Идиот в семье
Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 года на северо-западе Франции, в Нормандии, краю средневековых замков, зеленых изгородей, яблоневых садов, сидра и кальвадоса, в семье доктора медицины Ашиля Клеофаса Флобера, заведовавшего хирургическим отделением городской больницы Руана. Мать Гюстава – Анна Флобер (в девичестве – Флерио), хотя и была сиротой, происходила из знатного рода Камбремер де Круасмар. Это была вполне состоятельная буржуазная семья, в которой кроме Гюстава росли старший брат Ашиль, родившийся в 1813 году, и младшая сестра Каролина, появившаяся на свет в 1824 году.
Флоберы жили в просторном доме при городской больнице, которой заведовал отец, и, став взрослым, Гюстав Флобер находил истоки своего критического отношения к реальности в детских впечатлениях: «Какие странные воспоминания у меня с той поры! Сколько раз мы с сестрой забирались на решетчатую ограду, чтобы, повиснув на ней, с любопытством разглядывать лежащие на столах трупы. Сверху нещадно палило солнце. Те же самые мухи, которые кружились над нами и цветами в саду, садились на покойников, чтобы с громким жужжанием улетать назад! Как сейчас вижу своего отца, поднимающего голову над вскрываемым телом мертвеца, чтобы прогнать нас. По виду он был такой же, как труп. <…> Я вырос среди человеческих бед и страданий, от которых меня отделяла всего лишь одна стена. Еще ребенком я играл в больничном морге. Возможно, по этой причине у меня столь мрачное и пессимистическое восприятие окружающего мира. Я не люблю жизнь и совсем не боюсь смерти». (Из письма Луизе Коле от 7 июля 1853 года.)
Флобер, препарирующий госпожу Бовари. Карикатура в журнале «La Parodie». Художник — Achille Lemot. 1869.
Письмо хорошо поясняет, откуда могла возникнуть глубокая мизантропия Флобера, его фирменный имморализм, так шокировавший современников, возмущавшихся тем, что в романе отсутствуют положительные персонажи, а смерть Эммы Бовари изображена во всех анатомических подробностях. Флобер как художник и стал «патологоанатомом» современного ему общества, объективным и бесстрастным, как и полагается всякому вивисектору, с хирургическим скальпелем, но без наркоза изучающему живой организм, его боль и недуги.
Маленький Гюстав производил на окружающих отталкивающее впечатление. Отец и мать Флоберы всерьез считали его слабоумным и называли «идиотом семьи» (устойчивое выражение, нечто вроде нашего «в семье не без урода»). По-видимому, ребенок страдал чем-то вроде аутизма или нервного заболевания (что спустя двадцать лет подтвердилось диагнозом – эпилепсия): он мог часами сидеть на одном месте, уставившись в стену, и сосать палец, пуская слюну. Мальчик отличался необыкновенной ленью, мало двигался, не хотел учиться грамоте и письму.
Обложка русского издания первого тома одной из самых подробных (более 3000 страниц) биографий Флобера – книги Жан-Поля Сартра «Идиот в семье. Гюстав Флобер с 1821 до 1857 года». Издательство «Алетейя». СПб, 1998.
Впрочем, когда Гюстав достиг девятилетнего возраста, его родители неожиданно для себя обнаружили, что их сын не только умеет читать, но имеет явные литературные способности. Мальчик начал писать друзьям письма и сочинять свои первые рассказы и пьесы. Поступив в Королевский коллеж Руана, Флобер-младший не сильно преуспел в учебе, зато запоем читал (любимейшие его авторы той детской поры – Сервантес, Рабле, Шекспир, маркиз де Сад, Шатобриан, Байрон, Гете, Вальтер Скотт, Бальзак, Гюго) и вместе со своим другом Эрнестом Шевалье выпустил два номера рукописного журнала «Искусство и прогресс».
Гюстав Флобер в детстве. Художник – Э.-Г. Ланглуа. Начало 1830-х годов.
В пятнадцать лет Гюстав написал рассказ «Запах чувств» (1836), в котором сформулировал свое творческое кредо: «Писать, о! писать – это значит быть властелином мира. Завладеть его добродетелями и предрассудками, а затем вывести их на чистую воду в своих книгах. Это значит почувствовать, как зарождается, растет и крепнет творческая мысль, взобраться на пьедестал, встать во весь рост и остаться там навсегда».
Сюжет
«Мы были в кабинете, когда вошел ректор, за ним — новый человек в штатском и помощник с большим письменным столом. Проснулись те, кто спал, и все встали, как бы удивившись работе». |
( Отрывок из романа ) |
Медицинский работник Шарль Бовари, изучив медицину в юности, женится на пожилой женщине Элоизе Дюбюк, которая преждевременно умирает. Оставшись вдовцом, он снова женится на красивой деревенской девушке Эмме Руо, проникнутой желанием роскоши и романтики, стремлением, которое приходит от чтения романов. Чарльз происходит из богатой семьи и является порядочным человеком, но при этом скучным и неуклюжим. Он раздает всевозможные лакомства своей молодой жене, которая, однако, не доказывая этого, начинает все больше и больше надоедать своей однообразной супружеской жизнью, сильно отличающейся от того, что он себе представлял, читая романтические романы .
Презрение Эммы еще больше усиливается сравнением с образом жизни богатых аристократов: пара на самом деле приглашена на бал в замок Вобьессар, принадлежащий маркизу Андервилю. Наслаждаясь воспоминаниями об утонченности, которой она смогла насладиться за одну ночь, Эмма теряет всякий интерес к своим развлечениям и впадает в состояние инерции, что очень беспокоит ее мужа. Надеясь, что смена обстановки пойдет на пользу физическому и психическому здоровью его жены, он решает переехать из Тостеса в Йонвиль, где можно найти проводку . В марте, когда они уезжают из Тостеса, Эмма уже беременна.
В Йонвилле Эмма принимает ухаживания одного из первых людей, которых она встречает, молодого студента юридического факультета Леона Дюпюи, который, кажется, разделяет с ней вкус к «прекрасным вещам в жизни». Когда Леон уезжает учиться в Париж , Эмма вступает в роман с богатым землевладельцем Родольфом Буланже. Сбитая с толку его причудливыми романтическими устремлениями, Эмма разрабатывает план побега вместе с ним. Однако Родольф не готов бросить все ради одной из своих любовниц. Затем он нарушает соглашение вечером перед фугой архитектора с помощью письма на дне корзины с абрикосами . Шок настолько велик, что Эмма серьезно заболевает и на некоторое время прибегает к религии .
Однажды вечером в Руане Эмма и Шарль посещают оперу , и женщина снова встречает Леона. У них начинаются отношения: Эмма каждую неделю ездит в город, чтобы встретиться с ним, а Чарльз считает, что она берет уроки игры на фортепиано . При этом Эмма тратит непомерные суммы денег . Тем временем его долги достигают взрывоопасных размеров и люди начинают подозревать его в супружеской неверности . После того, как ее любовники отказывают ей в деньгах для выплаты долга, Эмма проглатывает дозу мышьяка и умирает мучительно и медленно. Верный Чарльз потрясен, особенно когда он находит письма, которые Родольф написал Эмме. Через короткое время он тоже умирает, а дочь пары остается сиротой.
Флобер и его романы
Гюстав Флобер, выдающийся французский писатель, известный своими реалистическими романами, оставил неизгладимый след в мировой литературе. Во многих его произведениях прослеживается автобиографическая основа, отражающая его собственные взгляды, переживания и душевные терзания.
Среди его наиболее известных работ можно выделить роман «Мадам Бовари», который часто называют его главным произведением. Флобер сам говорил, что главная героиня, Эмма Бовари, это он сам. Этот роман открывает перед читателем путешествие во внутренний мир автора, его страсти, желания и разочарования.
В «Мадам Бовари» Флобер отчетливо передает свою собственную философию жизни. Он критикует праздность и мелочность общества, обличает холодность и невозможность искусства поднять человека. Через своего героя Флобер показывает, как незаурядные индивидуальности сталкиваются с ограничениями общества и неспособны открыться для своего истинного я.
Несмотря на то, что «Мадам Бовари» вызывает различные мнения и критику за свою порочность и еретическое содержание, Флобер оставался верен своему творческому подходу. Он стремился представить читателю жизнь такой, какая она есть, со всеми ее сторонами и противоречиями.
Флобер не ограничивался одним только «Мадам Бовари». Его творчество включает и другие романы, например, «Сентиментальное воспоминание», «Саламбо», «Три дамы из провинции». Во всех своих произведениях писатель активно использовал искусство описания, детализации и языковых изысков, что делает его произведения уникальными и запоминающимися.
- В романе «Сентиментальное воспоминание» Флобер исследует сложные отношения между мужчиной и женщиной, выявляя их эмоциональные и психологические аспекты.
- В «Саламбо» автор переносит читателя в античные времена, показывая войну и борьбу за власть.
- В «Три дамы из провинции» Флобер рассматривает жизни трех женщин, отображая различные социальные слои и портретирование характеров.
Все эти романы Флобера пронизаны глубокими философскими размышлениями, комплексными характерами героев и проникновенным стилем изложения. Они стали важным вкладом в мировую литературу и продолжают оставаться актуальными и вдохновляющими для современных поколений читателей.
Настройка
Сеттинг имеет решающее значение для экономики романа по двум причинам: во-первых, потому что он функционален для реалистического стиля Флобера и социальной критики, а во-вторых, из-за того, как автор относится к главной героине Эмме Бовари.
Флобер делает все возможное, чтобы его портреты обычной жизни были точными. В этом ему способствует то, что он выбрал тему, которая ему особенно знакома. На самом деле он выбирает место действия в городе Руан (Нормандия) и в ближайших окрестностях, то есть в местах своего рождения и детства. Тщательность и детализация, которые Флобер вкладывает в обстановку, определяют стиль всего романа. Именно это правдоподобие приземленных элементов сельской жизни принесло книге репутацию краеугольного камня движения, известного как реализм .
Автор также намеренно использует сеттинг, чтобы создать контраст с главными героями. Романтические фантазии Эммы резко заглушаются прозаичностью повседневной жизни. Флобер использует это сопоставление, чтобы пролить свет на оба предмета. Эмма становится более капризной и нелепой в суровом свете будничной действительности. Но при этом, тем не менее, самоотнесенная пошлость местных жителей усиливается сравнением с Эммой, которая хоть и в своей отвлеченности , но все же демонстрирует чувствительность к красоте и величию, кажущуюся совершенно неведомой «право- мышление».
Проблема борьба с действительностью.
Флобер, как писатель-реалист, раскрывает в Эмме Бовари, героине пошлого адюльтера, личность трагическую, пытавшуюсявосстать против ненавистной ей действительности, и в конце концов поглощенную ею. Эмма Бовари оказалось типом и символом современности. Это существо пошлое, необразованное, не умеющее рассуждать, не привлекательное ничем, кроме внешности. Но в ней заложены качества, которые делают ее интересной и типичной -неприятие действительности, жажда того, чего нет, стремление и неизбежно связанное с ним страдание. Героиня Флобера не привыкла разбираться в своих чувствах, она подчиняется влечениям, не подвергая их критике сознания, она не ведает, что творит. Флобер должен был разбираться во всем этом сам, без помощи героини, понять то, что она сама не могла понять, проникнуть в подсознание. Он хотел проникнуть в логику страстей, которая не похожа на логику мысли. Поэтому Флобер отказывается от драмы.Драма это исключение, а он должен изобразить правило. Психологически глубоко разработанный образ Эммы Бовари раскрывается в разных планах: Она жена Шарля, мать ребенка, любовница Родольфа, клиентка Лере… Только что вышедшая из монастырского пансиона и приехавшая на ферму отца, Эмма хранит в душе усвоенный в пансионе идеал жизни, полной высоких чувств и страстей. Деревня вскоре теряет для нее всякую привлекательность, и она разочаровывается в ней так же, как и в монастыре. Когда на ее горизонте появился Шарль, она приняла«беспокойство, вызываемое новым ее положением»(Стр. 77) за чудесную страсть. Тотчас после брака эта иллюзия исчезла. Эмма хотела найти в своем муже нечто значительное, сколько-нибудь приближающееся к ее книжному идеалу. Она пела ему меланхолические романсы, но оставалась такой же спокойной, а Шарль не был ни более влюблен, ни более взволнован.Операция калеки убедила Эмму ее в бездарности ее мужа. С любовниками происходит почти то же. Эмма Бовари находит в любовниках то же, что в муже, — все ту же«пошлость брачного сожительства» (Стр.79). Родольф скучает во время ее поэтических излияний, Леон слабый характером, наскучивший слишком большой страстью, практически осторожный человек. Она вскоре перестает любить его, она любит в нем свою любовь, т.е. самое себя. Вместе с тем вся эта «поэзия любви» превращается в самый обычный адюльтер. Эмма вынуждена лгать мужу, придумывать множество мелких уловок, вовлекать в сферу своих обманов других. Она должна трепетать перед соседями. Из любви к роскоши и сентиментальности она делает подарки своим любовникам.^
Примеры боваризма
Для лучшего понимания боваризма роман «Мадам Бовари» был несколько раз адаптирован для кино. Для наглядного примера этого синдрома можно посмотреть любой из этих фильмов. Примеры боваризма можно найти в:
- Мадам Бовари» Жана Ренуара (1934).
- Мадам Бовари» Карлоса Шлипера (1947)
- Мадам Бовари» Винсенте Миннелли (1949)
- Дочь Райана» Дэвида Лина (1970)
- Мадам Бовари» Клода Шаброля (1991)
- Причины сердца» Артуро Рипштейн (2011)
- Весна в Нормандии» Анн Фонтен (2014)
- Мадам Бовари» Софи Бартес (2014)
Другие примеры боваризма можно найти в представлении архетипической Эммы Бовари как женщины и отчаянной домохозяйки. Американские домохозяйки и женщины среднего класса после Второй мировой войны являются примером синдрома мадам де Бовари, поскольку они были недовольны тем образом жизни, к которому их привели социальные условности, не удовлетворявшие их индивидуальные потребности и желания. Эта проблематика или неудовлетворенность была описана Бетти Фридан в 1963 году в ее книге «Мистика счастья». Этот архетип неудовлетворенной домохозяйки был представлен через образ Северин Серизи в фильме Луиса Бунюэля «Bella de día», а также через образ Кармелы Сопрано в сериале «Сопрано». Современный пример боваризма, этой хронической неудовлетворенности, можно найти в ощущении коллективной пустоты, исходящей от нынешней капиталистической системы. Уход от этой реальности олицетворяется в потребительстве, которое используется для смягчения этой сиюминутной и эфемерной неудовлетворенности, хотя чувство пустоты и недовольства вскоре появляется вновь.
Библиография
Готье, Ж. (1892) Le Bovarysme, la Psyology dans l’œuvre de Flaubert .
Леонард, С. (2013). Американизация Эммы Бовари: от феминистской иконы до отчаянной домохозяйки.
Сьерра, Невада (2007). В 150 лет мадам Бовари, 1857-2007 гг.
Характеристика Мадам Бовари
Мадам Бовари – мечтательная и идеалистичная женщина, но одновременно с этим испытывает недовольство и разочарование в реальности своей жизни. Она постоянно стремится к приключениям и романтике, пытаясь уйти от серости и мелочности бытия.
Очень важной чертой характера Мадам Бовари является ее неудовлетворенность и чувство пустоты. Она никогда не находит настоящего счастья и испытывает душевные муки от недостатка идеальной любви и признания
Эта внутренняя тревога и неудовлетворенность побуждают ее к рискованным поступкам и жизненным решениям, которые приводят к ее горькой судьбе.
Важным аспектом характеристики Мадам Бовари является ее стремление к самореализации и независимости. Она отвергает конвенциональные роли жены и матери, ищет свободу и возможность самовыражения. Однако ее попытки осуществить свои мечты находятся в противоречии с ограничениями и нравственными представлениями общества 19 века, что только углубляет ее разочарование и отчаяние.
Мадам Бовари – мыслящая и образованная женщина, она постоянно сравнивает свою жизнь с идеалами, найденными в книгах и романах, что только усиливает ее утрату веры в реальность. Она становится жертвой своих собственных стремлений, живет в собственной фантазийной реальности, не способной удовлетворить ее душевные потребности.
Таким образом, Мадам Бовари – это сложный и противоречивый персонаж, сочетающий в себе идеализм, разочарование, стремление к свободе и неудовлетворенность. Она становится воплощением Флобера самого – его мыслей, мечтаний и разочарований, истинной сущности его характера.
Стиль
Книга, во многом основанная на биографии одноклассника, ставшего врачом, была написана по настоянию друзей, которые пытались отвлечь Флобера от висцерального романтизма, поручив ему скромную и депрессивную тему и поставив перед писателем задачу сделать ее интересной без добавление любого экстраординарного события. Хотя Флобер не особо ценил стиль Бальзака , роман считается сегодня типичным образцом реализма, факт, который способствовал суду за непристойности (к тому же во многом мотивированный политической атакой правительства на либеральный журнал , который первым опубликовал текст в рассрочку, или «Парижское обозрение» ).
Флобер, как автор рассказа, прямо не судит о нравственности Эммы Бовари и воздерживается от явного осуждения ее адюльтера. Приговор в шестой главе третьей части вызвал много дискуссий даже во время процесса «за преступления против общественной и религиозной нравственности» в 1857 г.: «Она была так же противна ему, как он устал от нее. Эмма нашла всю плоскость брака в адюльтере». В ходе судебного разбирательства прокурор Эрнест Пинар, цитируя это предложение, заявил, что противопоставление «плоскости брака» и «поэзии прелюбодеяния» представляет собой очень серьезное оскорбление одного из фундаментальных институтов гражданского сосуществования. Добавляя: «Это, господа, ситуации, которые мистер Флобер любит рисовать, и, к сожалению, рисует он их слишком хорошо». Это решение побудило кого-то обвинить Флобера в восхвалении супружеской неверности и создании скандала (весьма необоснованное обвинение, если иметь в виду вечную неудовлетворенность Эммы и ее несчастную судьбу).
Флоберовский реализм стремится к правдоподобию, то есть к созданию иллюзии реальности. Флобер ненавидел, когда его считали лидером реализма, поскольку его эстетика была направлена на немиметическое воспроизведение реальности (так называемой воображаемой реальности). Однако его реализм имеет прочную документальную основу; ничего не выдумано Флобером, фабула переплетается с эвристическим знанием. Однако ее эстетика противостоит романтическому идеализму , который в романе является типом мышления , управляющим действиями Эммы. Героиня, главная героиня романа, все более недовольна, так как ее фантазии, выходящие за пределы жизни, по тавтологическому определению, явно не смогут осуществиться.
Мадам Бовари представляет собой комментарий ко всей культуре того времени, когда жил Флобер, и это ясно видно из резкого акцента на абсурдности « рациональных » научных фигур , на бесполезности церковных обрядов , на самолюбии . индульгенция буржуа де Леро (который обманывает Эмму, заставляя ее покупать у него товары в кредит).
Что такое боваризм в психологии
Боваризм в психологии появился в 20 веке, с конца 1940-х годов, когда этот синдром начал изучаться в психоанализе. В психологии это термин, который до сих пор используется для обозначения синдрома, характеризующегося постоянной неудовлетворенностью и фрустрацией из-за несоответствия между ожиданиями и стремлениями, обычно несоразмерными и навязчивыми, и реальностью, контрастом или расстоянием, которое существует между ними.
Симптомы боваризма связаны с психологией главного героя романа, и были выявлены следующие:
- Нереалистичные ожидания: у людей с этим синдромом развиваются фантастические, нереалистичные и несоразмерные ожидания и цели, что приводит к ошибочному восприятию реальности. Фрустрация также появляется в связи с неспособностью реальности соответствовать ожиданиям, которые возлагает на нее человек.
- Невозможные цели: постановка недостижимых целей и задач также преобладает в результате того, что человек испытывает трудности с переносом и переживанием реальности, что порождает сильные страдания и дискомфорт. Возникает стремление к тому, что недоступно человеку; стремления не основаны на осознании человеком своих реальных условий, а основаны на субъективных идеализациях.
- Предвзятость подтверждения: эта предвзятость относится к принятию информации избирательно и на основе ее соответствия искаженным ожиданиям и идеям, которых придерживается человек, так что в итоге они подпитываются. С другой стороны, информация, противоречащая выдуманной реальности, отвергается. Это приводит к предвзятой интерпретации реальности и потере чувства объективности и критического суждения.
- Отрицание реальности: Отрицание используется в качестве стратегии преодоления и защиты. Человек с этим синдромом убегает и уклоняется от реальности, которую он/она не может вынести, чтобы продолжать жить в созданной им/ею фантазии. Это отрицание приводит к отсутствию ответственности за собственные действия и поведение.
- Недостаток самопознания: неспособность воспринимать себя реалистично, самовосприятие идеализировано. Они не способны признать собственные ограничения и слабости. Кроме того, они часто резко и чрезмерно реагируют на любой незначительный конфликт, а также проявляют параноидальное отношение к другим людям.
Хотя синдром мадам Бовари не диагностируется как расстройство и не фигурирует в диагностическом руководстве по психологии, это термин, используемый для определения ряда характеристик и симптомов, которые приводят к нарушению поведения и личности.
Этот синдром имеет психологические последствия у людей, у которых он развивается, и связан с другими психологическими расстройствами, но с чем связан синдром боваризма? Определяющие характеристики синдрома мадам Бовари присутствуют в некоторых расстройствах личности, а именно в пограничном расстройстве личности, нарциссическом расстройстве личности и гистрионном расстройстве личности.
В боваризме, как и в нарциссизме, присутствует идеализированный образ человека или некоторых его аспектов, а также чувства величия и эгоцентризма. Склонность к драматизму, преувеличению эмоций и театральности, присутствующая в боваризме, также является характеристикой гистрионной личности. Аналогичным образом, хроническое чувство пустоты, характерное для синдрома мадам Бовари, характерно для пограничного расстройства личности. Хроническая неудовлетворенность и недовольство часто приводят к развитию депрессивных и тревожных симптомов. Наблюдается интенсивная тенденция к меланхолии и дистимии или хронической форме депрессии. Гнев и ярость также могут быть определены как следствие разочарования в реальности, что иногда приводит к агрессивному и/или саморазрушительному поведению. Как правило, именно из-за этих симптомов человек обычно обращается к психотерапевту.
Через тесноту да в большой мир
В «Нимфоманке» стык двух времен: настоящего (беседа Джо и Селигмана) и прошедшего (воплощаемые на экране «мемуары» героини). На беседу режиссер отвел героям ночь, и действие замыкается в аскетичной комнате. Прошедшее же время охватывает не одно десятилетие. Героиня дана в широком возрастном диапазоне, от раннего детства до лет 50; в основном роль поделена между двумя актрисами — дебютанткой в кино Стэйси Мартин и музой режиссера Генсбур.
Триеру удается раздвинуть тесноту убогой комнаты. Православная икона Богородицы, стоп-кадр, медленный наезд камеры под хорал Баха… и в пространстве ощутимо присутствие таинственного. Каменный дом, куда режиссер поселил Селигмана, кажется склепом отшельника, и символично, что два окна в той комнате, где происходит «исповедь», выходят в кирпичную кладку соседнего дома. Но Триер как будто цепляется за любую возможность выйти к свету и воздуху. Встречая рассвет, Джо и Селигман удивляются, как это солнечные лучи, падающие на эту кладку, пробрались сюда через лабиринт стен.
И энциклопедизм изложения «Нимфоманки», как бы испещренность кинематографического текста гиперссылками — это ведь для Триера тоже средство выйти «в мир», в информационное поле.
Что касается пространства у Жолдака, то ему никогда не доводилось ставить в таких камерных («почти комнатных», по его замечанию) условиях, как в «Русской антрепризе». Теснить так теснить. Жолдак, вместе с Титой Димовой выступивший сценографом, установил на сцене небольшой черный павильон, еще более ограничив игровую площадку. Эмма Бовари раздираема порочной страстью буквально на клочке «суши», в условиях комнаты-коробки. Высокие двери открываются в маленький коридор, а в нем еще проем… ведущий в глухую стену. Сценография задает иллюзию уходящего вдаль и ввысь пространства, намек на анфиладу, но над «рисунком движения» героини нависло ощущение тупика.
Но у Жолдака, как и у Триера, предполагается выход в иное пространство. Павильон, в котором существуют персонажи «Мадам Бовари», кажется подмостками огромного мира, скрытого от зрителей. Недаром режиссер пользуется зеркалами как барочный архитектор — магически размывая реальность. За окном дышит лес, откуда к Эмме в первую брачную ночь является лиса, темная посланница языческих богов. Одушевленная стихия леса заставляет вспомнить о Тарковском, о «Зеркале» прежде всего. К этому фильму тянется и «Антихрист» (даже не будь фильм Триера посвящен русскому гению, преемственность была бы очевидна).