10 малоизвестных фактов о весталках

Положение женщин в древнем риме. самые знаменитые женщины рима. римские императрицы – отравительницы и интриганки

История династии Медичи

Во Флоренции того времени всегда существовало несколько семей, воюющих за власть. И рост влияния Медичи их, не на шутку, беспокоил. Сначала они обвинили Козимо в подстрекательстве народа к мятежу и бросили его в тюрьму. Но благодаря содействию союзников, удалось подкупить нужных людей и избежать смертной казни. Позже та же участь настигла его внуков.

В 1478 году заговорщики решили убить двух братьев Медичи — Джулиано и Лоренцо. Они напали на них в священный день Пасхи, прямо во время мессы. Джулиано было нанесено девятнадцать ран, он умер на месте. Однако Лоренцо остался в живых, что означало проигрыш заговорщиков. Стоит отметить, что у Лоренцо было много союзников. И первое, что он сделал, когда власть оказалась у него в руках — обеспечил себе безопасность. Он знал, что успешная система управления должна быть основана на личной преданности и личном взаимодействии. Поэтому он начал предлагать свою помощь всем простым людям Тосканы, рассчитывая на возможную поддержку с их стороны. Ведь влиятельные люди города были куда ближе, чем правительство. Благодаря оказываемым услугам и огромному кругу друзей, Лоренцо получил во Флоренции почти безграничную власть. Поэтому, после инцидента с нападением, сторонники популярной семьи впали в такую ярость, что готовы были растерзать злоумышленников. Что собственно и произошло. Во Флоренции пронеслась волна насилия.


Герб Медичи. (wikipedia.org)

Узнав об этом, Папа Римский приказал войскам стереть Медичи и их сторонников с лица земли. Когда эти слухи дошли до Лоренцо, он сам лично решил отправиться к своим врагам для переговоров. Он готов был пожертвовать своей жизнью ради Флоренции. После месячного путешествия корабль причалил в Неаполе. Лоренцо Медичи был вооружен деньгами и подарками для придворных. Несмотря на сопротивление Папы Римского, мир был заключен. Вражеским войскам пришлось отступить. За этот поступок благодарный город дал ему прозвище Великолепный, которое закрепилось за ним до конца жизни.

Ливия Друзилла

Ливия была дочерью сенатора и в юном возрасте была выдана замуж за своего двоюродного брата Тиберия Клавдия Нерона, с которым у нее родилось двое детей. Проведя время на Сицилии и в Италии, Ливия с семьей вернулась в Рим. Легенда гласит, что новый император Октавиан влюбился в нее с первого взгляда, несмотря на то, что и он, и Ливия были женаты на других людях.

После того, как оба получили разводы, пара поженилась, и в отличие от своих предшественниц, Ливия играла активную роль в политике, выступая в качестве советника своего мужа и используя свою роль жены для влияния на политические решения. Беспрецедентный шаг, Октавиан (теперь Август) также дал Ливии власть управлять своими финансами и вести свои дела.

Когда Август умер, он оставил Ливии треть своего имущества и пожаловал ей титул Августы, фактически обеспечив ей сохранение власти и статуса после своей смерти. Ее сын, новый император Тиберий, все больше разочаровывался во власти и влиянии своей матери, которое было трудно устранить, учитывая, что Ливия не имела официального титула, но имела много союзников и политическое влияние.

Она умерла в 29 году н.э., и только годы спустя, когда ее внук Клавдий стал императором, статус и честь Ливии были восстановлены: она была обожествлена как Божественная Августа и оставалась важной фигурой в общественной жизни еще долго после своей смерти

Бюст Ливии Друзиллы, жены римского императора Августа, в Римско-германском музее в Кельне.

День Д до Парижа — сколько времени потребовалось для освобождения Франции?

Image Credit: Calidius / CC

Как нацисты могли делать то, что они делали в такой цивилизованной и культурно развитой стране?

Аристократические корни Ливии Друззилы

Ливия Друзилла — жена императора Октавиана Августа, Рим

В центре современной столицы Италии, блистательного Рима, на площади Императорского форума можно обнаружить монумент, воздвигнутый в честь вошедшего в историю государства как первый император Октавиан, получивший имя Август. Примерно 40 лет, в период с 31 г. до н.э., он находился у власти в Риме. Он известен и по завершению истории Древнего Египта, когда власть могущественных фараонов, и последнего из них царицы Клеопатры, пала под осадой племянника Цезаря.

Как приемник власти Юлия Цезаря Октавиан унаследовал власть и впервые провозгласил себя императором республики, образовав первую династию в Риме. Жена главы империи, Ливия Друзилла, сыграла огромную роль в становлении власти ее супруга, политической и общественной жизни. Около 60 лет она незримо осуществляла управление великой империей, являясь также матерью наследника престола.

Имя Ливии вошло в историю как олицетворение хитрости и злобности. Романисты и писатели называли ее интриганкой, из-за которой пострадало множество невинных людей. Ее образ стал символом волевой женщины, стоящей у основы власти в древнем Риме. Она родилась в роду Клавдиев, одном из самых влиятельных и богатых в древнем Риме.

Пришлось пережить Ливии и сложные времена. После убийства Юлия Цезаря в 44 г. до н.э. империя поверглась в смуту, государство заполонили гражданские беспорядки между сторонниками Цезаря и его врагами. Вокруг личности Ливии Друззилы разгорались страсти из-за ее причастности к политической жизни страны и значительного влияния ее семьи на общество. Отец будущей супруги императора был на стороне заговорщиков против власти диктатора Цезаря, чем создал крайне опасное положение для всей семьи.

Несмотря на хаос и перипетии, царившие в Риме после гибели Цезаря, Ливию все же выдали замуж за Тиберия Клавдия Нерона, от которого она родила сына.

Страсти вокруг места диктатора раскалялись, в числе зачинщиков беспорядков был наследник Цезаря Октавиан, получивший впоследствии имя Август, с другой стороны – помощник военачальника Марка Антоний. Борьба продолжалась много лет, и осталась без выигрышной для союзников Антония, в числе которых оказался и муж Ливии. Их семья была признана врагами империи и выслав из Италии в Сицилию, а потом в Грецию.

Через три года после изгнания Октавиан с Антонием заключили военный мир и Ливия Друзилла вместе с сыном и мужем получили возможность вернуться в Римскую империю. Она была беременна вторым ребенком и осталась бы счастливой женой, если бы не перемены, внезапно нагрянувшие в ее жизнь.

Проституция

В римском обществе использование рабов в сексуальных целях было обычным явлением для господ-мужчин, но сурово осуждалось для любовниц, чтобы избежать любого вызова легитимности наследников. Закон, принятый при императоре Веспасиане (годы правления 69–79 гг. Н. Э.), Гласит, что женщина, идущая на компромисс с рабом, должна считаться таковой. Когда при Константине империя становится христианизированной, это усиливает бремя брака. Так, в 329 г. закон наказывал смертью супружескую измену женщины со своим рабом.

Бедные римляне, которые не могли позволить себе рабов, или те, кто был в движении, поэтому арендовали сексуальные услуги рабов в публичных домах. Бедное меньшинство свободных или эмансипированных женщин также работало в публичных домах. Эти места развлечений были легальными предприятиями, которые старались завоевать репутацию и использовали рекламные плакаты или гравюры гениталий на мощеных улицах, чтобы направлять клиентов к своим дверям. Спинтрия может быть бордель лексема купила сутенер, а затем доставлена в выбранной проститутку.

Хотя изнасилование считалось преступлением, закон предусматривает наказание за изнасилование раба только в том случае, если «имуществу был нанесен ущерб». Затем ответственное лицо должно было выплатить владельцу компенсацию за ущерб, нанесенный его или ее рабу.

Трупы новорожденных были обнаружены под древними участками римских публичных домов, поэтому невозможно с точностью определить, были ли они детоубийством или мертворожденными. Тем не менее, отказ от младенцев был известной практикой Древнего Рима.

Знатная проституция

Римскую знать развратом было не удивить, но, как ни странно, патриции в лупанары обычно не заглядывали. Богачи, как правило, пользовались услугами наложниц и рабынь. То же касается и богатых женщин. Любопытно, однако, что воспитанные и даже богатые римлянки тоже продавали свою любовь, однако делали это не как работницы лупанара, а как содержанки, то есть выбирали конкретного покупателя (или нескольких) и вступали с ним в индивидуальные отношения. По этой причине римское право не считало их проститутками: закон понимал под проституцией только публичную продажу тела «без выбора», т. е. любому желающему. Потому знатных «проституток» в древнеримском определении — очень мало. Но случалось и такое.


Римская матрона, худ. Дж. Говард (wikipedia.com)

Самый скандальный пример — Валерия Мессалина, третья жена императора Клавдия. Мессалина, судя по всему, страдала каким-то болезненным расстройством — не могла удовлетворить свою похоть и пыталась сделать это, тайком работая в публичном доме. Поэт Ювенал (1−2 в. н. э.) оставил об этом одну из очень известных античных строф:

Ну, так взгляни же на равных богам, послушай, что было
С Клавдием: как он заснёт, жена его, предпочитая
Ложу в дворце Палатина простую подстилку, хватала
Пару ночных с капюшоном плащей, и с одной лишь служанкой
Блудная эта Августа бежала от спящего мужа;
Чёрные волосы скрыв под парик белокурый, стремилась
В тёплый она лупанар, увешанный ветхим лохмотьем,
Лезла в каморку пустую свою — и, голая, с грудью
В золоте, всем отдавалась под именем ложным Лициски;
Лоно твоё, благородный Британник, она открывала,
Ласки дарила входящим и плату за это просила;
Навзничь лежащую, часто её колотили мужчины;
Лишь когда сводник девчонок своих отпускал, уходила
Грустно она после всех, запирая пустую каморку:
Всё ещё зуд в ней пылал и упорное бешенство матки;
Так, утомлённая лаской мужчин, уходила несытой,
Гнусная, с тёмным лицом, закопчённая дымом светильни,
Вонь лупанара неся на подушки царского ложа.

На улицах, в тавернах и борделях

Найти проститутку можно было так же легко, как разносчика воды или мясника, а может, даже проще. По словам поэта Квинкция Атты (1-й в. до н. э.), «они, как волки, рыщут по улицам в поисках добычи». На улицах клиентов зазывали сводники, куртизанки работали в тавернах и банях, в булочных и гостиницах, сами ожидали клиентов в портиках возле цирков и театров, даже близ храмов и кладбищ. На входе в дом или в лавку могла красоваться надпись, как над дверью одного дома в Помпеях: «Евтихия, прелестная гречанка любезного обхождения, 2 асса»; или как возле одной помпейской бани: «Если хочешь слияния, обратись к Аттис — она обслужит тебя за денарий».

На стенах домов изображения фаллосов указывали путь к публичному дому, лупанару — «волчьему логову». В Помпеях 1-го в. н. э. с их 10-тысячным населением был один большой бордель с 10 комнатками и ещё девять борделей с 1 комнатой; в Риме же, число жителей которого могло достигать 1 млн человек, крупных публичных домов насчитывалось более тридцати. В то время государство начало взимать с проституток немало налогов, а Калигула даже открыл шикарный бордель прямо на Палатине, «чтобы не упустить никакой наживы». Если верить Светонию, он выглядел так: «В бесчисленных комнатах, отведённых и обставленных с блеском, достойным дворца, предлагали себя замужние женщины и свободнорождённые юноши, а по рынкам и базиликам были посланы глашатаи, чтобы стар и млад шёл искать наслаждений; посетителям предоставлялись деньги под проценты, и специальные слуги записывали для общего сведения имена тех, кто умножает доходы цезаря».

Однако типичный римский лупанар выглядел скорее так, как обнаруженный археологами в 1862 г. в Помпеях, — гораздо менее роскошно. Зайдя в него, можно было увидеть то же, что Энколп, герой романа Петрония Арбитра «Сатирикон»: «Увидел я внутри какие-то надписи и голых потаскушек». Клиент с улицы попадал в приёмную, где выбирал девушку, а затем отправлялся по коридору в одну из нескольких каморок, каждая всего в 2 кв. м. Стены «украшали» надписи, оставленные проститутками и клиентами — такого содержания, что лучше не цитировать. Над входом в каждую каморку красовались фрески со сценами сексуального характера. В конце коридора — отхожее место. В каждой комнатке — каменное или деревянное ложе с матрацем, кувшин и таз с водой. Ни окон (разве что совсем крошечные), ни дверей. Возможно, каморки отгораживались от остального пространства с помощью занавесок, но следов карнизов в помпейском лупанаре не обнаружено. В общем, обстановка довольно грубая, никакой романтики. Работать бордели начинали во второй половине дня и заканчивали ранним утром.


Стены коридора помпейского лупанара. (flickr.com)


Тот же коридор& (flickr.com)

Праздник Минервы

Одним из основных праздников, посвящённых богине, были Квинкватрии. Торжество начиналось в конце марта, после чего продолжалось пять дней. На это время учащиеся освобождались от занятий. Если в эту пору велась война, необходимо было заключить соглашение о временном перемирии.

Народ спешил к храмам Минервы, где приносил богине бескровные жертвы (лепёшки, мёд, вино). Пожалуй, это был один из самых ярких и шумных праздников Рима, ведь все музыкальные инструменты также находились под покровительством Минервы, а потому музыканты могли поднести ей в дар своё искусство. Кульминацией праздника становились гладиаторские бои, что проводились в честь богини.

Питер Пауль Рубенс «Минерва, изгоняющая пороки»Картина находится в Королевском музее искусств Антверпена, Бельгия

Минерва – богиня, что значила для древних римлян очень много. Она воплощала в себе женскую мудрость и мужскую решимость, что превосходно сочетались в характере покровительницы ремесленников, воинов, музыкантов и врачей. Минерва была поистине “универсальной” богиней, что помогло её культу стать одним из основных в Древнем Риме.

Работа в Милане для девушек

Главный город Ломбардии считается деловым и финансовым центром страны. А еще это столица моды и бизнеса, самый богатый и стильный итальянский мегаполис. Он особенно популярен у любителей роскошного шопинга.

Два раза в год — весной и осенью — здесь проходят недели модных показов. А такого количества брендовых бутиков от самых знаменитых кутюрье, пожалуй, нет больше нигде в мире.

Поражают и местные достопримечательности. В свободное время непременно надо посмотреть Миланский собор, оперный театр «Ла Скала», замок Сфорца, Соборную площадь. Ценители искусства могут полюбоваться на легендарную фреску Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и другие памятники истории и культуры.

Несомненно, сюда едут именно те, кто хочет жить и работать в одном из красивейших мест Европы. Благо, вакансий здесь всегда в достатке. Это касается и прибыльной досуговой ниши. Можно работать в ночных клубах, барах, массажных салонах, а также в модельном и шоу-бизнесе.

Как и в других городах, работодатели предлагают девочкам бесплатное жилье и даже услуги водителя.

Должности прекрасно оплачиваются, а требования к молодым леди стандартные:

  1. приятная внешность;
  2. легкий нрав;
  3. стремление зарабатывать.

Шесть весталок и ни одной больше!

Шесть весталок и ни одной больше.

Учитывая престиж этой должности и массу благ, которыми пользовались весталки, можно было бы подумать, что женщины выстраивались в очередь, чтобы стать жрицей. На самом деле, институт весталок был эксклюзивным, и стать священной девственницей было гораздо сложнее, чем казалось. Благородные семьи наперебой предлагали своих юных дочерей в жреческое услужение, но в последующие годы начали набирать девочек также из более низких сословий, поскольку возникла проблема с девственностью девушек. Обучали будущих весталок в течение 10 лет, после чего девушек допускали к обрядам Весты в течение еще 10 лет, а затем начинали обучать новую партию девушек.

5. Обязанности весталок

Обязанности весталок

Основной акцент был сделан на целомудрие и добродетель весталок. Но даже если римляне думали иначе, жрицы были всего лишь людьми, с правом на ошибку. Конечно же, случалось так, что они уклонялись от своих обязанностей. Наказания для совершивших ошибку весталок были очень суровыми. Если священный огонь попадал на улицу, то жрицу, по чьей вине это случилось, избивали палками и выгоняли из города. Еще более худшим было наказание за нарушение обета безбрачия: это означало однозначный смертный приговор. А, учитывая, что священную кровь весталок нельзя было проливать, то их закапывали живьем.

1. Институт весталок и христианство

Институт весталок и христианство

Вскоре после разграбления Рима, граждане империи поспешили обвинить в этом христиан. Учитывая, что город процветал в течение тысячелетия, но был разрушен после того, как эти «религиозные выскочки» попрали старых богов, неудивительно, что во всем сочли виноватыми христиан. Однако вместо возвращения к язычеству, это в конечном итоге привело к богословской революции. Святой Августин, одна из самых известных фигур в раннем христианстве, несколько лет спустя опубликовал свою самую известную работу «Город Бога», в которой утверждал , что христианский бог защищал Рим в прошлом, но затем бросил империю на произвол судьбы «за плохое поведение». Веста и другие языческие боги были не в состоянии защитить Рим от прошлых несчастий, поскольку были «фальшивыми богами». Это в итоге переросло в верования современных христиан и помогло утвердить Августина как самого выдающегося богослова своего времени.Надеемся, что всем, кто увлекается историей Древнего мира, интересно будет узнать и про 10 малоизвестных и неожиданных фактов о магии и суевериях в Древнем Риме . 

Черные пантеры

Женщины-гладиаторы, выходя на арену, облачались почти в те же предметы амуниции, что и мужчины. Скромный наряд воительниц состоял из коротенькой юбочки, больше напоминавшей набедренную повязку, налокотников и наголенников. Единственным отличием между костюмами мужчин и женщин были шлемы, которые девушки не надевали из желания показать зрителям свои прелестные волосы и прически.

Путь на арену рабыням открыл император Нерон, из прихоти которого был создан отряд гладиатрис-негритянок, куда входили сирийки, дагомейки, масаи и прочие выходцы с самого жаркого континента.

Вооружая их короткими кинжалами, император-психопат приказывал пленным африканкам выходить на бой с дикими животными и наслаждался неравной кровопролитной схваткой. Счастливицам, сумевшим одолеть зверя и остаться в живых, даровалась свобода, но их было немного, поскольку невольницы в большинстве своём не проходили никакой подготовки и не обладали навыками самообороны.

Масштабы «недостойного» дела

Проституция в Древнем Риме впервые упоминается уже в 7-м в. до н. э., вскоре после основания города. И чем больше становилось городское население, тем больше людей торговало телом. Римский закон не запрещал проституцию, даже когда речь шла о свободнорождённых гражданах республики. Более того, закон вслед за обществом не считал поход мужчины к проститутке адюльтером, т. е. изменой (правда, это работало только в пользу мужчин — если муж застал свою жену с мужчиной-проституткой, он имел право убить его; эта разница объясняется тем, что связь мужчины с куртизанкой не угрожала нежелательным потомством и праву законных детей на наследство; тогда как подобная связь жены, напротив, могла окончиться появлением в семье ребёнка чужой крови).

Лёгкое отношение общества к удовлетворению сексуальных потребностей с помощью продажной любви и почти что бесправное положение множества женщин способствовали широкому распространению проституции. Рабыни и бедные римлянки служили неиссякаемой социальной базой этого явления. Любопытно, что рабыни составляли меньшинство куртизанок, так как хозяева обычно находили невольницам лучшее применение. В основном же это были так называемые меретрикс — наёмницы, они же «лупы» (т.е. «волчицы»). Их путь на панель, судя по источникам, похож на то, что многие проститутки переживают и два тысячелетия спустя: бедная семья, тяжёлый труд и соблазн лёгких денег.

Одну из таких историй рассказывал драматург 2-го в. до н. э. Публий Теренций: «Около трёх лет тому назад сюда переселилась из Андроса молодая женщина в расцвете юности, очаровательная собой, вынужденная к тому нуждой и леностью своих родственников. Вначале она жила честно, скудно и сурово, зарабатывая свой хлеб пряжей и тканьем. Но когда нашёлся любовник, который предложил ей денег, а затем и второй — а человек ведь так склонен заменить работу наслаждением, — то она согласилась на предложение и потом сделала себе из этого настоящий промысел».

В Древнем Риме посещение проститутки не считалось изменой

Проституция считалась позором, а сами проститутки — недостойными (probrosae). С ними нередко дурно обращались клиенты и сводники (сутенёры), их били и оскорбляли, а порой убивали, закон не берёг их здоровье. Но риск и презрение общества компенсировали деньги. Удачливая куртизанка с не очень жадным сводником могла зарабатывать в разы больше, чем приличный простолюдин. В Риме в 1-м в. н. э. неплохой заработок мужчины составлял 8−10 медных ассов в день, а услуги самой дешёвой проститутки стоили 2 асса — столько же, сколько чаша неплохого вина или бедняцкий ужин. В среднем сегменте цена секса достигала двух денариев (1 денарий — 16 ассов), но обычно не превышала одного. Куртизанке нужно было обслужить нескольких человек за день, чтобы заработать больше среднестатистического римлянина.


Подобные фрески украшали римские публичные дома. (spiegel.de)

Неожиданное развитие событий

Через несколько лет беременная вторым ребёнком Ливия с мужем и старшим сыном возвращаются в Рим… но Ливия разводится и становится женой Октавиана.

Историки полагают, что тот попросту увёл беременную Ливию у супруга, так как был поражён её красотой. Кроме того, Октавиан изрядно подустал от вредной и сварливой первой жены.

В сериале Ливия ведёт себя решительно, она сама добивается Октавиана, в то время как он просто мечтает о ней, но не предпринимает никаких шагов. Ливия же внушает Октавиану, что этот союз выгоден им обоим: он породнится с благородной семьёй, а она сможет вернуть себе и статус и богатство.

Вполне возможно, что реальная Ливия как раз и обладала такой силой характера. Она была железной женщиной, которой пришлось отдать бывшему мужу двух детей (мальчики жили с отцом несколько лет, пока тот не умер).

И она была отчаянной женщиной, которая вышла замуж за человека, сражавшегося против её отца. Согласно историку  Светонию, Октавиан действительно всю жизнь любил только Ливию, хоть и заводил на стороне романы. Их брак был явно не только браком по расчёту.

Сериал Domina ни в коем случае не является точной биографией императрицы. В первых трёх сериях, например, показаны весьма любопытные и вымышленные моменты.

История рабыни по имени Антигона и убийство черепах. Однако сериал отлично отражает дух времени, моральные ценности, архитектуру и моду.

Особенно точно показан страх перед монархией и диктатурой, причём страх этот превратился в реальность, поскольку при полной поддержке Ливии её второй муж Октавиан стал Октавианом Августом, императором Римской республики.

Ливия же всё больше погружается в управление государством. Из античных источников мы знаем, что она помогала получить гражданство особам, преданным императору, она спасала людей, приговорённых к смерти.

Фактически Ливия занималась вопросами, которые считались сугубо мужской сферой, за что её правнук Калигула назвал её «Одиссеем в женском палантине».

Историки рассматривали увлечение Ливии Друзиллы делами государства исключительно как желание контролировать собственного мужа.

Роберт Грейвс в книге «Я, Клавдий» вкладывает в уста Клавдия (внука Ливии) следующую фразу:

В сериале же показано, что участие Ливии в управлении государством – это проявление её ума. Она была небезразлична к судьбе своей страны и делала для неё всё возможное.

Ливия Августа: первая императрица Рима

С переходом от республики к империи положение римских женщин на самом деле мало изменилось: римское общество оставалось патриархальным, а женщин по-прежнему идеализировали за их домашнюю жизнь и отдалённость от власти. Реальность, однако, заключалась в том, что в такой династической системе, как принципат, женщины — как гаранты следующего поколения и жёны высших арбитров власти — имели значительное влияние. Возможно, у них не было никакой дополнительной власти, но они почти наверняка увеличили своё влияние и заметность.

Поэтому неудивительно, что архетипической римской императрицей остаётся Ливия, жена Августа и мать Тиберия. Хотя письменные источники изобилуют слухами о планах Ливии, в том числе об отравлении соперников притязаниями её сына на престол, тем не менее она установила образец для императриц. Она придерживалась принципов скромности и благочестия, отражая моральное законодательство, введённое мужем. Она также обладала определённой степенью автономии, управляя своими финансами и владея обширной недвижимостью.

Зелёные фрески, которые когда-то украшали стены её виллы в Прима-Порта к северу от Рима, являются шедевром античной живописи.

Фото: thecollector.com

В Риме Ливия тоже пошла дальше Корнелии. Её публичная известность была беспрецедентной: Ливия даже появлялась на монетах. Этот её статус также проявлялся и в архитектуре, а также в искусстве, с Porticus Liviae, построенным на Эсквилинском холме. После смерти Августа и преемственности Тиберия Ливия продолжала оставаться заметной; действительно, и Тацит, и Кассий Дион описывают властное материнское вмешательство в правление нового императора. Это установило историографическую модель, которую имитировали в последующие десятилетия, согласно которой слабые или непопулярные императоры представлялись слишком легко подверженными влиянию римских женщин в их семье.

Идеализация римских женщин: Лукреция и рождение республики

Действительно, история Рима начинается с дерзких римлянок. Давным-давно, в тумане древней римской мифологии, Рея Сильвия, мать Ромула и Рема, бросила вызов приказу царя Альба-Лонги, Амулия, и организовала похищение своих сыновей сострадательным слугой. Однако, возможно, самая печально известная история мужества римских женщин связана с Лукрецией. Судьбу Лукреции описывают три разных древних историка — Дионисий Галикарнасский, Ливий и Кассий Дион, — но суть и последствия трагической истории Лукреции остаются в основном одинаковыми.

Используя приведенные выше источники, историю Лукреции можно датировать примерно 508-507 годом до нашей эры. Последний царь Рима, Луций Тарквиний Гордый, вёл войну против Ардеи, города к югу от Рима, но послал своего сына Тарквиния в город Коллатию. Там его гостеприимно принял Луций Коллатин, жена которого — Лукреция — была дочерью префекта Рима. По одной из версий, во время обеденного спора о добродетели жен Коллатин привёл Лукрецию в качестве примера.

Фото: thecollector.com

Вернувшись к себе домой, Коллатин выиграл дебаты, когда они обнаружили, что Лукреция послушно ткала со своими служанками. Однако ночью Тарквиний пробрался в покои Лукреции. Он предложил ей выбор: либо подчиниться его ухаживаниям, либо он убьёт её и заявит, что уличил в прелюбодеянии. В ответ на надругательство над ней сыном короля Лукреция покончила жизнь самоубийством. Возмущение римлян вызвало восстание. Король был изгнан из города и заменён двумя консулами: Коллатином и Луцием Юнием Брутом.

Хотя предстояло ещё несколько сражений, принуждение Лукреции было — в сознании римлян — фундаментальным моментом в их истории, приведшим к установлению республики.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Alarm beauty
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: