Главная тема романа Достоевского «Белые ночи» — сочинение
13.09.2018
В своих произведениях Достоевский поднимает вечные проблемы человеческого бытия, которые волновали людей и в 19 веке, и сейчас. В одном из самых ранних произведений писателя, в романе «Белые ночи», поднята тема социальной адаптации человека и попытка ответить на философские вопросы, что же такое счастье и какой должна быть любовь.
Статья написана в формате школьного сочинения.
Главный герой произведения отражен в образе Мечтателя, за которым не сложно увидеть самого Достоевского. Этот человек отличается от большинства других особым мышлением и отношением к миру. Мечтатель постоянно погружен в свои мысли, в которых он создает идеальные, на его взгляд, сюжеты и совершенно идеальных людей. Он склонен грезить о чем-то ярком и необычном, хотя признается, что глубоко в душе он очень робкий и одинокий, потому что чувствует себя лишним в окружающем мире. Скорее всего, реальность не соответствует представлению Мечтателя о прекрасном, и он сбегает от тяжелого и жестокого настоящего в мир своих грез.
Еще один важный персонаж – это Настенька, милая девушка, в которую влюбляется главный герой. Внезапно возникшая любовь к ней делает счастливым Мечтателя и возвращает его из возвышенных фантазий, пусть и ненадолго, в реальный мир. Он готов практически на всё ради того, чтобы возлюбленная была счастлива. Но в итоге Настенька покидает его и связывает свою судьбу с другим человеком. А Мечтатель снова остается в одиночестве и погружается в печаль и грезы.
Было ли счастливое будущее у Мечтателя с Настенькой? Не разрушатся ли столь прекрасные чувства при столкновении с реальной жизнью? Ведь они были знакомы так недолго, всего лишь несколько дней. А настоящие отношения – это каждодневный труд, совместные проблемы, которые нужно преодолевать вместе. Получилось бы это у Мечтателя, человека, с полным отсутствием не только опыта любовных отношений, но и просто опыта обычного общения? Может, несмотря на трагизм ситуации, это было лучшим вариантом развития событий? Ведь светлое чувство и хорошие воспоминания останутся с Мечтателем и дальше, а вот разочарование в реальном человеке, когда любовь разбивается о быт и разногласия, оставляет глубокие раны.
Одинокий Мечтатель чувствует себя непринятым окружающим миром, совсем чужим в нем. Но в то же время, он не презирает общество, а наоборот, испытывает огромную симпатию не только к малознакомым людям, но и к домам в Питере. Образ Петербурга в романе также играет немаловажную роль. Город представляется герою живым и дружелюбным, и Мечтателю кажется, будто деревья и строения на улице с ним общаются и понимают его. На всем протяжении романа, читатель может наблюдать постоянную рефлексию Мечтателя. Герой анализирует свое состояние, чувства, размышляет о своем существовании и о своем месте в этом мире.
Но все же, главный герой не был отвергнут обществом. Мечтатель сам сбежал в мир своих фантазий, он и сам отвергает мир, избегает других людей. Знакомство с Настенькой было первой попыткой реального взаимодействия с миром, и нельзя сказать, что она не удалась.
Девушка приняла его, пыталась понять. И даже согласившись выйти замуж за другого мужчину, которого она полюбила задолго до знакомства с нашим героем, Настенька предлагает юноше продолжение дружбы и общения. Ведь она – тоже мечтательница, оторванная от мира. Правда, не добровольно, как главный герой, а невольно, стараниями своей бабушки. Но Настенька, в отличие от Мечтателя, всеми силами пытается в мир вернуться, вырваться из убогого бабушкиного мирка.
Композиция произведения построена очень оригинальным образом. Роман «Белые ночи» содержит 5 глав – одно утро и четыре ночи. Эти ночи были очень важными в жизни Мечтателя, ведь ему посчастливилось испытать настоящие чувства к реальной девушке. Да, они оказались безответными, но он сохраняет возвышенность своей любви и благодарен Настеньке за нее. Его отвергнутая любовь не переходит в ненависть, как часто бывает и в жизни, и в книгах. В последней фразе романа и заключается главная мысль произведения: «Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..» То есть, главный смысл жизни с точки зрения Мечтателя – это любовь, которая питает душу и наполняет ее блаженством. И тот, кто хотя бы раз испытал ее, может считать, что жил не зря.
Поворот не туда
Мои родители были обеспокоены, я тоже. Я понимала, что это большая проблема, когда тебе нравится просто пить, а не заниматься чем-либо ещё. Я как-то подумала, что облажалась. Я конкретно облажалась.
Очень близкими были отношения певицы с семьей ее дяди, который после реабилитационного центра оплатил ее годовое обучение в старшей школе в городе Кент, а после, вместе со своей супругой, принял девочку пожить у них дома в Лонг-Айленде. Так как Лана решила бросить Государственный Нью-Йоркский Университет в Дженесео сразу после поступления.
Вместо учебы, юная Дель Рей стала работать официанткой в кафе и учиться играть на гитаре. Сюжет вполне претендует на какое-то сугубо американское кино, когда девушка с грустными глазами в аккуратном розовом платье разносит горячий черный кофе, изящно вышагивая по шахматному полу среди красных кожаных диванов.
Уже тогда она поняла, что хочет писать песни и выступать, а ее богатая событиями непредсказуемая жизнь стала неиссякаемым источником вдохновения.
Тесная связь биографии Лермонтова с его творчеством
Тема одиночества в лирике Лермонтова является одной из основных, что можно проследить и в лирических стихотворениях поэта, и в поэмах («Демон», «Мцыри»). Чтобы понять истоки этого мотива в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова, стоит обратиться к его биографии. Поэт воспитывался бабушкой, без матери и отца, часто болел и много времени проводил на Кавказе для улучшения здоровья:
Но поэт говорил, что любит своё угрюмое уединенье, в этом состоянии он находился с детства, и оно было вполне привычным для него. Однако безвременная тоска постоянно в душе лирического героя его стихотворений, она томит и не уходит. Эту тоску герой испытывает с ранних лет, так 14-летний Лермонтов пишет: «И нам горька остылой жизни чаша; И уж ничто души не веселит». («Монолог», 1829).
В стихотворениях 30-ых годов поэт говорит о могильном звуке, видит свой уединённый гроб и много рассуждает о жизни земной и небесной. Он осознает быстротечность жизни, бессмысленность существования: «Года уходят будто сны». («Одиночество»,1830), «Ланит спокойных пламень алый. С собою время уведет» («Когда весной разбитый лед», 1830).
Юность как пора амбиций, энергичного достижения целей и радости от настоящих и грядущих дней – незнакома Лермонтову. Хотя мечта всё-таки часто волнует его, но это только усиливает печаль и одиночество юноши. Сначала в творчестве, в мечте и воспоминаниях он видит отраду, но постепенно понимает и их тщетность: «Мечтанье злое грусть лелеет. В душе неопытной моей…» («Отрывок»), «Но тщетны мечты, бесполезны мольбы. Против строгих законов судьбы» (Желание, 1832), «И все мечты отвергнув, снова. Остался я один» («Как в ночь звезды падучей пламень», 1832). Невозможность высказаться, поделиться наболевшим мучит лирического героя, ведь никто не поймёт его страданий: «Живу как камень меж камней» («Отрывок»).
В отношениях с прекрасным полом поэта также постигает неудача. Безответные чувства, предательство и в конце несостоявшийся брак с любимой девушкой окончательно заставили его разочароваться в любви. Он пишет стихотворение «Пусть я кого-нибудь люблю» (1831), где говорит о губительности для него этого чувства и окончательно смиряется со своим одиночеством. Возможно, в чём-то прав Владимир Соловьев, говоря, что влюбляясь поэт любил не столько объект воздыханий, сколько «собственное любовное состояние», и погружение в себя, сосредоточенность на своей личности мешали поэту извлечь из этого чувства «жизненное наполнение», поэтому он снова был обречён на одиночество и пустынность своей души.
Стихотворение «Смерть поэта» и дуэль явились причиной заключения Лермонтова и его ссылок на Кавказ. В «Узнике» описано пребывание в стенах тюрьмы, где отражается восприятие поэтом своего заключения:
Так, уже из биографии мы видим, что мотив одиночества в лирике Лермонтова неслучаен, это один из ведущих мотивов, поэтому понимание его природы важно для постижения творчества поэта в целом
Стихи Пушкина про одиночество
Пушкин — дневное, Лермонтов — ночное светило русской поэзии. В жизни Пушкин — весь на людях, но в творчестве. В жизни Пушкин — весь на людях, но в творчестве — один; Лермонтов — обратное: в жизни — один, в творчестве идет к людям: пусть не доходит, но идет, пусть ненавидит, но не бесстрастен.
Дмитрий Мережковский 3 4 Современники о М. Антитеза Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. Эпитет Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления Олицетворение Переносное значение слова, основанное на сходстве двух предметов.
Повторение одних и тех же элементов в начале строк, строф. Вопрос, на который не ожидается ответа. Метафора Анафора Риторический вопрос 7 8 Как часто пёстрою толпою окружён, Когда передо мной как будто бы сквозь сон, При шуме музыки и пляски, При диком шёпоте затверженных речей, Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски, Когда касаются холодных рук моих С небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки, — Наружно погружась в их блеск и суету, Ласкаю я в душе старинную мечту, Погибших лет святые звуки Какова тема стихотворения?
На каком художественном приёме построено? Выпишите словосочетания, подтверждающее это в два столбика. Мне скучно в день, мне скучно в ночь. Надежды нету в утешенье; Она навек умчалась прочь, Как жизни каждое мгновенье. На светлый запад удалюсь; Вид моря грусть мою рассеет. Ни с кем в отчизне не прощусь — Никто о мне не пожалеет!
Каково состояние лирического героя? Она как чумное пятно На сердце жжёт, хотя темно; Враждебной силою гоним, Я тем живу, что смерть другим: Живу — как неба властелин — В прекрасном мире — но один Какова тема стихотворения?
Какова любовь поэта в стихотворении? Подтвердите своё мнение словосочетаниями из стихотворения. Одинокий — уединённый, живущий там, где мало людей, отдельно. Одинокий — живущий одиноко, сам по себе, без семьи, товарищей. Словарь В. Даля 13 ОДИН современ. Описание темы. Действия, относящиеся к теме. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
Тема одиночества в лирике Лермонтова сочинение (Мотив одиночества)
Михаил Юрьевич Лермонтов довольно известный автор различных произведений, который считается поистине великим творцом. Многие произведения содержат грустные мысли и чувства, которые определили его прошлое. Оно было такое же одинокое и пустое, как и жизнь его героев. У автора не было родителей, воспитывала его бабушка. Конечно она дарила ему безграничную любовь и ласку, но она не может сравниться с родительской любовью. Одиночество это то через что каждый из нас когда либо проходил. Это состояние души.
Повествование в произведениях Лермонтова обычно начинается с приятных и романтических пейзажей. Эти красочные горы, темные и синие воды морей, тучи, которые кутаются в теплых лучах солнца. К примеру можно вспомнить как изображен парус, раскачивающийся на волнах. Он одинок в пучине синего моря. Туман полностью окутывает его и мы чувствуем, как ему грустно и он потерян в этой далекой стране. Всем героям трудно устроится в этом жестоком мире, он его тяготит. Читатель представляет, что в будущем возможно все наладится и агрессивность уйдет на второй план. Ведь волны такие теплые и манящие, а лучи солнца играющие в этой синеве завораживают. Но туман и эта буря, что мечет парус по волнам, несет очень мрачный окрас.
Одиночество по мнению Лермонтова это некий поиск счастья, а так же внутреннего умиротворения и спокойствия. Сам автор, как и лирический герой не мог найти своё равновесие и душевный покой. А в стихотворении Утёс эта тема представлена в разлуке могучего утеса великана и игривой тучки. Наш незыблемый герой тяжело переносит расставание и даже остается влажный след, символизирующий слезы. А сосна в стихотворении На севере диком так одинока и брошена, что создается впечатление мрачности и горечи. Холод от ветров пронизывает до костей читателя. Мы сочувствуем этой сосне как живому человеку.
В стихотворении Сон мы видим человека в горах получившего тяжелое ранение в грудину. Вокруг гроза и помощи ждать неоткуда, и читатель чувствует его боль и растерянность.
Как бы не было тяжело одиночество для окружающего мира, но для некоторых это отрада души. В творчестве можно найти себя, найти своего друга, который будет вести всю его жизнь. А иногда на смену этого чувства приходит колкость. Это защищает человека от внешнего жестокого мира. Ведь творчество это отражение дара и особенностей личности, а так же отражение взгляда на весь окружающий мир.
Образ Настеньки в романе «Белые ночи»
Так какие же они, эти нетипичные для Достоевского, сентиментальные герои? Настеньку мы видим, конечно, только глазами рассказчика. Рассказчик влюблен в девушку, поэтому он во многом, возможно, идеализирует ее образ. Тем не менее, она так же, как и он, изолирована от внешнего мира, правда, не по собственной воле, а по прихоти бабушки. Такая изоляция, впрочем, и сделала из героини мечтательницу. Например, она, порой, в своих мечтаниях доходила до женитьбы на китайском принце. Девушка чутко относится к переживаниям других и когда она узнает о чувствах рассказчика к ней, то переживает, что могла ранить его чувства какой-нибудь неаккуратной фразой. Настенька ныряет в чувство с головой, ее любовь чистая, непоколебимая, как и у любого мечтателя. Поэтому, когда ее посещают сомнения, придёт ли к ней ее возлюбленный, она так по-детски, так беспомощно пытается отказаться от этих чувств, сменить любовь на ненависть, построить счастье с другим, то есть, с рассказчиком. Такая убежденная наивная влюбленность так же характерна для сентиментализма; это в реализме все может быть сложно и запутанно, как, например, отношения князя Мышкина с Настасьей Филипповной, в сентиментализме же все просто — либо любишь, либо нет.
Семья
Лана Дель Рей – это псевдоним, коих у певицы было великое множество на пути к известности. Ее настоящее имя — Элизабет Вулридж Грант. Дочь предпринимателя, Роберта Ингланда Гранта Младшего, и школьной учительницы, Патриции Энн (Хилл). Лана Дель Рей родилась 21 июня 1985 в Нью-Йорке, США. У нее есть младшие брат и сестра: Чарли и Кэролайн.
Лана Дель Рей сама проторила себе путь к известности, и далось ей это не просто. Напористость у шотландцев в крови, а корни у Ланы именно шотландские. Ее дед, Роберт Ингланд Грант Старший, был инвестиционным банкиром, а позже — вице-президентом нескольких компаний и владельцем собственного венчурного капитала. Успех передался по наследству внучке предприимчивого Гранта.
instagram.com/honeymoon
«Как часто, пестрою толпою окружен…»
-
Мы видим открытое и беспощадное отрицание окружающего мира, которое обращено и на всех, и во внутренний мир души. Лермонтов огорчает то, что многие его современники живут “ошибками отцов и поздним их умом” . Он говорит о декабристах, которые смирились, прекратили борьбу. С тревожной болью говорит о том, что у его современников — образованных людей — нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни убеждений:
«Прощай немытая Россия»
Безусловным шедевром русской лирики является стихотворение “Выхожу один я на дорогу” . В нем проявилось исключительное мастерство поэта в изображении переживаний лирического героя. Перед нами изумительные картины природы, которые подчеркивают мысли об одиночестве героя. Стихотворение сопровождается риторическими вопросами: “Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем? » Автор показывает нам, что невозможно найти успокоение в общении с природой. Это только мечта, желание, а не реальность:
Парус (Белеет парус одинокий)
Это стихотворение написано в 1837 году, когда Лермонтов оказался под арестом в Главном штабе. Условия содержания в этом каземате были жесткие, ему не давали ни бумаги, ни чернил, чтобы не успел написать крамольных стихов. Михаил Юрьевич попросил камердинера, приносившего еду, заворачивать хлеб в серую бумагу и на ней записывал стихи. В стихотворении присутствуют народные, песенные мотивы. Но во второй части интонация стихотворения изменяется, появляются мотивы одиночества.
Стихотворение написано в 1841 году, когда он был вынужден уехать на Кавказ по приказу командования. Он чувствует себя одиноким листком. Он уже нашел свое место в жизни, решил стать литератором, мечтает выйти в отставку. Только у властей на Лермонтова свои планы. Отсылая всякий раз его на Кавказскую войну, царь и его единомышленники надеются, что он не вернется.
Трагедия одиночества (По произведениям М. Ю. Лермонтова)
Мотив одиночества пронизывает всю лирику Лермонтова. Особенно отчетливо звучит он в романе “Герой нашего времени”. Образ Печорина – это одиночество и лирическое, и гражданское, и вселенское. Печорин, как очень незаурядный человек, был неудовлетворен своим довольно унылым существованием на фоне, как ему казалось, не менее унылого существования всего общества. Спокойная и размеренная жизнь, заданность житейских ситуаций – все это давило на его неуемную, жаждущую действий душу, на его стремление к новым, более высоким отношениям между людьми в любви, в дружбе, в гражданском долге. В результате этих мечтаний Печорин сам начал создавать на своем жизненном пути препятствия, с тем чтобы их преодолевать. Такие игры с жизнью иногда могли оказаться для него роковыми. Но это его не останавливало. В воздухе того времени уже витала проблема “лишнего человека”, и лучшие умы пытались найти ответы на вопросы: “Как надо жить?” и “Для чего мне жить?”. Печорин принадлежит одновременно и к типу “лишних людей”, и к тем, кто делает попытки как-то разрешить эту проблему. Печорин помечен демоном одиночества, и это проявляется во всем. В своей жизни он любил только одну женщину – Веру. Любовь к ней принесла ему много страданий. Он страдал даже от того, что осознавал, что и Вера несчастна в любви к нему. Когда чувства постепенно стали угасать, демон одиночества вновь напомнил о себе и Печорин стал пытаться воскресить навсегда остывшие чувства и переживания. Конечно, у него ничего не вышло. Он приобрел только лишние страдания, которые постепенно иссушали его душу. Печорин был достаточно тонким человеком, чтобы не понимать своей вины в том, что происходит с ним лично, а также с близкими ему людьми. Но читатель видит, что это не только вина Печорина, а скорее его беда. В его жизни были еще две женщины – это Бэла и княжна Мери. Каждая из этих женщин могла подарить гармоничному мужчине любовь, отвлечь его от мрачных мыслей, словом, составить человеческое счастье. Но Печорин уже не мог не играть в жизнь, а точнее, в прятки с собственным одиночеством. В обоих случаях главную, роковую роль сыграло самолюбие. Он расчетливо пытался влюбить в себя Бэлу, но, когда достиг этого, потерял к ней интерес. Он специально подолгу был на охоте, видимо надеясь, что этот роман иссякнет сам собой. Но это оборачивалось лишь новыми страданиями женщины. Возможно, Печорин и пытался с помощью Бэлы найти свое место в жизни, но все безрезультатно. Роман Печорина с княжной Мери также завершился страданиями женщины. В эту трагическую игру в любовь был ввергнут и Грушницкий, который заплатил за свою страсть жизнью. Печорин, подталкиваемый демоном одиночества, вовлекал в свою игру все больше людей. Эти люди ссорились между собой, теряли ориентировку в жизни, совершали неблагородные поступки. Ведь Печорин сознательно, незаметно для самой Мери, настроил ее против Грушницкого. Далее, в дуэльном “спектакле” весь этот фарс с незаряженным пистолетом кончился трагически: один из участников дуэли стал убийцей, другой жертвой, третий бесчестным человеком. Но как ни странно, образ Печорина все же вызывает симпатию у читателя. Наверное, потому, что в герое романа еще не совсем умерли благородство и жалость. Печорин после очередного трагического витка в своей судьбе отправляется путешествовать, пытаясь снова найти ответы на мучащие его вопросы. Может быть, он решился на это в надежде реализовать свои благородные начала. Но на самом деле, как мне кажется, он лишь продолжал убегать от своего одиночества, с каждым новым шагом по жизни приближаясь к собственной трагедии. Демоническое одиночество в русской литературе не кончилось на Печорине. На мой взгляд, в той или иной степени оно проявилось в таких литературных героях, как князь Андрей Болконский в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” и других. Этих героев объединяет, на мой взгляд, стремление к яркой, наполненной благородными событиями жизни, но обстоятельства, а также черты их собственного характера (самолюбие, тщеславие) не дают им реализовать свои мечты. Сам поэт М. Ю. Лермонтов был ранен этим одиночеством. Уже будучи зрелым художником, он пришел в своем творчестве к “Демону”, а может быть, не к “Демону”, а через “Демона” к могучей ненасытной жажде полнокровной жизни, к земному многоцветному бытию, разлитому во вселенной, и все-таки трагически отдаленному от него.
«Пророк»
«Как часто, пестрою толпою окружен…»
-
Мы видим открытое и беспощадное отрицание окружающего мира, которое обращено и на всех, и во внутренний мир души. Лермонтов огорчает то, что многие его современники живут “ошибками отцов и поздним их умом” . Он говорит о декабристах, которые смирились, прекратили борьбу. С тревожной болью говорит о том, что у его современников — образованных людей — нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни убеждений:
«Прощай немытая Россия»
Безусловным шедевром русской лирики является стихотворение “Выхожу один я на дорогу” . В нем проявилось исключительное мастерство поэта в изображении переживаний лирического героя. Перед нами изумительные картины природы, которые подчеркивают мысли об одиночестве героя. Стихотворение сопровождается риторическими вопросами: “Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем? » Автор показывает нам, что невозможно найти успокоение в общении с природой. Это только мечта, желание, а не реальность:
Торжество гламура и рассыпанный жемчуг
В то же время Лана начинает активно появляться на обложках журналов, сотрудничает с агентством «NEXT Model Management», принимает участие в рекламной кампании H&M и записывает для нее кавер на известную в прошлом песню «Blue Velvet», в честь которой Дэвид Линч даже назвал некогда один из своих фильмов. Любопытно, что Лана любит довольно-таки депрессивные фильмы этого режиссера. Она признается, что все амбиции и планы отступают для нее на задний план, когда она проводит вечер за готовкой ужина и просмотром «Манхолланд-драйв» Линча в обнимку со своим парнем.
Почти все свое время певица так или иначе занимается музыкой. Она сочиняет красивые тексты песен не только для своих выступлений, но и для коллег по шоу-бизнесу. Популярная британская певица , больше всего известная по своей песне в бондиане, сообщила, что Лана написала несколько песен для ее пластинки «A Million Lights».
В 2013 году Лана Дель Рей устраивает мировой тур
, который включает в себя Францию (билеты на ее парижский концерт была распроданы за полторы минуты) и Финляндию, где исполнительница отметила переиздание своего первого диска. Всюду певицу принимали с распростертыми объятиями. Она трижды номинируется на MTV Europe Music Awards и выпускает очередной мини-альбом «Tropic».
Параллельно Лана выходит на новый виток популярности благодаря тревожной и прекрасной композиции «Young and Beautiful», которая вошла в саундтрек к самой модной мелодраме года «Великий Гэтсби» База Лурманна
. В мае и начале лета 2013 г. эта песня была в плейлисте каждой девушки. «Станешь ли ты любишь меня, когда я больше не буду молодой и красивой?» – горестно вопрошает Лана Дель Рей, пока на экране Мишель Уильямс, играющая возлюбленную , рвет на себе жемчуга. В клипе на эту композицию Лана, как всегда, выступает в образе роковой женщины, на этот раз она причесана и накрашена в стиле ретро и блистает в бриллиантовых серьгах-кольцах.
В начале 2014 г. певица записала свою версию классической сказочной песни «Once Upon a Dream»для фэнтези-фильма «Малефисента»
. В обработке Дель Рей композиция получилась очень щемящей. Главную роль злой колдуньи в картине сыграла .
Следуя традиции выпускать свои альбомы летом, в 2014 г. королева драмы представляет на суд общественности новую работу «Ultraviolence»
. Как и ожидалось, диск стартовал на первом месте в чарте Billboard 200, в то время как «Born To Die» в свое время оказался на второй строчке. В своем последнем альбоме певица слегка отходит от привычного ретро-звучания в сторону рока. Первым синглом с новой пластинке становится романтичный «West Coast».
Мотив одиночества и свободы
Одиночество в лирике Лермонтова нередко связано со свободой. Лирические герои тоскуют по вольной жизни, пытаются вырваться из оков обыденной жизни. Кавказ и горы — главные олицетворения свободы в произведениях М. Ю. Лермонтова. Знаменитая поэма «Мцыри» повествует о мальчике, отданным на воспитание к монахам. Однако в нём течёт кровь свободолюбивых народов, и, не примиряясь со своей участью, Мцыри сбегает. Во время своего путешествия он сталкивается со многими опасностями, оказывается тяжело ранен. После того как его принесли обратно в монастырь, юноша умирает со словами о том, что эти три дня на свободе он не променял бы никогда на долгую жизнь. Так и жил поэт, свободно, мысля широко и вольно, не боясь суждений общества. И несмотря на то что он был обречён на постоянную тоску, дух его не был сломлен, а мотив одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова сделал все его произведения вечными.
Темы в романе «Белые ночи»
Одна из центральных тем, конечно же, любовь. Но, что характерно для сентиментализма, это история любви безответной, и, в то же время, возвышенной. Сами герои придают небывалое значение этому своему чувству.
Но, несмотря на то, что сюжет крутится вокруг любовной истории, здесь поднимаются и другие темы, помимо любви. Мечтатели, как сами себя называют Настенька и рассказчик, отличаются от окружающих. Так в романе появляется тема одиночества. Герои страдают от своей изоляции от других людей. Поэтому, возможно, они так легко и сошлись друг с другом. Настя говорит, что у нее была подруга, правда, и та уехала в Псков. Каково же живется молодой девушке в компании одной только бабки? Поэтому ее жених и является спасительной ниточкой из этого мира одиночества. Рассказчик же еще более одинок, чем Настенька. В то же время, он не решается попытаться избежать этого одиночества, даже его знакомство с героиней — всего лишь счастливый случай. Молодой человек одинок настолько, что воображает своим знакомым каждого прохожего, или же, что еще абсурднее, разговаривает с домами. Когда девушка просит его «рассказать свою историю» он ей и признается, что такой мечтатель как он, как будто бы и не живет, его жизнь ничем не заполнена.