Майя плисецкая

История любви плисецкой и щедрина: страсть и творчество

Родион Щедрин

Классик современной русской и мировой музыки Родион Щедрин, как и Плисецкая, родился в семье, дух которой был близок к творческому – к музыке любовь у мальчика проявлялась с детства, поскольку его отец был скрипачом. Во время обучения в Хоровом училище, Щедрин начал проявлять свои яркие музыкальные способности. Он получил премию на конкурсе юных композиторов, а затем был принят сразу на два факультета Московской консерватории.

Первое серьёзное произведение Щедрин написал в 50-х годах XX века, когда ещё был студентом. Его концерт для фортепиано с оркестром оказал значительное влияние на музыку СССР тех времён. Авторский стиль и концепция музыки Щедрина настолько поразили одного из профессоров консерватории, где обучался молодой человек, что тот дал рекомендацию о включении произведения в программу пленума Союза композиторов СССР. В едином творческом объединении композиторов и музыковедов его оценили, и Щедрин получил членство в Союзе.


Родион Щедрин за работой

Первые выступления

Вместе с матерью и братьями Майя отправилась в эвакуацию в Свердловск, где заниматься балетом не было возможности. И все же именно в Свердловске девушка впервые исполнила партию умирающего лебедя в постановке своей тети, Суламифи Мессерер. Говорят, чтобы добиться той потрясающей лебединой пластики и грации, балерина часами наблюдала за царственными птицами, пытаясь запомнить и скопировать их движения.

Майя Плисецкая в юности | Понедельник

В 1942 году осиротевшая семья Плисецких вернулась из эвакуации в Москву, а в 1943 году Майя с отличием окончила хореографическое училище. Как и многие выпускницы, Плисецкая была принята в кордебалет Большого театра, однако это не смущало юную балерину. Ей удалось продемонстрировать свой талант широкой публике, выступая с сольными номерами на многочисленных концертах. Москва увидела ее «Умирающего лебедя» и была покорена.

Судьбоносная встреча на музыкальной ноте

В то время Майя Плисецкая, непревзойденная танцовщица, с самого утра занималась в репетиционном зале. Она была одета в балетный костюм, волосы тщательно уложены, а макияж подчеркивал ее красоту и харизму. Она делала упорные попытки передать свою эмоциональность и страсть через каждый изящный жест. Но внезапно, на одной из пауз, в комнату вошел высокий мужчина в пиджаке и с аккуратно подстриженными волосами.

Родион Щедрин, известный советский композитор, был также занят своим делом. Его дружеские и несравненные мелодии, которые он только что сочинил, заняли все его мысли, и он хотел предложить их великолепной танцовщице. Когда его взгляд упал на Майю Плисецкую, он остановился, очарованный ее изяществом и грацией.

Музыкальная нота соединила их души, и началась их встреча. С тех пор они стали неразлучной парой – даря друг другу свою любовь и таланты. Майя воплотила в жизнь множество ролей, созданных специально для нее Родионом. Их сотрудничество было непревзойденным, и они открыл

Балетная карьера примы

Как вспоминала сама Майя Плисецкая, биография ее была наполнена событиями. Примечательно, что первое выступление на сцене совпало с днем начала военных действий фашистов против СССР. Балерина кратко вспоминала во время своего интервью на «Первом канале», что ее охватило чувство тревоги и беспокойства, однако Майя танцевала, несмотря на пустеющий зал. Из Москвы Плисецких эвакуировали в Свердловск, однако Майя вернулась обратно и продолжила обучение.

У балерины были отличные физические данные: Майя Плисецкая, рост и вес которой в молодости были идеальными, совершала умопомрачительные по сложности и амплитуде прыжки. Балерине приходилось питаться по особой системе, чтобы не выбиться из сил и остаться в отличной физической форме.

Публика сразу же приметила начинающую балерину, а ее страстные па встречала неизменными аплодисментами. Однако уникальная грация движений не сразу принесла ей ведущие роли: например, в спектакле «Спящая красавица» пришлось станцевать две второстепенные партии, прежде чем прима получила главную.

Позже Плисецкая получает практически все главные роли, а статус примы ей присваивают после того, как Уланова уходит на заслуженный отдых. Практически сразу начинается многолетнее противостояние Плисецкой с главным балетмейстером, которое закончится уходом балерины из театра.

1956 год принес гранд-балерине новые неприятности: ей запретили ехать вместе с театром в зарубежное турне, а спецслужбы обвинили ее в шпионаже. За свою долгую карьеру Плисецкая станцевала практически все ведущие партии, объездила с гастролями весь бывший СССР, участвовала в постановках итальянских, французских и испанских мэтров.

Вечное эхо друг друга

Родион Щедрин писал балеты для любимой жены. Он вдохновлял ее, а она его. По признанию балерины, ее карьера благодаря супругу продлилась на 25 лет. И это удивительно, поскольку балерины уже в 35 лет уходят на пенсию из-за сильных нагрузок на организм. Благодаря стараниям Щедрина балерину стали выпускать за рубеж на гастроли.

Детей у пары не было, хотя Родион Щедрин и хотел, чтобы у них был ребенок. Однако Майя была настолько увлечена балетом, что боялась сделать перерыв, потерять форму. Родион любил жену, так что с пониманием отнесся к ее позиции.

После распада СССР супруги уехали на постоянное место жительства за границу. Они оселились в Мюнхене, где находилось музыкальное издательство Щедрина. Жилье пара снимала. Готовить Плисецкая не любила. Поэтому они часто ели в кафе и ресторанах, где их встречали как постоянных клиентов.

Майя Плисецкая написала и издала три книги об истории своей жизни. В 2015 году Большой театр готовился к юбилею балерины. Но до 90-го дня рождения Плисецкая не дожила полгода. Балерина покинула этот мир в мае от инфаркта. В своем завещании Майя Плисецкая попросила соединить ее прах с прахом Щедрина, когда его не станет, и развеять над Россией.

Композитору сейчас 88 лет. Он по-прежнему живет в Германии. Изредка бывает в Москве. По его инициативе в Москве установили памятник любимой супруге в образе Кармен.

Родион Константинович на здоровье не жалуется, до сих пор каждый день покупает любымые цветы супруги, бережно относится к ее вещам. По признанию Родиона Константиновича, он прожил счастливую жизнь со своей великой женой.

Старикашка Фрейд

А если бы он не попросил билеты на премьеру «Спартака»? А если б не пришёл затем в класс, где она занималась, одетая в эластичный чёрный купальник?

«На Щедрина обрушился ураган фрейдистских мотивов», — напишет потом ироничная Майя Михайловна. Со смехом вспомнит, как он отказался в тот день посетить ещё две её репетиции: «Для одного дня впечатлений у меня предостаточно». Тем не менее вечером Майя примет его предложение покататься по Москве. А через несколько десятилетий заметит в своей первой книге: «Старикашка Фрейд победил».

Тогда же она признается, что сама женила на себе Щедрина, т. е. инициировала поход в ЗАГС. Фурцева-то прямо советовала: «Выходите замуж, вам веры будет больше». Даже квартиру новую обещала.

Родион был против официальных уз. Майя — против рождения детей. «Щедрин без восторга, но согласился», — скажет Плисецкая. Может быть, они и думали: потом, потом, ещё успеем… Какие красивые и талантливые дети получились бы у них. Не сложилось.

Они отдали себя искусству. И посвятили жизнь друг другу. Если расставались, всегда были на телефоне. Дня не пропустили, чтобы не услышать любимый голос в трубке. Друг другу посвятили свои книги воспоминаний. Щедрин во всеуслышание рассказал, как любит Майю, хотя это и так уже все знали. Их чувства были написаны на лицах, глаза светились. Свои записи композитор опубликовал в 2008-м — в год золотой свадьбы с Майей Михайловной.

Читаешь его признания и по-хорошему завидуешь: как же повезло этой Женщине с этим Мужчиной!

1964 год. Фото: РИА Новости/ Еланчук

Родион Щедрин: краткая биография

Родион Константинович Щедрин родился в семье профессиональных музыкантов 16 декабря 1932 в Москве. Советский композитор, пианист, педагог. Народный артист СССР (1981). Лауреат Ленинской (1984), Государственной премии СССР (1972) и Государственной премии РФ (1992). Член Межрегиональной Депутатской группы (1989-1991).

В 1945 г. Родион поступает в Московское хоровое училище, куда пригласили работать отца будущего композитора преподавать историю музыки и музыкально-теоретические предметы. Первым заметным успехом Родиона можно считать первую премию, которую ему присудило жюри конкурса композиторских работ во главе с А. Хачатуряном.

В 1950 г. Щедрин поступил в Московскую консерваторию одновременно на два факультета — фортепианный и теоретико-композиторский, по сочинению. Первый концерт для фортепиано, созданный Щедриным в студенческую пору, стал произведением, создавшим Щедрина-композитора.

Родион Щедрин — один из самых востребованных и знаменитых в мировом масштабе российских композиторов. Его музыку охотно исполняют лучшие солисты и коллективы мира. Уже полвека назад тогда еще молодой композитор прославился песней о монтажниках — не кочегарах и не плотниках — из кинофильма «Высота».

Последние годы жизни Майи Плисецкой

В 1993 году Майя Плисецкая стала почетным профессором Московского государственного университета. А через год она выпустила автобиографическую книгу «Я, Майя Плисецкая». Следующая книга вышла только в 2007 году в виде мемуаров «Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах». Еще через три года она издала книгу «Читая жизнь свою…».


Иллюстрация к книге «Я, Майя Плисецкая»

А в 2000 году в результате опроса фонда «Общественное мнение» ее выбрали человеком года в области науки, культуры и искусства. Так всенародная любовь проявила себя.

С начала 90х годов и до последних дней жизни прима с мужем жили в Мюнхене. Там они вынуждены были находиться из-за проблем со здоровьем. Медики, которые помогали Майе Михайловне находиться в форме, нашлись только в Германии. Также в 1993 году супруги получили литовское гражданство.


Балерина Майя Плисецкая снискала себе мировую славу

Сама Плисецкая жалела о том, что ей редко приходилось бывать на родине в последние годы. Она изредка посещала балетные конкурсы и появлялась на юбилеях коллег по цеху.

Мадам Щедрин

Без него жизнь для меня теряет интерес. Я бы за ним и в Сибирь в ту же секунду отправилась. Я бы поехала за ним куда угодно. Куда он захочет. У каждого человека свои недостатки. А у него их нет. Честное слово. Потому что он особенный. Потому что он гений. Я вообще думаю, если б наша встреча не состоялась, меня могло б давно уже на свете не быть. Вы знаете, он ведь мне до сих пор цветы дарит каждый день. Мне это даже неудобно как-то рассказывать, но это правда. Каждый день. Всю жизнь…»

На вопрос, знакомо ли им чувство ревности, Плисецкая отвечала: «Я его так люблю, что не ревную. Люблю больше жизни. Я не мыслю себе жизни без него. Мне она не нужна». Балерине нравится, когда ее называют «мадам Щедрин». «Я обожаю, когда меня так называют. Не только не обижаюсь, но с радостью откликаюсь. Мне нравится быть его мадам»

Кинокарьера Майи Плисецкой

В 1952 Майя Плисецкая впервые появилась в кино. Ее можно увидеть в картине «Большой концерт» Веры Строевой. Ну а затем последовали роли в кинофильмах-балетах: «Лебединое озеро», «Сказка о Коньке-Горбунке» и «Анна Каренина». Приму Большого пригласили в фильм-оперу «Хованщина». Балерина участвовала и в экранизации балетов «Айседора», «Болеро», «Чайка», «Дама с собачкой». В 1974 году ее пригласили вместе с солистом Большого театра Богатыревым для теленомера «Ноктюрн» на музыку Фридриха Шопена из балета «В ночи» хореографа Джерома Роббинса. Майя Плисецкая — Болеро В 1968 году балерина сыграла Бетси в экранизации романа «Анна Каренина» Зархи. С работой Плисецкая справилась на отлично, несмотря на различие работы на театральной сцене и на съемочной площадке. В некоторых фильмах у нее были даже роли с текстом. Например, в балетах Бежара. Также Плисецкая снялась в роли Дезире в ленте «Чайковский» Таланкина. Затем Вайткус позвал танцовщицу на роль музы Чюрлениса в картину «Зодиак». В 1976 году актриса сыграла звезду балета в телефильме «Фантазия» по повести Тургенева «Вешние воды». Роль Полозовой ей удалась блестяще. Хореографические дуэты поставил балетмейстер Елизарьев.

Диета Майи Плисецкой проста — ничего не есть

После художественных фильмов стали снимать документальные. Главная роль снова доставалась Плисецкой. Телевизионщиков стала интересовать судьба артистки, становление ее карьеры, разные грани личной и творческой жизни. Самые яркие документальные фильмы о Майе Михайловне: «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» и «Майя Плисецкая». Кроме того, ее творчеству посвящены и ленты «Майя» режиссер Сакагуши для японского ТВ и «Майя Плисецкая» режиссер Делюш для французов. В ленте «Майя Плисецкая assoluta» он показал балерину в танце и там неизменно были «лебединые» движения рук, которые прославили Майю на весь мир.

При росте в 167 см вес Майи Плисецкой был от 49 до 58 кг

Впрочем, сама Майя полагает, что танцевать надо всем телом. Должны участвовать ноги, голова, корпус и, естественно, руки

«Важно танцевать музыку, а не под музыку», — говорит балерина. Творческий девиз знаменитости можно описать так: никому не подражай, превращай движения в музыку

Кстати, в танце Майи Плисецкой никогда не было видно набросков, которые сделали ее предшественники. Балерина всегда реагировала на соло музыкальных инструментов и подчеркивала акценты, иногда движением брови или взглядом. Танцевальная карьера Майи Михайловны оказалась удивительно долгой — она оставила сцену лишь в возрасте 65 лет.

Женская инициатива

Впоследствии Плисецкая признавалась, что это она настояла на официальной женитьбе. Взяла инициативу в женские руки, а Щедрина и так все устраивало. В 1958 влюбленные расписались в Москве.

Долгое время КГБ делало балерину невыездной. Но знакомые высокопоставленные чины ей намекали, что нужно бы быть замужем, чтобы был открыть путь на заграничные гастроли. Майя оббивала пороги чиновничьих кабинетов, но все было для нее тщетно.

После замужества ее, наконец, отпустили на гастроли в Штаты. Тогда весь мир познакомился с самобытным талантом советской балерины. После замужества о Плисецкой перестали судачить. Ведь раньше ей приписывали множество тайных романов.

Да, Майя порой влюблялась как кошка. Но и ей хотелось простого и понятного семейного счастья. Поженились Щедрин и его балерина тайно. Только дядю пригласили как-то раз в гости. Майя тогда задержалась, и Родион встречал дядю с тортом один. Мужчины неловко сервировали стол и уронили торт на ковер.

Дядя предположил, что сейчас придет жена Родиона и начнет их ругать. Майя действительно вскоре вернулась домой, но ругаться не стала. Посмеялась, что торт провалили. Родителям и другим родственникам эта пара долго не рассказывала о бракосочетании по своим соображениям.

Жили молодые, в целом, счастливо. Родион писал для Плисецкой новые балеты, вернее музыку для них. А она говорила, что танцевала лишь для него. Кроме чувств их объединял театр и светская жизнь.

Майя прямо признавала, что ее муж был лишен всякой зависти. Он творил балеты под ее нужды, и этим продлил ее сценическую жизнь. Балетный век танцовщицы короток. Не многим удавалось выступать до настоящей пенсии. Майя могла себе это позволить благодаря супругу.

Особенности их отношений

Гармония в творчестве и жизни. Майя Плисецкая и Родион Щедрин были не только замечательной парой, но и идеальным творческим дуэтом. Оба супруга были выдающимися артистами и существенно влияли на развитие своих искусств. Майя помогала Родиону в написании музыки к ее балетам, а Родион поддерживал Майю и вдохновлял ее на многие творческие свершения.

Взаимное восхищение. Майя и Родион всегда говорили о своих работах с уважением и восхищением. Они гордились успехами друг друга, поддерживали и стимулировали своеобразное соревнование. Это отношение способствовало созданию уникальных произведений искусства.

Совместное творчество. Майя и Родион не только восхищались друг другом, но и активно сотрудничали на протяжении всей карьеры. Они создали ряд известных балетов, опер и музыкальных произведений. Такое тесное сотрудничество помогало им взаимно расти и совершенствоваться.

Взаимопонимание и поддержка. Брак Майи и Родиона был основан на глубоком взаимопонимании и поддержке. Они всегда были рядом друг с другом, делились своими успехами и неудачами. Способность понимать и поддерживать друг друга помогала им преодолевать трудности и достигать новых высот в своих карьерах.

Романтические моменты. Майя и Родион всегда находили время для романтических моментов. Они любили проводить вместе время, путешествовать и отмечать свои годовщины. Для них личная жизнь была важным компонентом их счастья и вдохновения.

Продолжительное счастливое сотрудничество. Отношения Майи Плисецкой и Родиона Щедрина были основаны на взаимной любви к искусству и гармоничном сотрудничестве. Их творческое партнерство и личная связь продолжались на протяжении многих десятилетий, и они оставались счастливыми и влюбленными до самого конца.

Романтические моменты и напряженность

История любви Майи Плисецкой и Родиона Щедрина полна романтических моментов и неожиданных поворотов судьбы. Они встретились на репетиции балета «Спартак» в Большом театре и сразу же почувствовали между собой особую взаимность и сильное влечение.

Майя Плисецкая, известная прима-балерина, и Родион Щедрин, знаменитый композитор и пианист, были не только талантливыми артистами, но и необыкновенно привлекательными людьми. Их романтическая история стала неотъемлемой частью их творчества и, в конечном итоге, оказала большое влияние на развитие танцевального искусства в целом.

Во время своей карьеры Майя Плисецкая исполнила множество ролей, которые были написаны специально для нее Родионом Щедриным. Вместе они создали такие шедевры, как «Кармен-сюита», «Анна Каренина» и «Сказка о царе Салтане». Благодаря этому сотрудничеству их имена навсегда связаны с мировой классикой танца.

Естественно, их отношения не обходились без напряженности. Их таланты и амбиции иногда создавали конфликты и проблемы в их личной жизни. Они оба были сильной волей и характером, и иногда сталкивались друг с другом на творческом пути. Но именно эта напряженность и страсть помогали им создавать по-настоящему великое искусство.

Такая уникальная романтика и напряженность их отношений остаются навсегда запечатленными в истории танцевального искусства. Их любовь и сотрудничество вносят неоценимый вклад в развитие балета и музыки. Сегодня их имена продолжают жить в сердцах поклонников и занимают достойное место в истории.

Майя Плисецкая: Родион Щедрин:
— известная прима-балерина — знаменитый композитор и пианист
— создала множество ролей — сочинил музыку к специально для нее написанным балетам
— исполнила «Кармен-сюиту», «Анну Каренину» и «Сказку о царе Салтане» — сотрудничество с Плисецкой принесло ему международную славу
— сильная воля и характер, иногда сталкивалась с Щедриным — сильные амбиции и амбиции, иногда сталкивались с Плисецкой
— романтика и напряженность их отношений — романтика и напряженность их отношений

Начало карьеры Майи Плисецкой

Первое значимое выступление в Большом театре у Майи Плисецкой прошло накануне рокового для Советского Союза дня. Меньше чем за сутки до начала Великой Отечественной войны на сцене филиала Государственного Академического Большого театра состоялся выпускной концерт хореографического училища. Майя Плисецкая — «Лебедь» (фильм-балет 1975) Но война внесла свои коррективы в дальнейшую судьбу примы. С сентября 1941 года семья Майи Плисецкой была в эвакуации в Свердловске. К сожалению, в городе невозможно было продолжить обучение или заниматься балетом. Чтобы закончить свою учебу 16-летняя девушка решилась сбежать в Москву, где даже в войну продолжались занятия в Московском хореографическом училище. Она снова была зачислена, но на этот раз — сразу в выпускной класс на курс Елизаветы Гердт и Марии Леонтьевой. В 1943 году обучение было закончено, и Майю сразу же приняли в штат Большого театра.

Майя Плисецкая и Ив Сен-Лоран

Уже с первых шагов на сцене Большого театра проявилась индивидуальность Майи, ее выразительность и динамика танца, особенная страстность. Успех не заставил себя ждать. Плисецкая получила признание в балете «Шопениана», где она исполняла мазурку. Каждый прыжок Майи вызывал несмолкаемые аплодисменты.

Девушка любила танцевать, но вот трудиться не хотела. Она много позже начала понимать, каким интересным и творческим может быть ежедневный труд балерины. Путь к вершине карьеры Плисецкой все-таки можно сравнить с подъемом по лестнице: к своим главным партиям она поднималась постепенно. К примеру, в балете «Спящая красавица» она была сначала феей Сирени, затем феей Виолант, а потом уже Авророй. В «Дон Кихоте» балерина станцевала почти все женские партии и, наконец, получила роль Китри.

Майя Плисецкая — Раймонда, 1959 В 1948 году Майя станцевала Жизель в одноименном балете. А после того, как из театра на заслуженный отдых ушла Галина Уланова, Плисецкая стала прима-балериной и получила сольные партии. Во всем мире признаны ее уникальный стиль танца, гибкость, пластичность и изящное движение рук. Она создала свою неповторимую манеру балета, чем снискала мировую славу.

Правда не все гладко складывалось в карьере балерины. С главным балетмейстером Большого театра Юрием Григоровичем она не смогла поладить, и с годами это противостояние только усилилось.

Галина Уланова и Майя Плисецкая во время репетиции. 1969 г.

В 1956 году труппа театра отправилась впервые в зарубежные гастроли в Англию, но Майя Плисецкая не получила разрешение на выезд из страны. Ее пытались обвинить в шпионаже и в течение последующих пяти лет она была невыездной. Зато балерина успешно гастролировала по стране, завоевывая любовь своих соотечественников. В 1959 году Плисецкой было присвоено звание народной артистки СССР.

Композитор и балерина

Майя Плисецкая на сцене. / Фото: kp.by

Шел 1955 год. Гостиная неординарной женщины Лили Брик, на тот момент супруги Василия Катаняна, был полна людей. Среди приглашенных на музыкальный вечер оказались молодой композитор Родион Щедрин и талантливая балерина Майя Плисецкая. Развлекая гостей, Щедрин сел за инструмент и проникновенно исполнил несколько вещей. Плисецкая пришла на вечер немного развеяться, она переживала развод с мужем (брак продержался всего три месяца).

Родион Щедрин за роялем. / Фото: shchedrin.de

Ее впечатлило великолепное исполнение произведений Шопена и «Левого марша»

Но в тот день Купидон, похоже, забыл лук и стрелы — балерина обратила внимание на талантливого музыканта, но не более того. После окончания вечера Щедрин предложил подвезти домой французскую пару и заодно пригласил в автомобиль понравившуюся рыжеволосую балерину

Хитро выбрал маршрут, чтобы высадить Плисецкую последней. На прощание балерина обратилась с просьбой к новому знакомому привезти для работы ноты мелодии из фильма «Огни рампы».

Майя Плисецкая и Родион Щедрин: это любовь! / Фото: missiya.info

Щедрин с радостью выполнил заказ Плисецкой, но с новым танцем ничего не вышло. Композитор обиделся и даже отказался прийти на день рождения балетной примы. Следующая встреча состоялась только через три года. Разумеется, они, как люди, вращающиеся в искусстве, эпизодически встречались, здоровались и расходились

Щедрин обращал внимание на элегантно одетую Балерину, появлявшуюся в сопровождении ухажеров, но роман как-то не складывался

«Когда любишь, разве чего боишься?»

«Никогда не тяготился я Майиными проблемами… Её заботы да обиды всегда трогали меня сильнее, чем свои собственные… Наверное, объяснения этому, кроме слова „любовь“, не подыщешь».

«Она лучшая среди самых прекрасных женщин планеты».

«В Майе мне всё мило».

«Балерина она великая… Но Майя и великая женщина… В театре говорят, что у неё характер трудный, тяжёлый. А по мне — характера мягче, покорнее предположить нельзя!»

А вот, наконец, и рецепт семейного счастья:

«Ходить надутой, затаившей злобу, с перекошенной „ведьминой“ физиономией ей совсем несвойственно. Тут уж позавидуйте мне, господа мужчины, сполна! Это редкое для женской половины человечества достоинство так облегчает совместную супружескую жизнь».

Но ведь чтобы не было надутости и злобы, должна быть Любовь. И всё! Только обязательно — с большой буквы. Без всяких «но» и «если бы». Когда за любимую горой. Когда можешь стерпеть даже упрёки: «карьеру сделал благодаря жене» и обидное прозвище, пущенное по кулуарам коллегой: «Салтыков-Плисецкий».

Прилюдно он называл её прекраснейшей, необыкновенной, неповторимой, чудной, ни на кого не похожей Женщиной. И даже инопланетянкой. Он признавался в любви до последних её дней. И долго не мог прийти в себя, в одночасье потеряв её.

Родион Щедрин и его жена балерина Майя Плисецкая. 1968 год. Фото: РИА Новости/ Василий Малышев

Балерина не любила врачей, таблетки, тут же выбрасывала упаковки и инструкции — «много места занимают». Не хотела огорчать мужа жалобами. «Её сбило влёт. Как птицу», — признается потом Щедрин. Да, балет был смыслом её жизни. Самой жизнью. (В 58 лет, вернувшись из Японии и посмотрев на видео своё выступление, Майя Плисецкая сказала мужу: «Знаешь, кажется, только сейчас я научилась танцевать. Жаль, что поздно».) Но какой была бы эта жизнь Плисецкой без Щедрина? Без большого чувства, название которому — Любовь.

«Я безмерно благодарен Небу и Судьбе, связавших наши с ней жизни воедино. Мы познали Счастье. Мы познали Любовь. Мы познали Нежность».

Работу над автобиографическими записями Родион Щедрин закончил 2 мая 2008 г. Быть вместе им оставалось ровно 7 лет. Целых 7 лет. В Счастье. Любви. И Нежности.

Впрочем, нет. Любовь к Майе по-прежнему с ним. Навсегда. Пока он жив…

«Характер – это и есть судьба»: яркие цитаты Майи Плисецкой

Коллаж АиФ

Коллаж АиФ

Коллаж АиФ

Коллаж АиФ

Коллаж АиФ

Коллаж АиФ

Коллаж АиФ

Коллаж АиФ

Коллаж АиФ

Коллаж АиФ

Коллаж АиФ

«Характер – это и есть судьба»: яркие цитаты Майи Плисецкой

Коллаж АиФ

Коллаж АиФ

Коллаж АиФ

Коллаж АиФ

Коллаж АиФ

Коллаж АиФ

Коллаж АиФ

Коллаж АиФ

Коллаж АиФ

Коллаж АиФ

Коллаж АиФ

Личная жизнь Майи Плисецкой

Вспоминая о своих романтических встречах, которые были достаточно редкими в ее личной жизни, Майя Плисецкая признавалась, что не могла заниматься ничем, кроме балета, и большую часть своей жизни провела в театре. Впервые балерина влюбилась в своего партнера по сцене — Славу Голубина, принадлежавшему к знаменитой театральной династии Голубиных. К сожалению, Станилав очень рано пристрастился к алкоголю. Именно пьянство стало причиной того, что личная жизнь Майи Плисецкой и Славы Голубина не сложилась.

Майя Плисецкая в молодости

Героем следующего романа балерины стал коллега Майи по цеху — Эсфендьяр Хусейнович Кашани — солист балета. Эта связь также долго не продлилась. В 1956 знаменитая артистка неожиданно вышла замуж за Мариса Лиепу (1936—1989), который при поддержке своей партнерши оказался в труппе Большого театра. Невзирая на блестящие успехи молодого солиста балета в Москве, ему предстояло возвратиться на родину, в Ригу, так как политика нашей страны предусматривала, чтобы национальные кадры работали на своей родине.

Майя Плисецкая и Марис Лиепа

Однажды, во время Декады латышского искусства в г. Москва, Марис Лиепа с балетной труппой г. Рига представил на суд зрителей балет «Сакта свободы». Это представление посмотрела заслуженная артистка РСФСР (1951) Майя Плисецкая, и пригласила артиста в качестве своего партнера на время проведения Дней культуры Советского Союза в Венгрии. Невозможно было не увлечься красивым, статным, талантливым артистом, отличавшимся невероятным европейским лоском. Весьма независимый Марис Лиепа в Будапешт отправился вместе с Майей, будучи ее законным мужем.

Майя и Марис были замечательными артистами, чего нельзя было сказать о них, как о муже и жене. Они никогда не устраивали сцен, и не били посуду, два культурных человека поняли, что не смогут жить друг с другом вместе. Официально их брак просуществовал три месяца, однако, в действительности, их семейная жизнь продлилась не более двух недель. После чего они расстались

В том же году известная балерина привлекла внимание Секретных служб страны. Ее публичное знакомство со 2-м секретарем Британского посольства Джоном Морганом заинтересовало КГБ, что повлияло на ее творческую биографию

На фото: Майя Плисецкая на сцене

На одном из торжественных раутов, куда известная балерина постоянно получала приглашения, к ней подошел Джон Морган и заговорил с ней на отличном русском языке. Они обсуждали возможность гастролей в Москве английского Королевского балета, который во главе с несравненной Нинет де Валуа, планировал свой приезд в СССР. Как оказалось, Джон Морган хорошо разбирался в балете, и между ним и знаменитой советской балериной завязалась дружеская беседа. Это сразу заметили сотрудники секретных служб.

За посещением Джоном Морганом концерта Майи в московском зале Чайковского, последовали его встречи с балериной. Он дважды побывал у нее дома, после чего за Плесецкой установили слежку. Под ее окнами, в доме на Щепкинском проезде, часто можно было увидеть один и тот же черный автомобиль с государственными знаками. Следили, несомненно, за Джоном Морганом, балерину же могли заподозрить лишь в подготовке побега за границу, так как их встречи происходили накануне гастролей труппы Большого театра в Англию.

Майя Плисецкая в роли Кармен

Посещения светских мероприятий поощрялись органами госбезопасности только в одном случае: после окончании раутов артисты должны были давать подробный отчет… Майя ничего писать не стала, настроив против себя секретные службы, что не могло не отразится на ее биографии и биографии членов ее семьи. Однако все изменилось после ее знакомства с Родионом Щедриным, которое состоялось в доме у Лили Юрьевны Брик. После этого последовал бурный роман, а в 1958 году Майя Михайловна вышла замуж за композитора Родиона Щедрина. Их дальнейшая биография является образцом служения искусству.

Бегство от КГБ

Политическая обстановка в Советском Союзе не могла не сказаться на умалении карьерных возможностей советских артистов. Так произошло и с Майей Плисецкой: давление КГБ увеличилось по мере нарастания социальной напряженности – на гастролях балерина часто общалась с иностранцами, а на Родине боялись, что такая коммуникабельность может негативно сказаться на имидже СССР и привести к тому, что известные деятели культуры будут работать на разведку иностранных государств. Чтобы избежать этого, за ней осуществляли слежку сотрудники КГБ. В конце 50-х в Комитете на балерину даже было заведено дело по обвинению в контрреволюционной деятельности. Майя Михайловна потеряла разрешение на выезд на гастроли, находилась в подавленном состоянии, когда она нашла в этом «тёмном советском царстве» свой луч света, которым стал композитор Щедрин.


Композитор Родион Щедрин и балерина Майя Плисецкая

Для него этот брак, как считали в компартии, был бы совсем непривлекательным, поскольку у Плисецкой была не очень хорошая репутация, и об этом Щедрину заявлял заведующий музыкальным сектором ЦК партии. А вот Майя Михайловна, побеседовав с министром культуры СССР Екатериной Фурцевой, пришла к выводу, что регистрация брака с композитором улучшит её репутацию и вера государства по отношению к ней только окрепнет.

Доброе имя балерины было восстановлено, и вскоре после нескольких попыток Щедрина и её известных друзей наладить связи с государством Майе была организована личная встреча с тогдашним главой КГБ Александром Шелепиным, который всё-таки позволил балерине гастролировать за границей, что, несомненно, благоприятно сказалось на построении её мировой карьеры. Вернувшись с Запада, Плисецкая стала народной артисткой СССР – таким образом лидер страны Никита Хрущёв «поблагодарил» балерину за то, что та тайно не эмигрировала.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Alarm beauty
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: