Первые 10 женщин, получивших нобелевскую премию

Первые 10 женщин, получивших нобелевскую премию

Сигрид Undset

Сигрид Ундсет родилась 20 мая 1882 года в Калундборге, Дания, первой девочкой Шарлотты и Ингвальда Мартина Ундсет. Когда она росла в Осло, Норвегия, ее отец-археолог скончался от тяжелой болезни. Ей было всего 11 лет, когда наступила смерть.

Сигрид начала работать в 16 лет секретарем в инженерной фирме. В 25 лет она дебютировала в литературе с коротким романом о супружеской неверности. Андерс Кастус Сварстад связал себя узами брака с Сигрид в 1912 году, и у них родилось трое детей. После нескольких лет брака они развелись, и Сигрид обратилась в католицизм.

После развода Сигрид продолжала писать романы, рассказы и эссе. Самая известная ее книга — « Кристин Лаврансдаттер », которую она написала после рождения третьего ребенка.

В 1928 году Сигрид получила Нобелевскую премию по литературе за яркое повествование о средневековой северной жизни. Она умерла в Лиллехаммере, Норвегия, 20 мая 1882 года и была похоронена в Меснали, где также помнят двух ее детей, погибших в бою.

Первые литературные опыты и семейная жизнь

В 1905 году Сигрид Унсет написала повесть «Oгe Нильсен из Ульсвхольма», действие в которой происходит в XIII веке. Директор датского издательства «Гюльдендаль» не принял текст к публикации и посоветовал девушке не писать исторических романов, а попробовать сосредоточиться на современности. Сигрид совету вняла, и в 1907 году состоялся литературный дебют Унсет – вышел в свет ее роман «Фру Марта Оули». Первое предложение звучало по тем временам скандально: «Я была неверна своему мужу». Сигрид обратилась к темам брака, материнства и взаимоотношениям людей в современном Осло. Роман имел успех, и Унсет получила государственную литературную стипендию для путешествия за границу. Она оставляет службу в конторе и отправляется в путешествие по Германии и Италии. Эта поездка стала центральным событием в ее жизни. В Риме она встретила своего будущего мужа – норвежского художника Андерса Кастеса Сварстада.

Сигрид Унсет

Итальянские впечатления легли в основу романа «Йенни» (1911), привлекшего к себе внимание читателей и критиков. В романе показана история молодой женщины, художницы, приехавшей в Италию в поисках любви и вдохновения

Запутавшись в любовных отношениях, Йенни кончает жизнь самоубийством. Книга стала невероятно популярной, хотя некоторые критики сочли ее аморальной из-за слишком откровенных для того времени любовных сцен.

В 1912 году Унсет вышла замуж за Сварстада. Она стала матерью двоих детей, кроме того в семье воспитывались трое детей Андерса от первого брака. В то же время она не прекращала писать, в основном ночами, когда все члены семьи ложились спать. В 1913 году выходит сборник рассказов «Обездоленные», а в 1914-м — роман «Весна», повествующий о женской душе, столкновении романтических мечтаний с обыденной прозой жизни. В этом же ключе написаны и сборники новелл «Осколки зеркала тролля» (1917), «Мудрые девы» (1918) и сборник стихов «Весенние облака» (1921).

Лейма Роберта Гвоби (укрепление мира)

Лейма родилась в Либерии. Первая гражданская война, во время которой ей было 17, очень сильно повлияло на мировоззрение Роберты. Она, не получив образования, работала с пострадавшими детьми, оказывала им психологическую и медицинскую помощь.

Военные действия повторились через 15 лет, — тогда Лейма Гвоби уже была уверенной женщиной, и смогла образовать общественное движение и руководить им. Его участниками, в основном, были женщины. Так Лейме удалось встретиться с президентом страны, и добиться от него присутствия на мирном договоре.

После устранения непорядков в Либерии, Гвоби были присвоены 4 премии, самой значимой из которых является Нобелевская премия мира.

Наибольшее количество открытий женщинами совершено для укрепления мира, второе место по количеству Нобелевских премий среди женщин занимает литература, а третье – медицина.

Время потерь

С конца 1930-х годов для самой Сигрид Унсет наступает время страданий и потерь. В 1939 году умирают мать и дочь писательницы. После начала Зимней войны (1939—1940) Унсет продала свою нобелевскую медаль за 25 тысяч крон и передала все вырученные деньги для помощи финским детям. Также она приютила у себя в доме трёх финских детей-беженцев. При этом она сочувствует и простым людям с советской стороны, невинным жертвам, «сотням тысяч русских солдат, которые были убиты, стали просто пушечным мясом».

Вторая мировая война, оккупация Норвегии в апреле 1940 года стала такой же трагедией для Сигрид Унсет, как и для подавляющего большинства норвежцев. Нацисты запретили в Норвегии и в Германии ее статьи, обличающие расовую нетерпимость и отстаивающие религиозные убеждения. Сигрид Унсет оказалась в числе первых, кому грозил арест. Ей пришлось срочно сжечь письма и бумаги и бежать на лыжах с младшим сыном Хансом в нейтральную Швецию. Бегство явилось нелегким испытанием для пятидесятивосьмилетней женщины; время от времени ее везли на санях, поставленных на лыжи. Их путь лежал к спасительной шведской границе, вдоль которой были устроены специальные пункты приема беженцев. Казалось, все худшее позади, но в Швеции Унсет ожидало страшное известие о смерти старшего сына Андерса, пошедшего в армию добровольцем защищать Норвегию.

Мария Склодовская-Кюри (физика)

Она стала первой женщиной, которая получила Нобелевскую премию. Огромное влияние на ее карьеру оказал отец, который следил за всеми открытиями и изобретениями того времени.

Когда девушка поступила в университет естественных наук, это вызвало негодование у преподавателей. Но Мария держится на первом месте в рейтинге студентов, одновременно защищая научные степени в области физики и математики.

Мужем и главным коллегой Марии стал Пьер Кюри. Исследования радиации супруги начали вместе. За 5 лет они совершили несколько открытий в этой области, и в 1903 году получили премию Нобеля. Но эта премия стоила Марии смерти мужа и выкидыша.

Вторую Нобелевскую премия девушка получила в 1911 году, и уже — в области химии, за открытие и исследование металлического радия.

Берта фон Зутнер (укрепление мира)

На деятельность молодой девушки повлияло ее воспитание. Мать и два опекуна, заменявшие покойного отца, придерживались исконно австрийских традиций.

Полюбить аристократическое общество и его особенности Берта так и не могла. Без разрешения родителей девушка выходит замуж и уезжает в Грузию.

Переезд был не лучшим решение в жизни Берты. Через несколько лет на территории страны началась война, которая положила начало творческой карьеры женщины. Именно муж вдохновлял Берту фон Зутнер на написание статей.

Главное ее произведение — «Долой оружие» — было написано после поездки в Лондон. Там выступление Берты о критике власти произвело огромное впечатление на общество.

С выходом книги о судьбе женщине, искалеченной постоянными войнами, к писательнице и пришла слава. В 1906 году женщина получила первую Нобелевскую премию мира.

«Возвращение в будущее»

Из Швеции Сигрид Унсет проделала длинный путь в США, и путь этот лежал через Россию и Японию. Этим событиям, относящимся к весне и лету 1940 года, посвящена ее книга «Возвращение в будущее» (1942, опубликована в 1945). Судьба книги не лишена драматизма. Ироничное, а то и резко негативное отношение к советской действительности вызвало протест советских официальных кругов. Посольство СССР в Норвегии расценило книгу как клевету на Россию, потребовало, чтобы она была изъята из продажи, в противном случае издательство «Аскехауг» лишится возможности публиковать советских писателей. Из уважения к помощи СССР в освобождении Северной Норвегии норвежский МИД, «Аскехауг» и сама Сигрид Унсет были вынуждены согласиться с тем, что тираж был отправлен на склад издательства. Книга вышла в Норвегии только четыре года спустя, уже после смерти писательницы, в 1949 году (на русском языке лишь в 2003).

«Возвращение в будущее» — это яркое историческое свидетельство и комментарий к событиям страшной эпохи. Порой Сигрид Унсет трудно быть объективной, она потрясена нападением на свою родину, гибелью сына. Она стремится понять сущность тоталитаризма. Вступая в полемику со своим великим соотечественником Кнутом Гамсуном, запятнавшим себя во время Второй мировой войны коллаборационизмом, Унсет оказывается в плену сходных иллюзий и заблуждений. В предисловии к книге переводчица Элеонора Панкратова справедливо отмечает:

«Если Гамсун безоговорочно верил в величие и гуманизм немецкой культуры, презирая Америку за меркантильность и «бездуховность», а Англию — за колониальные устремления, то Сигрид Унсет, напротив, столь же иррационально высказывает прямо противоположные суждения о порочности немецкого менталитета, безоговорочно отдавая предпочтение англосаксонской культуре».

Америка представлялась Унсет символом демократии, именно с ее мощью она связывала надежды на возможность противостоять нацизму, спасти западную цивилизацию и все человечество. В период с 1941 по 1945 год Сигрид жила в Нью-Йорке, писала статьи, тексты радиопередач, ездила с лекциями, была председателем союза «Свободная Норвегия». Ее главной духовной опорой являлось христианство, в поздний период своей жизни она была ревностной католичкой. Несмотря на свою неприязнь к немцам, Унсет уже в самом начале войны пишет о необходимости организации помощи народу поверженной Германии, которому должен быть дан шанс на построение нормальной жизни: «Ради самих себя, не говоря уже о христианских и гуманитарных ценностях, победители должны будут приложить все усилия, чтобы помочь Германии встать на ноги в экономическом плане как можно быстрее…»

Рабочий кабинет Сигрид Унсет в усадьбе Бьёркебек

Впечатления Унсет о России в чем-то очень предвзяты (например, она пишет о том, что в России мало читают, так как газеты используются как оберточная бумага, и никто не читает в столовых и ресторанах), но как любознательный и глубокий человек, она замечает и с сожалением фиксирует неприятные моменты советской действительности. Она пишет о контрасте общественных зданий с жилыми кварталами, об уборных без канализации в центре Москвы, о нищих и о повсеместном запахе бедности. Унсет выражает надежду на то, что художественный вкус в России не мог полностью исчезнуть из-за бездарной «наглядной агитации», неизменных и повсеместных плакатов и лозунгов, серости и однообразия, за которыми прячется бедность. «На меня, приехавшую с Запада, удручающее впечатление произвели пустые магазины, нехватка таких необходимых вещей, как обувь и мыло, полная и повсеместная запущенность домов и улиц», – пишет Унсет в предисловии к книге.

При этом она искренне, хотя и наивно пишет: «Но как бы то ни было, сама я очень люблю цветы и всякий раз, когда вижу, что и русские любят цветы, у меня возникает радостное чувство, что мы вполне могли бы найти общий язык, по крайней мере, в разговорах на эту тему, если бы я знала хотя бы несколько слов на их языке».

В 1945 году Сигрид Унсет вернулась в Норвегию. По возвращении на родину она была награждена Большим крестом ордена Святого Олафа «за выдающиеся заслуги в литературе и служении народу». Последние годы жизни Унсет провела в Лиллехаммере, где и была похоронена. В усадьбе Бьёркебек и сегодня находится ее дом-музей.

Поздние годы. Фото из военного архива NTB

Имена писательниц-феминисток, которых стоит знать. Замечательных женщинах, заявлявших о своей общественно-политической позиции на весь мир своими произведениями и жизнью.

Вирджиния Вульф

Самое сильное феминистское произведение писательницы — «Своя комната». Писательница говорила про себя: «Я единственная женщина в Англии, которая может писать то, что ей вздумается».

Она всегда считала себя уникальной, достойной, как и коллеги-мужчины, заниматься свободным творчеством. Помимо писательства, Вирджиния Вульф управляла вместе с мужем издательством The Hogarth Press.

Наоми Вульф

Книга «Миф о красоте» сделала американскую писательницу звездой феминизма третьей волны. Наоми Вульф легко доказывает, как пусты и нелепы навязанные женщинам стандарты красоты, как они отравляют жизнь и не дают быть свободными и счастливыми.

Симона де Бовуар

В своей книге «Второй пол», писательницы показала, как менялось отношение к женщинам на всем протяжении человеческой истории.

Литературный труд Симоны де Бовуар открывает неочевидные на первый момент жестокие угнетения, опасные заблуждения и шокирующие предрассудки, связанные с восприятием женщин и в глазах мужчин, и в глазах представительниц собственного пола.

Майя Анжелу 

Самой известной книгой Анжелу стала «Я знаю, почему поют птицы в клетке» — это пронзительный рассказ о страшном событии, что она пережила в 8 лет. Писательница в детстве столкнулась с насилием: в 8 лет девочку изнасиловали, от стресса она 5 лет вообще не говорила.

Но все же маленькая Майя смогла дать показания, и насильника казнили. Дальнейшая жизнь Анжелу была насыщенной: писательства, певица и танцовщица, активистка и преподавательница. Автобиографии и пьесы, детские книжки и грампластинки, лекции и поэмы — творческое наследие  огромно.

Керолайн Криадо Перес

Создательница культовой книги «Невидимые женщины» рассуждает о плачевной участи женщин в патриархальном обществе. Это достаточно интересное издание не только для девушек-феминисток, но и для каждого человека, который выступает за доказательную науку.

Перес рассказывает, почему в автомобильных авариях и авикатастрофах самые тяжелые травмы получают женщины, разоблачает фармацевтические фирмы.

Филлис Уитли

Сборник «Стихотворения на различные темы, религиозные и нравственные» сделал Филлис Уитли самой знаменитой африканской женщиной на Земле. Она была первой темнокожей женщиной, которая издала собственный сборник стихотворений.

Мэри Уолстонкрафт

Мать Мэри Шелли, создательницы Франкенштейна, тоже была писательницей. Мэри Уолстонкрафт умерла на 11 день после появления на свет своей гениальной дочери. Мэри Уолстонкрафт выступала за то, что женщинам необходимо получать образование, а не быть лишь «украшением».

Она говорила: «Нас с младенчества учили, что красота — это скипетр женщины, а ум ее приспосабливается к телу, и, бродя вокруг позолоченной клетки, только и стремится, что украсить свою тюрьму».

Уте Эрхардт

Создательницу книги «Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие — куда захотят». Уте Эрхардт подробно объясняет, к каким ужасным последствиям может привести навязанное желание быть кроткой и покорной.

Писательница показывает, как избавиться от «выученной беспомощности», найти себя, вырваться из удушающих рамок, реализоваться как сильная личность, полностью ответственная за свою жизнь.

Нелли Блай

Нелли Блай попала в журналистику, как настоящая феминистка: она написала опровержительный гневный ответ на статью «Чем должны заниматься девушки», которая вышла в газете The Pittsburgh Dispatch .

Редактор газеты увидел у Блай огромный потенциал и принял ее на должность журналиста в 1885 году. Всего два года спустя Нелли мастерски выдала себя за умалишенную и попала в психиатрическую лечебницу на острове Блэкуэлл.

Там она в течении недели проводила журналистское расследование для газеты «Нью-Йорк Уорлд», которое повлекло за собой скандал и серьезное расследование со стороны властей.

Через несколько лет она отправилась в кругосветное путешествие за 72 дня, описывая свои приключения в путевых заметках. Таким образом, Блай провела первые в мире журналистские расследования, поддав свою жизнь риску для написания статей.

Детство и юность

Сигрид Унсет родилась 20 мая 1882 года на острове Зеландия в Дании. Ее отец, археолог Ингвалл Унсет, к двадцати восьми годам стал уже известным ученым, автором фундаментального труда «Начало железного века в Северной Европе». Мать, Анна Шарлотта Гют-Унсет, датчанка, была образованной женщиной, верной помощницей мужа: переводила на французский язык его ученые труды, с научной точностью и достоверностью делала зарисовки предметов, найденных на раскопках. Когда Сигрид исполнилось два года, семья переехала в Норвегию. Там в Христиании (нынешнем Осло) прошли ее детство и юность.

Сигрид была первым ребенком в семье, любимицей отца. Он мечтал, что она станет, как и он, археологом, и они будут работать вместе. Как вспоминала впоследствии Унсет, отец разрешал ей играть терракотовой лошадкой, одной из археологических находок прославленного Хенрика Шлимана, подаренной им норвежскому коллеге. Но этим мечтам не суждено было осуществиться. В 1893 году Ингвалл Унсет в возрасте сорока лет скончался от нервного заболевания.

Жизнь семьи круто изменилась. Вдова с тремя детьми вынуждена была существовать на скудную пенсию. Сигрид мечтала о занятиях искусством, литературой, хотела стать художницей и часто с карандашом в руках бродила по улицам Христиании. Однажды судьба свела ее, тринадцатилетнюю девочку, с известным норвежским художником Теодором Киттельсеном. Она показала художнику свои рисунки. Внимательно рассмотрев их, Киттельсен произнес: «Увы, бедняжечка, талант у тебя есть… Но не становись художницей, милое дитя, нет в этом никакой радости. Вечное недовольство собой, стремление что-то улучшить. Вечное стремление к недостижимой цели. Помимо этого художника часто ждут унижение, бедность, интриги и сплетни. Да, девочка, талант — это не радость, а проклятие».

На плечи Сигрид легли заботы о младших сестрах и матери. Девушке пришлось поступить в Коммерческое училище, где готовили секретарей. Свыше десяти лет она служила в отделении «Всеобщей компании электричества» в Осло. Сигрид не любила свою работу, порой ей казалось, что она впустую тратит время и молодость. Чтобы не впасть в отчаяние, девушка писала стихи, обдумывала план романа из истории норвежского Средневековья.

Герта Мюллер (литература)

Большую часть своей жизни писательница провела в Германии. Знала сразу несколько языков, что сыграло для Герты большую роль. Она в трудные времена не только работала переводчиком, но и с легкостью изучала иностранную литературу.

В 1982 году Мюллер написала свое первое произведение на немецком языке, после чего вышла замуж за писателя, и преподавала лекции в местном университете.

Особенностью литературы писательницы является то, что она содержит два языка: немецкий, главный — и румынский.
Примечательно и то, что главной темой ее работ становится частичная потеря памяти.

С 1995 года Герта стала членом немецкой академии языка и поэзии, а в 2009 была удостоена Нобелевской литературной премии.

Женщины-лауреаты Нобелевки по физике

Мария Гёпперт-Майер (1906-1972), Нобелевская премия по физике 1963 года «За открытия, касающиеся оболочечной структуры ядра» (совместно с Хансом Йенсеном).

Мария Гёпперт-Майер

Уроженка Польши, физик. После переезда в США ей приходилось работать в тех же учебных заведениях, что и ее муж – профессор химии Джозеф Майер. По этой причине она не могла получать жалование за свою преподавательскую работу, то есть занималась ею бесплатно. В Колумбийском университете Мария даже не имела официальной должности; в Университете Джонса Хопкинса ее должность обозначалась как помощник профессора, а официальные обязанности заключались в разборе писем. После 1964 года ей удалось получить на полставки место старшего научного сотрудника отдела теоретической физики в Аргоннской национальной лаборатории – именно там она и вела работу над своей теорией оболочечного строения ядра. Ханс Йенсен, разделивший с Марией Гёпперт-Майер Нобелевскую премию, не был в прямом смысле ее коллегой – двое ученых независимо работали над одной и той же проблемой, находясь в разных странах.

Примечательно, что научный успех Марии Гёпперт-Майер был отмечен выходом газеты с заголовком «Мать и домохозяйка получает Нобелевскую премию по физике».

Донна Стрикленд (род. 1959), Нобелевская премия по физике 2018 года «За метод генерации высокоинтенсивных ультракоротких оптических импульсов» (совместно с Жераром Муру).

Донна Стрикленд  (Фото: https://aussiedlerbote.de/)

Гражданка Канады, специализируется на лазерной физике и нелинейной оптике. Метод усиления чирпированных импульсов, разработанный Стрикленд и ее коллегами, используется в сверхмощных лазерах, предназначенных для исследовательских программ в области фундаментальной физики. В области практического применения технология перспективна для проведения химических анализов с высочайшей степенью чувствительности и для создания инновационных «материалов будущего».

Андреа Гез (род. 1965), Нобелевская премия по физике 2020 года «За открытие сверхмассивного компактного объекта в центре нашей галактики» (совместно с Райнхардом Генцелем).

Андреа Гез

Гражданка США, астроном, специализируется на наблюдательной астрофизике. Предположение о том, что в центре нашей галактики может находиться сверхмассивная черная дыра, было выдвинуто достаточно давно, однако получить доказательства удалось только к 2020 году. 

Решить задачу смогли две конкурирующие команды исследователей – одна под руководством Гез с обсерваторией на Гавайских островах, вторая – под управлением Генцеля в Чили. Увидеть черную дыру в оптическом диапазоне нельзя, так что определить свойства объекта можно было только по гравитационным взаимодействиям – эффектам, которые поле его тяготения оказывает на другие космические тела, доступные для наблюдения в телескоп. За два десятилетия работы астрономы исследовали орбиты нескольких тысяч звезд, находящихся поблизости от предполагаемой черной дыры. Анализируя полученные данные, удалось не только доказать наличие в центре галактики невидимого сверхмассивного объекта с огромной гравитацией, но и определить его характеристики: это не что иное, как черная дыра массой около 4 миллионов масс Солнца, по диаметру сравнимая с Солнечной системой.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

5

Март 2022 года начался с удачного новолуния в Рыбах 2 марта. А вот каким будет праздник 8 …

5

Девушки и женщины могут делать в саду что угодно, и мы ни в коем случае не отказываем им в свободе …

5

Приближается 8 марта, а значит, настало время поговорить о прекрасных дамах и о том, какова их роль …

5

15 октября женщины всего мира отмечают Международный день сельских женщин (International Day of …

5

Сегодняшний джентльменский набор садового инвентаря выходит далеко за рамки обычной лопаты и граблей …

5

Ученые, изучавшие кошачью болтовню, соединения, выделяемые кинозрителями, и лучший способ доставить …

5

2

Когда вы дышите, ваше тело поглощает кислород и выделяет углекислый газ. Во время фотосинтеза …

5

1

Клюквенный напиток — лучшее лекарство от простуды! Это знает каждая мама и бабушка. В морозилке …

5

Мария Кюри

Прежде чем стать одной из самых известных женщин-ученых в истории, Мария Склодовская Кюри была дочерью двух учителей: Брониславы и Владислава Склодовских. Ее день рождения был 7 ноября 1867 года.

Когда Мари выросла, ее родители сделали плохие инвестиции, в результате чего они потеряли огромную часть своего состояния. Кроме того, в возрасте десяти лет Бронислава (мать Мари) скончалась после битвы с туберкулезом в 1878 году. Старшая сестра Мари, Зофия, умерла примерно тремя годами ранее от тифа.

Пройдя через множество финансовых трудностей, в 1893 году Мари получила степень магистра физики. В следующем году она получила еще одну степень по математике. Пьер Кюри взял Мари в жены 26 июля 1895 года, и в их союзе родились две дочери: Ирен и Ева.

Вместе с Анри Беккерелем пара получила Нобелевскую премию по физике 1903 года. В 1911 году Мари получила еще одну Нобелевскую премию, но уже во второй раз по химии. Благодаря наградам Мари сохранила титул первой женщины-лауреата Нобелевской премии и первого человека, получившего Нобелевскую премию по химии. К сожалению, ее работа с радиацией привела к болезни под названием апластическая анемия, которая убила ее в 1934 году в Пасси, Франция.

«Илиада Севера»

Брак Сигрид оказался недолгим, в 1919 году она рассталась с мужем и уехала в Лиллехаммер, где родила третьего ребенка. В усадьбе Бьёркебек («Берёзовый ручей») начинается новый, самый плодотворный период ее жизни и творчества. Сигрид возвращается к своей давней мечте — написать роман из истории норвежского Средневековья, но при этом реалистически изобразить судьбу незаурядной женщины, ее борьбу за личное счастье. Так появляется роман-трилогия «Кристин, дочь Лавранса», ставший вершиной творчества Унсет. Это произведение, состоящее из трех романов «Венец» (1920), «Хозяйка» (1921) и «Крест» (1922), можно рассматривать в равной степени и как исторический роман, и как семейную сагу о женской судьбе.

Дочь археолога, знаток и восторженная поклонница скандинавского Средневековья, Сигрид Унсет с удивительной достоверностью воссоздала атмосферу XIV века. Но в первую очередь ей удалось создать психологическую и философскую драму, в центре которой — судьба главной героини Кристин и ее любовь к Эрленду, ради которой героиня пожертвовала всем, что у нее было. «Вся ее жизнь покоилась в его объятиях», — писала Унсет.

Сигрид Унсет, 1923

Роман «Кристин, дочь Лавранса» многократно переиздавался в Норвегии и выходил огромными тиражами за рубежом, в частности в Германии — 250 тысяч экземпляров, в России – 450 тысяч экземпляров (два тиража конца 1980-х гг.) Книга была переведена на многие европейские языки, ее называли «Илиадой Севера». Сигрид Унсет необыкновенно дорожила этим романом. Когда в 1937 году Голливуд предложил ей огромный по тем временам гонорар — 50 тысяч долларов за авторские права, писательница отказалась, опасаясь, что «фабрика грез» может испортить ее любимое детище.

Унсет выросла в нерелигиозной семье. Однако Первая мировая война и разрыв семейных отношений повлияли на ее мировоззрение. Она пережила духовный кризис, в результате которого в 1924 году обратилась в католичество – совсем непопулярной в те годы религии в Норвегии. Через несколько лет Сигрид Унсет написала дилогию «Улав, сын Аудуна из Хествикена» (1925) и «Улав, сын Аудуна, и его дети» (1927), хронологически и тематически примыкающую к трилогии «Кристин – дочь Лавранса». Действие романов происходит в Норвегии в конце XIII века, в центре повествования – история любви обрученных в детстве Аудуна и Ингунн.

В 1928 году Сигрид Унсет была присуждена Нобелевская премия по литературе «за яркое изображение средневековой Скандинавии». Это был подлинный триумф писательницы. В Лиллехаммере ей была устроена торжественная встреча с факельным шествием. Средства, которые Унсет получила как лауреат Нобелевской премии (огромную сумму в 156 тыс. крон), она потратила на благотворительность: половина пошла на учреждение фонда помощи родителям детей-инвалидов, названного именем ее дочери (“Maren Charlotte Undset Svarstad Legat”), страдавшей от эпилепсии и умершей в возрасте 23 лет, остальное — на создание школ для детей из бедных католических семей и поддержку молодых норвежских писателей

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Alarm beauty
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: