Феномен «на кончике языка»: почему мы порой забываем слова на ходу

Это должен знать каждый. слова, которые нужно знать.

Что это за феномен?

ss=»stk-reset» ssmarticle=»»> 

ÐаглÑднÑй пÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ñеномена «на конÑике ÑзÑка» â ÑаÑÑказ ÐнÑона ЧеÑова «ÐоÑÐ°Ð´Ð¸Ð½Ð°Ñ ÑамилиÑ». Ðдин из пеÑÑонажей пÑÑалÑÑ Ð²ÑпомниÑÑ ÑÐ°Ð¼Ð¸Ð»Ð¸Ñ Ð´ÑÑгого и ÑÑвеÑждал, ÑÑо она ÑвÑзана Ñ Ð»Ð¾ÑадÑми. Ðна вÑе вÑÐµÐ¼Ñ ÐºÑÑÑилаÑÑ Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ на ÑзÑке, но ÑоÑное звÑÑание вÑе никак не пÑиÑодило на Ñм. ÐоÑле Ñого, как он пеÑебÑал ваÑианÑÑ Ð²Ñоде УздеÑкина, ÐопÑÑина, ÐеÑинова и пÑоÑиÑ, он, наконеÑ, вÑпомнил, ÑÑо ÑÐ°Ð¼Ð¸Ð»Ð¸Ñ Ð±Ñла ÐвÑов.

ÐÑÑбо говоÑÑ, Ñеномен оÑÑÐ°Ð¶Ð°ÐµÑ Ð½ÐµÑовеÑÑенÑÑво ÑеловеÑеÑкой памÑÑи и обÑаза мÑÑлениÑ. ÐвÑÐ¾Ñ ÑÑаÑÑи ÑÑвеÑждаеÑ, ÑÑо памÑÑÑ Ñеловека можно пÑедÑÑавиÑÑ Ð² виде каÑÑоÑек, где Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð½Ð°Ð¿Ð¸Ñано Ñлово, а Ñ Ð´ÑÑгой â его знаÑение. Таким обÑазом, наÑа ÑеÑÑ â поÑÑоÑнное пеÑевоÑаÑивание ÑÑÐ¸Ñ ÐºÐ°ÑÑоÑек. Ðногда Ð¼Ñ Ð·Ð°Ð¿Ð¸Ð½Ð°ÐµÐ¼ÑÑ, не можем пеÑевеÑнÑÑÑ ÐºÐ°ÐºÑÑ-Ñо из Ð½Ð¸Ñ Ð¸ видим ÑолÑко опиÑание Ñлова вмеÑÑо него Ñамого.

Факты которые должен знать каждый. 25 психологических фактов, о которых должен знать каждый

Предлагаем ознакомиться с интересными фактами об одной из самых больших загадок в мире – о человеческой психике.

1. Люди счастливее, когда заняты работой. Это поддерживает позитивный настрой.

2. Счастье, гнев, печаль, страх, отвращение и удивление – шесть эмоций, которые универсальны для всех людей.

3. При употреблении шоколада в организм поступает вещество, способное вызвать практически такое же ощущение, что и романтическое чувство влюблённости.

4. Люди становятся искреннее в состоянии усталости.

5. При 20-секундном объятии в организм выбрасываются химические вещества, которые помогут вам доверять тому, с кем вы обнимаетесь.

6. Исследования показали, что потеря телефона вызывает такую же панику как околосмертные переживания.

7. У вас лучше работает логика, когда вы думаете на другом языке.

8. Ни один слепой от рождения человек никогда не болел шизофренией.

9. Старшеклассники испытываю такой же уровень тревожности, как среднестатистический пациент психиатрической лечебницы в 1950-е годы.

10. Мозг человека воспринимает отторжение или отказ как боль.

11. У человека около 30% времени занимает «блуждание мыслей».

12. Ваши самые яркие воспоминания, скорее всего, ложные.

13. Нас мотивирует даже иллюзия прогресса.

14. Интернет-зависимость планируют включить в список психических расстройств.

15. Вы не можете одновременно выполнять много дел.

16. Ваше подсознание принимает решения первым.

17. Предельное количество устойчивых социальных связей, которые мы способны поддерживать, ограничивается 150 людьми (число Данбара).

18. Когда вы вспоминаете событие из прошлого, вы вспоминаете прошлый раз, когда вы о нём вспоминали.

19. Легче запомнить небольшие части материала.

20. С течением времени воспоминания искажаются. У каждого человека есть, по крайней мере, одно ложное воспоминание.

21. Люди с низкой самооценкой часто бывают задирами.

22. 80% разговоров – жалобы.

23. Люди, которые добровольно помогают другим, больше удовлетворены своей жизнью.

24. Ваш мозг работает креативнее, когда он устал.

25. Для вашего здоровья отношения важнее, чем тренировки.

Нормально ли при пробуждении не понимать, где ты находишься?

Отвечает Илья Мартынов,
нейробиолог, основатель Центра развития мозга:

Этот сигнал не нужно игнорировать, стоит понаблюдать за собой: как часто это происходит, как долго длится? Для многих состояний, сопряженных с органическими поражениями головного мозга, характерно наступление дезориентации в месте, времени и собственной личности. Правда, она может длиться не секунды или минуты, а целые дни или недели.

Если же дезориентация в пространстве — это секундное состояние после пробуждения, скорее всего, ничего страшного не происходит. Сон — это измененное состояние сознания. Мозг во время сна работает очень активно, но в определенные фазы вовсе отключен от реальности. При пробуждении он должен вновь «построить мосты» с реальным миром, на что может уйти некоторое время.

Особенности памяти и когнитивных процессов

Одной из особенностей памяти является то, что мы иногда затрудняемся вспомнить определенные слова или выражения, хотя они находятся «на кончике языка». Этот феномен известен как «блокировка» или «лексический блок». Возможные причины блокировок могут быть различными и связаны с особенностями нашей памяти и когнитивных процессов.

  • Интерференция: Возникает, когда ранее запомненная информация мешает нам вспомнить новую информацию. В случае блокировки, информация, связанная с блокированным словом, может активироваться и мешать нам вспомнить нужное слово.
  • Устойчивость: Некоторые слова или выражения могут быть легче запоминаемыми, чем другие. Например, мы можем легко вспомнить слова, которые мы часто используем или которые имеют для нас эмоциональное значение. Однако, когда мы сталкиваемся с незнакомыми или редко используемыми словами, наша память может заблокироваться и мы не можем вспомнить их на момент нужды.
  • Стресс: Сильные эмоции, связанные с событиями или контекстом, могут оказывать негативное влияние на процессы памяти и восприятия. Например, стрессовые ситуации могут вызвать блокировку памяти и затруднить вспоминание определенных слов или выражений.

Чтобы справиться с лексическими блокировками, можно применять некоторые стратегии:

  1. Попытайтесь отвлечься от блокировки и вернуться к поиску слова позже. Иногда просто смена задачи или концентрация на другом объекте может помочь нашей памяти отблокироваться.
  2. Используйте подсказки и ассоциации. Попробуйте вспомнить слова, которые связаны по смыслу или звучанию с блокированным словом. Иногда подсказка может помочь активировать нужную информацию в памяти.
  3. Практикуйте регулярно. Регулярное повторение и использование определенных слов и выражений помогает закреплять их в памяти. Чем чаще мы используем слова, тем меньше вероятность блокировок в будущем.

В целом, память и когнитивные процессы комплексны и многогранны. Изучение и понимание их особенностей помогает нам эффективнее использовать свой ум и повышать свою когнитивную производительность.

Медикаменты как причина забывания слов

Медикаменты являются неотъемлемой частью современной медицины. Однако, не все пациенты осознают, что некоторые лекарства могут вызывать побочные эффекты, включая проблемы с памятью и забывание слов. Этот побочный эффект достаточно распространен и может возникнуть как при приеме лекарственных препаратов от повседневных проблем, так и при приеме мощных препаратов, предписанных врачом для тяжелых заболеваний.

Причиной забывания слов может быть негативное воздействие на мозг некоторых лекарственных средств. К ним относятся, например, противодепрессанты, противоэпилептические средства и мощные препараты против боли. Эти лекарства могут ухудшить работу мозга и привести к памяти и обучаемости.

Важно отметить, что побочный эффект забывания слов может отличаться в зависимости от конкретного препарата и его дозировки. Пациентам, испытывающим затруднения со словесной памятью, необходимо обратиться за консультацией к врачу и проконсультироваться по поводу возможности замены текущего препарата на менее вредный аналог, который не вызывает таких побочных реакций

В целом, прием лекарственных препаратов является неотъемлемой частью медицинского лечения. Однако, пациенты должны знать, что некоторые лекарства могут вызывать нежелательные побочные эффекты, включая забывание слов и проблемы с памятью. В случае возникновения подобных симптомов необходимо обратиться за консультацией к врачу и провести анализ текущего списка медикаментов.

Способы улучшить свою память и избежать затруднений с словами

  1. Регулярное осуществление умственной активности: чтобы улучшить память, необходимо регулярно заниматься умственными упражнениями. Это может быть чтение, решение головоломок, игры на развитие памяти и логики.
  2. Физические упражнения: физическая активность способствует улучшению кровообращения в организме, включая головной мозг. Регулярные физические тренировки помогут повысить кислородопоставку в мозг, что положительно скажется на памяти.
  3. Правильное питание: некоторые продукты способствуют улучшению памяти и концентрации внимания. Включите в свой рацион орехи, рыбу, ягоды, овощи и фрукты, богатые полезными веществами для мозга.
  4. Сон: недостаток сна негативно сказывается на работе памяти и мозговой активности. Постарайтесь спать по крайней мере 7-8 часов в сутки, чтобы ваш мозг имел достаточно времени для восстановления.
  5. Ментальные карты: использование ментальных карт может помочь в запоминании информации и связывании слов с определенными образами или идеями. Это помогает активизировать разные части мозга и усилить память.
  6. Практика повторения: повторение является одним из самых эффективных способов укрепления памяти. Повторяйте информацию в течение дня или используйте различные методы повторения, такие как карточки со словами или приложения для запоминания.

Следуя этим способам, вы сможете улучшить свою память и избежать затруднений с словами

Важно помнить, что память – это навык, который можно тренировать и развивать на протяжении всей жизни

Постоянное внимание и забота о своей памяти помогут вам быть более успешным и уверенным в себе

Почему плохое мы помним дольше, чем хорошее?

Отвечает Илья Мартынов,
нейробиолог, основатель Центра развития мозга:

В некотором смысле негативное событие — это неудовлетворенная потребность, которая может стоить жизни. Если такой эпизод произошел в жизни человека, то воспоминания о нем эмоционально окрашены и крепки.

Нашему подсознанию нет смысла делать слишком яркими положительные воспоминания, поскольку у мозга нет задачи делать вас всегда счастливым. Ведь так вы перестанете стремиться к чему-то большему, а возможно, и к удовлетворению базовых потребностей, то есть добыче еды и воды.

Отвечает Станислав Подкин,
нейропсихолог Европейского медицинского центра (ЕМС):

Очень часто вполне безобидным событиям мы приписываем негативное значение — и это ведет к снижению эмоционального фона, изменению физиологии и поведения. Именно такое «приписывание» (искажение мышления) лежит в основе возникновения тревожных расстройств или депрессии.

Причины возникновения феномена

Один из исследователей явления, Беннет Шварц, пишет: «В моей книге рассказывается о том, что современные когнитивные психологи знают о феномене „на кончике языка“, но знают они мало, и поэтому моя книга такая тонкая». Проблема заключается в том, что это явление имеет место довольно редко и его невозможно вызвать искусственно, поэтому его трудно изучить в экспериментальных условиях. На данный момент неизвестно даже, является ли этот феномен или . Причины феномена на данный момент неизвестны, но существует несколько гипотез, с помощью которых можно объяснить проблему забывания знакомых слов, например:

  1. «Гипотеза блокирования», которая предполагает, что подобное забывание имеет место, если другое слово, пришедшее на ум раньше, блокирует извлечение из памяти нужного слова.
  2. «Гипотеза неполной активации», которая объясняет забывание слова тем, что фонологическая репрезентация нужного слова получает меньшую активацию, чем другие, сходные по смыслу или по звучанию слова.

Как материал связывается с тем, что мы уже знаем

В психологии известна trace theory, которая объясняет, что новое знание в момент присоединения к имеющемуся знанию оставляет за собой след . Если этот след короткий, то извлекать информацию из памяти будет легче.

Чтобы укоротить след в памяти, объясните ученику, как новая информация связана с имеющейся.

Плохой пример — мнемоника. Конечно, для отдельных слов абсурдные и веселые фразы помогут запомнить сложное слово, но они удлиняют след. Ученику сначала придется запомнить список связанной лексики.

Хороший пример — упражнения на уже известные ученику синонимы и коллокации. Помогают упражнения по типу word networks или collocation grids. Например, если мы на уроке проходим тему extreme weather conditions, то можно построить word network на основе ассоциаций ученика со словами blizzard или hurricane. Так слова запомнятся гораздо лучше, нежели при заучивании списком.

Распространенность

Сходные выражения существуют во многих языках, например:

  • в итальянском языке: «sulla punta della lingua» («на кончике языка»);
  • на татарском языке: «тел очында» («на кончике языка»);
  • в польском языке: «mieć coś na końcu języka» («иметь что-то на кончике языка»);
  • в эстонском языке: «keele otsa peal» («на кончике языка»);
  • в армянском языке: «լեզվի ծայրին» («на кончике языка»)
  • на языке шайеннов: «navonotootse’a» («я потерял это на моем языке»);
  • на валлийском языке: «ar flaen fy nhafod» («на передней части языка»);
  • на языке маратхи: «jeebhewar» («на языке»);
  • в кантонском диалекте Китая и в севернокитайском языке, а также в языках хинди, хауса и игбо используется выражение «во рту»;
  • на азербайджанском языке: «dilimin ucunda» («на кончике языка»)
  • в казахском языке: «тілімнің ұшында тұр» («стоит на кончике языка»);
  • в японском языке используется выражение «в горле»;
  • в корейском языке аналогичным выражением является «Hyeu kkedu-te mam-dol-da» («искрится на кончике языка»)

.

Как вспомнить слово, которое забыли

Во-первых, не нужно паниковать. Редко помогает простой перебор похожих слов. Самый лучший вариант — посмотреть синонимы в интернете или спросить кого-то из друзей, коллег или родственников помочь.

Если паника неизбежна, а слово вспомнить необходимо сейчас, то нужно просто перебирать все возможные варианты. Можно попробовать разную длину слова, разные начальные буквы. К сожалению, лекарства от этой проблемы нет. Стресс в значительной степени повышает глубину проблемы, поэтому иногда лучший совет — просто оставить это слово и даже не пытаться тратить на него время.

Вспомнить слово так же трудно, как специально пытаться не думать о чем-либо, ведь эти процессы прямо противоположны и работают с памятью. Если вы специально пытаетесь о чем-то не думать, то у вас точно не получится это сделать. Нужно просто абстрагироваться от этого, сменить объект мыслей. То же самое и с воспоминаниями — забудьте о слове, которое вы не можете вспомнить. Рано или поздно оно всплывет в памяти.

Существует множество интересных фактов о человеческой памяти. Она может удивлять нас как в плохом, так и в хорошем плане. Старайтесь улучшать ее, изучая что-то новое, читая книги и занимаясь иностранными языками. Мозг, как и тело, нуждается в постоянных нагрузках. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Как перестать забывать информацию

Многие студенты не знают, что делать, если быстро забываешь информацию, ведь это плохо отражается на учебе и успеваемости. Мы собрали для вас самые действенные методики по эффективному запоминанию данных.

Метод Германа Эббингауза

Как мы писали выше, немецкий психолог Герман Эббингауз долгое время исследовал память. На основе своих знаний Герман Эббингауз вывел формулу, как не забывать информацию слишком быстро. Основа этой формулы — повторение. Не зря в народе говорят: повторение — мать учения. 

Психолог проверил на практике и доказал: чтобы важная информация отложилась у вас на долгие годы, ее надо повторять. Но делать это надо не просто когда вздумается, а с определенной последовательностью. Сначала информацию надо повторить сразу после изучения, потом через 30 минут и на следующий день. Этого будет достаточно, чтобы нужная информация запомнилась на некоторое время. А вот если вы хотите отложить определенные данные в долгосрочную память, то информацию стоит повторять еще и через пару недель, а потом и месяцев.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Метод объяснения

Суть метода объяснения в том, чтобы пересказать полученную информацию своими словами. Представьте, что вам надо объяснить знакомому определенный материал, но сделать это надо своими словами. Оказывается, что пересказывание таким способом новой информации помогает запомнить ее гораздо лучше и качественнее, чем просто зазубрить.

Как это работает? Когда человек даже новую и сложную информацию пересказывает своими словами, он создает связь между новыми данными и своими уже имеющимися знаниями. В результате вы лучше запоминаете новое.

Чанкинг-метод

Суть этого метода в следующем: информацию, которую надо запомнить, необходимо поделить на блоки, сгруппировать. Группировать данные можно по разным критериям. Например, делить информацию на известную и неизвестную, размещать ее по алфавиту, по авторам и т.д. Эффективность этой методики заключается в том, что целостный пласт информации легче извлечь из памяти, чем разрозненные фрагменты.

Нужно ли лечение?

В основном, прескевю это редкая досадная неприятность, которая всерьез волнует разве что ипохондриков. Но у всякого состояния есть свои разумные пределы и если навязчивое припоминание перерастает в хроническую забывчивость, то следует обратиться к специалистам и пройти необходимое обследование с целью выявления заболевания.

И даже если никаких веских причин для волнения не наблюдается, всегда нужно помнить о важности сбалансированного питания и полноценного сна, умственных нагрузках и, разумеется, о бодрости духа, которая достигается, не в последнюю очередь, за счет физической активности. Экспериментальным путем доказано, что эффективность работы мозга прямо пропорциональна регулярности физических нагрузок, особенно в зрелом возрасте

Экспериментальным путем доказано, что эффективность работы мозга прямо пропорциональна регулярности физических нагрузок, особенно в зрелом возрасте.

Роль речевых тренажеров и специальных упражнений

Речевые тренажеры и специальные упражнения играют важную роль в борьбе с афазией и помогают улучшить способность к общению у людей, которые забывают слова при разговоре.

Речевые тренажеры включают в себя различные задания и игры, которые направлены на тренировку различных аспектов речи: лексики, грамматики, произношения и коммуникации. Они помогают узнавать и запоминать новые слова, тренировать правильное произношение и овладеть навыками самостоятельного общения.

Специальные упражнения, в свою очередь, разрабатываются для улучшения конкретных аспектов речи, в зависимости от индивидуальных потребностей пациента. Они могут включать в себя упражнения на запоминание и повторение слов, составление предложений, а также задания на понимание и реагирование на различные коммуникативные ситуации.

Речевые тренажеры и специальные упражнения имеют ряд преимуществ

Они помогают улучшить память, внимание и концентрацию, а также развивают мозговую активность. Благодаря систематическому использованию речевых тренажеров и специальных упражнений, пациенты с афазией могут постепенно восстановить потерянные навыки речи и вернуться к нормальной жизни

Помните, что речь является важным средством общения и самовыражения. Речевые тренажеры и специальные упражнения могут помочь восстановить утраченные навыки и вернуться к полноценной коммуникации.

Почему мы используем слова-паразиты

Доктор филологических наук Максим Кронгауз говорит, что в языке нет ничего лишнего. За появлением в речи любого слова стояла какая-то идея. Паразитом оно становится, когда превращается в устойчивую привычку. Но даже тогда для человека, использующего это слово, есть от него польза. Всего лингвисты выделяют шесть функций слов-паразитов.

Текстообразующая функция

Её выполняют слова и выражения «типа», «соответственно», «допустим», «иначе говоря», «вот». Они могут служить в качестве зачина или связующего звена между отрывками речи. Эти выражения позволяют говорящему оттянуть ответ и подумать. Слово «вот» часто используется для того, чтобы продумать следующую мысль. «Соответственно» создаёт связи между высказываниями и видимость логики.

Функция хезитации

Это слова, которые мы употребляем, чтобы заполнить паузы. Например, когда подбираем подходящие слова. Или потому что их модно употреблять. Исследователи выделяют три группы слов-паразитов, которые исполняют эту функцию.

  • Фонетико-фонологические паузы и вокализации: «м-м», «хм», «а-а», «э-э».
  • Лексико-семантические паузы: «ну», «такой», «этот», «самый», «так», «значит», «в общем», «это самое».
  • Метатекстовые включения: «короче говоря», «по правде говоря», «что касается меня», «в принципе», «знаете», «знаешь», «понимаете», «в принципе», «честно говоря», «кстати».


Фото: Gorgev / Shutterstock

Функция экономии

В эту группу входят слова «короче», «в общем», «всё такое». Когда человек их использует, с одной стороны, он пытается ускорить понимание своего высказывания собеседником. С другой — с помощью этих ёмких выражений говорящий дополняет речь эмоциями и оценкой, а также помогает выстраивать логику повествования.

  • «Короче» вставляется, когда говорящий стремится сократить высказывание и отказаться от деталей.
  • «В общем» помогает подытожить сказанное и перейти к следующему вопросу.
  • «Всё такое» используется, когда оратор не хочет перечислять какие-то аналогичные факты и указывает на их идентичность.

Эмоциональная функция

С помощью этих слов говорящий выражает разнообразные эмоции: радость, удивление, восторг, досаду, негодование, злость, разочарование и так далее. Также собеседники могут использовать их для создания комфортной для обеих сторон обстановки. Многие из таких слов-паразитов являются цензурными аналогами обсценных слов: «блин», «ё-моё», «пипец», «капец», «ёпрст», «жесть», «треш» и так далее.

Психологическая функция

Эту функцию выполняют слова «как бы», «просто», «типа», «походу» и «на самом деле». Они помогают говорящему высказывать отношение к сказанному — выражать сомнение или уверенность в том, что он говорит. Это самая распространённая группа слов-паразитов.

Слово «типа» может выполнять несколько функций, но его основная задача — выражение неуверенности и сложности в выборе слова. Оно выступает аналогом «вроде бы» и «вроде того». В другой своей функции «типа» выступает в качестве уточнения, пояснения.

«Походу» также сигнализирует о неуверенности говорящего и является синонимом вводного слова «по-видимому».

В противовес этому используется выражение «на самом деле». Человек, употребляющий эту фразу, уверен, что ему известна истина.

Фатическая функция

Эти слова помогают установить контакт с собеседником.

  • Слово «нет» используется, чтобы перебить собеседника, чтобы высказать своё мнение.
  • «Кстати» и «слушай» служат для привлечения внимания. Причём «кстати» является сигналом, что человек вклинивается в разговор, нередко — с новой темой.
  • «Вот, знаете», «понимаете» используют в двух случаях: получить поддержку либо дать собеседнику время осмыслить сказанное и подготовиться к новой информации.

Практические рекомендации: как вспомнить слово?

Из любой сложной ситуации можно найти выход и прескевю не застанет врасплох, если запомнить пару простых рекомендаций.

Прежде всего, не нужно себя терзать — вылетело слово, да и ладно, само потом вернется. Легкое отношение не расстроит нервы и сохранит хорошее настроение.

Даже если неприятность случилась во время сдачи экзамена или выступления на конференции, то к забытому слову всегда можно подобрать синоним и продолжать мысль, постепенно переходя к другой теме.

Именно «смена пластинки» порой оказывается самой эффективной методой при избавлении от прескевю. Если собеседник понял о чем вы хотели сообщить — прекрасно, не зацикливайтесь на забытом слове и двигайтесь дальше, тогда чувство неудовлетворенности от невозможности вспомнить постепенно отступит.

Если окружающие будут стремиться подсказать забытое слово, то стоит попросить их не называть его целиком, а, например, лишь первую букву, тогда эффективность от воспоминания повыситься, мозг усвоит быстрый маршрут от смыслового значения к звучанию и слово скорее закрепится в вашем оперативном запасе.

Если у вас всегда под рукой блокнот и ручка (в данном случае речь не идет о смартфоне и полезных приложениях) не лишним будет записать новообретенное слово, задействовав таким образом ретикулярную активирующую систему.

Недаром старая армейская мудрость гласит: «если вы такие тупые, что не можете запомнить — записывайте, как это делаю я».

Физическая активность является залогом телесного здоровья, а умственная поспособствует бесперебойной работе памяти. Ежедневное чтение, изучение иностранного языка, да и простое разгадывание кроссвордов послужит укреплению умственных качеств.

Работа мозга, наверное, никогда не будет до конца прочитанной книгой, но чем больше мы знаем о самих себе, тем больше мы защищены от всякого рода неприятных состояний, которыми природа наградила человечество, даровав однажды способность мыслить и говорить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Alarm beauty
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: