Развитие социального интеллекта: влияние на жизнь

Что такое социальный интеллект или как заводить полезные знакомства?

Публикация «Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста как один из важнейших этапов в развитии личности ребенка» размещена в разделах

  • Развитие ребенка. Материалы для педагогов
  • Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
  • Старшая группа
  • Темочки

Впервые употребляя термин «социальный интеллект» в 20-х годах прошлого столетия, американский психолог Эдвард Ли Торндайк говорил о нем как о способности добиваться успеха в межличностных ситуациях, вести себя мудро во взаимоотношениях и даже о способности управлять другими людьми. В понятие «социальный интеллект» он включал две способности: «понимать других людей», а также знать, «как вести себя с ними». Проблема развития социального интеллекта в настоящее время активно обсуждается в трудах отечественных и зарубежных психологов (М. И. Бобнева, Ю. Н. Емельянов, В. Н. Куницына, Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков, А. Л. Южанинова, Р. Стернберг, Р. Селман и др., причем предметом специального рассмотрения данная тематика стала сравнительно недавно.

Значимость развития социального интеллекта в детском возрасте обусловлена тем, что он обеспечивает оптимальную адаптацию личности в обществе, а его результатом является целостное представление об окружающей действительности, ориентировка в человеческих взаимоотношениях. Считается, что для полноценной и успешной жизни, для интеграции в современном обществе социальный интеллект очень важен, так как он позволяет эффективнее взаимодействовать с окружающими людьми. На этом основании ученые полагают, что дошкольное образование, вводящее ребенка в мир людей, призвано стать базой становления личности ребенка. Период дошкольного детства является одним из ключевых в социальном развитии личности. Социальный интеллект дает основу для познания окружающей действительности и самопознанию, расширяя личностные горизонты. Вероятно, поэтому разработчики Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, руководствуясь вышеуказанными положениями, включили развитие социального интеллекта в качестве одного из аспектов реализации образовательной области «социально-коммуникативное развитие».

В дошкольном возрасте социальный интеллект активно развивается в процессе сюжетно-ролевых игр, а также при общении со сверстниками. В игре отображаются не только особенности и назначения предметов и функций окружающих людей, но и их взаимоотношения и взаимодействия. Общение имеет огромное значение для формирования человеческой психики, её развития и становления разумного, культурного поведения. К шести годам ребенок накапливает определенный опыт общения, на основе которого он способен оценить эмоциональное состояние другого человека. В этом возрасте ребенок может не только выделить наиболее яркие признаки настроения другого человека — улыбку, слезы, хлопанье в ладоши — но и заметить нахмуренные брови, сморщенный нос, округленный в удивлении рот, что позволяет ему понять, какие чувства испытывает другой ребенок или взрослый : грустно ему или весело, удивлен он или чем-то расстроен.

Ребенок, хорошо ощущает состояние другого человека и чувствующий, каким может быть его поведение, сразу перестраивается сам: если собеседнику грустно, он проявляет сочувствие или пытается его развеселить; если собеседнику весело — присоединяется к его радости. У разных детей эта способность развита по-разному : у кого-то в большей степени, у кого — то в меньшей степени, что зависит от многих причин. Играя с детьми в развивающие игры, а также проигрывая в сюжетно-ролевые и театрализованные игры, результатом будет полноценное личностное развитие каждого ребенка.

Развитие социального интеллекта у детей — важный и необходимый этап в развитии личности ребенка, поскольку в значительной мере определяет эффективность его социально-психологической адаптации к изменяющимся условиям жизни.

Игры по ролям

Классически мы называем их ролевыми играми, когда человек может встать на место другого, даже неодушевленного, персонажа и прочувствовать в игре его жизнь, переживания, мысли. Такие игры всегда должны быть в вашей копилке. Ситуации могут быть выбраны самые разные. Из жизни людей или животных, предметов или растений. Это полет фантазии, который помогает определить мировосприятие ребенка, отношения между людьми разного статуса (возраста, пола, характера, родных или просто знакомых) и предназначение всех составляющих окружающего мира (предметов, животного мира, явлений природы и пр.).

Среди ролевых игр следует выделить и игру «в семью» как неотделимую часть устройства нашего общества. Причем к ней относятся как первые попытки малышей подражать маме — укачивать или кормить куклу, так и закрученные сюжеты семейных взаимоотношений у детей постарше. В такой игре развивается воображение, зачастую придумываются нестандартные выходы из конфликтных ситуаций, а также дается выход накопленным детским эмоциям, в том числе негативным, которые могли бы перерасти в психологические зажимы.

Для игр «в семью» не нужно выделять специальное время. Родители всегда могут помочь в случае необходимости — подать идею, предложить роли или действия, подсказать, какие предметы могут понадобиться. А так игру будет творить сам ребенок, «раскручивать» сюжет и придумывать решения к трудным жизненным задачам. И время для игры он также выберет сам.

Чем социальный интеллект отличаетсяот эмоционального

Сегодня самые разные специалисты — от исследователей и учёных до эйчаров — говорят, как важно развивать навыки коммуникации. Но на этапе определения самих навыков возникают трудности: им сложно дать общее название, а граница между понятиями размыта, особенно если учесть, что многие из них появились совсем недавно. С социальным интеллектом происходит похожий процесс

Его нередко связывают, например, с понятием эмоционального интеллекта. Американские психологи Питер Салоуэй и Джон Майер, которые ввели это понятие в 1990 году, определили последний как «способность отслеживать собственные и чужие эмоции, разграничивать их и использовать эту информацию для дальнейших размышлений и действий». Логично, что эмоциональный интеллект связывают с социальным: чтобы коммуникация была успешной, нам действительно нужно понимать, что чувствует собеседник и какие эмоции испытываем при этом мы сами. Сами Салоуэй и Майер признавали эту связь, но разграничивали понятия; при этом они отмечали, что эмоциональный интеллект — часть социального интеллекта

С социальным интеллектом происходит похожий процесс. Его нередко связывают, например, с понятием эмоционального интеллекта. Американские психологи Питер Салоуэй и Джон Майер, которые ввели это понятие в 1990 году, определили последний как «способность отслеживать собственные и чужие эмоции, разграничивать их и использовать эту информацию для дальнейших размышлений и действий». Логично, что эмоциональный интеллект связывают с социальным: чтобы коммуникация была успешной, нам действительно нужно понимать, что чувствует собеседник и какие эмоции испытываем при этом мы сами. Сами Салоуэй и Майер признавали эту связь, но разграничивали понятия; при этом они отмечали, что эмоциональный интеллект — часть социального интеллекта.

Дэниел Гоулман в своей книге «Emotional Intelligence» 1995 года включил в понятие эмоционального интеллекта и социальные навыки. Однако уже в начале нулевых он признал, что это был поспешный шаг: «Как я позднее увидел, если свалить социальный интеллект в одну кучу с эмоциональным, это мешает по-новому и нестандартно смотреть на способность людей выстраивать отношения. Этот подход игнорирует то, что проявляется во время нашей коммуникации с другими людьми. Из нашего поля зрения выпадает „социальная“ часть интеллекта».

Ещё одно важное понятие, с которым нередко связывают социальный интеллект, — культурный интеллект, который обозначают аббревиатурой CQ. Понятие культурного интеллекта появилось благодаря Сун Ан — профессору менеджмента Наньянского технологического университета. В конце девяностых Сун Ан работала с международной командой программистов — довольно быстро обнаружилось, что несмотря на все знания и компетенции, программисты из разных стран сотрудничают неэффективно из-за культурных различий

Вместе с психологом, специалистом по индустриальной психологии Кристофером Ирли, Ан разработала теорию культурного интеллекта — «способности эффективно действовать в разнообразных культурных контекстах»

В конце девяностых Сун Ан работала с международной командой программистов — довольно быстро обнаружилось, что несмотря на все знания и компетенции, программисты из разных стран сотрудничают неэффективно из-за культурных различий. Вместе с психологом, специалистом по индустриальной психологии Кристофером Ирли, Ан разработала теорию культурного интеллекта — «способности эффективно действовать в разнообразных культурных контекстах».

Модели его структуры и виды

Существует несколько подходов к трактовке социального интеллекта, что породило несколько моделей его структуры:

  • Г. Айзенка.
  • Д. Гилфорда.
  • Г. Олпорта.
  • Ф. Вернона.
  • О.Конта.
  • Р. Стернбергера.
  • Ю. Емельянова.
  • В. Куницыной.
  • Ф. Южаниновой.

Наиболее распространены несколько моделей, о которых будет подробнее рассказано ниже.

Внимание. Сам SQ, в свою очередь является одним из видов общего интеллекта, это знания и умения, приобретенные в процессе социализации в сочетании с генетически обусловленными способностями

Это личностная черта, от которой зависит успех в межличностном взаимодействии.

По Г. Айзенку

  • Первый – это вся совокупность врожденных способностей, позволяющих действовать на основе полученной информации в социуме. Это базовый, аспект социального интеллекта.
  • Второй выступает связующим звеном между биологическим и социальным. Главным параметром, влияющим на уровень этого вида интеллекта, является скорость обработки информации.

По Дж. Гилфорду

Д. Гилфорд понимал SQ как совокупность интеллектуальных способностей, связанных с познанием поведенческой информации. В его модели интеллекта три десятка способностей, относящихся к социальному интеллекту. Это, прежде всего, понимание поведения, продуктивное мышление в данном направлении и оценка

Он особо подчеркивает важность распознавания невербалики

Важно. Д Гилфорд впервые подошел к проблеме с точки зрения измерения, разработав тест для определения уровня интеллекта.. В отличие от Айзенка он считал, что SQ не слишком зависит от общего интеллекта, но связан со способностью работы с информацией о поведении, которая включает шесть аспектов:

В отличие от Айзенка он считал, что SQ не слишком зависит от общего интеллекта, но связан со способностью работы с информацией о поведении, которая включает шесть аспектов:

способность понимать вербалику и невербалику поведения;
распознавать важное в потоке информации;
понимать отношения, логику развития ситуаций, смысл поведения людей.

По Г. Гарднеру

Предложил структуру множественных интеллектов, имеющих прямое отношение к интеллекту социальному.

У разных людей различные интеллектуальные способности в различных сочетаниях и социальный интеллект выступает как способность к решению задач в социуме.

По Гарднеру существует несколько видов интеллекта, при этом один от другого не зависит, они работают в мозге и как самостоятельные модули:

  • лингвистический;
  • музыкальный;
  • математический;
  • вербальный;
  • кинестетический;
  • пространственный;
  • личностный.

Последний, в свою очередь, делится на:

  • внутриличностный (способность к распознаванию своих чувств, мотивов и др.);
  • межличностный (умение распознавать все, что связано с поведением других людей).

Виды интеллекта в психологии

Классификацию интеллекта по Гарднеру используют с середины ХХ века, когда психологи поняли, что умственные способности людей отличаются.

Выделяется 8 видов интеллекта:

  1. Логико-математический интеллект. Это умение упорядоченно мыслить, структурировать информацию, давать явлениям количественную оценку, мыслить в рамках логики, понимать графики, таблицы, чертежи.
  2. Вербально-лингвистический интеллект. Способность воспринимать и передавать информацию в речевой форме. Сюда относится осмысленное восприятие звуков речи, использование языка в соответствии с его нормами и требованиями, владение письменной речью, умение создавать связные тексты, соблюдение правил речевого этикета, регулирование речевых норм в зависимости от ситуации.
  3. Визуально-пространственный интеллект. Развитие образного мышления и факторов, которые связаны с ним: ориентация в пространстве, фиксирование образов в сознании, развитое воображение, умение воплощать свои мысли в образах (рисунок, стихотворение, песня).
  4. Натуралистический интеллект. Существование человека во многом зависит от его умения анализировать окружающую обстановку (отличить съедобное от несъедобного, оценить погодные условия, понять угрозу со стороны врага).
  5. Межличностный или интерперсональный интеллект. Успех человека часто зависит от его умения взаимодействовать с социумом. Включает в себя: выстраивание взаимодействия с другими людьми, владение различными средствами коммуникации, способность руководить и подчиняться, работать в команде, организовывать какое-либо дело.
  6. Внутриличностный интеллект. Вид интеллекта тесно связан с самосознанием, включает в себя: погружение в собственный внутренний мир, анализ своих чувств и поступков, склонность оценивать свои действия, готовность к одиночеству, понимание своих достоинств и недостатков.
  7. Музыкально-ритмический интеллект. Это способность воспринимать мелодию, тембр, ритм. Люди с развитым музыкально-ритмическим интеллектом хорошо воспроизводят на слух мелодии, оценивают эмоциональный характер музыки, различают особенности звучания разных музыкальных инструментов.
  8. Кинестетический интеллект. Познание и осмысление реальности через движения, прикосновения. Это необходимость чувствовать свое тело, понимать его сигналы.

https://youtube.com/watch?v=HgAxezdioSA

А выделяют ли какие-то еще виды интеллекта? Эмоциональный интеллект не входит в классификацию Гарднера, но выделяется психологами.

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект – это умение воспринимать мир через чувственную призму, понимать состояние других людей, уметь его анализировать, управлять своими собственными эмоциями.

Человек с низким уровнем эмоционального интеллекта демонстрирует раздражительность и конфликтность. В сложных ситуациях он нерешителен, не может быстро сориентироваться. Он пытается все в жизни контролировать, но это у него плохо получается. Если его планы срываются, склонен проявлять гнев.

Развивать эмоциональный интеллект стоит если:

  1. Человек застрял на одной и той же эмоции (например, на обиде, вине или злости).
  2. Склонность постоянно совершать одну и ту же ошибку (человек раздражается там, где нужно вести себя предельно вежливо и сдержанно).
  3. Отсутствует развитие, человек или «ходит по кругу» или замечает за собой деградацию.
  4. Жизни людей стали интересовать больше, чем своя собственная.

Социальный интеллект

Обладать социальным интеллектом – значит правильно понимать поведение людей. Это нужно для успешного взаимодействия в социуме. Чтобы обладать высоким уровнем социального интеллекта, нужно:

  1. Развивать свою восприимчивость, эмпатию. Для этого нужно немного отодвинуть свой эгоизм, начать воспринимать других людей.
  2. Предполагать, о чем думает собеседник, какое у него настроение.
  3. Научиться брать под контроль свои эмоции, демонстрировать их правильно, не задевая чужого достоинства и личностных границ.
  4. Развивать актерские таланты, так как человек с высоко развитым социальным интеллектом умеет подстраиваться под ситуацию.

Зачем педагогу социальный интеллект

Социальный интеллект (СИ) — это способность понимать свое поведение, поступки других людей и действовать согласно ситуации. В результате — успешно общаться, строить отношения и карьеру. Для педагогов, которые постоянно работают с детьми, эти способности становятся ключевыми.  

Управлять эмоциями: своими и класса 

Детям, особенно подросткам, сложно управлять своим состоянием. В эмоциональном возбуждении они способны наговорить много лишнего, о чем потом сожалеют.

Учитель с развитым СИ не уподобляется своим ученикам. Он умеет определять свое настроение, считывать состояние других, выявлять эмоциональную обстановку в классе и управлять ею. Если такой педагог и разозлится на ученика, он по-прежнему остается взрослым: осознает, какие эмоции испытывают обе стороны, понимает причины их возникновения. Он помогает ребенку справиться с эмоциональным накалом или выразить эмоцию конструктивно. 

Учитывать мнение каждого 

Современный класс — это дети разных социальных слоев, с противоречивыми взглядами и мнениями, они отличаются воспитанием и способностями к обучению. 

Высокий СИ позволит учителю обойти «острые углы» и создать атмосферу, комфортную для всех. В случае конфликта он сможет выслушать точки зрения разных сторон, снизить накал страстей и перенаправить разрушительную энергию в мирное русло. При этом педагог сможет учитывать не только мнения, но и потребности и эмоции учеников. Это позволит ему предсказать конфликт или понять, что нужно менять динамику урока. 

Договариваться с учениками 

У учителя с развитым СИ больше шансов договориться со сложным учеником без посредников, родителей или администрации. Ведь он способен объяснить свою точку зрения, поставить себя на место ребенка, понять мотивы его поступка и помочь ему сделать работу над ошибками.

Если школьник ведет себя агрессивно, компетентный педагог не опустится до его уровня, а возобновит конструктивный диалог — например, с помощью техники «Я-высказывание»:

  1. Описываем поведение ребенка: «Когда ты не слушаешь меня….».
  2. Описываем свои чувства: «Я чувствую обиду».
  3. Объясняем причину чувства: «Мне кажется, что тебе неинтересно на уроке…».
  4. Высказываем пожелание: «Расскажи, так ли это».
  5. Описываем, что будем делать в следующий раз. 

Благодаря высокому СИ учитель подает детям пример эмпатии и показывает, как адекватно вести себя в конфликте.

Завоевывать внимание

Одна из способностей, относящихся к социальному интеллекту, — это умение выступать на публике, вовлекать и удерживать аудиторию. Для учителя это необходимый навык. Риторика, обдуманная жестикуляция, управление голосом, артистизм — все это располагает к себе учеников.

Недаром существует направление «театральная педагогика», которое рассматривает учебный процесс как драматическое действо. Преподаватель — сценарист и режиссёр, ученики — участники пьесы.

Материалы по теме: Постигая театр, ребёнок перестает быть одиноким

Что такое социальный интеллект и его основные уровни?

Социальный интеллект – это особые знания, которые помогают определить успешность человека, можно сказать, что это дар который помогает легко находит общий язык с людьми и редко попадать в плохие ситуации.

Практически сразу после того, как ученые дали научное описание социальному интеллекту, они решили сделать шкалу, по которой можно будет определить его уровень от низкого к высокому. Для этого профессор Д. Гилфорд создал популярное научно-психологическое тестирование людей из разных слоев общества. Благодаря такому тесту можно было измерить оригинальность и скорость мышления при решении определенной задачи. Все эти компоненты помогут дать, верный ответ на то, насколько подкован испытуемый в социальной сфере. По результатам исследования удалось выявить три главных уровня социального интеллекта.

Низкий уровень интеллекта 

Люди, которые имеют достаточно низкий уровень, сталкиваются с большими трудностями. Как правило, это сильно видно по поведению человека в определенном обществе. Такие люди обладают ленивым характером и всегда опираются на свои инстинкты, а многие их действия вызваны эмоциональными порывами. У них зачастую не получается нормально пообщаться с незнакомыми людьми даже в работе, поскольку даже при хороших дружеских или любовных отношениях, в некоторых моментах возникают проблемы связанные с особенностью их характера, что в результате приводит к недопонимаю и ссорам. Решить подобные проблемы одному не получиться, нужно обращаться к психологам.

Средний уровень социального интеллекта

Люди, имеющие средний уровень, как правило, решают все свои проблемы по шаблонам. В обычных ежедневных делах, к примеру, на работе они всегда получают то, что им необходимо и идут к поставленной цели. Общение с людьми у них не вызывает проблем — они прекрасно идут на контакт. Но вот с чем-то новым или непривычным такие люди не справляются, из-за чего они часто от этого отказываются и продолжают вести привычный, шаблонный ритм жизни.

Высокий уровень социального интеллекта

Человек, имеющий высокий уровень довольно легко справляется со всеми проблемами и поставленными перед собой целями. Он найдет оптимальный выход из любой возникшей неприятной ситуации и в любом случае выйдет победителем. Он легко заводит новых друзей, легко общается с людьми. Кроме того, такие люди могут манипулировать другими людьми с более низким уровнем, менять их мысли и желания.

Социальный интеллект — что это такое и как развить социальный интеллект?

Иногда способность человека понимать окружающих его людей очень помогает ему в жизни. Он может предсказать поведение других и свое собственное в различных обстоятельствах и распознать эмоции и намерения в зависимости от вербального и невербального общения. Все эти дарования и определяют так называемый социальный интеллект человека.

Что такое социальный интеллект?

Социальный интеллект – это знания и умения, определяющие успешность взаимодействия, своего рода дар, помогающий легко сходиться с людьми и не попадать в неловкие ситуации.

  1. Одни социологи выделяют его в отдельный вид разума, познавательной способности, и ставят в один ряд с познанием, вербальным и математическим интеллектами и др.
  2. Другая сторона явления – конкретные знание, таланты, приобретенные в процессе социализации.
  3. Третье определение – особая личностная черта, которая гарантирует успешный контакт и адаптацию в коллективе.

Социальный интеллект в психологии

  • умение ладить с отдельными людьми и понимать настроение группы;
  • независимость от интел. фактора;
  • формирование навыков в ходе социализации;
  • возможность видеть себя глазами других;
  • глобальные способности, развитые на фоне коммуникативных черт.

Уровни социального интеллекта

Определив роль социального интеллекта в профессиональном развитии, ученые стали думать, что необходимо для социального интеллекта и какие люди обладают им. В середине ХХ века Дж. Гилфорд разработал первый тест, способный измерить СИ. Рассматривая такие параметры, как сложность поставленной задачи, скорость и оригинальности решения, можно сказать, является ли человек подкованным в социальном плане. О наличии хорошего уровня social intelligence говорит результативность действий в различных состояниях. Эффективность определяет несколько уровней СИ:

  • средний – действия шаблонами, результативность в обыденных жизненных ситуациях;
  • низкий – деструктивное поведение, способное испортить даже самые благоприятные стечения обстоятельств;
  • высокий – мастерство общения, управления людьми, возможность взять контроль над любой проблемой.

Высокий социальный интеллект

Математика жизни такова, что люди регулярно сталкиваются с трудно выполнимыми заданиями. Те, кто могут их решить, выходят победителями. Социальный и эмоциональный интеллект высок, если индивид имеет желание и способность думать. Социально эрудированный человек – всегда лидер. Он заставляет оппонентов менять мысли, убеждения, представления; быстро переваривает полученную информацию и управляет проблемой, находя верные решения в короткие сроки.

Низкий социальный интеллект

Если человек имеет низкий уровень социального интеллекта, существование его полно трудностей, которые появляются сами собой и в особенности по его вине. Люди, не умеющие выбирать вектор поведения, действуют инстинктами и порывами. Они тяжело сходятся с окружающими, так как способны зарубить на корню возникающую симпатию и испортить отношения с важными людьми. А трудности, возникающие в общении, неэрудированные индивиды могут преодолеть только с чужой помощью и подсказкой.

Как развить социальный интеллект?

Многих людей заботит развитие социального интеллекта, как возможность повысить свой статус в обществе. Для этого необходимо понять, что включает в себя модель данного явления. Структура социального интеллекта многомерна и содержит такие компоненты, как:

  • потенциал личности – контактность, совместимость с другими людьми;
  • самосознание, отсутствие барьеров и запущенных комплексов;
  • моделирование соц. явлений;
  • понимания мотивов людей и их поведения.

Чтобы поднять планку social intelligence, необходимо улучшить одни знания и избавиться от других привычек, которые мешают контактированию в обществе

Самое первое – выйти за рамки эгоизма и обратить свое внимание на других людей, то есть повысить восприимчивость. Было бы полезно научиться делать следующие вещи:

  • понимать язык тела;
  • читать эмоции;
  • улавливать настроение собеседника;
  • слушать и слышать;
  • управлять собственными эмоциями;
  • выступать на публике без стеснения.

Социальный интеллект — литература

Понять сущность социального интеллекта можно и ознакомившись с литературой на данную тему. Это работы по психологии и социологии, труды, где рассказано о проблемах личности, а также путях их решения. Полезно ознакомиться с такими изданиями, как:

  1. Гилфорд Дж., «Три стороны интеллекта», 1965.
  2. Куницына В.Н., «Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение», 1995.
  3. Альбрехт К., «Социальный интеллект. Наука о навыках успешного взаимодействия с окружающими», 2011.

Духовный вид интеллекта

Духовный интеллект – это то, что непосредственно характеризует сбалансированность внутреннего мира и личности человека, его внутренняя цельность. Это очень важный момент для личной стратегии, он характеризует то, насколько ваши поступки соответствуют вашим глубинным ценностям, целям, желаниям и убеждениям.

Если ваша личная стратегия не будет соответствовать вашим глубинным ценностям, то вероятность её реализации минимальна. Вы сами сознательно или подсознательно будете искать способы не реализовывать её. Духовный интеллект не только характеризует то, насколько ваша жизнь сочетается с тем, что вы хотите и можете делать хорошо.

Духовный интеллект характеризует вашу способность сделать выбор на основе ваших ценностей и следовать им. Этот вид интеллекта определяет также понимание и ощущение смысла жизни, а также вашу способность найти свое место в жизни и цель.

В одном из уроков мы будем изучать японское понятие Икигаи. В нём вы узнаете, что ваш духовный интеллект помогает найти Икигаи и реализовать его.

Адаптация к социуму у деток, имеющих нарушения

Все люди развиваются в обществе, дети с нарушениями интеллекта — не исключение. Социальный интеллект также будет формироваться у них, но на пути могут встречаться проблемы и пороги.

Особенности

Дети с нарушением интеллекта развиваются более проблематично. Им тяжелее наладить контакт с ровесниками, тяжелее увидеть другого как отдельного человека с его желаниями, потребностями и ожиданиями.

Методы и техники

В ходе такой работы можно выявить, какая именно часть социального интеллекта у дошкольников и детей других возрастов имеет плохое развитие, это может быть:

  • эмоциональный компонент (плохое понимание своих собственных чувств и чувств других);
  • поведенческий (незнание норм поведения или отказ от них);
  • когнитивный.

Работа с психологом способствует уменьшению проблем с социальным развитием.

Приемы

Самое большое влияние оказывает на ребенка его окружение

Как в случае здорового ребенка, так и в случае ребенка с нарушением интеллекта, важно часто взаимодействовать с ним:

  • общаться;
  • разговаривать о чувствах и эмоциях;
  • показывать нормы социального поведения на собственном примере.

Человек, обладающий высоким уровнем социального интеллекта, имеет больше возможностей стать успешным и счастливым, добиваться своих целей и самореализовываться.

Социальный интеллект — это значимая часть в личности, которая во многом определяет дальнейшее развитие и жизненный путь ребенка. Развивая социальный интеллект, вы увеличиваете возможность прожить долгую и счастливую жизнь.

Развитие

Совершенствоваться никогда не поздно. Поэтому каждому следует знать, как повысить качество социального интеллекта. Если хотя бы иногда выполнять упражнения и стараться повышать социальное развитие, то постепенно оно достигнет высокого уровня. Для этого требуется воздействовать положительным образом на все составляющие СИ:

  • самопознание;
  • саморегуляция;
  • социальность;
  • эмпатия;
  • мотивация.

Существует множество способов, которыми можно развивать СИ. Применять их на практике следует регулярно, чтобы достичь максимального эффекта.

Невербальное взаимодействие

Всегда нужно обращать внимание на действия собеседника. Особенно это касается его невербальных сигналов. Любые движения несут в себе огромный смысл

Чтобы научиться хорошо разбираться в них, стоит прочесть специализированную книгу. Хорошим тренингом будет просмотр фильма без звука с самостоятельным определением значения движений героев

Любые движения несут в себе огромный смысл. Чтобы научиться хорошо разбираться в них, стоит прочесть специализированную книгу. Хорошим тренингом будет просмотр фильма без звука с самостоятельным определением значения движений героев

Так же важно управлять собственной невербаликой для более точной передачи своих эмоций

Уверенность в себе, общение

Во многом повышение навыков социального интеллекта зависит от уверенности и способности общаться

Важно почувствовать крепкую осанку, собственные силы, забыть обо всем негативе. Для этого можно заняться спортом, купить дорогую одежду и т.д. Также эффективное воздействие на уверенность оказывает регулярное общение с людьми, если оно представляется человеку с трудом

Поэтому следует стараться общаться с большим количеством людей, а также регулярно заводить новые знакомства. При этом нужно учиться слушать, правильно разговаривать, наблюдать за собеседниками

Также эффективное воздействие на уверенность оказывает регулярное общение с людьми, если оно представляется человеку с трудом. Поэтому следует стараться общаться с большим количеством людей, а также регулярно заводить новые знакомства. При этом нужно учиться слушать, правильно разговаривать, наблюдать за собеседниками.

Мышление

Правильное мышление – еще один способ, как развить социальный интеллект. Не нужно зацикливаться на проблемах и собственных ошибках

Важно помнить, что прошлое не изменить. Если можно исправить ситуацию сейчас, то нужно это сделать. В остальных случаях думать об этом нет необходимости, т.к

это вызывает исключительно негатив, отрицательно сказывающийся на коммуникативных навыках и общем качестве жизни

В остальных случаях думать об этом нет необходимости, т.к. это вызывает исключительно негатив, отрицательно сказывающийся на коммуникативных навыках и общем качестве жизни.

Эмоциональная составляющая

Контроль собственных эмоций, наблюдение за собой, тщательный анализ – хороший метод поспособствовать повышению социального интеллекта. Для этого нужно понять, что и какие эмоции вызывает, обдумать причины, а также научиться контролировать их. Если не получается ими управлять, то не стоит расстраиваться, ведь все методы требуют хорошей тренировки. При этом нужно постараться сократить количество негативных эмоций, повысив до максимума позитивные.

Но еще важнее умение читать чужие эмоции. Причем не просто читать их, а при этом сопереживать людям, проявляя эмпатию. Выслушивать их, стараться проявить поддержку. Это позволит улучшить не только навыки социального интеллекта, но и отношения с людьми. Хорошие понимающие люди всегда ценятся окружающими.

Заключение

Если вы самонадеянно считаете, что эти рекомендации не для вас и у вас-то с
социальным интеллектом всё в полном порядке, то не обольщайтесь.

Развитие социального интеллекта — процесс бесконечный.

Во-первых, потому что мы растём и
расширяется круг наших задач и целей в жизни. Через полгода вас могут повысить
по работе, или вы переедете в другой город, где находится перспективный филиал,
который вам поручили развивать, и вся выстроенная вами система социальных
взаимоотношений вдруг станет неактуальной. У ваших новых подчинённых совсем
другая матрица мышления, другие цели в жизни, и за бизнес-ланчем они обсуждают
не цены на нефть, а последнюю серию «Физрука».

Во-вторых, совершенствование
социального интеллекта позволяет эффективнее использовать близких и знакомых
для независимой оценки самого себя. Окружающие вас люди начинают выступать
своеобразными «зеркалами», через которые проще следить за собственным
развитием.

А если мы будем лениться и постепенно выстраивать вокруг себя «лояльное»
окружение, забыв о тренировках социального интеллекта, то рано или поздно придёт
мальчик, который вдруг покажет на вас: «
А король-то голый!».

И в-третьих, потому что меняется
наше общество. Совсем скоро представители поколения «Зэт» (или
Digital Native) придут на смену нам,
знающим, как можно воспроизвести музыку с аудиокассеты.

И, вероятнее всего, у поколения «рождённых в интернете» будут свои стандарты и
оценки коэффициента EI.

В качестве примера того, как меняются социальные коммуникации, можно
привести интересный обычай, существовавший каких-то 400 лет назад (во времена
Шекспира) между мужчинами и женщинами: любовники были настолько одержимы
запахом тел друг друга, что женщины нередко держали под мышкой очищенное яблоко
до тех пор, пока оно не впитывало в себя их пот и запах. Они отдавали это
«яблоко любви» своим партнерам, чтобы они могли вдыхать его аромат в их
отсутствие.

Поэтому вполне возможно, что наши дети будут смотреть на наши социальные
обычаи с такой же брезгливостью, как мы смотрим на этих любителей «яблок
любви».

Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Alarm beauty
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: