Умение договариваться

Как располагать к себе людей: 6 советов от карнеги

Как научиться общаться с людьми: упражнения

Сейчас будет плохая новость. Упражнений для развития навыков общения нет. Но не стоит расстраиваться. Чтобы научиться общаться нужно (барабанная дробь!)… общаться. Не кидайте в меня камни — я узнала у экспертов, как это сделать. Назовём наше упражнение «Развитие коммуникабельности»

«Развитие коммуникабельности»

Цель упражнения: общаться с как можно большим количеством людей до тех пор, пока это не станет таким же естественным процессом, как дыхание.

Методика: каждый день мы взаимодействуем с большим количеством людей. Это наши домашние, друзья, коллеги, продавцы и те счастливцы, которые звонят, чтобы предложить нам кредит или узнать наше мнение о качестве связи. С этого дня воспринимайте их всех в качестве ваших помощников в развитии коммуникабельности.

Проснулись. Спросите у партнера, что ему снилось. Какие у него планы на день. Чем он планирует обедать. Узнайте у детей, нравится ли им погода, какой мультсериал они смотрят и что там происходит.В офисе прислушайтесь, о чем беседуют ваши коллеги. Подключитесь к разговору. Задавайте уточняющие и наводящие вопросы. Используйте техники активного слушания и радуйтесь, когда это получается! Вечером побеседуйте с продавцом. Узнайте у него, как проходит день. Поблагодарите за хорошее обслуживание.

  • Техника продвинутого уровня: начинайте оттачивать своё мастерство на близких людях и друзьях. Но постепенно учитесь заводить разговор с незнакомыми. Например, с вашим соседом в очереди, с красивой девушкой в кинотеатре, с владельцем собаки, которую вы всегда хотели погладить, но не решались. Да, это страшно. Да, вы наверняка будете чувствовать неловкость. Чтобы снять дискомфорт:
  • Медленно подышите животом.
  • Улыбайтесь (это придаст вам бодрости и уверенности).
  • Не концентрируйтесь на себе, думайте о собеседнике и о том, что вы хотите получить от общения.

Техника безопасности: тренируя коммуникабельность, помните, что не все и не всегда открыты к общению. Не стоит подходить к человеку, если он выглядит мрачным и раздражённым, занят другим делом. Помимо навыка общения желательно развивать эмпатию или эмоциональный интеллект — умение чувствовать настроение окружающих. Но это тема для отдельной статьи.Как часто выполнять упражнение: каждый день, как можно чаще.

Когда разговаривать

Главное правило счастливых отношений – решать что-то только вне эмоционального взрыва.

Лучший вариант – перед каждым новым этапом отношений обговаривать заранее все детали, а лучше даже записывать: как часто вы видитесь, сколько времени уделяете работе, друзьям и друг другу, как часто созваниваетесь и какие на каждого ложатся обязанности по дому.

Если конфликт уже произошел – дайте друг другу выдохнуть, выпустить пар и побыть одному. Можно разойтись на полчаса по разным комнатам или на прогулку – главное спокойно озвучить, что ты пошла выдохнуть, потому что хочешь поговорить в спокойном состоянии. Никаких хлопков дверьми и демонстративных криков.

Когда чувствуешь себя готовой к разговору – спроси у него, готов ли он обсудить тот или иной вопрос сейчас, если нет – то когда.

И запомни: один разговор – один вопрос. Никаких воспоминаний о его промахах за все годы отношений.

Правило № 5Проявляйте эмпатию

Работая с террористами и преступниками, Лоуренс обнаружил, что большинство людей, когда они злы или расстроены, хотят, чтобы их поняли. Вот так просто! Когда кто-то не чувствует себя понятым, это делает его еще более злым и разочарованным. Так что проявите к человеку немного сочувствия.

Помните: сопереживание тому, кто иррационально чем-то расстроен или ведет себя как полный придурок, не означает, что вы оправдываете или соглашаетесь с ним. Вам даже не нужно чувствовать то, что чувствует он.

В том, что касается эмпатии, Лоуренс предпочитает утонченный подход. Эмпатия заключается не только в том, чтобы разделить чьи-то чувства, но и в том, чтобы понять их. Он советует смотреть на поведение и слова другого человека с отстраненным любопытством, словно Спок в «Звездном пути». Используйте своего внутреннего антрополога и изучите внутренний мир конфликтующего с вами человека.

Задавайте открытые вопросы, чтобы выяснить, почему человек злится. Используйте приглашение: «Расскажи мне больше!». Дайте человеку понять, что вы его понимаете, сказав ему такие фразы, как «Я вижу, это вас разозлило». Будьте искренни, а не снисходительны в своем любопытстве.

Предоставление человеку возможности выговориться может иметь большое значение для разрядки сильно заряженной или эмоциональной ситуации. Это работает даже с террористами и психопатами!

Как развить умение договариваться

Работа учителя над развитием у детей умения договариваться должна быть систематической и постоянной.

Основные направления работы

Такую деятельность необходимо направить на обучение школьников:

  • этически ценным нормам и способам поведения в отношениях с другими людьми;
  • умениям устанавливать и поддерживать контакты;
  • принципам построения дружеских отношений;
  • правилам сотрудничества;
  • пониманию, как легко может возникнуть ссора или драка;
  • умению оценивать свое поведение;
  • умению определять причину ссоры;
  • умению избегать конфликтных ситуаций;
  • способам и приемам самостоятельного решения конфликта.

Одних советов и объяснений взрослых, как следует правильно себя вести, недостаточно, необходима практика. Поэтому нельзя пытаться ограждать детей от конфликтов, а нужно ознакомить школьников с моделью поведения в проблемных ситуациях. Для этого можно проводить:

  • групповую дискуссию;
  • создание проблемных ситуаций, их анализ в микрогруппах с последующей рефлексией;
  • драматизацию;
  • ролевые игры;
  • элементы социально-психологического тренинга;
  • элементы исследования, наблюдения, самонаблюдения, эксперимента, опыты;
  • анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов;
  • слушание и анализ драматических произведений.

Лучшим способом приобретения социального опыта младшими школьниками является игра.

Не умею слушать людей

Каждый, наверное, замечал, что когда в разговоре собеседник мысленно далеко и не слышит другого человека, это неприятно и выглядит некультурно. Сначала появляется недоумение, потом разочарование и обида. Напротив, когда человек внимательно и активно слушает, это находит отклик в душе и позволяет почувствовать себя важным и значимым.

Иногда в разговоре двух людей, особенно находящихся в близких отношениях, гораздо важнее слышать не то, что они говорят, а то, как они это говорят, что позволяет услышать гораздо больше, чем они изначально собирались сообщить друг другу. Только научившись быть активным слушателем, будет возможен такой уровень взаимодействия.

Очень важным навыком умение слушать является в бизнесе, ведь деловые переговоры – это неотъемлемая часть партнерских отношений. Уделяя мало внимания слушанию, можно нажить себе больших проблем и даже потерять деньги.

К сожалению, почти все тренинги и семинары, посвященные умению общаться, направлены на то, чтобы научить человека говорить, четко выражать свою мысль и даже уметь убедить другого в своей точке зрения. Умению слушать обучают гораздо реже, но этому вполне можно научиться самостоятельно.

Освоив навык активного слушания, человек может получить гораздо больше важной информации в разговоре, а главное – надолго задержать ее в своей голове

Такое умение позволит сконцентрировать мысли на общении, сфокусировать внимание на собеседнике и находиться здесь и сейчас. А это, в свою очередь, станет важным шагом в саморазвитии

Список лучших книг для самостоятельного обучения

Расскажем о ТОП-5 книгах, которые будут полезны в качестве дополнительного источника знаний.

№ 1. «Переговоры. Полный курс» Гэвина Кеннеди

В книге рассказывается о самых распространенных способах ведения переговоров. Автор рассматривает их со всех сторон и указывает на те, которые приносят больше пользы. А также говорится о подготовке к беседе и как правильно преподнести свое мнение.

№ 2. «За пределами здравого смысла. Как использовать эмоции в процессе переговоров» Даниэла Шапиро и Роджера Фишера

Рассмотрен нестандартный подход к ведению переговоров. А именно то, как правильно вызвать и использовать те или иные эмоции у своих оппонентов для благоприятного исхода переговоров. Вы научитесь подводить результаты переговоров к условиям, которые станут выгодны всем участникам.

№ 3. «Говорить красиво и убедительно. Как общаться и выступать легко и эффективно» Татьяны Джумма

Ни для кого не секрет то, что для успешного ведения переговоров необходимо владеть навыками ораторского искусства. Именно об этом идет речь в данной книге. Вы узнаете, как преодолеть страх выступлений и наладить контакт со своими слушателями.

№ 4. «Жесткие переговоры. Ничего личного — только бизнес» Алексея Рыбкина и Олега Эмиха

В данной книге говорится о сложных переговорах. Авторы раскрывают секреты общения с разными типами личности и приводят большое количество реальных примеров.

№ 5. «Я всегда знаю, что сказать. Книга-тренинг по успешным переговорам» Игоря Рызова

В книге преподносится базовая теория по ведению переговоров. Каждая тема сопровождается примерами, заданиями и комментариями автора с уникальными советами для читателей.

Полезные онлайн-курсы

Компромисс

Споры и конфликтные ситуации возникают везде: в школе, на работе, в семье, на улице, в институте и в разных общественных местах. И насколько эффективно разрешится спор, настолько повысится авторитет в глазах окружающих. Что значит «эффективное искусство договариваться»? По определению, это успешный результат переговоров двух-трех сторон, в процессе которого найден компромисс. В свою очередь, компромисс – это добровольные и взаимные уступки всех участников конфликта на доброжелательной ноте. Фраза «договориться» подразумевает взаимовыгодное решение. И если оно найдено, значит, люди пришли к взаимовыгодному варианту, то есть договорились.

Как выслушать и поддержать близкого

Когда человеку грустно, он часто в первую очередь нуждается в том, чтобы выплеснуть эмоции. Часто он сам прекрасно понимает, что делать дальше, почему он попал в такую ситуацию, но сейчас хочет просто выплакаться.

Твоя задача: дать ему понять «я здесь, я вижу, что тебе больно и грустно, я разделяю твою боль, мне не все равно, я готов и хочу тебя поддержать». Слушай, кивай, выдавай эмоциональную реакцию в нужных местах.

Никаких советов, никаких «давай я тебе объясню, почему так получилось», и тем более ‒ никакого перетягивания одеяла на себя («а вот у меня!») или обесценивания («а вот в Африке дети голодают, а ты тут ноешь!»).

Полностью сосредоточься на человеке, которого выслушиваешь.

Если ты рядом с ним ‒ отключи уведомления и полностью сосредоточься на вашем общении, сфокусируйся на нем целиком. Если вы общаетесь онлайн ‒ предложи видеосвязь или звонок (тогда правила те же, что при живом общении).

Если человек хочет пообщаться текстом ‒ отвечай быстро, потому что затягивание с ответом создает чувство, что на самом деле тебе не так уж и важно, и тебя что-то отвлекает. Твоя задача ‒ всячески транслировать посыл «Я рядом, я хочу тебя поддержать, я полностью для тебя открыт и готов тебя выслушать»

Твоя задача ‒ всячески транслировать посыл «Я рядом, я хочу тебя поддержать, я полностью для тебя открыт и готов тебя выслушать».

Спроси, не нужна ли помощь.

Именно спроси, не нужно причинять добро или ждать, пока человек сам попросит ‒ люди обычно стесняются таких просьб. В идеале сразу озвучивать варианты, чтобы человеку не приходилось самому придумывать. Так гораздо комфортнее, потому что в момент большой печали все силы уходят на ее проживание.

Подходящие фразы:

«Ты хочешь, чтобы я дал тебе совет или просто выслушал?»

«Тебе нужна какая-нибудь помощь в быту? Я могу… (погулять с собакой, помыть посуду, приготовить тебе еду)»

«Тебе бы хотелось услышать от меня мое мнение о ситуации, получить совет, чтобы мы вместе попытались решить проблему, или просто выплакаться?»

«Хочешь, я приеду, посмотрим вместе комедии? С меня мороженка и пицца».

Убеди человека, что он тебя не обременяет.

Когда человек выговаривается, жалуется, то обычно ощущает себя бременем, понимая, что собеседнику вряд ли приятно все это слушать. Скажи, что тебе это не в тягость, что ты готов помочь, и тебе абсолютно комфортно это делать. Это будет очень приятно для твоего собеседника.

Задавай подходящие вопросы

В основном это вопросы о чувствах. Например: «Как ты себя чувствуешь сейчас?», «Что ты думаешь о том, что будешь делать дальше?», «Я могу что-нибудь сделать, чтобы тебе стало лучше? Например, я могу… (перечисли варианты)», «Что бы тебе сейчас помогло почувствовать себя чуть менее ужасно?», «Тебе бы сейчас хотелось побыть одному, со мной, поговорить или помолчать?»

Мы с тобой одной крови

Твоя задача: транслировать посыл «я понимаю и сочувствую твоей боли, мне грустно оттого, что грустно тебе, я здесь, с тобой, и хочу тебя поддержать».

Но учти, что здесь ты ходишь по тонкому льду. Тебе нужно транслировать эти мысли из позиции человека поддерживающего. Не перетягивать одеяло на себя. То есть, е должно быть ситуации «Мне так грустно, так грустно, что теперь ты должен меня утешать» или «ты только что рассказывал про своего погибшего отца, но теперь я плачусь тебе о том, как у меня умерла собака». Сейчас ты поддерживаешь, а твой близкий нуждается в этом.

Активное слушание: как достичь взаимного понимания

При активном слушании необходимо быть полностью присутствующим в разговоре, не отвлекаться на другие мысли или события. Постарайтесь установить контакт с собеседником, используя невербальные сигналы, такие как улыбка, кивок головы или междуфразовые звуки.

Важно также проявлять интерес к тому, что говорит собеседник. Задавайте уточняющие вопросы, выражайте свое понимание и сочувствие

Используйте невербальные сигналы, чтобы показать, что вы внимательно слушаете — улыбка, кивок головы, междуфразовые звуки.

Будьте эмпатичными и сопереживайте даже, если вы не согласны с точкой зрения собеседника. Помните, что цель активного слушания — достичь взаимного понимания, а не развить свои аргументы или навязать свое мнение.

Важно также уметь повторить сказанное собеседником, чтобы убедиться, что вы правильно поняли его мысли и чувства. Это позволит избежать недоразумений и неуверенности в процессе диалога

Активное слушание является важным инструментом в достижении взаимного понимания с любым человеком. Оно позволяет установить глубокую связь и доверие между собеседниками, что облегчает процесс договоренности.

Причины детской недоговороспособности

Для определения эффективных способов преодоления детской недоговороспособности важно понимать причины неправильного поведения ребенка в отношении других детей. Большинство из них кроется в психологических особенностях младших школьников. Прежде всего, сказывается их эмоциональная неустойчивость, которая заключается в следующем

Прежде всего, сказывается их эмоциональная неустойчивость, которая заключается в следующем.

  • Привычная модель поведения основывается на формуле «Хочу — не хочу, нравится — не нравится».
  • Большинство детских поступков зависит от настроения, которым они еще не умеют управлять.
  • В конфликтной ситуации школьник чаще всего совершает поступки под воздействием гневных импульсов.
  • У ребенка отсутствует установка «Надо», поэтому сказывается разлад между его внутренним состоянием и общепринятыми нормами поведения.    

К началу школьного периода ребенок психологически готов к управлению своими эмоциями, но не знает, как это нужно делать. Поэтому еще одной причиной возникновения конфликтов у детей является не их неумение налаживать контакты, а отсутствие опыта социального общения. Особенно ярко это проявляется у «домашнего ребенка», который не посещал ранее детский сад.  

Именно этим объясняется то, что дети не стремятся сами договариваться, а спешат обратиться за помощью взрослых. Иногда ребенок даже не догадывается, что может сам решить возникшую проблему и найти способ взаимодействия.

Также надо учитывать, что в таком возрасте дети зациклены только на своих ощущениях и у них почти отсутствует чувство сопереживания. Они не хотят уступать другому просто потому, что не понимают его желаний и того, что он тоже имеет свои интересы.

Есть и другие причины неумения детей договариваться. Это может быть следствием неправильного семейного воспитания, при котором родители никогда не пытались искать компромиссы с ребенком, а лишь выставляли ему чреду требований. В некоторых случаях сказывается негативный социальный опыт, полученный в дошкольный период. Если ребенок какое-то время испытывал агрессивное давление со стороны своих сверстников, то это может отразиться на его характере и модели поведения.

Выявить причины недоговороспособности можно путем проведения диагностических тестов, анкетирования родителей, опроса воспитателей. В редких случаях для решения проблемы повышенной конфликтности ребенка понадобится помощь психолога. Чаще всего достаточно проведения системы коллективных или групповых занятий по теме «Учимся договариваться».

Основные правила, помогающие научиться договориться

Договариваться можно при заблаговременном планировании диалога. В этом случае схема общения стандартна, и появляется дополнительный ресурс (время) для подготовки существенной аргументации. Проблема состоит в том, что большинство повседневных взаимодействий происходит незапланированно. И в этой ситуации главное знать про корректное построение диалога и основные правила его ведения. То есть научиться договариваться.

Как научиться договариваться по психологии? Для продвижения к цели следует воспользоваться описанными выше правилами ведения диалога. Но они бывают недостаточными для нахождения консенсуса. Умение общаться это хороший навык, но далеко не единственный. Достижение взаимовыгодных соглашений это настоящий талант. Сложный человек не сможет справиться с этой задачей

Но научиться договариваться все-таки очень важно, так как от этого зависит намного больше, чем приятное времяпровождение за беседой

Советы психологов, как научиться договариваться:

  • заранее приготовьтесь к тому, что вам, возможно, придется пойти на уступки (но опять же не в ущерб себе, а в виде компромиссного заключения);
  • на всякий случай нужно заранее подготовить или придумать во время диалога альтернативную версию итогового соглашения;
  • учтите, что перетягивание одеяла на себя это не эффективная с точки зрения психологии стратегия;
  • не воспринимайте диалог в виде схватки или борьбы, настройтесь на положительное общение — отмечайте про себя и даже вслух положительные аспекты этого диалога;
  • не стоит обвинять в чем-то человека, если вы хотите научиться договариваться.

В целом только уважение к личности собеседника, контроль эмоций и настрой помогут достичь желаемых результатов и научиться договариваться. При этом наличие объективной и убедительной аргументации играет значительную роль. В этом плане необходимо рассуждать здраво и логически, предвидеть и излагать очевидные исходы от предлагаемых вами и собеседником вариантов. Будет не лишним отдельно развивать логическое мышление. Ведение диалогов хоть и поддается принципам психологии, но зачастую происходит спонтанно.

Если научиться договариваться в спокойном режиме, в будущем получится разрешать даже споры и конфликты на основании приемов из психологии. А в целом и уменьшить количество таких неэффективных и отрицательных для нервной системы эпизодов.

Понимать, слышать, слушать и настаивать

Наверняка многие руководители, сидя за столом переговоров, искренне хотят найти всех устраивающее решение. Но попытки срываются, потому что на первых минутах становится понятно, что договориться просто невозможно. И, к большому сожалению, они не пытаются возобновить диалог снова.

Как же освоить искусство договариваться? Правила, которые разработаны специалистами, помогут выйти из любого положения

Выдержка, терпение, владение собой и сосредоточенность на самом важном – это основополагающие факторы на пути к компромиссу

Хорошим примером являются политики или крупные бизнесмены, которые ведут многолетние переговоры с партнерами или конкурентами. Чаще всего переговоры заканчиваются на позитивной ноте.

Собеседник в первой позиции

Когда человек общается с вами из первой позиции, он много раз произносит «Я». Это эгоистичная позиция. Человек, который ведет коммуникацию из первой позиции, говорит прежде всего о своих интересах: «Я хочу», «Мне нужно», «Мы хотим», «Нам нужно». Собеседник делает упор на своих условиях и в первую очередь думает о своих интересах, отмечая это в речи. Можно сказать, что это лидерская позиция (часто силовая).

Есть смысл вести коммуникацию из первой позиции только в тех случаях, когда:

  • вы точно знаете, что сила на вашей стороне;
  • вы точно знаете, что у вас преимущественное положение в этом общении;
  • вы точно знаете, что у вас на руках все козыри.

В любых других ситуациях первая позиция может быть проигрышной. Поэтому изначально нужно подумать, выгодна ли она вам. Если вы видите перед собой человека, который общается с вами из первой позиции, это может означать, что человек либо излишне самоуверен, либо у него есть исключительные знания и аргументы, либо для него это привычная ситуация.

Как коммуницировать?

Один из способов общаться с человеком, который находится в первой позиции — использовать третью позицию (иными словами, позицию беспристрастного наблюдателя). Потому что, если вы будете общаться с ним из первой позиции (как и он с вами), то неминуемо возникнет конфликт. Если вы готовы к конфликту, оцениваете его стратегические последствия и он вам выгоден, тогда можно на это пойти. Во всех других случаях «первая на первую» может быть не самым разумным выбором.

Когда с вами разговаривают из первой позиции, и вы тоже начинаете так общаться, это сработает, только если ваши карты сильнее, чем у собеседника. Во всех других случаях, лучше действовать с помощью третьей позиции. Именно с ее помощью можно утилизировать первую позицию.

Как общаться с людьми на работе?

Смотреть позитивно.

Для того чтобы и похвалить и сказать «Спасибо», нужно иметь положительный настрой и разговаривать с людьми в таком стиле. Если вы пессимист, то меняйте свой взгляд на мир и вам будет радостней!

Опять же если вы настроены положительно, то это отразится на вашем лице, мимике, тоне голоса, а это в свою очередь повлияет на продолжительность разговора и на желание собеседника продолжить разговор в следующий раз.
Помните, что из любой ситуации есть выход и это уже вселяет оптимизм. Нужно просто подумать и найти этот выход, а не охать как тяжело и что ничего хорошего не нужно ждать. Разговаривать с людьми о плохом не нужно. Негатива итак хватает по новостям. Нужно чтобы у вас были хорошие новости, а плохие упоминались лишь вскользь и изредка.
Да, правильно разговаривать с людьми не просто, но это искусство, которое хочется освоить и тренироваться. Конечно, всегда будет в чем улучшаться, потому каждый человек требует индивидуального подхода. Однако у вас это получится и надеемся, что некоторые советы вам пригодятся!

Кто такой «интересный собеседник»: основные критерии

Перед тем, как перейти к практической части статьи — к техникам, рекомендациям и упражнениям по улучшению коммуникативных навыков, — давайте рассмотрим основные критерии «интересного собеседника» — человека, которого еще принято называть «душой компании».

Ключевые черты «интересного собеседника»:

  • Умение слушать других людей.
  • Широкий кругозор — он может поддержать разговор на любую тему: от спорта до политики.
  • Проявление активного интереса к жизни.
  • Умение вовремя задавать вопросы собеседнику.

Интересный собеседник — это человек, который обладает эмпатией. Он знает, когда нужно слушать, когда задавать вопросы; он способен поддержать разговор на любую тему, у него отличное чувство юмора и широкий кругозор. Такого человека любят и ценят друзья, коллеги и родственники, так как он всегда найдет правильные слова, чтобы поддержать, удивить или рассмешить своего собеседника. 

Правило №1Не следуйте своим инстинктам

По словам Лоуренса, самая большая ошибка, которую вы можете совершить, имея дело с рассерженным или раздосадованным человеком, — это следовать своим инстинктам: «Вы расстроены, потому что они расстроены. А вам не нравится расстраиваться! Поэтому вы говорите или делаете что-то, чтобы их успокоить, что на самом деле контрпродуктивно».

Если вы хотите эффективно кого-то успокоить, придется обуздать свою эмоциональную реактивность. Вы должны преодолеть собственное чувство стресса, которое вызывает другой человек. Вы не можете позволить их эмоциям заразить вас. Ваша задача — сохранять хладнокровие и собранность.

Предлагать варианты решения

Чтобы договориться с любым человеком, необходимо предлагать варианты решения проблемы, которая вызывает конфликт или разногласия. Сделать это можно следующими способами:

  1. Аккуратно выслушать точку зрения другого человека и попытаться понять его интересы.
  2. Анализировать проблему со всех сторон и выявить различные возможности решения.
  3. Предлагать взаимовыгодные варианты, которые удовлетворят и ваши, и чужие интересы.
  4. Составить список аргументов в пользу предлагаемых решений и подкрепить их фактами и примерами.
  5. Презентовать свои идеи в четкой и убедительной форме, использовать доказательства, статистику и экспертные мнения.
  6. Предлагать компромиссные решения, которые учтут обе стороны в конфликте.
  7. Найти общую цель или интерес, на котором можно сфокусироваться и работать вместе.

В результате, предлагая разные варианты решения и умея убедительно аргументировать свою позицию, вы сможете легче достигнуть согласия с любым человеком и решить возникшие проблемы.

Игры для детей «Учимся договариваться»

  • Игра «Мне не нравится» поможет детям лучше разбираться в своих ощущениях и правильно формулировать причину своего недовольства. Детям предлагается продолжить предложение «Мне не нравится, когда …».
  • Игра «Скажи конкретней» способствует развитию умения конкретизировать свои требования. Учитель просит школьников дать развернутый ответ «Я говорю «Отстань!», если …».
  • Игра «Я поступлю как …» поможет выбрать правильную модель поведения. Эту игру нужно проводить после просмотра мультфильма или прочтения литературного поведения.
  • Игра «Сделай по-другому» заключается в моделировании детьми правильного поведения в конфликтной ситуации. Для этого им нужно показать фрагмент какого-либо мультфильма, где продемонстрирована ссора, и попросить предложить вариант ее решения или предотвращения.

Главный результат, который должен быть достигнут в ходе таких занятий, состоит в том, что дети овладеют навыками решения конфликтов, которыми смогут пользоваться при отсутствии взрослых.

Однако уже с средины первого года обучения в школе следует отказаться от проведения четко структурированных занятий, поскольку это будет приучать детей к тому, что любые конфликтные ситуации должны решать взрослые. При этом сам ребенок будет ощущать себя объектом конфликта, и не будет стремиться самостоятельно его решать.

На второй стадии развития умений школьников договариваться между собой рекомендуется предлагать им свободные игры. Именно такие занятия часто служат источником появления различных проблем, которые ребята должны будут решить самостоятельно. Поскольку задание игры не будет напрямую связано с поиском путей решения конфликта, а направлено на достижение другой игровой цели, то ученики будут принимать спонтанные решения, что послужит бесценным опытом для развития умений договариваться между собой.

Важно давать детям максимальную свободу, допустимую в ходе игры. Не нужно организовывать детей, указывать им последовательность выполнения, условия для достижения результата. Наоборот, смысл таких занятий заключается именно в том, чтобы при появлении проблемных ситуаций у детей подтолкнуть к их решению

Учитель в таком случае должен занимать исключительно посредническую позицию и вмешиваться только в том случае, если ссора переходит в острую стадию. 

Наоборот, смысл таких занятий заключается именно в том, чтобы при появлении проблемных ситуаций у детей подтолкнуть к их решению. Учитель в таком случае должен занимать исключительно посредническую позицию и вмешиваться только в том случае, если ссора переходит в острую стадию. 

Можно предложить такие игры.

  • Игра «Рисуем вдвоем» —  на одном листе и одним набором фломастеров нарисовать общий рисунок и придумать ему название. Есть и другие виды такой игры, в которую нужно играть вдвоем или небольшими группами  — «Собери паззл», «Построй замок» и т.д. Для усложнения задания можно запретить разговаривать между собой при его выполнении. Таким образом включается и невербальное общение
  • Игра «Остров Конфликтов» — дети попали на остров, где люди постоянно ссорятся друг с другом. Нужно предложить варианты решения их проблем.
  • Игра «Ковер мира» — ребята, которые не могут договориться между собой, садятся на ковер, где должны выразить негативные эмоции (без перехода на личности)  и помириться.
  • Игра «Рассказ от первого лица» — каждой конфликтующей стороне предлагается рассказать о сложившейся ситуации от лица его обидчика.
  • Игра «Трагикомедия без слов» — школьники должны рассказать о ссоре не используя слова, а только жесты.
  • Игра «Растительные обзывалки» — можно выразить негативные эмоции путем озвучивания ассоциаций с растениями.
  • И другие.

Хорошим способом развивать у детей умение договариваться является предложение придумать сказки о дружбе, о способах поиска друзей, о конфликтах внеземных цивилизаций.

Выводы и упражнение

Очень полезно в коммуникации с одним человеком (и в любом переговорном процессе), как бы путешествовать по позициям. 

Общаться то из первой, то из второй, то из третьей.

Таким образом вы будете звучать гораздо убедительнее и сможете быстрее достичь цели этой коммуникации.

Фото автора fauxels: Pexels

Эта схема требует тренировки, и поэтому ее необходимо отработать в беседе с любым человеком завтра или в ближайшие дни. Не ждите того момента, когда у вас будут важные переговоры, а отрабатывайте уже сейчас. Мозг научиться этой схеме только тогда, когда вы повторите это 10–15 раз. 

Как понять, что упражнение встроилось?

Беседуя с другим человеком, отдельная часть вашей личности будет сигналить о том, в какой позиции находится собеседник, и вы сможете легко путешествовать по позициям, завершив переговоры своей первой позицией.

Не существует универсальных схем, поэтому мы не можем гарантировать, что это всегда работает. Но в большинстве случаев работает. Помните, что в любом переговорном процессе гибкость — наше все!

P. S. Видеокурсы для тех, кому важны навыки продуктивного общения:

НЛП видео учебник «Сила слова» — эта часть видео учебника посвящена НЛП технологиям работы с речью. Речью письменной, устной, гипнотической, влияющей и убедительной. Магия языка, сила вербальных конструкций, особые «восстанавливающие вопросы», методы построения фраз, составления текстов, вызывающих необходимые вам различные эмоциональные состояния людей и реакции.

Фокусы языка. Максимальный концентрат — этот видеокурс предназначен для всех, кто работает с коммуникацией и(или) ставит своей целью стать мастером общения, убеждения и влияния на своё сознание и сознание других людей. Видеотренинг обучает коммуникационным фокусам языка (технология НЛП, описанная Робертом Дилтсом на основе моделирования языка и мышления выдающихся исторических личностей).

Также читают:

Закладка

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Alarm beauty
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: