Цвет
https://player.vimeo.com/video/275184559
Цвет в фильмах Ксавье Долана
Как мы уже говорили, стержень кинематографа Долана — это эмоции и внутренние переживания. Еще один инструмент передачи этих вещей — цвет. А поскольку в фильмах Долана встречается едва ли не вся гамма испытываемых человеком чувств, цвета в его картинах очень много, а цветовые сочетания могут быть самыми радикальными и дикими. Или же наоборот — может доминировать какой-то один цвет, чаще это красный, желтый, зеленый.
Особенно стоит отметить работу Долана с цветным светом. Порой он решает целые сцены в каком-то определенном цветном свете, маркируя специфическое состояние или характер героя. Отметим, что в списке любимых картин Долана (и очевидных источников вдохновения) числятся «Безумный Пьеро» Жан-Люка Годара и «Шепоты и крики» Ингмара Бергмана, фильмы, известные своим нестандартным и уникальным цветовым решением.
Фильмография
- По дате
- По рейтингу
9.0
Подробная информация о фильме
Драма
2019
В ролях, Режиссёр, Монтажер, Продюсер, Сценарист
В избранное
Подробная информация о фильме
2019
В ролях, Режиссёр, Монтажер, Продюсер, Сценарист
В избранное
7.9
Подробная информация о фильме
Драма
2018
Режиссёр, Монтажер, Продюсер, Сценарист
В избранное
5.8
Подробная информация о фильме
Биографический фильм, Драма
2018
В ролях
В избранное
7.5
Подробная информация о фильме
Драма
2016
Режиссёр, Монтажер, Продюсер, Сценарист
В избранное
9.0
Подробная информация о фильме
Драма
2014
Режиссёр, Монтажер, Продюсер, Сценарист
В избранное
6.8
Подробная информация о фильме
Драма
2013
В ролях, Режиссёр, Продюсер, Сценарист
В избранное
8.0
Подробная информация о фильме
Драма, Мелодрама
2012
Режиссёр, Сценарист
В избранное
Подробная информация о фильме
Ужасы
2008
В ролях
В избранное
«Воображаемая любовь», 2010
![]()
В манерной и нарочито эстетской картине о любовном треугольнике Долан снова сам играет главную роль, не забыв пригласить свой талисман, актрису Энни Дорвал (маму из дебютного фильма) на небольшую роль. Мелькнул в финальных кадрах и звезда «Мечтателей» Луи Гаррель. Второму фильму канадского вундеркинда уже удается пробраться во вторую по значимости (после основного конкурса) программу Каннского кинофестиваля — «Особый взгляд» — и вызвать стоячую овацию. Впрочем, серьезных наград картине не досталось. «Воображаемая любовь» получила, в основном, позитивные оценки критиков, хотя без едких рецензий не обошлось. Долан признался, что читает отзывы на свои фильмы и они его задевают. Впрочем, критика точно была не способна сбить его с пути: канадец уже готовил новую работу.
Автобиографичность
Кадр из фильма «Я убил свою маму» (2009) / Фото: REZO Films
Ксавье Долан — один из тех режиссеров, что активно черпают вдохновение в личном опыте, переплавляя не только собственные эмоции и впечатления, но и целые эпизоды из своей жизни в творчество. Например, неспокойный, бунтарский подростковый период, взросление без отца и трудные отношения с матерью вдохновили Долана на дебют — поставленную всего лишь в девятнадцать лет картину «Я убил свою маму». Схожие мотивы чуть позже отразились в «Мамочке».
Долан — открытый гомосексуал, и некоторые его герои, в том числе те, которых играет он сам, также являются представителями ЛГБТ. Склонность режиссера активно использовать свою жизнь в качестве источника вдохновения дает злым языкам повод обвинять его в нарциссизме. Ожидаемо, что Долана это совершенно не смущает.
Slow Motion
Рапид в фильмах Ксавье Долана
Долан — большой любитель слоу-моушна, и один из немногих режиссеров, в чьих руках эта техника действительно удается и смотрится органично. В большинстве случаев к замедлениям он прибегает для двух целей. Во-первых, чтобы сильнее подчеркнуть значимость того или иного момента. То есть рапид, подобно микроскопу, позволяет выявить то, что скрыто в привычном течении времени («время крупным планом»).
Во-вторых, слоу-моушн у Долана это всегда эстетически изящно (вспомним подобные сцены в «Воображаемой любви» или «И все же Лоранс») — Долан как бы призывает зрителя глубже проникнуться самоценной красотой мгновения. При этом зачастую рапидные сцены несколько выбиваются из повествования, нарушают привычное течение драматургии, намеренно создавая ритмический контрапункт. По мнению одних это в итоге создает ощущение сумбура, тогда как другие считают, что это придает долановским историям особую выразительность.
Музыка
https://youtube.com/watch?v=ebn1n5NFEJ0
Сцена из фильма «Воображаемая любовь» (2010)
И еще одна ключевая составляющая кинематографа Долана — это музыка. Классика, поп-хиты, экспериментальные композиции используются режиссером в таких количествах, что порой критики приходят к выводу, что меломан в Долане доминирует над кинематографистом. Такая точка зрения обоснована, даже сам режиссер признается: «Часто бывает, что я слушаю песню и думаю: „Она идеально подходит для картины“. И я пишу сцены вокруг определенных песен».
Долан считает музыку неотъемлемой спутницей кинематографа, сопровождавшего его еще до появления звука, а потому не видит препятствий к максимально широкому ее использованию. Для него это «голос фильма», позволяющий полнее выразить эмоции персонажей и суть истории.
Вероятно, любовью к музыке обусловлено и то, что некоторые эпизоды в долановских картинах решаются буквально как клипы (режиссер, кстати, снял несколько музыкальных клипов, например «Hello» для Адель). Они могут не только нарушать общий ритм, но и иметь собственную эстетику, контрастирующую с остальным фильмом, и строиться не как некое повествование, а в клиповом духе, то есть как набор сменяющих друг друга отвлеченных образов, визуальных метафор. Это и еще один пример тяготения к условности, и лишнее подтверждение того, что для Долана важнее не «правильная» драматургия, а передача состояний и чувств.
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
Обложка: режиссер Ксавье Долан / Фото: Aurore Marechal / ABACAPRESS / ТАСС
«Мамочка» (2014)
Фото: imdb.com
Фото: imdb.com
В своем пятом фильме Долан снова возвращается к тому, с чего начинал – теме сложных отношений сына и матери. Главная героиня картины Диана забирает из интерната пятнадцатилетнего сына и планирует начать новую жизнь. Мирному сосуществованию материи ребенка мешают регулярные вспышки гнева, от которых страдают оба родственника… С «Мамочкой» Ксавье зашел настолько далеко в своей игре с формой и содержанием, что фильм не могут перестать обсуждать даже спустя четыре года. Сложная история об отношении поколений вышла у режиссера обнажающее честной и провокационной, а странная манера съемки удивительным образом раскрывает характеры персонажей. На протяжении практически всей картины кадр представляет собой ровный квадрат и становится широкоформатным лишь когда персонажи выпускают наружу свои чувства. Столь необычное решение принесло Долану Приз жюри в Каннах (формальное третье место).
Взгляд в спину
Съемка в спину в фильмах Ксавье Долана
Наряду с братьями Дарденн или Дарреном Аронофски Долан постоянно использует такое построение кадра, когда камера снимает героя со спины. Чаще всего в движении и длинным кадром. Такой прием тоже способствует погружению в действие и сближению с героем, идентификации с ним, поскольку зритель оказывается в положении присутствующего рядом, буквально «дышащего в спину».
Техника обычно используется в переломных для героя эпизодах и подчеркивает состояние напряжение, важность и интимность момента. Например, в «Томе на ферме» персонаж Долана движется к неизвестности, неизбежным и трудно предсказуемым событиям, которые невозможно контролировать
«Я убил свою маму» (2009)
Фото: imdb.com
Фото: imdb.com
Режиссерский дебют Долана, созданный им в том возрасте, когда многие еще понятия не имеют, чем хотят заниматься в жизни. Ксавье начал работу над картиной в 16 лет, преодолел все финансовые трудности и через несколько лет представил ее в Каннах, где получил первый серьезный приз и море обожания в свой адрес. Несмотря на провокационное название, «Я убил свою маму» достаточно типичный фильм-взросление про шестнадцатилетнего Юбера, который никак не может найти общий язык со своей матерью. Они любят друг друга, но ни один из не умеет показывать свои чувства, что приводит к постоянным скандалам и недопониманию… Картина была бы интересна в любом случае (режиссером, автором сценария, продюсером и главным актером в ней выступил восемнадцатилетний парень!), но это само по себе достойное произведение с авторской манерой повествования и уникальным стилем, который потом будет узнаваться в каждом фильме Долана.
«Песнь слона» (2014)
Фото: imdb.com
Фото: imdb.com
Выходец из артистической семьи, Ксавье начал играть в кино уже в пять лет, правда, с началом режиссерской карьеры он свел это дело к минимуму. Тем ценнее каждое выступление Долана в качестве актера. Лучше всего оценить игру Ксавье можно в его последнем фильме «Песнь слона», в котором он изображает молодого пациента психиатрической клиники, который лишь один знает, куда пропал местный врач. Эту информацию из него пытается вытянуть психиатр, но пациент предлагает ему сыграть в игру, призом в которой станет нужная тому информация… Ксавье выглядит в кадре настолько ярко и гармонично, что после просмотра ни у кого не должно остаться сомнений в его таланте, а необычный и непредсказуемый сюжет лишь подогревает интерес к этой картине.
«Я убил свою маму», 2009
![]()
История Юбера (сам Ксавье Долан, чья актерская карьера началась в 4 года), шестнадцатилетнего юноши из Монреаля, и его непростых отношениях с матерью (Энни Дорвал). Ситуация осложняется, когда мать Юбера узнает о его гомосексуальности и знакомится с бойфрендом сына. Убийство — только на бумаге, а на экране — живые, конфликтующие персонажи, отсылки к классике мирового кино и поражающая воображение любовная сцена в брызгах краски а-ля Джексон Поллок. Частично автобиографичный сценарий Долан, открытый гей, написал, когда ему самому было 16, а к съемкам приступил в 19 лет, вложив собственные средства.
Старт в рамках программы «Двухнедельник режиссеров» Каннского кинофестиваля сразу приковал к Долану внимание мировой прессы, восхищенной талантом и дерзостью канадца, бросившего школу и ставшего режиссером в столь юном возрасте. «Золотая камера» за лучший дебют ему не досталась, однако три чуть менее престижные награды в Канне и ворох призов на международных фестивалях среднего калибра, плюс признание критиков на родине — это не так уж и мало для 20-летнего режиссера
«Том на ферме», 2013
![]()
С «Томом» канадец изменил Каннскому кинофестивалю, променяв набережную Круазетт на место в основном конкурсе Венецианского смотра. А вот гомоэротическая составляющая никуда не делась, хотя историю странных отношений копирайтера Тома (ставший блондином Долан) и брата его погибшего любовника Гийома Франсисом (Пьер-Ив Кардинал) Долан подал под соусом почти хичкоковского триллера. Режиссера хвалят за смену жанра и упрекают в нарциссизме: камера буквально влюблена в его лицо, впрочем, надо признать — есть во что влюбиться. За «Тома» в этот раз уже болела вся фестивальная пресса, но Долан вновь остался без признания жюри, получив лишь награду ФИПРЕССИ.
«И все же Лоранс», 2012
![]()
Вновь премьера в каннском «Особом взгляде»: на этот раз Ксавье ждут восторженные отзывы прессы, а актрису Сюзанн Клеман — премия за лучшую женскую роль. ЛГБТ-сообщество вручает ему собственную награду, и есть за что: Долан разбирает в своем третьем фильме актуальнейшую, но нечасто встречающуюся на экране тему трансгендеров. Главную роль Ксавье на этот раз не забрал себе, а отдал Мельвилю Пупо. Его герой, успешный писатель и преподаватель литературы Лоранс признается свой девушке Фредерик (Сюзанн Клеман), что всегда ощущал себя женщиной в мужском теле. Хотя это не отменяет его любви к Фредерик, их отношения уже не могут быть прежними.





























