутренних демонов. Через героев и сюжеты ужасов люди могут идентифицироваться и размышлять о своих собственных страхах и темных сторонах. Исследование этих тем может помочь им лучше понять себя и свою психологию.

Кроме того, ужасы могут вызывать чувство осторожности и подготовленности к возможным опасностям в реальной жизни. Путем наблюдения за выживанием героев ужастиков, зритель может усовершенствовать свои собственные стратегии самозащиты и повысить свою благополучность в случае возникновения реальной угрозы

Наконец, ужасы могут быть привлекательными и из-за эмоционального подъема, который они могут вызвать. Они способны перевернуть обычную реальность и погрузить человека в напряженную и захватывающую атмосферу. Многие любители ужасов наслаждаются этой интенсивностью и возможностью уйти на время из рутины и обыденности.

В целом, привлекательность ужасов заключается в возможности испытать сильные эмоции, справиться со своими страхами, подготовиться к возможным опасностям и отойти от повседневности. Ужасы предоставляют контролируемую среду для экспериментов с собственными эмоциональными и физическими ощущениями.

ВЕДИ СЕБЯ ХОРОШО

На первый взгляд, такие фильмы кажутся историей с моралью, снабженной наглядными примерами того, как поступать нельзя и что за это бывает. Любой герой слэшера, который занимается сексом или ведет себя хоть немного сексуально, практически никогда не доживает до финала.

То же самое касается употребления наркотиков и алкоголя. Да, еще желательно не быть «оторвой» – такие тоже быстро уходят в тираж. Как верно подметила Вики в «Последних девушках», «Я стервозная девица в фильме ужасов восьмидесятых годов. Прошло уже больше половины фильма, так что жить мне, подозреваю, осталось совсем недолго».

Собственно, по этим признакам Последнюю Девушку очень легко узнать в самом начале фильма: она «хорошая девочка», не пьет, не употребляет и обычно не курит. Из всех своих подруг она наименее сексуальная и чаще всего девственница.

Так что на первый взгляд нехитрая мораль слэшера очевидна – веди себя хорошо, и тебя не накажут.

Но на второй взгляд все далеко не так просто, и для того, чтобы это заметить, стоит внимательнее присмотреться к маньяку.

Чем хуже у главного героя, тем больше нам нравится

Это происходит из-за физиологического процесса, который объясняется теорией передача активации. Эта теория утверждает, что когда происходят события, противоречащие нашим ожиданиям, возникает эмпатический дискомфорт и, в свою очередь, последующая физиологическая реакция. Эта реакция нарастает по мере того, как у главного героя накапливаются проблемы, в то же время, когда надежда наших первоначальных ожиданий продолжает поддерживаться.

Таким образом, трудности, возникающие на пути героя, увеличивают дискомфорт, который мы испытываем, и страх, что у него не будет счастливого конца. Однако наша надежда на это остается. Таким образом мы реагируем на страдания, вызванные неудачей обоих путей: Мы хотим, чтобы одновременно происходило хорошее и только плохое. Когда конец достигнут и ожидания оправдаются, несмотря на то, что это положительный эмоциональный опыт, мы по-прежнему поддерживаем физиологическую активацию, вызванную несчастьями, поскольку их устранение не происходит немедленно. Так эти «остатки азарта» поддерживаются во время исхода, увеличивая удовольствие от финала.

Где русский колорит?

«Пиковая дама. Черный обряд» опирается на детскую легенду про призрака из зеркала, которого можно вызвать, нарисовав на зеркале лестницу и три раза сказав «Пиковая дама, приди». Но отечественная культура богата на куда более страшные легенды, мифологических персонажей и мистические локации вроде заброшенных деревень и заводов. Тут все снова упирается в деньги, а не в отсутствие фантазии, считает режиссер. «Мне кажется, люди не находят деньги на эти истории. Они непривлекательны пока для финансирования. Что касается зрителя, то он, наверное, ждет чего-то подобного. Я как зритель таким кино бы заинтересовался».

Всплеск адреналина

Психологические факторы

Одной из основных причин, почему люди любят ужасы, является необходимость испытывать сильные эмоции. Страх, тревога и ужас вызывают увеличение уровня адреналина в крови, что приводит к ощущению эйфории и общего волнения. Это позволяет людям чувствовать себя более живыми и активными.

Психологические исследования также показывают, что люди, которые любят ужасы, имеют склонность к открытию новых опытов и ограничениям в поведении. Они ищут способы к стимуляции своей головной деятельности, чтобы обеспечить себе новую информацию и эмоциональный настрой об окружающем мире.

Кроме того, люди могут испытывать ужасы, чтобы справиться со своими внутренними страхами и тревогами. Ужасы могут помочь им почувствовать контроль над своими эмоциями и бояться реальных проблем в жизни. В такой ситуации ужасы могут стать способом избегать паники или страха.

И наконец, ужасы предоставляют возможность людям испытать свою силу и смелость. В художественном образовании ужасы часто являются битвой между добром и злом, где герои побеждают зло, благодаря своей храбрости и решительности. Испытание страхом и победа в нем может быть крепостью для многих людей в жизни.

Эмоциональный эффект, который достигается при просмотре ужастиков

Фильмы ужасов порождают у зрителей самые сильные эмоции, включая страх, тревогу, ужас и адреналин. Все эти эмоции могут спровоцировать желание продолжать просмотр даже при самых страшных сценах.

Некоторые исследования показывают, что причина заключается в том, что просмотр фильмов ужасов вызывает у зрителей повышенную реакцию на адреналин, который выделяется в кровь при тревожных или опасных ситуациях.

Эмоциональное напряжение, которое вызывает просмотр ужастиков, может также улучшить настроение, уменьшить тревогу и помочь забыть о повседневных проблемах.

Определенные сцены ужасов также могут вызывать другие эмоции, такие как сочувствие, сострадание или даже радость. Например, когда персонаж, на которого мы сопереживали в течение фильма, спасается от серьезной угрозы, мы можем испытывать также и эмоцию облегчения.

  • Некоторые причины, почему девушкам так нравятся ужасы:
  • желание испытать сильные эмоции;
  • интерес к загадочному и непонятному;
  • желание понять, как действуют главные герои в экстремальных ситуациях;
  • желание быть защищенным и управлять ситуацией, которая кажется неуправляемой.

Некоторые примеры: Кричать , Кэрри а также Последний дом слева

В качестве примера в фильмах ужасов используются эти два процесса аффективного и отрицательного расположения. В «Крике» один и тот же главный герой сохраняется на протяжении всех сиквелов, поддерживая сочувствие и положительное аффективное расположение к ней и ожидание, что она выживет.

Другой случай — это «Кэрри», в которой мы развиваем такое сострадание, что не считаем финальную сцену несправедливой. А также есть случаи обратного процесса, как в «Последний дом слева», где мы производим большое негативное отношение к злодеям и желаем им несчастий ; чувство мести, которое приятно.

Природа страха

Страх – это одна из базовых эмоций человека, сопровождающая нас от рождения до самого последнего часа жизни. Он представляет собой ответную реакция организма на непривычные для него условия. Страх базируется на неизвестности: я не знаю, что будет дальше – я боюсь. В современном мире страх может возникать и от переизбытка информации: я вижу много трагедий и знаю, что плохое может случиться в любой момент – я боюсь. Все тревоги, в конечном счете, сводятся к одному, базовому и необходимому страху – страху смерти. (Я боюсь высоты, потому что могу упасть и разбиться, т.е. умереть. Я боюсь клоунов, потому что боюсь, что он меня убьет, т.к. видел в фильмах ужасов клоуна-убийцу.)

Страх помогает нам развиваться. Преодолевая страхи, мы преодолеваем себя и выходим на новый уровень. Если не хотим сталкиваться со своими тревогами, мы придумываем тысячи обходных вариантов. Это заставляет наш разум работать и двигаться вперед.

Мозг постоянно обрабатывает информацию на «пригодность»: не является ли это угрозой? Безопасно ли это? Слишком большая осведомлённость лишает покоя, но зарождает большое количество страхов. «Таблетки от страха» не существует. Мы не можем полностью избавиться от своих опасений, но можем снизить общий уровень тревожности.

Существует три основных вида страхов: нормальный (базовый инстинкт), патологический (придуманный страх, который сопровождает человека повсюду) и экзистенциальный (боязнь выбора и упущенной возможности). Полное отсутствие страха – отклонение от нормы, опасное для жизни и здоровья человека.

Здоровым такой вид отдыха неинтересен

— Кто смотрит фильмы ужасов?

— Причины различны — некоторые люди исключают эмоциональные отголоски, другие идут на предсказания из интереса. И в первом, и во втором случае просмотр фильмов ужасов может иметь негативные последствия — предсказать это невозможно. Традиционно здоровым и психически устойчивым людям такой вид релаксации не вредит. Однако есть и другая сторона медали — здоровые люди не смотрят такие фильмы, их не интересует такой баланс. Однако, если люди подавляют свои эмоции, просмотр фильмов ужасов может привести к негативной динамике, поведенческим расстройствам и социально опасному поведению. Например, известны случаи, когда люди, подражая киногероям, нарушали социальные правила.

— Не стоит ли людям с повышенной чувствительностью и беспокойством смотреть такие фильмы?

— Если у человека определенный тип личности — тревожный, раздражительный и с низкой стрессоустойчивостью — такие полосы могут еще больше повредить нервную систему. Они также могут вызвать повышение и без того высокого уровня стресса. Например, люди боятся чего-то в реальной жизни. Конечно, со временем этот страх может быть нивелирован, но существует также возможность наличия глубинных тенденций. Одним из негативных последствий является нарушение сна. Я бы не советовал смотреть такие фильмы особо чувствительным людям.

Характеристики фильмов ужасов

Однако две предыдущие теории разработаны Зиллманом для объяснения, в особенности, драмы, а не фильмов ужасов. Однако оба жанра близки по своему повествованию, поскольку оба представляют персонажей, терпящих неудачи. Несмотря на это, есть особенности фильмов ужасов, которые усиливают действие предыдущих теорий.

Количество главных героев. В большинстве фильмов ужасов есть группа персонажей. Вначале любой из них может быть главным героем, поэтому наша эмпатическая активация распределяется между всеми. По мере того, как это число уменьшается, наше сочувствие к тем, кто еще остается, увеличивается, таким образом, постепенно усиливая эмпатическую идентификацию параллельно с физиологическим напряжением. А именно, Сначала мы меньше сочувствуем, но по мере того, как персонажи исчезают, наше сочувствие к тем, кто остается, увеличивается, усиливая эффект теории диспозиций..

Ужасный рассказ. Просмотр фильма ужасов уже заставляет нас сомневаться в его конце. Что ж, у многих из них счастливый конец, но у многих других конец трагический. Поэтому к напряжению ожиданий добавляется неуверенность. Незнание, будет ли у него счастливый конец, увеличивает напряжение и его физиологическую активацию, а также удовольствие после конца. Игра с неопределенностью концовки — это особенность саги «Пила», в которой сохраняется ожидание того, что делает каждый главный герой и как это повлияет на финал.

Стереотипные персонажи. Многие аргументы жанра прибегают к включению стереотипных персонажей. «Глупая блондинка», «забавный афроамериканец», «высокомерный красавчик» — вот некоторые из них. Если в фильме часто используются эти стереотипы, мы можем меньше им сочувствовать. Более того, если к этому добавить хорошо продуманный профиль злодея, мы сможем больше сопереживать антагонисту и в конечном итоге понравиться ему, чтобы он выжил. Так объясняются великие сиквелы, такие как «Пятница 13-е», в которой злодей имеет большую сложность, чем главные герои, и история фокусируется на нем.

Параметр. В отличие от драматических фильмов, декорации в фильмах ужасов предрасполагают к физиологической активации. Звук, изображение или контекст сами по себе являются такими же важными аспектами, как и сюжет, поскольку они служат для усиления эффектов, которые сюжет производит сам по себе. Более того, они являются элементами, которые также влияют на ожидания, поскольку, если будет бурная ночь и свет погаснет, что-то обязательно произойдет.

Сложность убийства. Поскольку это фильм ужасов, наверняка кто-то из персонажей умрет. С такой предрасположенностью зрители надеются увидеть сцены смерти, которые нас удивят. Скорее они производят нам физиологическая активация что они должны провоцировать нас, так как те, что могли случиться раньше, а также те, что видели в других фильмах, вызывают привыкание; мы привыкли видеть смерть. Это вполне может быть неудобством, поскольку делает аудиторию более требовательной, но это также определяет, как на протяжении всего сюжета каждая жертва испытывает большие страдания; или иначе, чем предыдущий, чтобы мы к нему не привыкли. Есть несколько примеров, как в «Кошмаре на улице Вязов», в котором, когда мы видим появление Фредди Крюгера, мы уже напуганы тем, что не знаем, что произойдет. Сага «Пила» или знаменитая «Семерка» — тоже хорошие тому примеры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Alarm beauty
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: